Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования.
материал
Личная карта педагога, пояснительная записка, этапы работы, направления и мероприятия, план самообразования, предполагаемы результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019_vera.docx | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Альфа»
г. Надым
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
педагог дополнительного образования
Лунина Вера Викторовна
Личная карта
педагога дополнительного образования
Луниной Веры Викторовны
1. Место работы: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Альфа»
2. Занимаемая должность: педагог дополнительного образования
3. Образование: высшее профессиональное, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» 2007 год.
4. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.
5. Педагогический стаж: 10 л 3 мес.
6. Стаж работы в должности: 10 л 3 мес.
7. Категория: I (первая)
8. Дата рождения: 13 октября 1972 год
9. Педагогическое кредо: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» (К.О. Конради).
10. Методическая тема: Формирование индивидуальных навыков безопасного жизнеобеспечения подростков в условиях туристско-краеведческой деятельности.
11. Прохождение курсов:
"Центр гражданской обороны и противопожарного обучения" (НОЧУ ДПО "Центр ГО и ПО" "Повышение квалификации руководителей занятий по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях" № 210 2015 год.
Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области» «Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 часа № 414, 2016 год.
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации (ФЦДЮТиК) «Инструктор детско-юношеского туризма» в объеме 144 часа № 21/68-17, 2017 год.
ООО «Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» «Профилактика детского спортивного травматизма и оказание первой помощи пострадавшим во время тренировок, спортивных игр и занятий физической культурой в организациях дополнительного образования (кружках, секциях)» в объеме 144 часа № 21/16602, 18.03.2018 год.
«Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» «Современные алгоритмы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся в организациях дополнительного образования в соответствии с ФГОС» в объеме 144 часа № 24/44767, 01.02.2019 год.
12. Учебная нагрузка: 35 часов.
13. Программы, по которым работает педагог: Дополнительная общеобразовательная "Основы военной службы", дополнительная общеобразовательная программа "Знатоки Ямала», дополнительная общеобразовательная программа «Юный спасатель».
Индивидуальный план самообразования педагога
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника.
Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не
священником: он будет, прежде всего человеком: всем, чем
должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости
так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба ни
перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»
Жан Жак Руссо
Пояснительная записка
Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Воспитание нового человека, формирование его личности – краеугольный камень педагогической работы. Особая роль в процессе формирования личности отводится дополнительному образованию. Именно здесь идет формирование основных фундаментов общественного мировоззренческого выбора, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому педагог в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры педагога, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает педагога работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современным образованием.
Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование педагога. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование — средство развития личности педагога, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке
своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
МОУ ДО «Детско-юношеский центр «Альфа» работает над темой: «Внедрение и развитие практики новых привлекательных форм, методов и средств организации спортивно-оздоровительных занятий, обеспечивающих условия индивидуального маршрута развития подростка».
Тема самообразования: Формирование индивидуальных навыков безопасного жизнеобеспечения подростков в условиях туристско-краеведческой деятельности.
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования детей напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Проводимая в настоящее время государственная политика направлена на создание условий дать каждому желающему возможность для реализации своего потенциала в различных видах деятельности, не на словах, а на деле. Туристские походы выходного дня, степенные и категорийные походы несут огромный воспитательный, психологический, оздоровительный и развивающий потенциал для каждого подростка, принявшего в нем участие.
Цель: способствовать формированию индивидуальных навыков жизнеобеспечения и выживания в условиях природной среды посредством походов.
Задачи:
- планировать процесс обучения и воспитания обучающихся с учетом конкретных условий социума;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к походной туристско-краеведческой деятельности, организовать работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в современном мире;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, педагогами, родителями;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Этапы работы
- этап: 2014 г. – 2016 г.
