10 класс.рабочая программа.Русское речевое общение
рабочая программа на тему
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
городского округа Электросталь Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №4»
(МОУ «Гимназия №4»)
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУ «Гимназия №4»
______________/_И.И.Шеляпина/
Приказ № 096-ОД/ОВ
от 30 августа 2016г.
Рабочая программа
по русскому речевому общению
10 класс А
Составитель Зиннатова Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2016 год.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10Акласса составлена на основе авторской программы Шаталовой В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.и реализована в учебном пособии Шаталовой В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Программа рассчитана на 2 года обучения: в 10 и 11 классе (68 учебных часов)
По учебному плану школы – 35 часов в 10 классе. По авторской программе - 34 часа в 10 классе. 1 час отнесён в резерв.
Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в современной системе образования. Программа учебного предмета «Культура русского речевого общения» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. В 10–11 классах идёт процесс дальнейшего развития языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения.
Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях.
Требования к уровню подготовленности выпускников
В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям
- о социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества,
- о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества – человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности;
- знающим правила языковой и стилистической нормы;
- свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия.
Учебный план предмета
«Культура русского речевого общения»
Класс | Общее количество часов | ||
Всего | теоретических | Практических | |
10 класс общеобразовательной школы | 35 | 12 | 23 |
11 класс общеобразовательной школы | 35 | 12 | 23 |
Учебно-тематический план предмета
«Культура русского речевого общения»
10-ый класс
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | теоретических | Практических | ||
1 | Речевое общение и речевое воздействие | 2 | 1 | 1 |
2 | Язык и речь. Основные виды речевой деятельности | 2 | 1 | 1 |
3 | Текст как результат речевой деятельности. Тестирование | 8 | 2 | 6 |
4 | Культура речевого общения. Контрольная работа | 6 | 2 | 4 |
5 | Устный русский текст | 2 | 1 | 1 |
6 | Письменный русский текст | 4 | 1 | 3 |
7 | Литература как вид словесного (речевого) искусства | 1 | 1 | |
8 | Монологические и диалогические формы речи и текста | 3 | 1 | 2 |
9 | Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. Творческая проектная работа | 6 | 2 | 4 |
11-ый класс
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1. (10) | Речевое воздействие в общении | 4 | 2 | 2 |
2. (11) | Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи. Тестирование | 4 | 1 | 3 |
3. (12) | Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления | 12 | 4 | 8 |
4. (13) | Лингвистическая любознательность и любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения. Контрольная работа | 2 | 2 | |
5. (14) | Анализ образцовых русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности | 4 | 1 | 2 |
6. (15) | Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения. Творческая проектная работа | 8 | 2 | 6 |
Планирование предусматривает не только освоение программы курса «Культура русского речевого общения», но и включает задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Ни для кого не секрет, что часть С в ЕГЭ по русскому языку из года в год показывает снижение качества владения учащимися коммуникативными умениями, поэтому в программу, созданную в 2005 году, должны быть внесены соответствующие коррективы с поправкой на итоговую экзаменационную работу формата ЕГЭ, что и было сделано в данном календарно-тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
10 класс | |||
Тема 1. Речевое общение и речевое воздействие – 2 ч., 1 час в неделю | |||
1 | Речевое общение и речевое воздействие | ||
2 | Речевое общение и речевое воздействие | ||
Тема 2. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет – 2 ч., 1 час в неделю | |||
3 | Язык и речь. Основные виды речевой деятельности | ||
4 | Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет | ||
Тема 3. Текст как результат речевой деятельности – 8 ч. | |||
5 | Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.). | ||
6 | Текст как смысловое и структурное единство. | ||
7 | Функциональные стили речи. | ||
8 | Функциональные типы речи. | ||
9 | Жанры текстов художественного стиля | ||
