программа по развитию речи
рабочая программа
Программа по развитию речи во 2 младшей группе на 2019-2020уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 99»
_________________________________________________________________
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 99
Протокол № 1_ ___________Каштанова Е.С.
От «28» августа 2019г. Приказ № 71
от «30.08.2019 г.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации программы «От рождения до школы»
образовательная область «Речевое развитие»
(Развитие речи в детском саду)
для детей младшего дошкольного возраста
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
воспитатели группы № 1
Медведева Н.М.
Кришталева Л.Н.
2019/20г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи1.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса2.
Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй; понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:
– проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, считаться с интересами товарищей;
– речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной;
– в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;
– делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);
– может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым; во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим, появляются постоянные партнеры по играм;
интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;
интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: выполняет индивидуальные и коллективные поручения, проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо, способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, учиться правильно называть строительные детали и их цвета; может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки; способен сосредоточенно действовать в течение 15–20 минут;
интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности3.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут.
Возраст детей: с 3 до 4 лет
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозайка-Синтез Москва, 2014
- Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 лет), В.В. Гербова, Мозайка-Синтез Москва, 2014
Непосредственно образовательная деятельность – развитие речи.
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах.
№ | дата проведения | тема | программное содержание | количество часов 1 академ час | примечание |
1 | 05.09.2019 | Диагностика | Заполнение диагностических таблиц. | 15 мин | |
2 | 12.09.2019 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка» | Формировать у детей симпатии к сверстникам с помощью рассказа воспитателя. | 15 мин | |
3 | 19.09.2019 | Чтение русской народной сказки «Кто, петух и лиса» | Знакомство детей со сказкой «Кто, петух и лиса» | 15 мин | |
4 | 26.09.2019 | ЗКР: звуки «а, у». Дидактическая игра «Не ЗКР: Звук «у»ошибись» | Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. | 15 мин | |
5 | 03.10.2019 | Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) | Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными; помочь понять сюжет картины. | 15 мин | |
6 | 10.10.2019 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Д/упражнение «Играем в слова» | Познакомить со сказкой «Колобок»; упражнять детей в образовании слов по аналогии. | 15 мин | |
7 | 17.10.2019 | ЗКР: Звук «о». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» | Отрабатывать четкое произношение звукао. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. | 15 мин | |
8 | 24.10.2019 | Заучивание стихотворения А.Блока «Зайчик»; А.Плещеева «Осень наступила» | Помочь запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила…», при восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызывать сочувствие к зайчишке, которому холодно. | 15 мин | |
9 | 31.10.2019 | Чтение стихотворения об осени. Д/упражнение «Что из чего получается» | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. | 15 мин | |
10 | 07.11.2019 | ЗКР: Звук «и» | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | 15 мин | |
11 | 14.11.2019 | Рассматривание сюжетных картин | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. | 15 мин | |
12 | 21.11.2019 | Чтение стихотворения «Детки в клетке» С.Маршака | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака. | 15 мин | |
13 | 28.11.2019 | Рассматривание сюжетных картин | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, | 15 мин | |
14 | 05.12.2019 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | Помочь детям вспомнить знакомую сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь. | 15 мин | |
15 | 12.12.2019 | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/и «Эхо», «Чудесный мешочек» | Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь; уточнить знание цветов; развивать слуховое восприятие. | 15 мин | |
16 | 19.12.2019 | Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», заучивание стихотворения А. Босева «Трое» | Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь детям запомнить стихотворение А. Босева «Трое» | 15 мин | |
17 | 26.12.2019 | Игра-инсценировка «У матрешки-новоселье» | Способствовать формированию у детей диалогической речи. Учить правильно называть строительные детали и их цвета. | 15 мин | |
18 | 09.01.2020 | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. | 15 мин | |
19 | 16.01.2020 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин | Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | 15 мин | |
20 | 23.01.2020 | ЗКР: Звуки«м», «мь». Д/упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | 15 мин | |
21 | 30.01.2020 | ЗКР: Звуки «п» и «пь». Д/и «Ярмарка» | Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуковп, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. | 15 мин | |
22 | 06.02.2020 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения. | 15 мин | |
23 | 13.02.2020 | ЗКР: Звуки «б» и «бь» | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | 15 мин | |
24 | 20.02.2020 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» | Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма. | 15 мин | |
25 | 27.02.2020 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. | 15 мин | |
26 | 05.03.2020 | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Д/у «Очень мамочку люблю, потому что…» | Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме. | 15 мин | |
27 | 12.03.2020 | ЗКР: Звуки «т», «п», «к» | Закреплять произношение звука т, п, к в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком т; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | 15 мин | |
28 | 19.03.2020 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики». | 15 мин | |
29 | 26.03.2020 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору вос). Д/у на звукоподражание (д/и «Что изменилось») | Учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | 15 мин | |
30 | 02.04.2020 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Д/у «Когда это бывает?» | Познакомить детей со стихотворениемА. Плещеева «Весна»; учить называть времена года. | 15 мин | |
31 | 09.04.2020 | ЗКР: Звук «ф» | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | 15 мин | |
32 | 16.04.2020 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) | Познакомить с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка».Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. | 15 мин | |
33 | 23.04.2020 | ЗКР: Звук «с» | Отрабатывать четкое произношение звукас. Упражнять детей в умении вести диалог. | 15 мин | |
34 | 07.05.2020 | ЗКР: Звук «з» | Отрабатывать чёткое произношение звуков с, с; упражнять в умении вести диалог; учить обсуждать содержание стихотворения, развивать восприятие, внимание, фонематический слух. | 15 мин | |
35 | 14.05.2020 | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» | Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение; развивать мышление. | 15 мин | |
36 | 21.05.2020 | ЗКР: Звук «ц» | Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | 15 мин | |
37 | 28.05.2020 | Диагностика | Заполнение диагностических таблиц. | 15 мин | |
Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию
- Рассматривает сюжетные картинки.
- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида
Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе...
рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста
Программа расчитана для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...
логопедическая программа по развитию речи для детей 1 класса на 2012-2013 учебный год
В прграмме описывается вся логопедическая работа по развитию речи детей с 6 до 9 дет. Все занятия расписаны с целями, задачами, а также по временным периодам...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что ...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...