Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Кострулева Ирина Николаевна

Особенности организации  педагогической деятельности по формированию УУД  средствами предмета физики. Конспект   урока по физике  8 класс 

Тема урока:  «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ».   Тип урока:     «Урок изучения нового материала»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №2

Особенности организации

педагогической деятельности по формированию УУД

 средствами предмета физики

Выполнила:

Учитель физики МАОУ Ямской СОШ

г.о. Домодедово

Кострулева Ирина Николаевна

Москва

2015г.


Конспект   урока по физике  8 класс (26 обучающихся).

Тема урока:  «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ».

Тип урока:     «Урок изучения нового материала»

Цели урока:

  1. Предметные УУД:
  • Понимать, формулировать и объяснять сущность  электрического сопротивления проводника как физической величины.
  • Уметь раскрывать  зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров и материала, из которого он изготовлен.
  •  демонстрировать опыты,   формулировать выводы по результатам работы, предсказывать последствия проделанных измерений.
  •  научиться решать задачи на расчет сопротивления проводника, объяснять и оценивать полученные результаты.
  1. Метапредметные УУД:
  1. Регулятивные:
  • Формулировать самостоятельно задачи урока через проблемную ситуацию.
  • Прогнозировать результат.
  • Проводить самооценку и взаимооценку товарищей при выполнении практических и вычислительных задач.
  • Уметь мобилизовать свою волю и силы на выполнение конкретных задач.
  1.  Познавательные:
  • Общеучебные: искать  и кодировать информацию (формула электрического сопротивления проводника); высказывать свои предположения, суждения, предложения по данному вопросу; научиться работать с информацией (таблица уд. Сопрот. Проводника); формулировать выводы.
  1. Коммуникативные:
  • Уметь работать в группе, сотрудничать с учителем и одноклассниками
  • Уметь выражать свои мысли, доказывать полученные результаты опытов.
  1.  Личностные  УУД:
  • Объяснять и понимать какое значение имеет для нас понятие электрического сопротивления проводника и как мы можем это использовать в жизни.

Оборудование:

1. источники тока

2. провода соединительные

3. ключ 3 шт.

4. вольтметр 3 шт.

5. амперметр 3 шт.

6. проволочные сопротивления

7. спиртовка 1 шт.

8. карточки с примерами для работы в группах (разноуровневые).

               9. Учебник А.В. Перышкин 8 класс Москва,Дрофа 2010г.

10. интерактивная доска с проектором.

 

План урока:

I. Организационный момент.  

II. Актуализация опорных знаний по теме «Закон Ома для участка цепи».  

III.  Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися.

IV. Поиск решения проблемы учениками: Экспериментальная работа в группах. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления.

V. Выражение и представление учениками решения: Отчет групп о своей работе.

  1. Применение знаний учениками: Решение задач на расчет сопротивления проводника, используя таблицу        удельных сопротивлений некоторых веществ.
  2.   Подача домашнего задания.
  3.   Итог урока, рефлексия

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

УУД

Организационный момент.  

Цель: мотивирование к учебной деятельности.

2 мин

Внимательно слушают учителя, при этом внутренне организуя и настраиваясь на учебную деятельность.

все

Учитель. Доброе утро, уважаемые физики! Я рада вас видеть. Сегодняшний урок будет посвящен  теме расчет сопротивления проводника.

Урок будет разнообразный, увлекательный и интересный. Мы с вами сегодня вспомним все о силе тока, напряжении, сопротивлении, проведем  эксперименты,  повторим как подключаются и работают электрические приборы,   будем решать задачи.  

Рвср

Актуализация опорных знаний по теме «Закон Ома для участка цепи».  

Цель: Подготовить и мотивировать учащихся  к надлежащему самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксировать индивидуальные

затруднения

4 мин

3  мин

Выполняют задания с взаимопроверкой.(карточки)

Выставляют оценки.

все

Оценивают работу по заданным критериям.

все

Отвечают на вопросы учителя, комментируя свои результаты.

 4-6 человек

Учитель. Дорогие друзья!  Сейчас вам предстоит обобщить наши знания о законе Ома. Для этого вам предлагается за 5  минут решить следующий тест. Прочитайте задание. Подумайте и выберите в предложенных ответах один и соответствующую букву впишите в таблицу на отдельном листе. Каждое правильное задание оценивается в 1 балла.

(выводит тестовое задание на слайд на интерактивной доске.)

п/п

Текст задания

Варианты ответов

1.

Как сила тока в проводнике зависит от его сопротивления?

А.  Она прямо пропорциональна сопротивлению проводника

B.  Чем меньше сопротивление, тем больше сила тока

C.  Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению

D.  Она не зависит от сопротивления

2.

Зависимость силы тока от каких величин  устанавливает закон Ома?

А.   Количества электричества и времени

B.   и сопротивления

C.   Количества электричества и сопротивления

D.   Напряжения и количества электричества

3.

Какова формула закона Ома?

А.       B.       C.   D.    

4.

 опротивление проводника 70 Ом, сила тока в нем 6 мА. Каково напряжение на его концах?

А.   420 В  

B.   42 В  

C.    4,2 В

D.    0,42 В

5.

  Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,5 А,  а напряжение на ее концах 120 В.

А.    420 Ом

B.    24 Ом

C.   60 Ом

D.    600 Ом

Учитель. Выполните, пожалуйста, взаимопроверку- оцените работу своего товарища, ответы к тесту представлены перед вами на экране.

(Ответы показаны на слайде на интерактивной доске.)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Код правильного ответа

C

D

B

A

C

A

D

Оцените результат  теста:

5 верно выполненных заданий – «5» (5 баллов).

4 верно выполненных заданий – «4» (4балла).

3 верно выполненных заданий – «3» (3 балла).

меньше 3 верно выполненных заданий – «2» (меньше 3 баллов).

Учитель. Что было трудным при выполнении тестового задания?

                  С какими заданиями не справились?

                  С какими заданиями легко справились?

                   Какие знания помогли при выполнении самостоятельной работы?

П общзн

Ркт 

Роц

Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учащимися.

3 мин

Ученики высказывают предположения, какие опыты бы они провели, как решили проблему.

4-6 человек

Учитель. Итак, мы теперь знаем с вами, что сила тока зависит от напряжения в цепи и от сопротивления проводника. Но вот какая возникает проблема: а от чего и как зависит сопротивление проводника? Как вы думаете? Показывает различные виды сопротивлений: по форме, длине, материалу проводника.

 И сейчас я предлагаю вам решить эту проблему.  Учитель моделирует способ открытия нового знания через эксперимент.

Поиск решения проблемы учениками: Экспериментальная работа в группах. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления.

8-10 мин

Групповая экспериментальная работа. (5-6 человек) . Приборы выбирают согласно предложенной схеме.

1 группа.

 

2 группа.

3 группа.

Учитель объясняет условие  эксперимента:  каждая группа (5-6 человек )  собираете  электрическую цепь по схеме, представленной на экране. Снимаете показания приборов и по закону Ома находите сопротивления.  Записать в тетрадь полученные результаты. А затем мы обсудим их.  

Клсд Рцп

П логан

П логсин

П логскс

П логсл

П логдок

Выражение и представление учениками решения: Отчет групп о своей работе.

5 мин

Ученики делают выводы по работе.(проговаривают вслух перед классом).

Отчет 1-й группы:

L1=  L2                             L1<  L2   в 2 раза    

  L1+ L2= L                              R>R1      в 2 раза  

Вывод: Длина проводника увеличилась в 2 раза, и сопротивление увеличилось в 2 раза, т.е. сопротивление проводника прямо пропорционально его длине.  

Отчет 2-й группы:

 S2 > S1 в 2 раза                                                      R2

Вывод: Площадь поперечного сечения увеличилась в 2 раза, сопротивление уменьшилось в 2 раза, т.е. сопротивление проводника обратно пропорционально площади его поперечного сечения.

