Программа внеурочной деятельности "Школа тьютора"
рабочая программа (8 класс)
«Школа тьютора» - инновационная образовательная программа, которая обеспечивает сопровождение детей младших ступеней старшими школьниками на пути их социализации и формирование у них активной жизненной позиции. Приобретенные в рамках программы знания, умения и навыки подростки реализуют, в первую очередь, в исследовательской деятельности, в выступлениях на конференциях, в деятельности общественных объединений, советов старшеклассников и других органах ученического самоуправления в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_tyutora.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа тьютора»
для 8 класса
Социальное направление
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – 14-15 лет
2018/ 2019 учебный год
Составлено учителем:
Шаруевой Е.В.,
учитель английского языка
первая квалификационная категория
с. Красный Яр
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа тьютора» для восьмого класса составлена на основе Государственного Федерального стандарта основного образования и методических рекомендаций по составлению программ внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся основной школы.
Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования
- Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644).
- Приказ об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2009 год
Назначение программы: Социализация личности – сложный процесс. Он занимает длительное время, включает в себя определённые этапы. На каждом из них усваивается тот важный комплекс знаний, умений, навыков, которые позволяют двигаться дальше, - на следующий, более сложный этап, на следующую ступеньку. При переходе с одной ступени образования в другую учащиеся сталкиваются с рядом проблем. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. В то же время современное общество предъявляет достаточно жёсткие требования для конкурентоспособной личности: активная жизненная позиция, успешность, мотивация на саморазвитие, и самосовершенствование, мобильность, креативность. Вот почему именно школа может направить, скорректировать процесс социализации. И в данной ситуации на помощь ребенку может прийти не педагог, а старшие сверстники. Которые будут оказывать помощь и поддержку, способствовать формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организовывать общественно значимую деятельность, создавая тем самым ситуацию защищённости, эмоционального комфорта для развития личности ребёнка.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Основные положения программы:
Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов деятельности по программе:
1. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающим миром.
2. Целостность воспитательного влияния; тьютор выступает для ребенка как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; тьютор старается быть активным участником группового взаимодействия.
3. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включаются дети, что позволяет практически каждому подростку реализовать свой творческий потенциал.
4. Формирование коллектива, приобщение к ценностям и традициям коллектива, развитие корпоративной культуры.
5. Создание условий для обучения в различных формах, использование как традиционных форм организации деятельности, так и нетрадиционных.
Актуальность
Современная образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые являются необходимыми для существенных изменений в системе образования:
- динамичное развитие общества, увеличение возможности социального выбора и готовность граждан осуществлять такой выбор;
- расширение границ межкультурного взаимодействия и важность таких факторов, как коммуникабельность и толерантность;
- нестабильная социокультурная среда и способность быстро встраиваться и продуктивно работать во временных коллективах - командах;
- готовность определять свои границы и достраивать их с учетом изменяющейся ситуации.
Это отражается в таких программных документах, как «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года». В этой связи современная школа призвана создать условия для становления таких жизненных установок личности, как:
- способность к сотрудничеству и ответственному выбору;
- желание проявлять инициативу и предприимчивость;
- готовность отказываться от старых знаний в пользу новых;
- умение решать проблемные задачи;
- осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании
Разделяя перечисленные выше ценности, формулируемые социальным заказом к образовательному учреждению, было найдено решение поставленных задач через использование технологий индивидуализации образовательного процесса. Это возможно через реализацию специальной инновационной образовательной программы «Школа тьютора», которая обеспечивает сопровождение детей младших ступеней старшими школьниками на пути их социализации и формирование у них активной жизненной позиции. Сегодня одной из проблем встает не умение детей общаться друг с другом, а взаимодействие со старшими ребятами поможет преодолеть этот барьер.
Цели программы:
- Создание группы тьюторов, для сопровождения детей младшего звена.
- Оказание помощи в организации индивидуального образовательного движения с учётом психических и возрастных особенностей и социального опыта учащихся.
- Создание оптимальных, психологически- комфортных условий для успешного обучения и адаптации ребёнка в классном коллективе и школе целом.
- Обеспечение социального заказа к школе на качественное индивидуализированное образование.
