Программа краеведческого кружка "Истоки".
учебно-методический материал
Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedcheskogo_kruzhka_istoki.docx | 46.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании Утверждаю
Методического совета Директор МОУ МОУ«С(К)ОШ №15» «С(К)ОШ №15
_____________________ ___________________
Н.А. Самородова Н.А. Савельева
« »_____________2017 г. « »_____________2017 г
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15» г. Магнитогорска
Программа дополнительного образования
школьного краеведческого кружка «Истоки»
(3 года реализации для детей 12 – 15 лет)
Руководитель Панова Л.А.
г. Магнитогорск 2017
Пояснительная записка
Программа соответствует и базируется на основных нормативных документах Устава школы, документах по организации дополнительного образования детей:
- Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5,12.5, 26.1, 28, 35:
- Письма Минобрнауки России от 19.10.06 №061616 «О методических рекомендациях»:
- Приказа Минобрнауки России от 16.10.07 №238 об утверждении Аналитической ведомственной целевой программы «Повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций»
Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:
- обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора, форм деятельности и общения.
- использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения знаний и опыта.
Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости подростков, их самореализация и социальная адаптация, формирование гражданской позиции, патриотизма.
В основе рабочей программы краеведческого кружка «Истоки» лежит использование национально-регионального компонента, который отражает особенности области и нашего города в социально-экономическом, историческом, природно-климатическом и культурном плане.
Актуальность и значимость.
В условиях современного общества остро стоит проблема социальной адаптации учащихся коррекционных школ. Осуществляя ее, мы должны опираться на знание той социальной среды, где мы родились и живем. Учащимся предстоит приносить пользу обществу, осуществлять посильное участие в труде и жизни трудовых коллективов промышленных предприятий города, приобщаться к культурной жизни города, изучать культурные истоки и национальные традиции народов, проживающих на территории города и области.
Краеведческое воспитание в системе коррекционного обучения играет большую роль. Изучение краеведения способствует развитию коммуникативных, мыслительных, творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и стимулирует мотивацию к познанию и творчеству. Учит их работать с книгой в библиотеке, пользоваться справочной литературой и сетью Интернет. Следить и использовать средства массовой информации.
Занятия в кружке краеведения направлены на:
- воспитание и развитие гражданственности и патриотизма
- формирование и развитие коммуникативных навыков, и коррекцию речи
- развитие мыслительных и творческих способностей через изучение истории родного города, его проблем развития, национальных и культурных традиций
- возможность использования Интернет ресурса
- коррекцию эмоционально-волевой сферы через участие в творческих проектах
- активное участие в поисковой работе
Новизна и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что
- формирование активной гражданской позиции происходит непосредственно в процессе деятельности детей, связанной с жизнью школы, своего родного города, области.
- создаются благоприятные условия для творческого развития личности.
- развитие успешности детей через воспитание уверенности в себе, в своих силах.
Цели и задачи программы
Цель данной программы – создание условий для развития личности. Воспитание нравственных чувств, активной гражданской позиции .Воспитание настоящего гражданина России, патриота своего родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
– углубить и расширить знания учащихся об истории родного города.
- познакомить с национальными традициями народов,
- дать представление о культурных центрах и промышленных предприятиях.
- Углубление мотивации к изучению краеведческого материала.
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
- Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками литературы и СМИ.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии
- преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения
- развитие психических процессов – внимания, мышления, памяти, восприятия
Воспитательные:
- формирование гражданской позиции, патриотизма.
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для детей 12 – 15 лет и рассчитана на трехгодичное обучение.
Режим занятий
Программа предполагает групповые занятия с детьми.
1 группа – 7 классы - 3 часа в неделю
2 группа – 8 «а», 8 «б» классы - по 3 часа в неделю
3 группа – 9 «а» класс - по 3 часа в неделю
9 часов в неделю.
Занятия в краеведческом кружке пробуждают интерес к истории родного края, дают возможность развивать культуру общения, изучать народные обычаи и традиции, воспитывают любовь и уважение к историческому прошлому.
В программе прослеживаются межпредметные связи с историей, чтением, ИЗО.
Построение программы носит блочный характер и состоит из 4 блоков.
1 блок – «Культура»
2 блок- «Быт»
3 блок – «Производство»
4 блок – «Город».
