"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"
статья
В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности и поделюсь методическими особенностями организации педагогической деятельности. Данный материал рекомендуется для работы педагогам с особенными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihologicheskogo_razvitiya_detey_s_noda.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребностей детей, методические особенности организации педагогической деятельности».
Подготовила -
педагог дополнительного образования
Булдакова В.Ю.
МКУДО «Центр детского творчества»
г. Железногорск, 2020 год
В Концепции развития дополнительного образования детей поставлена задача по разработке и внедрению адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, что отвечает требованиям государственной политики в сфере инклюзивного образования.
Таким образом, дополнительное образование как система имеет все необходимые качества для успешного «входа» детей с ОВЗ. Для этого оно должно стать более доступно, чем общее и профессиональное образование, а значит, и востребовано детьми с ОВЗ. Более того, на законодательном уровне к системе дополнительного образования предъявлены требования к обеспечению равных возможностей для обучения детей с ОВЗ по программам дополнительного образования, что должно активизировать деятельность организаций дополнительного образования по увеличению охвата этих детей.
В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности и поделюсь методическими особенностями организации педагогической деятельности.
Категория детей с НОДА - неоднородная по составу, но у всех ведущим является двигательный дефект - задержка в формировании, недоразвитие или утрата двигательных функций.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:
тяжелая степень – ребенок не может овладеть навыками ходьбы, элементарными навыками самообслуживания.
средняя степень - неуверенная походка, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, палочек и т.п.). Навыки самообслуживания сформированы частично.
легкая степень – передвигаются самостоятельно, полностью себя обслуживают, однако могут наблюдаться нарушения походки, недостаточно ловкие и замедленные движения, снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
Двигательное развитие.
Когда мы анализируем двигательное развитие, мы обращаем внимание на общую моторику, артикуляционную моторику и функциональные возможности кистей и пальцев рук.
У многих детей с НОДА наблюдается:
- нарушение зрительно-моторной координации;
- ограниченность, осторожность движений;
- нарушения равновесия и координации движений;
- недостаточная дифференцированность движений пальцев рук;
- оптико-пространственные нарушения;
- затруднения в определении правой и левой стороны тела;
- трудности в самообслуживании; трудности в приобретении трудовых навыков.
Психическое развитие.
Когда мы диагностируем психическое развитие, то, если это дошкольники, безусловно, в первую очередь мы говорим о развитии познавательной деятельности. Со школьниками очень важна и эмоционально-волевая, и личностная сфера. При этом у ребенка с высоким интеллектом может быть очень много проблем с развитием эмоционально-волевой сферы и особенностями личности. И наоборот.
Нарушения психической деятельности при ДЦП включает в себя:
- нарушения познавательной деятельности;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- нарушения личности.
У детей с двигательными нарушениями наблюдается:
- замедленность восприятия;
- повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
- нарушение тактильного и мышечно-суставного чувства;
- оптико-пространственные нарушения (трудности в восприятии формы, размера);
- трудности в узнавании предметов на ощупь;
- задержка формирования целостного представления о предмете;
- нарушения зрения (до 25% случаев);
- недостаточность слухового восприятия, нарушения слуха (до 25% случаев).
Мы можем говорить, что у детей с НОДА:
- низкая концентрация внимания, рассеянность;
- повышенная отвлекаемость;
- сниженный объем внимания и памяти;
- сниженная избирательность и распределение внимания;
- низкая переключаемость.
- недостаточность слуховой памяти;
- низкий объем долговременной памяти;
- трудности запоминания словесного материала;
- отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;
- низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.
Для мышления детей с опорно-двигательными нарушениями характерно:
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем;
- замедленность, в ряде случаев инертность мыслительных процессов;
- задержка овладения мыслительными операциями;
- недостаточность временных представлений;
- пространственные понятия усваиваются с трудом;
- недостаточная форсированность наглядно-действенного, образного и словесно-логического мышления;
- трудности в установлении причинно-следственных связей;
- недостаточность организационно-операционной стороны мыслительной деятельности;
- низкая умственная работоспособность;
- трудности в усвоении письма, чтения, счета.
Особенности деятельности детей с НОДА.
В учебной деятельности отмечаются:
- низкая общая организованность;
- нарушение целенаправленности деятельности;
- низкая познавательная активность;
- низкая умственная работоспособность;
- низкая учебная мотивация, отсутствие интереса к занятиям;
- низкая работоспособность, уход от трудностей;
- низкий самоконтроль.
- нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;
- бедность сюжетов, узость тематики.
В игровой деятельности у детей с двигательными нарушениями отмечаются:
- поздние сроки формирования действий с предметами;
- замедленный темп формирования и несовершенство предметных действий;
- бедное содержание игровых сюжетов;
- схематизм игровых и практических действий;
- стереотипность;
- трудности взаимодействия со сверстниками;
- трудности в организации совместной игры.
Речевое развитие.
Характерными проявлениями речевых расстройств являются:
- нарушения артикуляционной моторики;
- задержка в развитии речи;
- преобладание пассивного словаря над активным;
- низкая речевая активность;
- нарушения звукопроизношения.
Для детей с НОДА также характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. Важно отметить, что эти проявления очень разнородны, среди них могут встречаться следующие отклонения:
- повышенная эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность;
- робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы;
- колебания настроения;
- плаксивость, капризность, раздражительность;
- недоразвитие эмоциональных форм общения;
- инфантилизм, эгоцентричность;
- неадекватная самооценка;
- упрямство, негативизм;
- наличие протестных реакций, агрессия;
- полное безразличие, равнодушие, безучастное отношение к окружающим;
- благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию.
Физический недостаток существенно влияет на их социальную позицию.
- осознание своей неполноценности
- пассивность, пониженная мотивация к деятельности
- страхи, связанные с передвижением и общением
- нарушения социальных контактов.
- отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость;
- наивность суждений
- иждивенческие установки, зависимость от окружающих, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности;
- обидчивость, впечатлительность, замкнутость.
К большому сожалению, все эти особенности формируются в результате неправильного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей!
Поэтому очень важно тем, кто работает с такими детьми иметь базовые знания об особенностях психологического развития детей с НОДА, знать их особые образовательные потребности.
Специальные образовательные условия для детей с НОДА
В первую очередь необходимо создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное развитие, социальную адаптацию и личностную реализацию.
В образовательной организации должны быть созданы специальные материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения организации, их пребывания, а также обучения и воспитания (пандусы, съезды на тротуарах, лифты, поручни, специальные санузлы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Специальное оборудование:
- средства, облегчающие самообслуживание детей;
- мебель, соответствующая потребностям ребенка;
- специальные технические средства для оптимизации процесса работы на занятии.
Специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания
Наша образовательная организация реализовывает адаптированные образовательные программы.
Адаптированная программа для детей с НОДА разрабатывается самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.
Примерные адаптированные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста размещены на сайте http://fgosreestr.ru/ Министерства образования и науки РФ.
Дети с нарушениями ОДА обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам с учетом особых образовательных потребностей (в соответствии с ФГОС варианты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4).
Ребенок с НОДА требует от педагога больше внимания в случае выраженных двигательных нарушений, поэтому наполняемость группы должна быть меньше.
Для успешности обучения используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.
Практические методы и приемы обучения:
- постановка практических и познавательных задач;
- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
- дидактические игры;
- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
- речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
Содержание занятий определяется в зависимости от структуры речевых, двигательных нарушений для каждого обучающегося индивидуально.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.
Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит на практических занятиях художественного ремесла и художественного творчества. На занятии используются специфических инструментов (ножниц, крючок вязальный, бокорезы, кисточки и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Но необходимо учитывать применение безопасного оборудовании и приспособлений.
Использование различных форм и методов организации учебной работы с детьми с НОДА
Информационные методы — беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи;
Практические действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;
Побудительно-оценочные методы - педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...
Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству
Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. С каждым годом всё большее число...
Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями....
Изучение психологических особенностей детей с разными образовательными потребностями
Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечн...
Основы исследовательской и консультационно-просветительской деятельности педагогов по организации обучения, воспитания и развития общей культуры детей с особыми образовательными потребностями
В методических рекомендациях представлены инновационные разработкиМОУ «Кизильская школа № 1» по организации обучения, воспитания и развитияобщей культуры детей с особыми образовательными п...