- Сопровождение индивидуального образовательного движения учеников через инициирование и поддержку их интересов (инициатив) в проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1 модуль:
-- формирование у подростков умений, благодаря которым они могли бы организовать оптимальное общение, конструктивно разрешать конфликты в коллективе;
- обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности; познакомить со способами планирования, анализа, рефлексии результатов образовательной деятельности;
2 модуль:
- поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся младшей школы;
- организовывать творческо-исследовательскую деятельность, способствующую формированию мотивации к изучению иностранного языка;
- обеспечить места творческих проб и презентаций совместной научно-исследовательской деятельности.
Содержание и организационные условия реализации программы
Работа по программе «Школа тьютора» состоит из 2-х модулей:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ:
Цели:
-выявление и развитие качеств подростка;
-воспитание преодоления неуверенности в себе;
-установление межличностных контактов;
- развитие научно-исследовательских навыков;
-формирование навыков рефлексивной деятельности.
Формы работы:
-тренинги и образовательные коучинги;
-психологические игры, упражнения, тесты, кейс-методики.
Ожидаемые результаты:
Использование психолого-педагогических методик позволят подросткам лучше узнать себя, сравнивая себя с другими, понять особенности своего характера, выявить сферу своих познавательных интересов.
РАЗВИВАЮЩИЙ МОДУЛЬ:
Цель:
Тьюторское сопровождение детей младшей школы и организация их совместной научно-исследовательской деятельности.
Формы работы:
-развивающие и социальные игры;
-образовательные события;
-поисково-исследовательская деятельность;
-мастер-классы.
Ожидаемые результаты:
Участники получат специальные знания по взаимодействию в коллективе и научно-исследовательской деятельности.
Эффективность внеурочной программы «Школа тьютора» обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению интересов ребенка, применением профессионального тьюторского инструментария. Рассмотрим действия тьютора на каждом этапе:
Подготовительный этап - усвоение необходимых знаний, умений и навыков, используемых впоследствии во время продуктивного обучения.
Начальный этап - постановка проблемы. Конкретизация задач и правильного выбора метода их решения на каждом этапе обучения.
Второй этап – планирование деятельности, разработка алгоритма действий. На данном этапе тьютор определяет: цели и задачи предстоящей работы; составляет план действий, разрабатывает алгоритм.
Основной этап – организация выполнения работы. На данном этапе тьютор может проводить как групповые, так и индивидуальные мероприятия с учащимися.
Завершающий этап - презентация работы, результатов наставнической деятельности.
Роль тьютора заключается в подведении итогов, определения уровня личных достижений каждого учащихся, обозначение точек дальнейшего роста и развития подопечных, помогает осуществить выбор новых направлений деятельности. Тьюторское сопровождение как условие становления субъекта образовательной деятельности складывается из пяти основных этапов:
Для учеников 1-го года обучения тьюторская поддержка состоит в помощи принятия на себя осознанной позиции учащегося и умении проявлять свой образовательный интерес. Это этап проб, первого погружения в опыт ученичества.
Для учеников второго года обучения тьютор необходим как профессионал, помогающий расширить образовательное пространство, умеющий поддерживать инициативу и показывать культурные способы её реализации. Это продолжение накопления опыта, необходимого для развития проектной и исследовательской компетенции плюс освоение способов эффективной деятельности в проектировании, коммуникации.
Третьекласснику важно помочь действовать на основании имеющегося опыта и передавать его младшим товарищам (в условиях разновозрастного взаимодействия). Развитие коммуникативной и социальной компетенции в ситуации самостоятельного применения, а также погружение в научно-исследовательскую деятельность.
Выпускнику начальной школы, младшему подростку, тьютор помогает проявлять и учитывать связи между различными социальными ролями, осваивать способы решения проблем, возникающих как внутри учебного процесса, так и за его рамками (в образовательных событиях, в жизни за пределами класса и школы), анализировать свои успехи и трудности, принимать решение о следующем шаге развития, выражать себя и свои интересы.
Пятикласснику, тьютор должен помочь найти взаимопонимание и взаимоуважение среди сверстников, занять свое место в коллективе сверстников и научиться презентовать свои достижения.
Таким образом, в программе предусмотрена возможность сопровождать образовательное и социальное движение детей, имеющих разные потребности и интересы, имеющих разные стартовые возможности (учебные достижения и результаты, индивидуальные особенности и ограничения).
Технологии, формы и методы работы
Тьюторское сопровождение предполагает, с одной стороны, вовлечение учащихся в разные формы событийной образовательной деятельности. С другой стороны, тьютор в своей деятельности концентрируется на поисково-исследовательских формах работы с детьми, которые позволяют планировать и подготавливать учащегося к образовательным событиям (через работу с индивидуальным или групповым интересом и инициативой), а затем рефлексировать полученный опыт и результаты. Таким образом, в практической деятельности тьютора интегрируются такие современные образовательные технологии, как «Метод проектов», «Технология организации образовательных событий», «Портфолио».