Программа позволяет сочетать различные виды деятельности.
Основные методы обучения
В качестве основных методов программы избраны такие дидактические методы как
- словесные
- наглядные
- практические
- объяснительно-иллюстративные
- системный – направлен на достижение целостности и единства всех компонентов.
Формы обучения
- групповая
- индивидуально-групповая
Формы проведения занятий
- Урок,
- Рассказ педагога и рассказы детей,
- Беседы,
- Дискуссии,
- Встречи с интересными людьми,
- Экскурсии,
- Конкурсы, викторины, кроссворды,
- Создание проектов и презентаций
Что должны знать и уметь:
- Основные даты, связанные с историей города.
- Самостоятельно добывать знания
- Применять полученные знания в жизни.
- Уметь составлять и решать кроссворды
- Практиковаться в умении проводить экскурсии.
Предполагаемый результат.
Предполагаемым результатом является то, что подросток получает знания, которые возможно использовать на уроках в школе и экзаменах, школьных мероприятиях и в жизни. По истечении срока обучения в школе, дети могут объективно оценивать историю своей малой родины, знать традиции и обряды народов, населяющих город, знать основные события.
Учащиеся приобретают новые умения и навыки: правильная работа с наглядными пособиями, работа с компьютером. Знание важных исторических дат и событий позволяет аргументировано отвечать на вопросы, высказывать свое мнение относительно какого-либо события или факта.
Контроль.
Формами и методами контроля в освоении краеведческой программы являются:
- участие в краеведческих чтениях
- создание экспозиций и выставок
- создание презентаций и проектов
- проведение праздников
Список литературы:
-Учебное пособие-приложение к учебнику природоведения «Природа Южного Урала» Е.В.
Григорьева Челябинск «Южноуральское книжное издательство» 2002г.
-«Окружающий мир» З.И. Тюмасева Е.В. Гуськова Челябинск «Взгляд» 2005
-Челябинская область Атлас серия «Познай свой край»
-Пособие для учителя «Краеведческая работа в начальных классах» М. «Просвещение» 1977г.
-«Голубая жемчужина» Легенды, предания, сказы. Литературная запись С.К. Власовой
-« Магнитка» Ю.Петров
- Сборник «Нашей истории строки» Магнитогорск 2005г.
- «записки пехотинца» А.Л. Карелин Магнитогорский Дом печати 2004г.
- «Записки танкового техника» Т.С. Шустов Магнитогорск 2000г.
- Буклеты открыток о Магнитогорске
- Животные Красной книги Челябинской области Набор открыток.
- «Легенды Южного Урала» Издательство Аркаим
Календарно - тематическое планирование.
Первый год обучения.7 класс.
Блок «Культура».
Цель: Углубить и расширить знания о культурных традициях, центрах культуры.
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
- Воспитывать навыки культурного поведения.
- Прививать эстетическую культуру.
Первая четверть.
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1 | Картинная галерея «Магнитка – Отечество мое» Творчество магнитогорских художников. «Мир самоцветов» Всего: | 1 1 | 1 1 2 | |
2 3. | Музей-квартира Бориса Ручьева. Экскурсия. Знакомство с творчеством поэта. Творческий отчет об экскурсии. Создание презентации о Борисе Ручьеве. Всего | 1 1 | 1 1 1 | 1 2 1 1 5 |
4. | Краеведческий музей. Ознакомление с экспозициями музея. | 1 | 1 | |
5. | Экскурсия в сквер трех поколений. | 1 | 1 | |
6. | Экскурсия к монументу «Тыл – фронту» | 1 | 1 | |
7. | Экскурсия на площадь народных гуляний. | 1 | 1 | |
8. | Экскурсия в оперный театр. | 1 | 1 | |
9. | Экскурсия в библиотеку. Роль библиотеки в культурной жизни города. Всего: | 1 | 1 1 | 2 1 3 |
10. | Выпуск презентаций о культурных центрах города Магнитогорска и творческие отчеты о проделанной работе. - «Сквер трех поколений» - «Тыл – фронту». - «Площадь народных гуляний» - «Оперный театр» - «Виды библиотек» - «Библиотеки города». Всего: | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 12 |
Всего | 27 |
Блок «Быт».
Вторая четверть.