Отчет 3-й группы:

АВ – эталонное сопротивление 4Ом.

    Используя реостат, установим U1=4В, Амперметр показывает  I1=1 А.    R=2 Ом, U2=4 В, I2=2 А.

   Вывод: Сопротивление зависит от материала, из которого изготовлен проводник.

Ученики, анализируя полученные результаты, самостоятельно приходят к заключению, что сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади его поперечного сечения, зависит от материала.

Учитель организует беседу, слушая, комментируя, помогая делать выводы.

П общзн

П общмод

П логсл

П логпрс

П общрв

Кпр

Ркр

Первичное закрепление формулы с проговариванием во внешней речи

2-3 мин

2-3 мин

Ученики записывают формулы в тетрадь.

все

Проговаривают вслух. 2-3 человека

Ученики открывают учебник. Работают с таблицей уд.сопрт.

Проговаривают вслух. 2-3 человека

Учитель организует работу по записи полученной формулы      электрического сопротивления проводника в тетрадях, используя слайд.

Электрическое сопротивление  прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от материала проводника.

Коэффициент пропорциональности ρ – удельное сопротивление – зависит только от вида металла.

                                                       

Учитель проговаривает запись формулы. Затем предлагает это сделать детям.

Учитель.  Друзья мои! Познакомимся с таблицей удельных электрических сопротивлений некоторых веществ, данных в таблице на странице 105 учебника. Здесь приводятся значения удельных сопротивлений для температуры 20°С.

- Удельное  сопротивление никелина 0,4 .  Что это значит? Проговаривает сам. Вызывает по желанию учеников объяснить несколько значений уд. сопрот.

П общзн

П общрв

Применение знаний учениками. (по образцу) + Решение задач на расчет сопротивления проводника, используя таблицу        удельных сопротивлений некоторых веществ.(самостоятельно)

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8-10 мин

Ученики самостоятельно решают задачи, проводя самооценку своей работы.

Выставляют себе оценки.

все

Учитель. Итак, мы с вами определили и вывели формулу элект. сопротивления проводника.  Предлагаю вам   решить задачи, используя формулу электрического сопротивления. Одну задачу решает сам. Это будет эталон для детей. Далее предлагает решить задачи условие и ответы на слайде.

Задача1. Каково сопротивление медного провода  длиной 5 м и площадью поперечного сечения 2 мм?

Задача2. При устройстве молниеотвода использовали стальной провод сечение 35 мм и длиной 25 м. Определите его сопротивление.

Ответы высвечиваются на слайде.

П общср 

П общзн

П общмод

Рпл Рсоц

Подача домашнего задания.

4 мин

Ученики записывают д/з в дневник.  Задают вопросы учителю. 3-5 человека

На интерактивной доске учитель  предлагает слайд с домашним заданием:

Повторить §45 (читать, ответить на вопросы), знать определение и формулу электрического сопротивления. Уметь объяснять уд. сопрот (табл). Выбрать 5 элементов из таблицы и письменно в тетрадях объяснить, что означает числовое выражение для уд.сопрот.

По желанию подготовить сообщение: « Молниеотвод. Устройство. Значение».

 Упр.20 №2- письменно, использовать табл. Уд. Сопрот.

Все ли понятно в домашнем задании? Какие вопросы у вас возникли по его выполнению?

Итог урока, рефлексия

5 мин

Ответы учеников. 10-12 человек

                  ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ…

                 Какова была наша цель?

                Удалось её решить? Каким образом?

                Чему вы научились при выполнении эксперимента?

                 От чего зависит сопротивление проводника?

                Что такое удельное сопротивление проводника?

                Для чего нужны знания, полученные в экспериментах?

                 Попробуйте, привести примеры применения этих знаний.

Выставление оценок за урок.

         СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!

Лсм

 П общрв

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" для 8 класса.

Урок изучения новой темы с использованием поисково-исследовательского метода.Для усиления наглядности материала разработано мультимедийное приложение к уроку....

Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....