рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по теме
Программа расчитана для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_shkola_2011-2012.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая программа для детей дошкольного возраста
«Учимся говорить правильно и красиво»
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
Срок реализации с октября по апрель включительно
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для детей дошкольного возраста обучающихся на дополнительных занятиях по подготовке детей к школьному обучению, на базе ГОУ СОШ №1176.
Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Эта проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.
Актуальность
Данная программа имеет коррекционно – развивающую направленность т.к. большой процент детского общества, имеет нарушения речевого развития, и встаёт вопрос о необходимости формирования у детей 5-7 лет культуру правильного «говорения». Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», писал известный деятель русского искусства кн. Сергей Волконский.
Цель программы
Развить и усовершенствовать природные и речевые возможности детей, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым развивать речевые способности дошкольников.
Задачи программы
- Формировать красивое и правильное общее звучание речи
- Выразительность
- Голосовые возможности
- Дыхание
- Темпо-ритмические особенности
- Дикция
- Обучать правильному звукопроизношению
- Развивать фонематическое восприятие
- Формировать лексический строй речи
- Закреплять обобщающие понятия по лексическим темам
- Учить употреблять в речи слова антонимы
- Учить употреблять в речи слова синонимы
- Учить употреблять относительные прилагательные
- Учить правильно понимать и употреблять в речи сложные слова
- Учить правильно составлять словосочетания (прилагательное и существительное)
- Формировать грамматический строй речи
- Учить правильно употреблять множественное число
- Учить правильно употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов
- Учить правильно составлять и использовать глагольные конструкции
- Обучать употреблению числительных в составе с существительным
- Учить правильно образовывать притяжательные прилагательные
- Учить составлять и использовать в речи предложно-падежные конструкции
- Развивать связную речь
- Учить составлять рассказ по картине
- Учить составлять рассказ по серии картинок
- Учить составлять рассказ по опорным схемам
- Учить составлять пересказ
Ожидаемые результаты
К концу обучения и к концу дошкольного возраста дети должны освоить базовый уровень всех речевых категорий перечисленных выше (задачи программы). А также уметь употреблять и использовать в речи, все полученные знания, за весь период дошкольного обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Панируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Кол-во часов |
1 | Овощи, фрукты, сад - огород | 07.10.2011 | 1 | |
2 | Деревья | 14.10.2011 | 1 | |
3 | Ягоды | 21.10.2011 | 1 | |
4 | Грибы | 28.10.2011 | 1 | |
5 | Осень | 04.11.2011 | 1 | |
6 | Человек | 11.11.2011 | 1 | |
7 | Посуда | 18.11.2011 | 1 | |
8 | Продукты питания | 25.11.2011 | 1 | |
9 | Зима | 02.12.2011 | 1 | |
10 | Одежда, обувь, головные уборы | 09.12.2011 | 1 | |
11 | Игрушки | 16.12.2011 | 1 | |
12 | Новый год (праздник – викторина) | 23.12.2011 | 1 | |
13 | Дикие звери | 13.01.2012 | 1 | |
14 | Домашние животные | 20.01.2012 | 1 | |
15 | Птицы (зимующие, передётные) | 27.01.2012 | 1 | |
16 | Птицы (домашние, дикие) | 03.02.2012 | 1 | |
17 | Зоопарк | 10.02.2012 | 1 | |
18 | Мебель | 17.02.2012 | 1 | |
19 | Транспорт | 24.02.2012 | 1 | |
20 | Весна | 02.03.2012 | 1 | |
21 | Цветы | 09.03.2012 | 1 | |
22 | Профессии (инструменты) | 16.03.2012 | 1 | |
23 | Инструменты (профессии) | 23.03.2012 | 1 | |
24 | Рыбы | 30.03.2012 | 1 | |
25 | Насекомые | 06.04.2012 | 1 | |
26 | Школьные принадлежности | 13.04.2012 | 1 | |
27 | Лето | 20.04.2012 | 1 | |
28 | Итоговое занятие, занятие –викторина «Путешествие в мир знаний» | 27.04.2012 | 1 | |
Всего: 28 занятий |
Содержание программы
№ п\п | Темы занятий | Словарная работа | Грамматический строй речи | Связная речь | Психические процессы |
1. | Овощи, фрукты, сад - огород | - активизация предметного словаря (урожай, овощи, фрукты, грядки, садовод); - активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько, пресно); - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; круглый, овальный; большой, средний; сладкий, горький). | - образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами (помидорчик, помидорище); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование относительных прилагательных (сок из моркови – морковный); - употребление предлогов (сорвать с грядки, лежит на земле…). | - составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?) | - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; |
