программа по развитию речи
рабочая программа

КРИШТАЛЕВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Программа по развитию речи во 2 младшей группе на 2019-2020уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 99»

_________________________________________________________________

Принято                                                                                                 Утверждаю:

Педагогическим  советом                                          Заведующий МБДОУ № 99

Протокол № 1_                                                         ___________Каштанова Е.С.

От «28» августа 2019г.                                                  Приказ № 71

                                                                                     от «30.08.2019 г.»          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации программы «От рождения до школы»

образовательная область «Речевое развитие»

(Развитие речи в детском саду)

для детей младшего дошкольного  возраста

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

воспитатели группы № 1

Медведева Н.М.

Кришталева Л.Н.

2019/20г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных  видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи1.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса2.

Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются  в соответствии  с  Федеральными  государственными  требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.

К  четырехлетнему  возрасту  при  успешном  освоении  программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

 интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;

 интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй; понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);

 интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

– проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, считаться с интересами товарищей;

– речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной;

– в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;

– делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);

– может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым; во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим, появляются постоянные партнеры по играм;

 интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;

 интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: выполняет индивидуальные и коллективные поручения, проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо, способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, учиться правильно называть строительные детали и их цвета; может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки; способен сосредоточенно действовать в течение 15–20 минут;

 интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности3.

ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ:

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Возраст детей:  с 3 до 4 лет

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература для педагога:

  • Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва, 2014
  • Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 лет), В.В. Гербова, Мозайка-Синтез Москва, 2014

Непосредственно образовательная деятельность – развитие речи.

Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах.

дата проведения

тема

программное содержание

количество

часов

1 академ

час

примечание

1

05.09.2019

Диагностика

Заполнение диагностических таблиц.

15 мин

2

12.09.2019

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Формировать у детей симпатии к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.

15 мин

3

19.09.2019

Чтение русской народной сказки «Кто, петух и лиса»

Знакомство детей со сказкой

«Кто, петух и лиса»

15 мин

4

26.09.2019

ЗКР: звуки «а, у». Дидактическая игра «Не ЗКР: Звук «у»ошибись»

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание.

15 мин

5

03.10.2019

Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины.

15 мин

6

10.10.2019

Чтение русской народной сказки «Колобок». Д/упражнение «Играем в слова»

Познакомить со сказкой «Колобок»; упражнять детей в образовании слов по аналогии.

15 мин

7

17.10.2019

ЗКР: Звук «о». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Отрабатывать четкое произношение звукао. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций.

15 мин

8

24.10.2019

Заучивание стихотворения А.Блока «Зайчик»; А.Плещеева «Осень наступила»

Помочь запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила…», при восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызывать сочувствие к зайчишке, которому холодно.

15 мин

9

31.10.2019

Чтение стихотворения об осени. Д/упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии.

15 мин

10

07.11.2019

ЗКР: Звук «и»

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

15 мин

11

14.11.2019

Рассматривание сюжетных картин

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками кт.

15 мин

12

21.11.2019

Чтение стихотворения «Детки в клетке» С.Маршака

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака.

15 мин

13

28.11.2019

Рассматривание сюжетных картин

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог,

15 мин

14

05.12.2019

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Помочь детям вспомнить знакомую сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств  предметов на ощупь.

15 мин

15

12.12.2019

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/и «Эхо», «Чудесный мешочек»

Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь; уточнить знание цветов; развивать слуховое восприятие.

15 мин

16

19.12.2019

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», заучивание стихотворения А. Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь детям запомнить стихотворение А. Босева «Трое»

15 мин

17

26.12.2019

Игра-инсценировка «У матрешки-новоселье»

Способствовать формированию у детей диалогической речи. Учить правильно называть строительные детали и их цвета.

15 мин

18

09.01.2020

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку.

15 мин

19

16.01.2020

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин

Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

15 мин

20

23.01.2020

ЗКР: Звуки«м», «мь». Д/упражнение «Вставь словечко»

Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

15 мин

21

30.01.2020

ЗКР: Звуки «п» и «пь». Д/и «Ярмарка»

Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуковп, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

15 мин

22

06.02.2020

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения.

15 мин

23

13.02.2020

ЗКР: Звуки «б» и «бь»

Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

15 мин

24

20.02.2020

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились»

Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма.

15 мин

25

27.02.2020

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно  было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи  свои впечатления.

15 мин

26

05.03.2020

 Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Д/у «Очень мамочку люблю, потому что…»

Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме.

15 мин

27

12.03.2020

ЗКР: Звуки «т», «п», «к»

Закреплять произношение звука т, п, к в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком т; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

15 мин

28

19.03.2020

 Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики».

15 мин

29

26.03.2020

 Рассматривание сюжетных картин (по выбору вос). Д/у на звукоподражание (д/и «Что изменилось»)

Учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов.

15 мин

30

02.04.2020

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Д/у «Когда это бывает?»

Познакомить детей со стихотворениемА. Плещеева «Весна»; учить называть времена года.

15 мин

31

09.04.2020

ЗКР: Звук «ф»

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

15 мин

32

16.04.2020

Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя)

Познакомить с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка».Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней  изображено.

15 мин

33

23.04.2020

 ЗКР: Звук «с»

Отрабатывать четкое произношение звукас. Упражнять детей в умении вести диалог.

15 мин

34

07.05.2020

ЗКР: Звук «з»

Отрабатывать чёткое произношение звуков с, с; упражнять в умении вести диалог; учить обсуждать содержание стихотворения, развивать восприятие, внимание, фонематический слух.

15 мин

35

14.05.2020

Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья»

Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение; развивать мышление.

15 мин

36

21.05.2020

 ЗКР: Звук «ц»

Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

15 мин

37

28.05.2020

Диагностика

Заполнение диагностических таблиц.

15 мин

Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому  развитию

  1. Рассматривает сюжетные картинки.
  2. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  2.  Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая  группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида

Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...

рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста

Программа расчитана  для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...

логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год

В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам...

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка               Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...