РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА
рабочая программа на тему
Цели и задачи рабочей программы
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kult.obshch.7_kl.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла протокол № 1 от «25» августа 2016 г | Утверждена педагогическим советом МКОУ Аннинской СОШ №6 протокол №1 от «26» августа 2016 г | «Утверждаю»_________директор МКОУ Аннинской СОШ №6 Л.Н.Гурова приказ № 65 от «26» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Санникова А.И.
п.г.т.Анна
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов – 0,5, количество часов в год – 17,5
Уровень рабочей программы – базовый
Классификация рабочей программы – модифицированная
Цели и задачи рабочей программы
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.
Основные задачи сведены к следующему:
- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций и тенденций современного общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимания причин затруднений и конфликтов, возникающих в общении людей в целом и в их личной коммуникативной практике, знании собственных коммуникативных характеристик (получаемых путем коммуникативного тестирования) и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;
- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развить у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;
- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;
- обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерная программа по культуре общения основного общего образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005);
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 г.)
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) с изменениями на 24 ноября 2015 г;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Устав МКОУ Аннинской СОШ № 6.
- Образовательная программа МКОУ Аннинской СОШ № 6 на 2016-2017 уч.год.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Стернин И. А. Культура общения: Программа для учащихся 5-11 классов средних учебных заведений. Воронеж, 2008год.
Обоснование выбора данной программы:
Предмет «Культура общения» состоит из отдельных блоков: каждый блок раскрывает одну из сторон культуры общения и ориентирован на учащихся определенного класса.
5 класс – Основы культуры поведения и общения;
6 класса – Культура устного диалога;
7 класс - Культура устного монолога;
8 класс – Основы этикета и речевого этикета;
9 класс – Деловое общение и письмо.
Программа строится концентрически – начальная школа, затем на более высоком, соответствующем возрасту уровне – 5-7 классы, и затем на еще более высоком уровне – 8-9 классы.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом:
На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Резкое снижение культуры поведения и общения подрастающего поколения и населения в целом, падение культуры речи, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, увеличение употребления вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоциональности общения в целом, заметное снижение речевого и общекультурного уровня средств массовой информации – все это заставляет бить тревогу. Необходимо активно искать методы борьбы против этих тенденций. Одним, разумеется, не единственным, из путей решения этой проблемы является организация обучения детей, подростков, молодежи корректному и эффективному общению.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Публичное выступление. Основные требования к публичному выступлению. | 1 | |
2. | Подготовка к устному публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории. | 1 | |
3 | Структура публичного выступления. Начало выступления. | 1 | |
4. | Поддержание внимания в аудитории. Аргументация. | 1 | |
5. | Информационная речь. | 1 | |
6. | Монолог – описание, правила его подготовки. Монолог о себе. | 1 | |
7. | Монолог – повествование, правила его подготовки. Монолог – повествование об увиденном. | 1 | |
8. | Монолог о вымышленных событиях. | 1 | |
9. | Протокольно – этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. | 1 | |
10. | Представление. Похвальное слово. | 1 | |
11. | Развлекательная речь. | 1 | |
12. | Убеждающая речь, ее особенности и виды. Собственно убеждающая речь. | 1 | Тест. |
13. | Оратор и аудитория. | 1 | |
14. | Убеждающее выступление. Выступление по пословицам. Выступление по афоризмам. Практикум. | 1 | Практикум |
15. | Если бы директором был я. Школа будущего. Практикум. | 1 | Практикум. |
16. | Кто будет смотреть телевизор? Практикум. | 1 | Практикум. |
17. | Поговорим о братьях наших меньших. Практикум. | 1 | Практикум. |
18. | Зачетный урок. Выступление в разных жанрах. | 1 | Зачет |
Всего – 17, 5 часов
Содержание тем учебного материала.
Тема 1. Публичное выступление. Основные требования к публичному выступлению. (1ч)
Понятие публичного выступления. Современная риторика как наука. Практическая риторика. Публичное выступление. Виды публичных выступлений по цели. Виды публичных выступлений по форме. Общие требования к публичному выступлению.
Тема 2. Подготовка к устному публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории. (1ч)
Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, подготовка плана – конспекта, подготовка текста выступления, заучивание выступления наизусть. Правила поведения оратора в аудитории. Причины волнения оратора. Практические приемы борьбы с волнением.
Тема 3. Структура публичного выступления. Начало выступления. (1ч)
Построение публичного выступления. Приемы захвата внимания аудитории. Темы выступлений.
Тема 4. Поддержание внимания в аудитории. Аргументация. (1ч)
Приемы поддержания внимания. Аргументация. Тезис и аргументы. Правила аргументации. Способы аргументации. Универсальные приемы эффективной аргументации. Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок.
Тема 5. Информационная речь. (1ч)
Понятие информационной речи. Виды информационных выступлений. Основные требования к информационной речи. Общие правила подготовки информационных выступлений. Как рассказывать автобиографию.
Тема 6. Монолог – описание, правила его подготовки. Монолог о себе. (1ч)
Монолог – описание. Виды описаний. План построения делового описания. Рассказ о себе. План свободного рассказа о себе.
Тема 7. Монолог – повествование, правила его подготовки. Монолог – повествование об увиденном. (1ч)
Правила подготовки монолога – повествования. Правила подготовки рассказа об увиденном.
Тема 8. Монолог о вымышленных событиях. (1ч)
Правила рассказывания о вымышленных событиях. Составление рассказа по известной сказке, превратив ее в текст другого жанра.
Тема 9. Протокольно – этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. (1ч)
Виды протокольно – этикетных выступлений. Основные требования к протокольно – этикетному выступлению. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей.
Тема 10. Представление. Похвальное слово. (1ч)
Правила представления гостя. Правила подготовки похвального слова.
Тема 11. Развлекательная речь. (1ч)
Правила подготовки развлекательной речи. Основные виды развлекательных выступлений. Правила рассказывания анекдотов. Как реагировать на старый анекдот. Употребление афоризмов.
Тема 12. Убеждающая речь, ее особенности и виды. Собственно убеждающая речь (1ч).
Виды убеждающих выступлений. Правила подготовки агитационного выступления. Правила подготовки собственно убеждающего выступления. Приемы усиления аргументов.
Тема 13. Оратор и аудитория. (1ч)
Виды аудитории. Способы аргументации в разной аудитории. Расположение тезиса и аудитория. Расположение сильных аргументов. Эффективная аргументация в аудитории различного типа.
Тема 14. Убеждающее выступление. Выступление по пословицам. Выступление по афоризмам. Практикум. (1ч)
Выступления по пословицам. Подбор афоризмов для выступления. Практикум.
Тема 15. Если бы директором был я. Школа будущего. (1ч)
Практикум – защита подготовленных проектов.
Тема 16. Кто будет смотреть телевизор? (1ч)
Обсуждение ситуаций. Практикум.
Тема 17. Поговорим о братьях наших меньших. (1ч)
Рассказ Б. Ласкина «И еще раз про любовь». Надо ли помогать бродячим животным. Практикум.
Тема 18. Зачетный урок. (1ч)
Зачетные выступления. Выступление в разных жанрах.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Культура устного монолога
Знания: понятие монолога, типы монологов, основные требования к монологам различных типов, правила построения монологов различных типов, понятие текста, композиция текста, понятие и основные слагаемые выразительного чтения.
Умения и навыки: учащиеся должны уметь подготовить устный рассказ на готовой текстовой основе, рассказ по самостоятельному плану, рассказ на заданную тему, рассказ о лично увиденном или пережитом, рассказ о вымышленных событиях; учащиеся должны уметь устно «свернуть» рассказ собеседника, кратко пересказать прослушанное сообщение публицистического, бытового, научно – популярного характера, кратко резюмировать его содержание; учащиеся должны приобрести навыки выразительного чтения стихотворного и прозаического текста.
Учебно–методическое обеспечение для учителя:
1. Рудакова А.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 7 класс: Риторика: Учебное пособие. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.
2. Львова С.И. Позвольте пригласить вас…или Речевой этикет: пособие для учащихся. М.: Дрофа, 2007.
Учебно-методическое обеспечение для обучающихся:
1. Рудакова А.В., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 7 класс: Риторика: Учебное пособие. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.
Материально- техническое и информационно-техническое
обеспечение:
- ноутбук ACER;
- мультимедийный проектор SCREEN VIWSTAR;
- экран;
- диск «Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии»;
- Образовательные ресурсы сети Интернет:
Подпись учителя:_______________
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование:
Типовая государственная программа рассчитана на 1час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с Учебным планом МКОУ Аннинская СОШ № 6 на изучение культуры общения выделено 0,5 ч в неделю, 17,5 часов в год. Таким образом, в модифицированной программе сокращено изучение следующих тем:
№ | Наименование темы | Кол-во часов типовой программы | Кол-во часов модифици рованной программы |
1. | Публичное выступление. Основные требования к публичному выступлению. | 2 | 1 |
2. | Подготовка к устному публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории. | 2 | 1 |
3 | Структура публичного выступления. Начало выступления. | 2 | 1 |
4. | Поддержание внимания в аудитории. Аргументация. | 3 | 1 |
5. | Информационная речь. | 3 | 1 |
6. | Монолог – описание, правила его подготовки. Монолог о себе. | 2 | 1 |
7. | Монолог – повествование, правила его подготовки. Монолог – повествование об увиденном. | 2 | 1 |
8. | Монолог о вымышленных событиях. | 1 | 1 |
9. | Протокольно – этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. | 1 | 1 |
10. | Представление. Похвальное слово. | 2 | 1 |
11. | Развлекательная речь. | 2 | 1 |
12. | Убеждающая речь, ее особенности и виды. Собственно убеждающая речь. | 2 | 1 |
13. | Оратор и аудитория. | 1 | 1 |
14. | Убеждающее выступление. Выступление по пословицам. Выступление по афоризмам. Практикум. | 2 | 1 |
15. | Если бы директором был я. Школа будущего. Практикум. | 2 | 1 |
16. | Кто будет смотреть телевизор? Практикум. | 2 | 1 |
17. | Поговорим о братьях наших меньших. Практикум. | 2 | 1 |
18. | Зачетный урок. Выступление в разных жанрах. | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по культуре общения для 7 класса на 2016-2017 учебный год
Учитель: Санникова А.И.