2. | Деревья | - активизация предметного словаря (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.). Познакомить его с названиями деревьев. Зак репить в словаре обобщ. понятие «деревья». - активизация словаря наречий (пасмурно, темно, холодно, уныло); - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; большой, маленький, гладкий, шершавый, мягкий) | - образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами (берёзка, дубок, ёлочка); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование относительных прилагательных (ветка от ёлки – еловая ветвь); - употребление предлогов (сорвать с ветки, над деревом…) | - составление рассказа – описания по плану | - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; «Лабиринты» |
3. | Ягоды | - активизация предметного словаря (урожай, овощи, ягоды, грядки, садовод); - активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько); - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; круглый, овальный; большой, средний; сладкий, горький). | - образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами (малинка, клубничище); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование относительных прилагательных (сок из клюквы – клюквенный со); - употребление предлогов (сорвать с грядки, лежит на земле…) | - составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?) | - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; |
4. | Грибы | - активизация предметного словаря (названия грибов) - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; ядовитый, съедобный, круглый, овальный; большой, средний; сладкий, горький). | - образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами (грибочек, мухоморчик, поганища) - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - употребление предлогов | - составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?) | - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; - развитие ориентировки в пространстве |
5. | Осень | - активизация и обогащение предметного словаря (время года, название месяцев, листопад…); - активизация и обогащение словаря признаков: 1)прилагательные (багряный, жёлто – коричневый; ветер – пронзительный, холодный); - активизация глагольного словаря(лить, светить, падать, моросить…); - активизация словаря наречий (хмуро, дождливо, пасмурно..) | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование глаголов с помощью приставок (вылетать, прилетать); - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дождик, дождичек, дождик); - согласование существительных в роде и числе и падеже (голубое небо, бирюзовые небеса…) | - составление предложений по вопросам; - распространение предложений однородными членами. | - развитие логического мышления; - развитие зрительного внимания («С какого дерева листик?»); - формирование языкового чутья (объяснение понятий – золотая осень, золотые листья). |
6. | Человек | - активизация и обогащение предметного словаря: части лица и тела сначала на себе, а затем на кукле. - обогащение словаря признаков, эмоционального состояния (грустный, весёлый, расстроенный, печальный и т.д.) - активизация словаря антонимами (У Пьеро лицо грустное, а у Буратино... У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса... - активизация глагольного словаря - активизация словаря наречий: спокойно, быстро | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., В.П., Т. П., П.П.); -образование притяжательных прилагательных: - образование глаголов с помощью приставок: ехать – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать. | - составление рассказа по опорным схемам | - развитие памяти, внимания, ориентировки в пространстве, ( левая рука, правая рука, левый глаз, правое ухо, пра вую ногу) логического мышления. |
7. | Посуда | - активизация и обогащение предметного словаря (сервиз, кофейник, самовар, гончар; чашки, блюдца, сковорода, кастрюля, ковшик, нож, вилка, ложка); - обогащение словаря качественных признаков (цвет, форма, размер); - активизация глагольного словаря (мыть, накрывать, вытирать); | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ложка, две ложки, пять ложек); - образование относительных прилагательных (фарфоровая, деревянная, стеклянная, металлическая). | - составление рассказа- описания по схеме (название, цвет, форма, из чего сделана, как её используют, как за ней ухаживать). | - развитие мелкой моторики (лепка); - развитие памяти, логического мышления, внимания. |