Исключительное значение в программе имеют групповые формы работы, позволяющие ребятам наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:
- психологические тренинги как вид групповой работы на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для успешного общения и исследовательской деятельности;
- упражнения на взаимодействие, построенные на моделях жизненных ситуаций;
- модель опережающего обучения в поисковой деятельности;
- тренинги, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить навыки коллективной слаженной работы;
- игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
- исследовательские проекты разнообразной направленности.
В рамках тьюторского сопровождения предусмотрены совместные выходы в библиотеку, исторический музей, на конференции, что способствует вовлечению в активные формы деятельности как тьюторов, так и их подопечных.
Структура курса:
Структура каждого занятия выглядит следующим образом:
Начало занятия: погружение в работу – разогревающие упражнения, создание положительного эмоционального фона.
Основная часть – упражнения или игры, направленные на реализацию основной цели занятия.
Обратная связь – рефлексия каждого участника группы.
Виды тьюторского сопровождения | Тематическое содержание деятельности тьютора | Формы работы | Кол-во часов |
Тьюторский час (Тьюториал) | Обучение способам самооценивания учебных и образовательных результатов; Обучение способам взаимодействия в команде; Планирование учебных и событийных форм образовательной деятельности; Рефлексия образовательных событий; Генерирование идей и разработка образовательных и социальных проектов; Решение проблемных задач командным способом; | Общегрупповая, В малой группе «Метод проектов», «Портфолио», технология организации образовательных событий. | 10 |
Работа с детским интересом / инициативой | Генерирование идей и разработка образовательных и социальных проектов; Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов. | Индивидуальная, Групповая; В малых группах «Метод проектов», технология организации образовательных событий. | 7 |
Тьюторское сопровождение | Проведение образовательных событий, связанных с интересом и инициативой учащихся; Обсуждение проблем и задач, возникающих в опыте интеграции учебной и событийной образовательной деятельности (в том числе вопросы самоорганизации и планирования учебного времени); Обсуждение вопросов по введению в коммуникативную и социальную компетенции; Работа по формированию самооценки учеников, способности к целеполаганию и планированию (использование «Портфолио», «Маршрутных листов», «Листов планирования» и др.); Сопровождение выбора деятельности в специально подготовленной среде класса; Организация индивидуальной рефлексии результатов образовательной деятельности ученика. | Индивидуальные В малых группах Групповая «Метод проектов», технология организации образовательных событий. | 17 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема занятия, основная цель | Описание примерного содержания занятий | Дата |
1. | Тьюторский час (Тьюториал) | «Вводное». Знакомство с группой, формирование мотивации к работе в тренинге. |
| 04.09 |
2. | «Групповое взаимодействие». Предварительная диагностика внутригруппового взаимодействия, создание в группе атмосферы доверия. |
| 11.09 | |
3. | «Какой Я? И Я глазами других». Работа с самовосприятием, с представлениями о себе, организация позитивной обратной связи. |
| 18.09 | |
4. | «Лидер как эффективный коммуникатор». Освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства; потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности; совершенствовать лидерские умения управлять группой; поупражняться в риторике - науке убеждать. |
| 25.09 | |
5. | «Лидер переговоров». Интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную деятельность; потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики успеха. |
| 02.10 | |
6. | «Навыки работы с партнером и группой. Часть 1». Отработка партнерского взаимодействия. |
| 09.10 | |
7. | «Навыки работы с партнером и группой. Часть 2». Потренироваться в слаженной групповой работе, научиться распознавать внутренние конфликты в группе, препятствующие эффективной совместной деятельности. |
| 16.10 | |
8. | «Мобилизация группы на совместное решение задачи». В игровой форме подчеркнуть важность каждого игрока в решении групповой задачи; закрепить навыки совместного решения групповой задачи; закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические возможности; потренироваться в "отзеркаливании" собеседника |
| 23.10 | |
9. | «Обратная связь как инструмент работы с группой». Подтолкнуть участников к необходимости самоанализа, развить их умение объективно относиться к себе и оценивать личностные качества и поведение по отношению к окружающим. |
| 06.11 | |
10. | «Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты». Отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации; способствовать мобилизации внимания участников на партнере и включенности их в решение групповой задачи. |