№ урока | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | Причина, по которой урок не проводился | Пункт или страница учебника | Тема урока | Вид контроля | |
| |||||||
1 | Стр. 3-12 | Понятие публичного выступления. Современная риторика как наука. Практическая риторика. Публичное выступление. Виды публичных выступлений по цели. Виды публичных выступлений по форме. Общие требования к публичному выступлению. | |||||
| |||||||
2 | Стр. 12-17 | Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, подготовка плана – конспекта, подготовка текста выступления, заучивание выступления наизусть. Правила поведения оратора в аудитории. Причины волнения оратора. Практические приемы борьбы с волнением. | |||||
3. Структура публичного выступления. Начало выступления. | |||||||
3 | Стр.17-22 | Построение публичного выступления. Приемы захвата внимания аудитории. Темы выступлений. | |||||
4. Поддержание внимания в аудитории. Аргументация. | |||||||
4 | Стр. 22-36 | Приемы поддержания внимания. Аргументация. Тезис и аргументы. Правила аргументации. Способы аргументации. Универсальные приемы эффективной аргументации. Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок. | |||||
5. Информационная речь. | |||||||
5 | Стр. 39-48 | Понятие информационной речи. Виды информационных выступлений. Основные требования к информационной речи. Общие правила подготовки информационных выступлений. Как рассказывать автобиографию. | |||||
6. Монолог – описание, правила его подготовки. Монолог о себе. | |||||||
6 | Стр. 48-63 | Монолог – описание. Виды описаний. План построения делового описания. Рассказ о себе. План свободного рассказа о себе. | |||||
7. Монолог – повествование, правила его подготовки. Монолог – повествование об увиденном | |||||||
7 | Стр. 63-74 | Правила подготовки монолога – повествования. Правила подготовки рассказа об увиденном. | |||||
8. Монолог о вымышленных событиях. | |||||||
8 | Правила рассказывания о вымышленных событиях. Составление рассказа по известной сказке, превратив ее в текст другого жанра. | ||||||
9. Протокольно – этикетная речь, ее особенности. Поздравительная и приветственная речь. | |||||||
9 | Стр. 75-81 | Виды протокольно – этикетных выступлений. Основные требования к протокольно – этикетному выступлению. Правила подготовки поздравительных и приветственных речей. | |||||
10. Представление. Похвальное слово. | |||||||
10 | Стр. 81-89 | Правила представления гостя. Правила подготовки похвального слова. | |||||
11. Развлекательная речь. | |||||||
11 | Стр. 89-97 | Правила подготовки развлекательной речи. Основные виды развлекательных выступлений. Правила рассказывания анекдотов. Как реагировать на старый анекдот. Употребление афоризмов. | |||||
12. Убеждающая речь, ее особенности и виды. Собственно убеждающая речь. | |||||||
12 | Стр. 97-107 | Виды убеждающих выступлений. Правила подготовки агитационного выступления. Правила подготовки собственно убеждающего выступления. Приемы усиления аргументов. | |||||
13. Оратор и аудитория. | |||||||
13 | Виды аудитории. Способы аргументации в разной аудитории. Расположение тезиса и аудитория. Расположение сильных аргументов. Эффективная аргументация в аудитории различного типа. | ||||||
14. Убеждающее выступление. Выступление по пословицам. Выступление по афоризмам. | |||||||
14 | Стр. 110-117 | Выступления по пословицам. Подбор афоризмов для выступления. Практикум. | Практикум | ||||
15. Если бы директором был я. Школа будущего. | |||||||
15 | Стр.117-124 | Практикум – защита подготовленных проектов. | Практикум | ||||
16. Кто будет смотреть телевизор? | |||||||
16 | Стр.129-131 | Обсуждение ситуаций. Практикум. | Практикум | ||||
17. Поговорим о братьях наших меньших. | |||||||
17 | Стр.132-136 | Рассказ Б. Ласкина «И еще раз про любовь». Надо ли помогать бродячим животным. Практикум. | Практикум | ||||
18. Зачетный урок. | |||||||
18 | Стр. 137-140 | Зачетные выступления. Выступление в разных жанрах. | Зачетный урок |
Итого 17,5 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...
Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс
Модифицированные рабочие программы "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....
Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях
Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...
Рабочая программа по культуре общения (7 класс)
Данная программа разработана на основе...
Рабочая программа по культуре, 5-6 классы
Рабочая программа по русской культуре (дополнительное образование), 5-6 классы...
рабочая программа по культуре общения для 5 класса
Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...