8. | Продукты питания | - активизация и обогащение предметного словаря (бутерброд, кофе, карамель); - активизация глагольного словаря (варят, едят, пьют, заготавливают); - обогащение словаря признаков (молочная, пшённая, сладкая, горькая; антонимы); | - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами –ек, -ок и увеличительным суффиксом – ищ; - образование относительных прилагательных (мучные, молочные); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование глаголов с помощью приставок (пожарить, поджарить, пережарить). | - составление рассказа по заданным словам (обед, дом, стол, ложка, вилка, хлеб, солонка, молоко, лапша). | -развитие логического мышления, памяти, внимания, вкусовых ощущений; - формирование языкового чутья (объяснение пословиц). |
9. | Зима | - активизация и обогащение предметного словаря (зима, стужа, метель, заносы, снежки, лыжи, санки, снежинки); - обогащение словаря признаков (снежный, морозный, скрипучий, морозный, мягкий; антонимы); - уточнение словаря наречий (морозно, холодно, темно); | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один снеговик, два снеговика, пять снеговиков); - образование сложных слов (снегоход, снегопад, снегокат, гололёд); - употребление сложных предлогов (из, из – из, из – под). | - составление сравнительного рассказа – описания двух времён года (лето – зима). | - развитие общей моторики (подвижные игры); -развитие логического мышления, памяти, внимания. |
10. | Одежда, обувь, головные уборы | - активизация и обогащение предметного словаря: мужская, женская, детская, летняя, зимняя, демисезонная, праздничная, рабочая одежда; манжет, воротник, пели, пояс, голенище, козырёк; нитки, сантиметр, иглы, молоточки, ножницы; модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница; - обогащение словаря признаков: названия предметов одежды, антонимы; - активизация глагольного словаря: шить, одевать, стирать, зашивать, гладить, мыть. | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование относительных прилагательных (кожаная, фетровая, шерстяная, ситцевая); - образование глаголов с помощью приставок :соткать, выткать; | - составление рассказа по плану: что это, детали одежды, её цвет, форма, классификация. | -развитие воображения, внимания; -развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики; |
11. | Игрушки | - активизация и обогащение предметного словаря (названия игрушек); - активизация и обогащение словаря признаков: (металлический, плюшевый, пластмассовая, резиновый) прилагательные - активизация глагольного словаря - активизация словаря наречий (быстро, медленно) | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование глаголов с помощью приставок - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (медведь, мишка, мишенька, медвежонок, ); - согласование существительных в роде и числе и падеже (большая кукла, железный робот) | - составление предложений по вопросам; - распространение предложений однородными членами. | - развитие логического мышления; - развитие зрительного внимания - развитие памяти |
12. | Новый год (праздник – викторина) | - активизация и обогащение предметного словаря (утренник, Новый Год, Дед Мороз, Снегурочка, выступление); - активизация словаря качественных признаков (сказочная, блестящая, волшебная, нарядная, разноцветная); - активизация глагольного словаря (наряжать, петь, танцевать, водить хоровод); - уточнение словаря наречий (шумно, весело, празднично) | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование относительных прилагательных (стеклянные, бумажные); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один снеговик, два снеговика, пять снеговиков); - употребление сложных предлогов ( из, из – из, из – под). | - составление рассказа по сюжетной картине «Дети у новогодней елки»; - составление рассказа из личного опыта . | - развитие мелкой моторики ; -развитие логического мышления, памяти, внимания |
13. | Дикие звери | - активизация предметного словаря (логово, нора, берлога, дупло; голова, копыта, хвост, уши); - обогащение словаря признаков ( мохнатый, бурый, остромордая, гималайский; сильный, трусливый, хитрая, коварный); - активизация глагольного словаря (переваливается, бежит, прыгает, догоняет, охотится); - уточнение словаря наречий (ловко, стремительно, резво, высоко, пугливо, высоко, далеко). | - образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей (лисенок – лисята, ежонок – ежата..); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один ежонок, два ежонка, пять ежат); -образование сравнительной степени прилагательных ( у медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее). | - Составление сравнительного рассказа о двух животных (белка и лиса) | - развитие логического мышления, внимания и памяти; - развитие мимики пластики (отображение повадок животных); - развитие мелкой моторики: (выполнение аппликации). |