Цель: Углубить и расширить знания детей о народах, населяющих город Магнитогорск.
Воспитывать уважение к национальным праздникам, обычаям и традициям.
Воспитывать интерес к национальным традициям в пище.
Познакомить с ролью игр в воспитании, образовании, жизни русского народа.
Развивать умение пользоваться справочной литературой и вести ее поиск.
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1 | Русские народные игры «У всякого молодца нет забавам конца». Знакомство с играми, как средством образования и воспитания. Игры детские. Игры мужские. Игры девические. Конкурс на лучшую организацию игры. Всего: | 1 1 1 1 | 1 2 2 2 2 | 2 3 3 3 2 13 |
2. | Народы Южного Урала. Их обряды и праздники. Обряды русского народа. Коляда. Святки Святочные гадания. Елка. Всего: | 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 1 1 1 7 |
3. | Праздник у елки. | 1 | 1 | |
Всего | 21 |
Блок «Производство».
Третья четверть.
Цель: - Воспитывать патриота, гражданина своей малой родины.
Расширить знания о Челябинской области, ее городах и предприятиях.
- Знакомить с традициями народов, проживающих в Челябинской области, особенностями национальной кухни.
- Воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с разными группами населения.
- Содействовать улучшению социализации учащихся.
- Учить пользоваться знаниями, полученными в работе, в реальной жизни
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1. | Музей ММК. | 1 | 2 | 3 |
2. | Городской краеведческий музей «Нашей истории строки». | 2 | 2 | |
3. | Музей Магнитогорского индустриального колледжа. | 1 | 1 | |
4. | Музей Горно-обогатительного производства ММК. | 1 | 1 | |
5. | Музей И.Х Ромазана школа №59 | 1 | 1 | |
6. | Экскурсия к памятнику «Сталевар» на привокзальной площади. | 1 | 1 | |
7. | Экскурсия к памятнику «Комсомольцам - первостроителям Магнитки» | 1 | 1 | |
Всего: | 10 | |||
8. | Творческий отчет. Фотовернисаж. - «Сталевар» - «Комсомольцы – первостроители Магнитки» Всего: | 2 2 | 2 2 4 | |
9. | Написание мини-сочинения « Трудом прекрасен человек. Профессии моих родителей». | 2 | 2 | |
10 | Создание презентаций «Трудом славен человек». - «Профессии моих родителей» - «Моя мама лучше всех». - «Трудовые династии». Всего: | 2 2 2 | 2 2 2 6 | |
11. | Поиск информации в Интернет.- «И.Х. Ромазан»- «Памятники Магнитогорска»- «Памятники Магнитогорска»- «Природа в творчестве Людмилы Татьяничевой! | 1122 | 11226 | |
12. | «К юбилею Татьяничевой. | 1 | 1 | 2 |
30 |
Блок «Город».
Четвертая четверть.
Цель: - Углубить и расширить знания о своем городе.
Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
Развивать креативные способности учащихся.
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1. | «Имена героев» Экскурсии по улицам города, названным в честь выдающихся горожан. Улица А. Грязнова. Улица Галиуллина Площадь Носова Выпуск творческих отчетов о проделанной работе. - «Их именами названы улицы города. А.Грязнов» - «Их именами названы улицы города. Хабибулла Галиуллин». - «Носов – военный директор». | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 | 1 2 2 2 1 1 1 |
Всего: | 10 | |||
2 | Кроссворды о городе. Конкурс на лучший кроссворд о городе Магнитогорске. | 2 | 2 | |
3. | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 1 | 1 | |
4. | Конкурс рисунков «Я люблю свой город». | 1 | 1 | |
5. | Конкурс на лучшего краеведа. | 1 | 1 | |
6. | Мини-сочинения «Моя улица» | 2 | 2 | |
7 | Праздник «Мой, любимый город». | 1 | 1 | |
8. | Оформление фотовернисажа. | 1 | 1 | |
9. | Выпуск презентаций. - «День рождения города» - «Кроссворд о Магнитогорске» - «По улицам города» - «Фотовикторина» | 2 1 1 1 | 2 1 1 1 5 | |
Всего: | 24 | |||
Календарно - тематическое планирование.
Второй год обучения. 8 класс.
Блок «Культура».