- этап: 2017 - 2018 год
- этап: 2019 год
Направления, действия и мероприятия
Основные направления | Действия и мероприятия | |
Профессиональное | 1. | Знакомиться на постоянной основе с современными исследованиями, авторскими программами, методическими рекомендациями и разработками спортивно-оздоровительного направления деятельности дополнительного образования детей, организации воспитательной работы с одаренными детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. |
2. | Применять новые педагогические технологии, методику здоровьесберегающего обучения. | |
3. | Повышать своевременно квалификацию через систему самообразования, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации. | |
4. | Принимать участие в конкурсах педагогического мастерства различных уровней. | |
5. | Посещать занятия коллег, обмениваться опытом на заседаниях методического совета. | |
6. | Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. | |
7. | Продолжить сбор и анализ результатов достижений обучающихся. | |
Методическое | 1. Изучать и совершенствовать педагогические технологии, формы, приемы и методы работы с учащимися, родителями. 2. Изучать инновационный опыт коллег по организации различных форм работы. 3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую, учебную и художественную литературу. 4. Принимать участие в открытых занятиях, мастер-классах коллег по работе. 5. Пополнять «методическую копилку» занятий, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 6. Разработать рабочую программу «Юный спасатель». | |
Психолого-педагогическое |
- основные закономерности и условия благоприятного психического развития ребенка; - изучить результаты новейших психологических исследований; - формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком. 2. Совершенствовать знания в области психологической профилактики. 3. Совершенствовать умение составлять психологический портрет учеников. | |
Эстетическое | 1. | Посещать выставки, музеи, экскурсии. |
2. | Знакомиться с материалами по истории, исследованию памятников природы, истории и культуры. | |
ИКТ |
| 1. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в образовательный процесс. 2. Познакомиться с системой дистанционного обучения |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Использовать в работе «Карты здоровья учащихся». 3. Пройти курсы по оказанию первой доврачебной помощи. | |
Предполагаемый результат
- Повышение качества преподавания
- Проведение открытых занятий
- Проведение мастер-классов
- Разработка и внедрение в работу дидактических материалов
- Разработка и проведение занятий с использованием современных технологий
- Создание комплектов педагогических разработок занятий и мероприятий для публикации на сайте.
Мой план самообразования
- Изучение методической литературы
Цель: повышение научно-методического уровня
№ пп | Автор, название книги, статьи | Сроки | Форма работы (конспектирование, изучение выписки тезисов, ксерокопирование и др.) | Выход, результат |
Корепанова М.В.. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 2010 | Изучить, выделить основные положения | Использовать при планировании занятий, использовать при мониторинге, пополнение картотеки, методической копилки, выступление на педсовете, подобрать материал для индивидуальных консультаций с детьми | ||
Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2010 | Изучить, выделить основные положения | |||
И.В. Васильев В помощь организаторам и инструкторам туризма МОСКВА - ПРОФИЗДАТ - 1973 | ||||
http://proshkolu.info/index.php?razdel=pers_page | отбирать необходимый и интересный материал, изучать опыт на сайтах Интернета. | |||
Антонова Л.Н Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. –М.: Изд-во МГОУ, 2004 |
- Аналитическая деятельность
Цель: выявить степень влияния опыта на результат труда, освоение программы по преподаваемому направлению
№ пп | Показатели мониторинга, анализа и т.п. | Сроки | Форма работы (конспектирование, изучение выписки тезисов, ксерокопирование и др.) | Выход, результат |
1 | Планирование педагогической деятельности. | август, сентябрь | Составление тематического планирования по программам, учебных и воспитательных планов. | Позволяет устранить неопределенность, сосредотачивается внимание на главных задачах, позволяет добиваться эффективного функционирования образовательных программ и облегчает контроль. |
2 | Анализ педагогической деятельности | Апрель - май | Используются методы наблюдения, эксперимента, тестирования, беседы, сравнения | Процедура мыслительного разложения целого на части, помогает выявить все существующие недостатки и достоинства программы, чтобы в дальнейшем улучшить ее эффективность. |
3 | Мониторинг педагогической работы | По плану | Анкетирование, тестирование учащихся | Учет во время работы с группой. Выход на родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы |
4 | Мониторинг участия учащихся ОУ в муниципальных, региональных первенствах, соревнованиях, эстафетах | По итогам проведения | Отслеживание результатов. Составление рейтинговых таблиц. Разбор удачных моментов и типичных ошибок | Индивидуальные консультации для учащихся, информационные сообщения на собраниях |
- Организационно-массовая работа
Цель: работа с одаренными детьми
№ пп | Виды работ | Сроки | Выход |
Подготовка учащихся к соревнованиям (окружные, региональные) | |||
1 | Кубок ЯНАО по спортивному туризму на лыжных дистанциях, г. Новый Уренгой | 24-27 марта 2016 | 1 место – Тулюпа Данил |
2 | Первенство ЯНАО по спортивному туризму на лыжных дистанциях, г. Новый Уренгой | 25-29 марта 2017 | 2 место – Кузьменко Иван, |
3 | Первенство ЯНАО по спортивному туризму на лыжных дистанциях, г. Новый Уренгой |
| 1 место – Шульга Егор, 2 место – Шульга Егор и Кудрявцев Никита, связки, 2 класс, 2 место – Тулюпа Данил и Кузьменко Иван, связки, 3 класс 2 место – Надымский район, младшая группа 2 место – Надымский район, средняя группа |
4 | Кубок ЯНАО по спортивному туризму на лыжных дистанциях, г. Новый Уренгой | 27-30 марта 2018 г | 3 место – Светличная Антонина и Веклюк Мария, связки, 4 класс |
5 | Первенство ЯНАО по спортивному туризму (дисциплина-дистанции-лыжные) | 24 по 27 марта 2019 | 2 место – Рябуха Даниил 3 место – Светличная Антонина 2 место – Светличная Антонина и Веклюк Мария, связки, 3 класс 2 место – Рябуха Даниил и Кузьменко Иван, связки, 3 класс 3 место – команда Надымский район |
6 | Первенство ЯНАО по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, г. Новый Уренгой | Сентября 2017 г | 2 место – Веклюк Мария, 3 класс, 3 место – Тулюпа Данил, 3 класс, 2 место – Кузьменко Иван, 2 класс, 1 место – Кузьменко Иван и Валитов Рамиль, связка, 2 класс 2 место – команда Надымский район, старшая группа 3 место – команда Надымский район, средняя группа |
7 | Кубок ЯНАО по спортивному туризму на пешеходных дистанциях (залинг), г. Надым | 22-24 февраля 2018 г | 1место – Веклюк Мария, 3 класс 2 место – Белкова Инна, 3 класс 3 место – Сакадеева Татьяна, 3 класс 2 место – Костылев Даниил, 3 класс 3 место – Набиев Рагил, 3 класс 1 место – Костылев Даниил и Ефименко Артем, связка, 3 класс 1 место – Сакадеева Татьяна и Светличная Антонина, связка, 3 класс 2 место – Веклюк Мария и Белкова Инна, связка, 3 класс 1 место – команда Надымский район |
8 | Первенство ЯНАО по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, г. Тарко-Сале | 10 по 14 октября 2018 | 2 место – Арестова Елизавета, 2 место – Валитов Рамиль. 3 место – Кузьменко Иван, 3 место – Костылев Даниил, 2 место – Веклюк Мария, 3 место – Сакадеева Татьяна, 3 место – связки: Арестова Елизавета, Ерошенко Анастасия, 2 место – связки: Шульга Егор, Криванков Максим, 3 место – связки: Калесник Софья, Анкудинова Анна, 2 место – связки: Кузьменко иван, Валитов Рамиль, 1 место – связки: Веклюк Мария, Сакадеева Татьяна, 3 место – связки: Костылев Даниил, Рябуха Даниил. 1 общекомандное место. |
9 | Окружной слет-соревнование учащихся «Школа безопасности», г. Ноябрьск | 15-19 сентября 2015 г | 2 место – команда Надымский район |
10 | Окружной слет-соревнование учащихся «Школа безопасности», г. Ноябрьск | 12-15 сентября 2016 г | 1 место – команда Надымский район |
11 | Окружной слет-соревнование учащихся «Школа безопасности», г. Ноябрьск | 10-15 сентября 2017 г | 2 место – команда Надымский район |
12 | Региональный слет-соревнование учащихся «Школа безопасности» Уральского федерального округа в г. Курган | 25-30 июня 2017 г | 2 место – конкурсная программа |
13 | Окружной слет-соревнование учащихся «Школа безопасности» г. Ноябрьск | с 10 по 15 сентября 2018 года | 2 общекомандное место |
