Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему

Галат Оксана Анатольевна

 

           Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении  внеучебной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю..     

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО классных руководителей

«25» августа  2012 г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета Председатель  __________.

«30» августа  2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________

«1» сентября  2012 г.

Количество часов в неделю – 1 час

х, Верхний Митякин

уч. год

Пояснительная записка

           Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении  внеучебной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю..      ………………………..  
.      
Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час  общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей  с окружающей средой, их социализации.  Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.  На занятиях уделяется  большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым  дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию


Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:

  • внимание к партнёру;
  • эмоциональное отношение к его воздействиям;
  • стремление продемонстрировать себя;
  • чувствительность к отношению партнёра;

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
  • потребность в активной деятельности;
  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.  …………………………………………………………………………………..
.        Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………..
.
       В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.

Основные задачи курса:


1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.
………………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Основные методы:


1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.

3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.

Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:

  • осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
  • развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
  • умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
  • понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
  • проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
  • принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:

  • формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
  • способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
  • способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
  •  использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа:

1 этап – развитие самопознания и рефлексии;

2 этап – обучение навыкам позитивного общения;

3 этап – разрешение проблем общения;

4 этап – обучение навыкам культуры поведения.

Список использованной литературы.

  1.  Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
  2. Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
  3. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
  4. Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
  5. Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.

Клуб «Час общения»

№ п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Самопознание

1

3.09

Общение в жизни человека.

Беседа

2

10.09

Зачем нужно знать себя?

Диспут

3

17.09

Я глазами других.

Беседа

4

24.09

Самооценка.

 Анкетирование, тренинг

5

1.10

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

Беседа

6

8.10

Ярмарка достоинств.

Беседа, игра, защита проекта

7

15.10

Ищу друга.

Беседа, игра

8

22.10

Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.

Беседа

Позитивное общение

9

29.10

Почему люди ссорятся?

Диспут

10

12.11

Барьеры общения.

Беседа

11

19.11

Предотвращение конфликтов.

Тренинг

12

26.11

Учимся слушать друг друга.

Беседа, игра

13

3.12

Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника.

Беседа, игра, диспут

14

10.12

Уверенное и неуверенное поведение

Беседа

15

17.12

Нужна ли агрессия?

Дискуссия

16

24.12

Правила и законы общения. Почему нужны правила общения.

Беседа, игра

17

14.01

Пойми меня.

тренинг

Проблемы общения

18

21.01

Мои проблемы.

Беседа, игра, защита проекта

18

28.01

Обиды.

Беседа

20

4.02

Критика.

Дискуссия

21

11.02

Комплименты или лесть?

Диспут

22

18.02

Груз привычек.

Беседа

23

25.02

Азбука перемен.

Беседа

24

4.03

Вежливость.

Беседа

Культура поведения

25

11.03

Зачем нужен этикет?

Беседа

26

18.03

Азбука вежливости или этикет на каждый день

Беседа, игра

27

1.04

Приветствия.

Беседа, игра

28

8.04

Умение вести беседу.

круглый стол, анкетирование

29

15.04

Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься.

Беседа, игра

30

22.04

Телефонный разговор.

Беседа, игра

31

29.04

Принимаем гостей.

Беседа, игра

32

6.05

Поведение на школьном празднике и на отдыхе.

33

1.05

Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

Беседа, игра

34

20.05

Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

Беседа, игра

35

27.05

Итоговое занятие.

беседа, анкетирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Мои истоки"

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...

Рабочая программа клуба "Патриоты России"

авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...

Презентация рабочей программы "Клуб Дэнс"

В данной презентации отображена рабочая программа "Клуб Дэнс" - для старшеклассников...

Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Рабочая программа клуба "Эколидер"

Программа Клуба составлена с учетом новой Концепции экологического образования, полностью реализует идеи стандарта, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отече...