рабочая программа по культуре общения для 5 класса
рабочая программа на тему
Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 5 класс» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Культура общения» под ред.Е.И.Грищук,Л.Д.Мудрова,И.А.Стернин-Воронеж,2006 Основная особенность курса культуры общения по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Изучение культуры общения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование коммуникативной грамотности учащихся;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.
Программа по культуре общения под редакцией Е. И. Грищука, Л. Д. Мудровой, И. А. Стернина в 5 классе рассчитана на 17 часов на полугодие (1 час в неделю), Рабочая программа, составленная на её основе, соответствует требованиям регионального учебного плана и учебного плана школы .
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная защита результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защита реферата, мультимедийной презентации, учебный диалог.
2. Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела/темы | Всего часов |
1. | Понятие поведения. Понятие этикета. | 1 |
2. | История этикета. | 1 |
3. | Этикет внешнего вида. | 4 |
4. | Понятие речевого этикета. | 3 |
5. | Этикет личной переписки. | 1 |
6. | Правила и законы общения. | 3 |
7. | Понятие ролевого поведения. | 3 |
8. | Обобщающий урок. | 1 |
Итого | 17 |
3. Содержания тем учебного курса
Понятие этикета (1 час)
Мы живем среди людей.
История этикета (1 час)
История этикета. Национальные особенности этикета.
Этикет внешнего вида ( 4 часа)
Этикет внешнего вида.
Правила моды.
Понятие речевого этикета ( 3 часа)
Понятие речевого этикета.
Языковой паспорт человека.
Самостоятельная работа по теме «Речевой этикет».
Этикет личной переписки ( 1 час)
Этикет личной переписки.
Правила и законы общения (3 часа)
Почему нужны правила общения.
Законы общения.
Понятие ролевого поведения (3 часа)
Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети.
Эти трудные роли - мальчик и девочка.
Обобщающий урок практикум (1 час)
Подведение итогов уроков по культуре общения. Систематизация и закрепление знаний с помощью обобщающих вопросов и заданий.
4. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
К концу 5-го класса учащиеся должны знать:
- понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;
- принципы этикетного поведения и общения;
- функции и виды этикета;
- национальные особенности этикета;
- составляющие внешнего вида человека;
- функции одежды, виды одежды по назначению;
- функции речевого этикета;
- формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми;
- функции письма, виды писем;
- правила оформления и написания писем;
- правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего;
- причины конфликтов с ровесниками.
К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:
-анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;
- строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;
- определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего вида;
- соотносить внешний вид и ситуацию общения;
- произнести похвалу, комплимент и ответить на них;
- правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;
- четко произносить не менее 25 скороговорок;
- не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;
- правильно ставить ударение в словах: баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите, включат, договор, задал, задали, задала, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, понял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;
- различать значение слов и правильно их употреблять: невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;
- определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;
- уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных: букет георгинов; купить апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, валенок, сапог, чулок, носков;
- уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;
- уметь правильно образовывать глагольные формы: поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят);
- объяснять смысл поговорок и пословиц:
В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка поет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Дареному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Дорога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету.
5. Учебно – методическое и программное обеспечение
Основная литература:
Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. 5 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПKPO, 2006;
Дополнительная литература:
Антонов Л. Г. Развитие речи: уроки риторики. Ярославль, 1997.
Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 кл.: Методическое пособие к курсу «Мир общения», Брянск, 1996.
Лихачева Л. С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, 1996.
Преподавание культуры общения в средней школе: Опыт работы // Дидактические материалы. Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 1995.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1983.
Тематическое планирование уроков по культуре общения в 5 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Понятие поведения. Мы живем среди людей. | 1 | ||
2. | История этикета. Понятие этикета. | 1 | ||
3. | Этикет внешнего вида. | 1 | ||
4. | Выражение эмоции и оценки. | 1 | ||
5. | История этикета внешнего вида. | 1 | ||
6. | Правила моды. Основные функции одежды. | 1 | ||
7. | Понятие речевого этикета. | 1 | ||
8. | Языковой паспорт человека. | 1 | ||
9. | Языковой паспорт человека. Практикум. | 1 | ||
10. | Этикет личной переписки. | 1 | ||
11. | Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. | 1 | ||
12-13. | Законы общения. | 2 | ||
14. | Понятие ролевого поведения. | 1 | ||
15. | Взрослые и дети. Роль ученика. | 1 | ||
16. | Трудные роли мальчика и девочки. | 1 | ||
17. | Обобщающий урок. Практикум. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...
Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс
Модифицированные рабочие программы "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....
Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях
Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...
Рабочая программа по культуре общения (7 класс)
Данная программа разработана на основе...
Рабочая программа по культуре, 5-6 классы
Рабочая программа по русской культуре (дополнительное образование), 5-6 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА
Цели и задачи рабочей программы Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...