14. | Домашние животные | - активизация предметного словаря (свинарка, конюх, телятница, доярка; ферма, коровник, конюшня, конура, овчарня); - активизация и обогащение словаря признаков: (большая, рогатая, пятнистая; шустрый, медлительная; толстая – тонкая, длинная – короткая); - активизация глагольного словаря (мычит, лает, ржёт; прыгает, потягивается, бежит, бредёт) | - образование существительных множественного числа от единственного (жеребёнок – жеребята; конь – кони); - согласование существительных в роде и числе (один телёнок, два телёнка, пять телят); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - притяжательные прилагательные( коровья, лошадиная, кошачья); | - составление рассказа- описания по схеме (внешний вид животного, части тела, детёныши, повадки, питание, кто ухаживает за ним, какую пользу приносит). | - развитие мимики пластики (отображение повадок животных); - развитие логического мышления, внимания и памяти. |
15. | Птицы (зимующие, перелёные) | - активизация и обогащение предметного словаря: классификация птиц (зимующие, перелетные), части тела, детёныши; -обогащение словаря признаков :внешний вид, характер, антонимы; - активизация глагольного словаря :каркает, чирикает, щебечет; порхает, планирует, пикирует, ходит, прыгает. | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ласточка, две ласточки, пять ласточек); - образование притяжательных прилагательных (воробьиный, орлиный, журавлиный); - образование глаголов с помощью приставок. | - составление рассказа – описания по схеме: название, цвет, размер плицы, части туловища, где живёт, питание,. | - развитие логического мышления; - развитие пространственной ориентировки; - развитие мелкой и общей моторики. |
16. | Птицы (домашние, дикие) | - активизация и обогащение предметного словаря (утка, селезень, гусь, курица, петух, цыплёнок; птичник, птицеферма, птицефабрика; клюв, туловище, голова, крыло, перо, лапы, гребень); - активизация глагольного словаря (гогочет, болбочет, кудахчет, кукарекает, крякает); - обогащение словаря признаков (большой цветастый, пернатый; задиристый, вертлявый, трудолюбивый. | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование сложных слов (белоголовый, длинношеий); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один селезень, два селезня, пять селезней); - употребление сложных предлогов (из, из – под, из – за). | - составление рассказа- описания по схеме (как называется, цвет, размер, части туловища, где живёт, чем питается). | - развитие зрительного внимания (игра «Чем отличаются, чем похожи?»); - развитие логического мышления. |
17. | Зоопарк | - активизация предметного словаря (Юг, Север, Арктика, Африка, бегемот, лев, леопард, зебра, тюлень, котик, кенгуру; - активизация глагольного словаря (переваливается, бежит, прыгает, догоняет, охотится, рычит, ныряет); - обогащение словаря признаков (огромный, пятнистый, лохматый, косолапый; неуклюжий, быстрый, медлительный; проворный – неповоротливый, быстрый – медлительный); - уточнение словаря наречий (холодно, жарко, солнечно, тепло). | - образование существительных единственного и множественного числа (верблюжонок – верблюжата; оленёнок – оленята); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один страусёнок, два страусёнка, пять страусят); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование притяжательных прилагательных; - образование сложных слов (длинношеий, толстопятый, толстомордый). | - составление рассказа- описания по схеме (внешний вид животного, части тела, детёныши, повадки, питание, где живёт, есть ли у него враги, как защищается) | - развитие зрительного и слухового восприятия; - развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики. |
18. | Мебель | - активизация и обогащение предметного словаря: лесоруб, столяр, полировщик; крышка, подлокотник, дверца; - обогащение словаря признаков: детская, спальная, школьная, кухонная; мягкий, удобный, красивый, полированный; антонимы; - активизация глагольного словаря (мастерить, чинить, полировать, вытирать, расставлять, ломать); - активизация словаря наречий (мягко, удобно, комфортно, красиво, жёстко). | - согласование существительных и числительных в роде, числе; - употребление сложных предлогов (с, из –под, из – за); - дифференциация глаголов совершенного и не совершенного вида (мастерит – смастерил); - образование относительных прилагательных (кожаная, деревянная, пластиковая). | - составление рассказа – описания «Обставляем комнату». | -развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики; - развитие пространственной ориентировки. |