10 | Жанры текстов публицистического стиля | ||
11 | Жанры текстов научного стиля | ||
12 | Жанры текстов официально-делового стиля | ||
Тема 4. Культура речевого общения – 6 ч., 1 час в неделю | |||
13 | Орфоэпические нормы | ||
14 | Лексические нормы | ||
15 | Словообразовательные нормы | ||
16 | Морфологические нормы | ||
17 | Синтаксические нормы | ||
18 | Стилистические нормы | ||
Тема 5. Устный русский текст. Общая характеристика – 2 ч., 1 час в неделю | |||
19 | Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик. | ||
20 | Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика). Обиходно-разговорный устный текст. | ||
Тема 6. Письменный русский текст – 4 ч., 1 час в неделю | |||
21 | Официально-деловой текст | ||
22 | Научный текст | ||
23 | Публицистический текст | ||
24 | Художественный текст | ||
Тема 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства – 1 ч., 1 час в неделю | |||
25 | Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический. | ||
Тема 8. Монологические и диалогические формы речи и текста – 3 ч. | |||
26 | Монологические и диалогические формы речи и текста | ||
27 | Дискуссия на тему «Какое телевидение нам нужно?» | ||
28 | Публичное выступление | ||
Тема 9. Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план, конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор – 6 ч., 1 час в неделю | |||
29 | План, тезисы, аннотация, обзор | ||
30К | Контрольное сочинение | ||
31 | Конспект | ||
32 | Реферат | ||
33 | Подведение итогов | ||
34 | Резерв | ||
35 | Резерв | ||
11 класс | |||
Тема 1. (10) Речевое воздействие в общении – 4 ч., 1 час в неделю | |||
1 | Речевое воздействие в общении | ||
2 | Речевое воздействие в общении | ||
3 | Речевое воздействие в общении | ||
4 | Речевое воздействие в общении | ||
Тема 2. (11) Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи – 4 ч., 1 час в неделю | |||
5 | Ораторская речь | ||
6 | Роды и виды ораторской речи | ||
7 | Роды и виды ораторской речи | ||
8 | Роды и виды ораторской речи | ||
Тема 3. (12) Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления. Логические, эмоциональные, коммуникативно-контактные элементы публичного выступления – 12 ч., 1 час в неделю | |||
9 | Правила русского красноречия. | ||
10 | Композиция публичного выступления. | ||
11 | Композиция публичного выступления. | ||
12 | Логические элементы публичного выступления | ||
13 | Логические элементы публичного выступления | ||
14 | Эмоциональные элементы публичного выступления | ||
15Р | Сочинение формата ЕГЭ | ||
16Р | Сочинение формата ЕГЭ | ||
17 | Эмоциональные элементы публичного выступления | ||
18 | Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления | ||
19 | Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления | ||
20 | Публичное выступление. Конференция | ||
Тема 4. (13) Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку, как составляющие культуры речевого общения. – 1 час, 1 час в неделю | |||
21 | Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку, как составляющие культуры речевого общения. | ||
Тема 5. (14) Анализ образцов русских текстов разной стилевой и жанровой принадлежности – 4 ч., 1 час в неделю | |||
22 | Анализ текста публицистического стиля | ||
23 | Анализ текста художественного стиля | ||
24 | Анализ текста художественного стиля | ||
25 | Анализ текста научного стиля | ||
Тема 6. (15) Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения – 8 ч., 1 час в неделю | |||
26 | Создание публицистического текста рассуждения на тему о вандализме | ||
27 | Создание публицистического текста рассуждения на тему о памяти | ||
28 | Создание публицистического текста рассуждения на тему о чтении книг | ||
29 | Создание публицистического текста рассуждения на тему о любви и дружбе | ||
30 | Создание публицистического текста рассуждения на тему о подвиге | ||
31 | Создание публицистического текста рассуждения на тему об экологии и защите природы | ||
32 | Создание публицистического текста рассуждения на тему о дефиците культуры | ||
33 | Создание художественного текста описания | ||
34 | Резерв |
Перечень программно-методического обеспечения
- Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.
- Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.
- Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО учителей
русского языка и литературы
от 30. 08. 2016 № 1
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
____________/Е.В.Чичиланова/
30.08. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".
В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

11 класс.рабочая программа.Русское речевое общение
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечеств...