Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.
статья на тему
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности, от его психофизиологических особенностей. Дети, поступающие в школу-интернат, проходят через районную ПМПК, школьный ПМПконсилиум. У многих детей при обследовании выявляется дисграфия и дислексия. При таких нарушениях рекомендовано применять на уроках кинезиологические упражнения. Очень хорошо все эти упражнения описаны в книге А.Сиротюк «Обучение детей с учётом физиологии» и статье Шаниной Г.Е. «Кинезиологические методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия». Применять упражнения нужно регулярно, начиная с 1 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы по развитию творческого потенциала детей
с особыми образовательными потребностями.
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности, от его психофизиологических особенностей. Дети, поступающие в школу-интернат, проходят через районную ПМПК, школьный ПМПконсилиум. У многих детей при обследовании выявляется дисграфия и дислексия. При таких нарушениях рекомендовано применять на уроках кинезиологические упражнения. Очень хорошо все эти упражнения описаны в книге А.Сиротюк «Обучение детей с учётом физиологии» и статье Шаниной Г.Е. «Кинезиологические методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия». Применять упражнения нужно регулярно, начиная с 1 класса.
Дело в том, что у детей с у\о при обучении могут возникнуть проблемы с развитием речи, затруднения при обучении письму, главным образом, у них будет наблюдаться зеркальное изображение букв, или их пропуск, или их постановка не в том месте, при чтении переставлять буквы местами (он-но, то-от). У таких детей может наблюдаться односторонние движения при маршировании, когда одновременно движутся одна рука и нога одной и той же стороны тела. Это происходит оттого, что работает одно полушарие головного мозга. Для развития межполушарных связей и повышения умственной работоспособности выполняются следующие упражнения:
1. Перекрёстные шаги. Выполняется это упражнение очень медленно. Когда ребёнок касается правым локтем левого колена и, наоборот, у него активизируются оба полушария головного мозга, работает вестибулярный аппарат, задействованы мышцы тела, тренируется координация движений.
2. Крюки. Для выполнения этого упражнения вначале нужно скрестить лодыжки, как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твёрдому нёбу за верхними зубами. Две минуты этого упражнения способствуют сознательному переключению внимания и отдыха. Можно выполнять стоя, сидя или лёжа в течение двух-пяти минут.
3. Ленивые восьмёрки для глаз. Чтобы проделать это следует выставить руку вперёд, поднять большой палец на уровне переносицы и начать движение по «Восьмёрке», лежащей на боку. Движения должны быть медленными, следить за движением пальца нужно только глазами. Начинать от центра против часовой стрелки вверх, вниз, затем через центр обратно. Затем надо сцепить руки в «замок» таким образом, чтобы большие пальцы были направлены вверх и образовали перекрестие (Х). Выполнять движение сцепленными руками 3 раза. Это упражнение расслабляет мышцы кистей рук, предплечий и плеч, а также облегчает слежение глазами. Упражнение помогает во время стресса, при выполнении контрольных работ. Если ребёнок устал, он может самостоятельно нарисовать несколько «восьмёрок» пальцами на парте, чтобы восстановить работоспособность.
4. Ухо-нос. Левой ракой нужно взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
5. Кулак-ребро-ладонь. Ладонь лежит на парте, ладонь сжать в кулак, ладонь поставить на ребро. Выполнить одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.
6. Рисование двумя руками одновременно: например, солнышко и тучки.
В случае, когда учащимся предстоит большая умственная нагрузка (контрольная или творческое задание), рекомендуется применять кинезиологический комплекс перед данной работой.
Для снятия эмоционального напряжения и переключения внимания с одного вида работы на другой используются следующие виды упражнений:
1. Слегка массируют кончики мизинца.
2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение развивает тонкую моторику рук.
Так же у одних детей было неправильное искажённое звукопроизношение, у других невнятная речь («каша во рту»). Для улучшения произношения вводятся игровые упражнения на постановку дыхания: рядоговорение, чтение карточек, управляя своим дыханием. Например: вдох и на выдохе: ром-сом-том-дом, проговаривание скороговорок. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово можно сжимать пальцы в кулаки, стучать ладонью по столу и т.д.
На уроках использую коррекционно-развивающую технику.
АБВГД
ЛППВЛ
Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руки. Л-левая рука поднимается в сторону. П-правая рука поднимается в правую сторону. В-обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется от первой буквы до последней и обратно.
Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение работоспособности, развитие внимания, развитие межполушарных связей.
Дети с нарушением познавательных функций чаще других нуждаются в психологической защищённости, в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Чтобы ребёнок чувствовал себя раскрепощено, проводится психокоррекция:
1. Личный контакт с каждым учащимся.
2. Как можно чаще подходить к ребёнку с чрезмерной тревожностью, выражая одобрение взглядом, кивком головы.
З. Физически опуститься на уровень ребёнка, например, сесть на корточки перед ним, посмотреть в глаза.
4. Подбадривающе коснуться руки ребёнка, или погладить его по голове.
5. Если результаты слабые или средние, хвалить ребёнка «один на один» с учителем.
6. Хвалить перед классом, если достигнуты хорошие результаты.
Эти дети чаще других испытывают большие трудности в овладении слоговым плавным чтением с постепенным переходом на чтение целыми словами. Обычно для таких детей характерно побуквенное или отрывистое чтение по слогам, которое иногда сохраняется даже до старших классов. Чтобы помочь справиться с трудностями, используются так называемые пометы и разметку в тексте.
1 .Текст с разновысотными буквами.
СОбиРАли дЕти В леСУ яГОды И не ЗАмеТИли, как НЕбо ПОтемНЕло.
Слоги в словах разделяются или точками, или тире.
Со*би*ра*ли де*ти в ле*су я’годы и не за*ме*ти*ли как не*бо по*тем*не*ло.
Учащиеся с системным недоразвитием речи затрудняются в построении связной речи. Работа по формированию связной речи начинается с пересказа по предметным картинкам, с опорой на вопросы, по плану. Для развития у детей фантазии, творческого мышления, проводятся пересказы по отдельным частям (началу, середине и концу) рассказа, выборочный пересказ.
На уроках чтения можно применять разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, анаграмм с целью развития сообразительности, творчества. Разгадывание и составление ребусов может быть индивидуально, парами, в группах. С 3 класса можно с учениками завести тетради, в которых они зарисуют литературных героев, иллюстрации к произведениям, напишут сочинения. Например, сочинить сказку о снежинке, используя красочные слова и выражения, придумать отчество Зиме: Морозовна, Метельевна, Бурановна.
Сочинения-рассуждения: «Что такое доброта?», «Интересный человек.
Каким я его себе представляю?»
Сочинения-описания, например внешности.
«Нарисую я портрет,
Только чей, пока секрет.
Угадайте вас, прошу я,
Чей же я портрет рисую?»
Один ученик рисует словесный портрет кого-нибудь из одноклассников, не называя имени, другие отгадывают, кого же он описал?
С помощью поэзии тоже идёт развитие поэтического творчества учащихся. Знакомство с поэзией начинается с 1 класса. С помощью чистоговорок и скороговорок дети знакомятся с понятием «рифма» и справляются с творческими заданиями:
1. «Подбери рифму». Учитель говорит начало чистоговорки, а дети должны её закончить. Например: Лы-ры-мы - подбираем рифмы ...? (мы).
2. «Придумай рифму к словам»: птица, утка, макушка и т. д.
3. «Отгадай ребус и придумай к нему рифму».
4. «Сочинялки» по предложенным рифмам: ушко-подушка, играть-кровать.
5. «Сочиняем сами». Дети придумывают свою группу рифмующихся слов и сочиняют своё стихотворение.
Вот так с помощью поэтического творчества у учащихся идёт развитие кругозора, развитие речи, умение чувствовать рифму, формирование положительной мотивации к учению.
Вся система заданий направлена на выявление творческой активности ребёнка. И чтобы эту активность он проявил, задача учителя состоит в том, чтобы создать доброжелательную атмосферу сотрудничества взрослого и ребёнка для пробуждения и развития его творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями"
В докладе описывается опыт работы факультатива "Природа и фантазия"...
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к т...
Формы и методы работы для развития творческого потенциала ученика
Методический материал...
Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями с помощью занимательного логопедического материала
Использование игр на логопедических занятиях....