19. | Транспорт | - активизация и обогащение предметного словаря (руль, педали, пилот, стюардесса, механик, водитель, контролёр, капитан, радист); - обогащение словаря признаков (автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический); - активизация глагольного словаря (плыть, лететь, ехать, плыть, заводить, заправлять, ремонтировать). | - употребление сложных предлогов (из, из – из, из – под); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один катер, два катера, пять катеров); -образование однокоренных слов (лететь, взлетный, лётчик); - образование глаголов с помощью приставок (переплыть, заплыть, выплыть, уплыть..). | -придумывание концовки рассказа. | -развитие логического мышления, памяти, внимания; - развитие общей моторики. |
20. | Весна | - активизация и обогащение предметного словаря: град, оттепель, капель, проталины, сосульки; март, апрель, май; - обогащение словаря признаков :качественные прилагательные, антонимы; - активизация глагольного словаря :оживает, пробуждается, оттаивает; - активизация словаря наречий (тепло, солнечно, светло, ветрено). | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование глаголов с помощью приставок; - согласование существительных и числительных в роде, числе (одна сосулька, две сосульки, пять сосулек). | - составление рассказа по заданному набору слов. | -развитие воображения, внимания; -развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики; |
21. | Цветы | - активизация и обогащение предметного словаря: (названия цветов, частей цветка) - обогащение словаря признаков: красивый, милый, разноцветный; - активизация глагольного словаря (рвать, срезать, ухаживать, сажать). | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - согласование существительных и числительных в роде, числе - образование глаголов - образование уменьшительно-ласкательной формы | - заучивание стихотворения к празднику для мам. -составление рассказа- описания по схеме ( цвет, части, где растёт, как можно использовать0 | -развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики. - развитие ориентировки в пространстве |
22. | Профессии (инструменты) | - активизация и обогащение предметного словаря (профессии по сферам деятельности: армия, медицина, строительство, сельское хозяйство, наука, ателье, детский сад, профессии родителей); - активизация глагольного словаря (шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит); - обогащение словаря признаков (трудолюбивый, смелый, талантливый, добрый); - активизация словаря наречий (творчески, аккуратно, умело). | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование глаголов с помощью приставок (работать – отработать, заработать, переработать, выработать); - согласование существительных и числительных в роде, числе; - образование притяжательных прилагательных (хирургические, малярные, врачебные, педагогические). | - составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?». | -развитие логического мышления, памяти, внимания; - развитие общей моторики. |
23 | Инструменты (профессии) | - активизация и обогащение предметного словаря (профессии по сферам деятельности: армия, медицина, строительство, сельское хозяйство, наука, ателье, детский сад, профессии родителей); - активизация глагольного словаря (шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит); - обогащение словаря признаков (трудолюбивый, смелый, талантливый, добрый); - активизация словаря наречий (творчески, аккуратно, умело). | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование глаголов с помощью приставок (работать – отработать, заработать, переработать, выработать); - согласование существительных и числительных в роде, числе; - образование притяжательных прилагательных (хирургические, малярные, врачебные, педагогические). | - составление рассказа | -развитие логического мышления, памяти, внимания; - развитие общей моторики. |
24. | Рыбы | - активизация предметного словаря (названия рыб, названия частей рыб) - активизация глагольного словаря (переваливается, плывёт, прыгает, догоняет, охотится, молчит, ныряет); - обогащение словаря признаков (огромный, пятнистый, скользкий, холодный; чешуйчатая, быстрый, медлительный; проворный – неповоротливый, быстрый – медлительный); - уточнение словаря наречий (холодно, жарко, солнечно, тепло). | - образование существительных единственного и множественного числа (осётр – осётры, меченосец - меченосцы); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один сельдь, два карпа, пять ершей); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование притяжательных прилагательных; (щучий хвост, акулий хвост) - образование сложных слов (длинношеий, толстопятый, толстомордый). | - составление рассказа- описания по схеме (внешний вид животного, размер, части тела, цвет, питание, где живёт, есть ли у него враги, как защищается) | - развитие зрительного и слухового восприятия; - развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики. - развитие ориентировки в пространстве |