| 13.11 | |
11. | Работа с детским интересом / инициативой | «Что такое проект?» Генерирование идей и разработка образовательных маршрутов. |
| 20.11 |
12. | «Как найти проблему?» Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов |
| 27.11 | |
13. | «Гипотеза – что это?» Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов |
| 04.12 | |
14. | «В чем наша цель?» Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов |
| 11.12 | |
15. | «Какие наши задачи?» Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов |
| 18.12 | |
16. | «В чем заключается значимость?» Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов |
| 25.12 | |
17. | «Источники исследования» Подготовка материалов по содержанию и организации образовательных и социальных проектов |
| 15.01 | |
18. | Тьюторское сопровождение | «Происхождение английского языка» |
| 22.01 |
19. | «История английского языка» |
| 29.01 | |
20. | «География английского языка» |
| 05.02 | |
21. | «Диалекты в английском языке» |
| 12.02 | |
22. | «Язык языка» (особенности английского языка) |
| 19.02 | |
23. | «Язык языка» (особенности английского языка) |
| 26.02 | |
24. | «Язык языка» (особенности английского языка) |
| 05.03 | |
25. | «Английская культура» |
| 12.03 | |
26. | «Английская литература» |
| 19.03 | |
27. | «Английская история» |
| 02.04 | |
28. | «Спорт в жизни англичан» |
| 09.04 | |
29. | «Английская ментальность» |
| 16.04 | |
30. | «Английская философия» |
| 23.04 | |
31 | Подготовка к презентации проекта |
| 30.04 | |
32. | Подготовка выступления |
| 07.05 | |
33. | Презентация продукта исследования |
| 14.05 | |
34. | Публичная защита |
| 21.05 |
Предполагаемые результаты освоения программы:
В процессе занятий в «школе тьютора» подростки имеют возможность:
- реализовать индивидуальные интересы, потребности, способности;
- приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки научно-исследовательской деятельности;
- реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности;
- реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя в подготовке и презентации проекта;
- получить навыки эффективного общения, создания благоприятной для взаимодействия психологической атмосферы;
- включиться в процесс взаимопонимания, взаимооценки, взаимодействия, взаимоподдержки;
- научиться преодолевать стрессовые ситуации и конфликты.
Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В обществе сверстников, где взаимодействие строиться на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Приобретенные в рамках занятий знания, умения и навыки подростки реализуют, в первую очередь, в исследовательской деятельности, в выступлениях на конференциях, в деятельности общественных объединений, советов старшеклассников и других органах ученического самоуправления в школе.
Учащиеся приобретают следующие умения:
- Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
- Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
- Социализация, успешность (в публичных выступлениях, защита портфолио, конкурсах, олимпиадах и т.п.)
- Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности;
- Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся (формирование портфолио).
Портфолио учащегося
В соответствии с Уставом школы каждый учащийся создаёт портфолио. По результатам которого можно отследить как успешность самого тьютора, так и результативность его сопровождения по достижениям обучающихся младшей школой, которые находились под его шефством.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
- Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный руководитель-2006-№3.-С.80-92.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Университетская книга, 1996.
- Вердербер Р., Вердербер К. Общение//11-е международное изд. СПб.: "Прайм-ЕВРОЗНАК", Издательский дом "Нева"; М.: Олма-пресс, 2003.
- Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.:ВАКО,2008.-112 с.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. Сер. "Действенный тренинг". М.: Ось-89, 2004.
- Кипнис М. Тренинг творческого мышления. Сер. "Действенный тренинг". М.: Ось-89, 2004.
- Козлов Н. И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.
- Леей В. Л. Нестандартный ребенок. Луганск: Глобус, 2001.
- Пескова М.Е.«Школа жизни». Программа занятий с классом.// Классный руководитель-2007-№3.-С.93-113.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001.
- Филиппова Г.Г.Как обучать искусству общения//Классный руководитель-2003-№1.-С.100-116.
- Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников//Классный руководитель-2007-№3.-С.39-71.
- Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2/2001, №2/2002, №1/2003,№3-№4/ 2006 г.
- Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003 г.
- «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г.
Интернет — ресурсы
- http://www.metodkabinet.eu/
- http://www.uroki.net/doc.htm
- http://mir-prazdnikov.ru
- http://www.otrok.ru/
- http://www.1september.ru/
- http://www.moyashkola.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...