Цель: Углубить и расширить знания о культурных традициях, центрах культуры.
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
- Воспитывать навыки культурного поведения.
- Прививать эстетическую культуру.
Первая четверть.
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1. | «Сделаем наш город красивым». Трудовые операции. | 7 | 7 | |
2. | Посещение экспозиций картинной галереи. Народное творчество. | 2 | 2 | |
3. | К юбилею Л. Татьяничевой. Знакомство с поэтическим творчеством. Чтение стихов. | 2 | 2 | |
4. | Легенды Южного Урала. Чтение и обсуждение. | 3 | 3 | |
5. | Оформление фоторепортажа из картинной галереи. | 1 | 2 | 3 |
6. | Презентация о Л.Татьяничевой. - «Природа в творчестве Л.Татьяничевой» - «Война в творчестве Татьяничевой». Всего: | 1 1 | 2 2 | 3 3 6 |
7. | Рисунки по легендам Южного Урала. - Подготовка и проведение выставки рисунков-иллюстраций по прочитанным легендам об Урале. Всего: | 3 1 | 3 1 4 | |
Всего: | 27 |
Блок «Быт».
Вторая четверть.
Культура и быт – рядом идут.
Цель: - Углубить и расширить знания о культурных традициях, обычаях и обрядах русского народа.
- Изучить народное творчество и истории Урала (легенды об Урале).
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы.
- Воспитывать навыки культурного поведения.
- Прививать эстетическую культуру.
- Содействовать улучшению социализации учащихся.
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1. | «Сила родной земли» - История географических названий Челябинской области. - Легенды Южного Урала. Чтение легенд. - «Горящая гора» стр.38 «Легенды Южного Урала». - «Голубое зеркало Семигора» стр.55 - «Селямбай и его братья» стр.94 - 95 - Кроссворды «Географические названия». -Кроссворды «Географические названия». - Иллюстрации к легендам об Урале. | 1 3 | 1 1 3 | 1 3
1 1 3 |
Всего: | 9 | |||
2. | Известные люди Урала. Энциклопедия известных людей Челябинской области. Творческий проект. «Осипова В.А – заслуженный учитель России». | 2 | 3 | 5 |
3. | Преданья старины глубокой. - Традиции уральской кухни. Банк вкусных рецептов. Списывание рецептов из поваренных книг. - Любимое семейное блюдо. Обмен опытом. - Конкурс на лучшую снежную фигуру. «К нам идет Новый год!» Костюмированный бал. Конкурс на лучшее оформление классной комнаты. | 1 1 2 1 2 | 1 1 2 1 2 7 | |
Всего: | 21 |
Третья и Четвертая четверть. Блок «Город»
«Этот день Победы …………….»
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1. | Уральская масленица. Проводы русской зимы. - «Великая масленица». Посиделки. Разучивание игр. - Конкурс на лучшие блины. -Подготовка праздника «Прощай, зима». -«Подготовка сценария к проводам зимы» - «Ролевая репетиция». - Проведение праздника Всего | 2 1 | 2 1 1 1 1 1 | 2 1 3 1 1 1 9 |
2 | «Герои-магнитогорцы, в честь которых названы улицы». -Сбор информации о магнитогорцах, Героях Отечественной войны. Работа со справочной литературой. - Сбор информации о магнитогорцах, Героях Отечественной войны. Работа со справочной литературой. - Создание творческого проекта о героях магнитогорцах. Презентация о Жувасине П.В. - Создание презентации о герое - магнитогорце Казакове. Всего | 2 2 1 | 2 2 | 2 2 1 2 2 9 |
3. | Творческий проект «Букет для ветерана» к 23 февраля. Подготовка подарка к празднику. Открытка. Всего | 1 1 | 1 2 | 2 3 5 |
4. | «Вклад Магнитки в дело Победы». Встреча с ветеранами труда народного образования. | 2 | 2 | |
5. | Конкурс мини-сочинений на тему «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». | 1 | 2 | 3 |
6. | Экскурсии к местам боевой славы. - «Тыл – фронту» - «Монумент воинам спортсменам». - «Парк трех поколений». - «Площадь Носова». - «Аллея воинской славы» - «Площадь Победы» - Посещение краеведческого музея. Экспозиции о вкладе ММК в Победу над фашизмом. - Посещение музея ММК. «Все для фронта, все для победы». - «Аллея мира» | 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 | 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 18 | |
7. | Букет ветерану «Этот день Победы». | 1 | 2 | 3 |
8. | Фестиваль военной песни «Салют, Победа!». - Разучивание военных песен - Разучивание военных песен - Разучивание военных песен. Всего: | 1 | 1 1 2 | 1 1 1 2 5 |
Всего: | 54 |
Третий год обучения.9 класс.
