Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству
презентация к уроку по технологии по теме
Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. С каждым годом всё большее число людей обращаются к истокам народного творчества, его культуре, традициям. Подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях нашей цивилизации, одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества. Становление новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса. Ведущей становится познавательная, исследовательская деятельность учащихся на занятиях.
Погружение в этнокультуру родного края осуществляются в нашей школе в том числе и на уроках технологиии и на занятиях ДПИ . В каждый раздел программы мы стараемся включить сведения национального характера. Учащиеся знакомятся с народными обычаями и обрядами, народными ремеслами, проводится параллель между стариной и современностью.
Народное декоративно - прикладное искусство открывает большие возможности для вовлечения учащихся в традиционные виды художественного труда. В центре внимания находятся задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_issled._deyat.rar | 1006.35 КБ |
Подписи к слайдам:
Если педагогика хочет воспитать ребёнка во всех отношениях, она призвана также знать его во всех отношенияхК.Д. Ушинский
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
это выработка и систематизация нового знания с целью целесообразного изменения и преобразования окружающего мира
это овладение субъектом обучения новым для него знанием, но известным обществу
Преодоление затруднений и достижение при этом желаемых результатов вызывают у школьниковположительные эмоции, укрепляют веру в себя, усиливают стремление к познавательной активности, самостоятельности и к приобретению новых знаний и умений.
Экспозиция работ учащихся
Цель занятий
обеспечение условий для творческой активности и самостоятельности личности учащихся, создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия, развитие эстетических чувств детей, художественное познание мира, развитие эмоциональной, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы личности.
Методами организации исследовательской деятельности могут быть:
доклады по предложенным темам,организуемая работа по изучению ремесел родного края (конкретного поселка), краеведческая работа и др.
I этап
Исходя из основной функции исследовательской деятельности, при организации важно, чтобы руководитель не просто обозначил цель занятия, а помог ребятам ее осознать и если не сформулировать цель своей работы, то, как минимум проговорить вслух, чего он хочет достичь при выполнении задания или работы
II этап
передача базовой информации, ориентация на понимание источника возникновения явления, пояснение его смысла, определение существующих связей со смежными областями и т.д.
III этап
самостоятельная деятельность учащихся по поиску дополнительной информации. Здесь роль учителя предполагает: создание условий для получения необходимой информации;формулирование обоснованных наводящих вопросов; выдача домашнего задания.Цель этого этапа – визуальные наблюдения, осмотр объектов, их зарисовка, эскизирование, получение эмоциональных впечатлений, формирование собственной копилки. Практические занятия данного этапа могут быть направлены на выполнение рисунков, аппликаций, лепки, изготовление макетов, копий - новоделов предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Схема последовательности исследовательской деятельности
IV этап
анализ, обобщение собранного материала и на этой основе разработка и выполнение практической творческой работы.Учащимся предлагаются темы для исследования:история, традиции, особенности быта народов проживающих в Сибири, в другом регионе;обряды и обычаи;материалы и предметы быта;лепная мозаика;бабушкино полотенце;глиняная сказка;берестяная песня.
Условия, способствующие формированию позитивных мотивов учения:
Осознание ближайших и конечных целей.Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.Наличие любознательности у школьников.Положительный психологический климат в классе.Профессиональная направленность в учебной деятельности.
«Народная игрушка»
«Тканые пояса»
«Народный костюм»
«Берестяная песня»
Таким образом, чтобы успешно осуществлять исследовательскую деятельность на занятиях по ДПИ педагогу необходимо прежде всего:
работать над повышением своего мастерства, изучать передовой педагогический опыт, обогащать свой кругозор, вовлекать детей в творческую деятельность через сотрудничество с учениками и их родителями, желать достигать высоких результатов в обучении и воспитании.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
Исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии. Оформление исследовательской работы...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.
Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.
В статье "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии,через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам", автор Павлова М.В., учитель технологии рассказывает о н...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии
Аннотация к работе: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках технологииАктуальность: Современные условия развития общества требуют переориен...
Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания
Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся » является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся вып...
Муниципальный конкурс «Панорама методических идей» «Организация творческой деятельности учащихся на уроках технологии»
Уроки технологии - особые уроки. Учитель стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. И если из урока в урок учитель создает творческую обстановку, побуждает учеников к творчеству, то ср...
методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "
В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время. Главной идеей образования в последние годы...