25. | Насекомые | - активизация и обогащение предметного словаря: названия насекомых, части тела насекомых; - активизация глагольного словаря: жужжит, стрекочет; порхает, летает, ползает, прыгает. | - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - употребление сложных предлогов (с, из –под, из – за); - согласование существительных и числительных в роде, числе; - образование глаголов с помощью приставок: ползать, заползать, отползать, переползать. | - заучивание стихотворений о насекомых. | - развитие слухового внимания; -развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики. |
26. | Школьные принадлежности | - активизация и обогащение предметного словаря: пенал, портфель, ручка, карандаш - обогащение словаря признаков: детская, спальная, школьная, пластмассовая, деревянная… - активизация глагольного словаря (писать, читать, считать, рисовать, учиться); - активизация словаря наречий (мягко, удобно, комфортно, красиво, жёстко). | - согласование существительных и числительных в роде, числе; - употребление сложных предлогов (с, из –под, из – за); - образование относительных прилагательных (кожаная, деревянная, пластиковая). | - составление рассказа – по серии картинок «День школьника». | -развитие памяти, логического мышления; - развитие мелкой моторики; - развитие пространственной ориентировки. |
27. | Лето | -активизация словаря (отдых, отпуск, поездка); -обогащение глагольного словаря (дождь что делает? – моросит, идет, льет); - активизация словаря наречий (солнечно, тепло дождливо, облачно, прохладно). | - согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (лесная поляна, глубокая речка); - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дождик, дождичек, дождик); - подбор однокоренных слов (лес – лесник, лесной..); - образование относительных прилагательных (сок из земляники – земляничный); - употребление окончаний прилагательных в единственном и множественном числе (летний день, летнее солнце, летние платья); - образование глаголов с помощью приставок (плыть – приплыть, уплыть…). | - составление предложений по вопросам; - распространение предложений однородными членами; - составление предложений по демонстрации действий; - придумывание окончания рассказа; - составление рассказа по картинам. | - развитие зрительного и слухового восприятия; - развитие памяти, логического мышления; - формирование общей моторики. |
28. | Итоговое занятие, занятие –викторина «Путешествие в мир знаний» | ||||
Всего: 28 занятий |
Условия проведения занятий
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 25 – 30 минут, в просторном, хорошо проветренном и чистом классе.
Для учебного процесса необходимо:
- доска для записей (мел или маркеры)
- парты или столы по количеству детей
- рабочие материалы на каждое занятие (подготавливается педагогом)
- рабочий инструментарий ребёнка (подготавливается родителями: рабочие тетради, цветные карандаши, клей, ножницы, пенал)
- Технические средства (музыкальный центр, диапроэктор)
Список используемой литературы
- Н.Э. Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР
- С.А. Васильева: Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников
- С.П. Цуканова: Л.Л. Бетц. Я учусь говорить и читать
- С.П. Цуканова: Л.Л. Бетц. Учим ребёнка говорить и читать
- Н. В. Нищева: Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Экспресс-диагностика развития речи у детей дошкольного возраста
Данный материал, подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее — помочь родителям понять, надо ли ...
Формы работы с родителями по развитию речи у детей дошкольного возраста
Аннотация: в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именн...
"Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Отчет по самообразованию,2020г....
Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Тема: «Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста при автоматизации звука Р в слогах и сло...
Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре»
Московская область, Ленинский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства» Консультация...
Консультация для родителей «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и развития речи у детей дошкольного возраста»
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно ...