Рабочая программа по культуре общения (7 класс)
рабочая программа (7 класс) на тему

Данная программа разработана на основе                                                                                                            

·        Программы по  культуре общения.( Культура общения. 5-11 классы. Программа. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя». Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г).

·        Учебного плана МБОУ СОШ № 92 на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya_7_.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                         Данная программа разработана на основе                                                                                                            

  • Программы по  культуре общения.( Культура общения. 5-11 классы. Программа. Нормативные акты. Основные требования к уроку. Литература учащегося и учителя». Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г).

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 92 на 2014-2015 учебный год.

Количество недельных часов 0,5   (из компонента ОУ)                    

Количество часов в год  17

Уровень рабочей программы базовый

Классификация рабочей программы типовая

 

 Цели и задачи рабочей программы:

Формирование  

  • устойчивых риторических навыков;
  • умений и навыков культуры устной речи;
  • навыков культуры общения.

Конечной целью обучения является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном поведении учащихся. На уровне навыков учащиеся должны, в первую очередь, освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются учащимися в школе и при общении друг с другом: устный ответ, публичную защиту результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защиту реферата, защиту мультимедийной презентации, учебный диалог, умение слушать, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками.

Формы обучения и контроля: традиционные уроки, проверочная работа, лекция.

Виды и формы контроля: 

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Учебно-методический комплект для обучающихся:

Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А.  Культура общения.7 класс. Книга для учащихся. / Под ред. И.А. Стернина Воронеж, 2011 г. 138 с.


     Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

1.

 Публичное  выступление

4

2.

Информационное выступление

3

3.

Протокольно-этикетное выступление

2

Проверочная  работа

4.

Развлекательное выступление

2

6.

Убеждающее выступление

6

зачет

Итого:

17

2

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

                            Публичное выступление        4ч

 Понятие публичного выступления. Основные требования к публичному выступлению. Подготовка к публичному выступлению.

Понятие риторики как науки об эффективном публичном выступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.

Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступления, воспроизведение выступления наизусть.

Алгоритм подготовки материала для выступления.

Правила поведения оратора в аудитории.

 Структура публичного выступления

Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.

Приёмы обозначения структурных частей выступления.

Закон края, его содержание и учет в процессе подготовки публичного выступления.

Начало выступления. Функции вступления.

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; исторический эпизод, ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; диалогизация выступления.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления.

Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; благодарность за внимание; комплимент аудитори

                                  Информационное выступление 3ч

Понятие информационного выступления. Виды информационных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и др.

Общие требования к  подготовке информационных выступлений: полнота передачи информации, сообщение новой для слушателей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, дополнительной  информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность жестикуляции; малоэмоциональность.

Типы информационного выступления: повествование, описание и объяснение. Объяснение как тип информационного выступления (алгоритм построения инструкции). Описание как тип информационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повествования.

Протокольно-этикетное выступление 2ч

Понятие протокольно-этикетного выступления.

Виды протокольно-этикетных выступлений:  речь при  встрече официальных лиц;  официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.

Основные требования к протокольно-этикетному выступлению.

Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.

Развлекательное выступление  2ч

Понятие развлекательного выступления.

Виды развлекательных выступлений: смешной случай из жизни, анекдот, дружеский тост.

Основные правила подготовки и произнесения развлекательной речи.

Правила публичного рассказывания анекдотов.

Правила подготовки и произнесения тоста.

Убеждающее выступление   6ч

Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.

Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и аргументы «против». Приёмы усиления убедительности речи.

Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.

Правила подготовки убеждающего выступления.

Реклама как агитационное выступление. Реклама и информация: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.

Собственно убеждающее выступление. Выступления по пословицам и афоризмам.                                                                                                                                     Зачет.

Выступления по темам, рекомендованным учителем и по самостоятельно выбранным учащимися темам.

Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу 7-го класса учащиеся должны знать:

понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент;

классификацию публичных  выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступление);

общие требования к публичному выступлению;

способы подготовки к публичному выступлению;

алгоритм подготовки материала к публичному выступлению;

структуру публичного выступления;

приемы привлечения и поддержания внимания аудитории;

правила завершения публичного выступления;

схему анализа публичного выступления;

типы информационного выступления (повествование, описание и объяснение); общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления;

понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления;

основные правила аргументации в публичном выступлении;

универсальные приемы эффективной аргументации;

виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления;

виды протокольно-этикетных выступлений; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи;

виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.

не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника.

Правильно произносить слова: конечно [ш], скворечник [ш], скучный [ш], яичница [ш].

Правильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, берёстой, о берёсте; взятый – взят, взято, взяты, взята; включённый, орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, глубоко, деньги – нет денег, к деньгам, деньгами, о деньгах; диалог, а, до смерти, добела, договоры, докрасна, дополна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи,; искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нанесён – нанесена; начавший, новорождённый, он прав, большинство право, они правы, но она права; осуждённый, переведён – переведена; по окончании работы, , поднявший, оно поняло; постамент, прибывший, привезён – привезена; принудить, принуждённый, рецензия на что?, свёкла, , тесно, увядший, углубить, удобнее, черпает,

Правильно образовывать формы существительных в выражениях: благодаря (чему?) героизму, вопреки (чему?) обстоятельствам, согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чём?) о спектакле, по приезде в город

Различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека.

Уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор,.директор, маляр, сирота, шофёр.

Уметь правильно образовывать глагольные формы: выздороветь, выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют; начатый – начат, начато, начаты, начата; начать, оно начало; рассыпать, рассыплю, рассыплешь, рассыплет, рассыплем, рассыплете, рассыплют; рассыплешь бисер, принятый – принят, принято, приняты, принята; поднятый – поднят, поднято, подняты, поднята; понявший, созданный – создан, создано, созданы, создана; щипать, щиплю, щиплешь, щиплет, щиплем, щиплете, щиплют; щиплет нос, забрать –  он забрал,  оно забрало, они забрали, но она забрала; занятый – занят, занято, заняты, занята

Чётко произносить скороговорки:

Не по траве, а около каталось “о” и охало. “О” охало, “о” окало, не по траве , а около.

Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!»

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Жора изложил содержание книжонки: железнодорожники жили в хижине.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго покарала  Карла за кражу коралла.

Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла. Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.

Толстяк Толя топал к тополю в кожаных туфлях.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.

Грядки у Генки с Галкой редко были в порядке.

Кого-то молния искала, ломая спички в мокрой мгле.

Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить – дело упустить.

Объяснить смысл пословиц и поговорок:

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Людским речам вполовину верь. Кто про кого за глаза говорит, тот того и боится. У кого что болит, тот о том и говорит. Сперва подумай, а потом скажи. По речи узнают человека. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Слово – серебро, молчание – золото. Говорить не думая - что стрелять не целясь. Не просящему не дают. Кто языком штурмует, немного навоюет. Язык до Киева доведёт. Ласковое слово и кошке приятно. Спорить спорь, а браниться грех. Береги честь смолоду. Один раз соврёшь – в другой не поверят. Говорят не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож! Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Поспешишь – людей насмешишь. В гостях хорошо, а дома лучше.

Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:

информационные: объявление; объяснение (инструкция); аннотация; свободный рассказ о себе; доклад;

протокольно-этикетные: представление гостя; поздравительная речь;

развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;

убеждающее выступление: агитационное, собственно убеждающее.

 

Раздел 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А.  Культура общения.7 класс. Книга для учащихся. / Под ред. И.А. Стернина Воронеж, 2011 г. 138 с.

Культура общения. 7 кл. Книга для учителя. Вып. 1 – 4. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2009.

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютер, проектор.        

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

Понятие этикета - 2ч

Понятие поведения. Функции этикета. Как возник этикет? Этикет народов мира.

Этикет внешнего вида - 2ч

Как мы выглядим?                                                                                                                        

Речевой этикет - 4ч

Понятие и функции речевого этикета. Формулы речевого этикета. Языковой паспорт человека. Зачем, кому, о чем и как писать письма. Практикум по написанию писем.

Этикет общения  - 5ч

Законы общения. Понятие ролевого общения. Общение со старшими. Роль сына, дочери, внука. Роль ученика. Общение с младшими. Роль друга. Общение с одноклассниками. Мальчик и девочка.

Этикет поведения -  4ч

Поведение в общественных местах. Мы принимаем гостей. Как их развлечь? На школьном празднике, на дискотеке. На отдыхе, в походе. На экскурсии.


Тематическое  поурочное планирование учебного материала

Тема урока

Дата проведения

по плану

фактически

Публичное выступление         4ч

1.

Понятие публичного выступления Общие требования к публичному выступлению.

2.

Подготовка к публичному выступлению.

3.

Структура публичного выступления

4.

Начало выступления, завершение, аргументация.

Иформационное выступление  3ч

5.

Понятие информационной речи. Правила ее подготовки. Виды информационных выступлений.

6.

Информационное выступление. Практикум.

7.

Монолог-описание, монолог-повествование, монолог о вымышленных событиях.

Протокольно-этикетное выступление 2ч

8.

Протокольно-этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь.

9.

Представление, похвальное слово.

Развлекательное выступление  2ч

10.

                  Основные особенности развлекательной речи. Анекдот.

11.

Тосты.

Убеждающее выступление  6ч

12.

Убеждающая речь,  ее особенности и виды. Агитационное выступление. Выступление.

13.

Собственно убеждающая речь.

14.

Убеждающее выступление. Выступление по пословицам. Практикум.

15.

Убеждающее выступление. Выступление по афоризмам.. Практикум.

16.

Зачетный урок.

17.

Зачетный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс

Модифицированные рабочие программы  "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....

Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях

Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...

Рабочая программа по культуре, 5-6 классы

Рабочая программа по русской культуре (дополнительное образование), 5-6 классы...

рабочая программа по культуре общения для 5 класса

Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс

        Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

Цели и задачи рабочей программы          Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...