Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении внеучебной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса. | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей «25» августа 2012 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Председатель __________. «30» августа 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________ «1» сентября 2012 г. |
Количество часов в неделю – 1 час
х, Верхний Митякин
уч. год
Пояснительная записка
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении внеучебной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю.. ………………………..
. Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. …………………………………………………………………………………..
. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………..
. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ………………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Основные методы:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.
Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.
Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа:
1 этап – развитие самопознания и рефлексии;
2 этап – обучение навыкам позитивного общения;
3 этап – разрешение проблем общения;
4 этап – обучение навыкам культуры поведения.
Список использованной литературы.
- Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
- Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
- Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
- Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
- Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.
Клуб «Час общения» | |||
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения |
Самопознание | |||
1 | 3.09 | Общение в жизни человека. | Беседа |
2 | 10.09 | Зачем нужно знать себя? | Диспут |
3 | 17.09 | Я глазами других. | Беседа |
4 | 24.09 | Самооценка. | Анкетирование, тренинг |
5 | 1.10 | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | Беседа |
6 | 8.10 | Ярмарка достоинств. | Беседа, игра, защита проекта |
7 | 15.10 | Ищу друга. | Беседа, игра |
8 | 22.10 | Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. | Беседа |
Позитивное общение | |||
9 | 29.10 | Почему люди ссорятся? | Диспут |
10 | 12.11 | Барьеры общения. | Беседа |
11 | 19.11 | Предотвращение конфликтов. | Тренинг |
12 | 26.11 | Учимся слушать друг друга. | Беседа, игра |
13 | 3.12 | Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника. | Беседа, игра, диспут |
14 | 10.12 | Уверенное и неуверенное поведение | Беседа |
15 | 17.12 | Нужна ли агрессия? | Дискуссия |
16 | 24.12 | Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. | Беседа, игра |
17 | 14.01 | Пойми меня. | тренинг |
Проблемы общения | |||
18 | 21.01 | Беседа, игра, защита проекта | |
18 | 28.01 | Обиды. | Беседа |
20 | 4.02 | Критика. | Дискуссия |
21 | 11.02 | Комплименты или лесть? | Диспут |
22 | 18.02 | Груз привычек. | Беседа |
23 | 25.02 | Азбука перемен. | Беседа |
24 | 4.03 | Вежливость. | Беседа |
Культура поведения | |||
25 | 11.03 | Зачем нужен этикет? | Беседа |
26 | 18.03 | Азбука вежливости или этикет на каждый день | Беседа, игра |
27 | 1.04 | Приветствия. | Беседа, игра |
28 | 8.04 | Умение вести беседу. | круглый стол, анкетирование |
29 | 15.04 | Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. | Беседа, игра |
30 | 22.04 | Телефонный разговор. | Беседа, игра |
31 | 29.04 | Принимаем гостей. | Беседа, игра |
32 | 6.05 | Поведение на школьном празднике и на отдыхе. | |
33 | 1.05 | Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине. | Беседа, игра |
34 | 20.05 | Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. | Беседа, игра |
35 | 27.05 | Итоговое занятие. | беседа, анкетирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Мои истоки"
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...
Рабочая программа клуба "Патриоты России"
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...
Презентация рабочей программы "Клуб Дэнс"
В данной презентации отображена рабочая программа "Клуб Дэнс" - для старшеклассников...
Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...
Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса
Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...
Рабочая программа "Клуб "Молодого избирателя"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа клуба "Эколидер"
Программа Клуба составлена с учетом новой Концепции экологического образования, полностью реализует идеи стандарта, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отече...