Блок «Моя малая Родина».
Цель: - Воспитывать патриота, гражданина своей малой Родины.
- Углубить и расширить знания о своем городе, культурных традициях, центрах культуры.
- Прививать эстетическую культуру, воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с разными группами населения.
- Учить пользоваться знаниями, полученными в работе, в реальной жизни.
№ п./п. | тема | теория | практика | Кол. час |
1. | Первая четверть «Золотая осень в парках и скверах Магнитогорска». Экскурсии в парки и скверы Магнитогорска. - Сквер трех поколений. - Сквер мира. - Сквер металлургов. - Студенческий сквер. - Аллея славы. Оформление творческих отчетов об экскурсиях в виде презентаций. | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 5 | 3 3 3 3 5 20 |
2. | Турнир знатоков своего края «Умники и умницы» Разработка сценария Написание и подготовка проведения Всего: | 2 2 | 1 1 1 | 1 3 3 7 |
Всего | 27 | |||
Вторая четверть | ||||
3. | «История нашей школы». - Сбор информации об открытии школы, учителях. - Встреча с бывшими учителями школы (Землянская Галина Александровна). - Встреча с бывшими учителями школы (Романихина Любовь Александровна). - Встреча с заслуженным учителем РФ Осиповой В.А. - Оформление экспозиции «История школы» - Оформление стендов. - Поиски фотографий - Монтаж материала.
Всего | 5 1 1 1 3 3 3 | 5 1 1 1 3 3 3 17 | |
4. | Новогодние посиделки. Подготовка сценария праздника, поиск в интернете. Написание сценария. Всего: | 2 1 | 1 | 1 2 1 4 |
Всего | 21 | |||
Третья четверть | ||||
5. | В день рождения. «Нам 275 лет» Сбор информации через интернет Создание презентации о Челябинске Путеводитель по городам Челябинской области. Всего: | 2 | 2 3 | 2 2 3 7 |
6. | Уральская масленица. Поиск сценария через интернет. Подготовка театрализации. Всего | 1 2 2 | 1 2 2 5 | |
7. | Легенды и сказы об Урале. «Осколки древних морей» - «Клинок Уреньги».стр.159 «Легенды Южного Урала». - «Тайна озера Зюраткуль» стр.56. - «Младший брат Байкала». Стр.59. - «Солнечная пиала» стр.85 - «Тайна озера Инышко» стр.86 «У истоков сказочных рек» - «Мать родниковых вод» стр.91 - «Селямбай и его братья» стр.94 - «Анискин родник» стр.109 Создание презентаций по этим легендам Всего: | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 3 | 1 1 1 1 1 1 1 1 10 |
8. | «Растения моего края» - Поиск информации о лекарственных растениях в интернет. - Поиск информации в энциклопедиях. - Презентация о лекарственных растениях Южного Урала. - Растения Красной книги. Всего: | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 8 | |
Четвертая четверть. | ||||
9. | «Тебе, мой город». Трудовые операции. | 7 | 7 | |
10. | «Давно закончилась война». Экскурсии к памятным местам. - Монумент «Тыл – фронту» - Площадь Победы. - «Монумент воинам спортсменам». Всего | 2 2 2 | 2 2 2 6 | |
11. | «Дню рождения города посвящается» - Викторина о Магнитогорске. - Конкурс кроссвордов о Магнитогорске. -Конкурс стихов. - Конкурс сочинений о городе. Всего: | 1 2 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 8 |
Всего | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА краеведческого направления «МОЙ КРАЙ» для детей 4 - 8 лет
Праздник стихийЦель; Способствовать разностороннему развитию творческих способностей детей.Задачи:- Развивать у детей творческое мышление....
Программа краеведческого кружка "Родная сторона"
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...
рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...
Программа краеведческого кружка
Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...