14 | Окружные оборонно-спортивные сборы «Вертикаль», Краснодарский край, РЦПВ | 25 июня по 10 июля 2016 г | 1 место – команда «У елочки» Надымский район |
15 | Окружные оборонно-спортивные сборы «Вертикаль», Краснодарский край, РЦПВ | 29 июня по 14 июля 2018 | 1 место – команда «МОЦ» Надымский район |
Подготовка учащихся к слетам, соревнованиям (районные) | |||
1 | Традиционный туристский слет «Надымская осень 2014» | 18-19 сентября 2014 г | 1 общекомандное место «Альфа» |
2 | Традиционный туристский слет «Надымская осень 2015» | 19-20 сентября 2015 г | 2 общекомандное место «Альфа» |
3 | Традиционный туристский слет «Надымская осень 2016» | 10-12 сентября 2016 г | 2 общекомандное место «Альфа» |
4 | Традиционный туристский слет «Надымская осень 2017» | 8-10 сентября 2017 г. | 2 общекомандное место «Альфа» |
5 | Районный туристский слет «Надымская осень – 2018» | с 14 по 16 сентября 2018 г | 4 общекомандное место |
6 | Районные соревнования по пожарно-спасательному спорту, г. Надым. | 07.11.2018 | 3 место – Дрипа Владимир, 3 место – пожарная эстафета. |
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам | |||
1 | III Районная краеведческая олимпиада «Полярная сова», посвященная году культуры | Апрель 2016 г | 1 место – Ахмина Оксана |
2 | IV Районная краеведческая олимпиада «Полярная сова» | Октябрь 2017 г. |
1 место – Светличная Арина |
3 | V Районная краеведческая олимпиада «Полярная сова», посвященная народам кочевникам разных стран | 17 апреля 2018 г. | |
4 | Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва» | Январь 2017 г. | 1 место – команда «Альфа» |
5 | 1 всероссийский конкурс для детей и молодежи «Свобода творчества» в номинации «Краеведение» с работой «Дневник этнографической экспедиции» диплом № ST 616 - 49997 | 30.12.2016 | 1 место – Токарева Виктория |
6 | 2 Всероссийский конкурс для детей и молодежи «На взлете» в номинации «Краеведение» с работой «Мой любимый город» диплом № SV 317 - 61223 | 02.03.2017 | 1 место – Карпушкина Анастасия |
7 | Районная викторина «Мой край Надымский, край заветный» | Декабрь 2018 | 4 место |
8 | Всероссийский конкурс на лучшую организацию работы среди военно-патриотических клубов, объединений, общественных организаций военно-патриотической направленности «Делай, как я!» | Февраль 2018 | Костылев Даниил - участие |
- Обобщение собственного опыта работы
Цель: подведение итогов работы над темой самообразования
№ пп | Виды работ | Сроки | Результат |
1 | Семинар-тренинг «Гармония отношений младшего и старшего поколений в семье – главный фактор благополучия детей» | 18.04.2015 | Сертификат № 12 |
2 | Окружной общественно-образовательный проект «Деловая молодежь Ямала» | 4-5.12.2015 | Сертификат |
3 | Комплексная программа обучения и отбора сопровождающих «Наставники Ямала» | 17.04.2016 | Сертификат |
4 | Конкурс «Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях ФГОС» № 23427 | 12.12.2016 | 2 место |
5 | ФГОС-тест: «Педагогика дополнительного образования» № 2543 | 08.11.2016 | 2 место |
6 | Публикация авторского материала на сайте «Готовим урок» | 12.12.2016 | Свидетельство |
7 | Научно-практический семинар «Арктическая медицина, биология, экология» ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» | 22-23.12.2016 | Сертификат |
8 | Публикация авторского материала на сайте «Альманах педагога» № 19630 | 05.12.2017 | Свидетельство |
9 | Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Учебная программа педагога в соответствии с ФГОС» серия ЕА № 1906 | 08.12.2017 | Лауреат 1 степени |
10 | Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием, номинация «Регионально-краеведческий компонент в учебно-воспитательном процессе» № АД6143 | 21.12.2017 | 1 место |
11 | Семинар по подготовке судей 2 и 3 категории по виду «спортивный туризм» | 22-24.02.2018 | Свидетельство |
12 | Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Учебная программа педагога в соответствии с ФГОС» серия ЕН № 1054 | 17.02.2018 | Лауреат 1 степени |
13 | Присвоение 2 категории судьи по спортивному туризму: СС2К | 13.04.2018 | Судейская книжка |
14 | Комплексная программа обучения и отбора сопровождающих «Наставники Ямала» | 17.04.2018 | |
15 | Всероссийский конкурсе «Лучшая методическая разработка» сайт «Завуч» | 06.12. 2018 | 1 место |
16 | Публикация авторского педагогического материала на ресурсе информационно-образовательного портала «Педагогическая академия современного образования» «Внеклассное мероприятие «День рождения центра «Альфа» | 07.12. 2018; | Свидетельство |
17 | Всероссийское педагогическое тестирование на тему «Методическая грамотность педагога, в рамках ФГОС» Сайт «Мир Педагога» | 07.12.2018 | 1 место |
18 | Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Внеклассное мероприятие» Информационно-образовательный портал «Педагогическая академия современного образования» | 08.12.2018 | 1 место |
19 | Онлайн-олимпиада: «Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте ФГОС нового поколения», сайт «ПедСтарт» | 12.12.2018 | 2 место |
20 | Всероссийский конкурс на лучшую организацию работы среди военно-патриотических клубов, объединений, общественных организаций военно-патриотической направленности «Делай, как я!» | 19 – 24 февраля 2019 | Финалист |
21 | Всероссийский педагогический конкурс, в номинации «Сценарии праздников и мероприятий», Научно-методический центр развития образования ЯПЕДАГОГ.РФ, диплом ЕР № 1758 | 08.02.2019-12.03.2019 | Победитель |
- Обучение на курсах, семинарах в системе повышения квалификации
Цель: повышение и совершенствование профессионального мастерства
№ пп | Название курсов, № удостоверения, дата выдачи | Место проведения | Результат |
1 | "Центр гражданской обороны и противопожарного обучения" (НОЧУ ДПО "Центр ГО и ПО" "Повышение квалификации руководителей занятий по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях" № 210 2015 год. | Удостоверение | |
2 | Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области» «Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 часа № 414, 2016 год. | г. Иваново, дистанционно | Удостоверение |
3 | Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации (ФЦДЮТиК) «Инструктор детско-юношеского туризма» в объеме 144 часа № 21/68-17, 2017 год. | г. Москва, дистанционно | Удостоверение |
4 | АНО «Академия дополнительного профессионального образования» профессиональная переподготовка «Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Проектирование и реализация социально-педагогической деятельности в рамках ФГТ и ФГОС» 22.05.2017 год | г. Курган, дистанционно | Диплом о профессиональной переподготовке 45240571136, регистрационный номер 1383 |
5 | ООО «Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» «Профилактика детского спортивного травматизма и оказание первой помощи пострадавшим во время тренировок, спортивных игр и занятий физической культурой в организациях дополнительного образования (кружках, секциях)» в объеме 144 часа № 21/16602, 18.03.2018 год | г. Липецк, дистанционно | Удостоверение |
6 | «Всероссийский научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» «Современные алгоритмы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся в организациях дополнительного образования в соответствии с ФГОС» в объеме 144 часа № 24/44767, 01.02.2019 год. | г. Липецк, дистанционно | Удостоверение |
Реферативная работа по методической теме (редактированная)
Формирование у учащихся умений и навыков безопасного поведения в природной среде через внеурочную туристско-краеведческую деятельность
На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья – одна из важнейших сторон жизни человека во все времена. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. В условиях современного общества вопросы безопасности жизни резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Навыки безопасного поведения в природе должны формироваться у человека с детства. Согласно новым образовательным стандартам образовательная программа по любому предмету должна быть направлена на три типа результатов: личностных, метапредметных и предметных. То есть, целью общего образования, отражающей ожидание постиндустриального общества, является общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся. Средством же реализации этой цели является системно-деятельностный подход, заложенный в теоретических положениях развивающего образования. Среди прочих к личностным результатам относятся «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах». На уроках окружающего мира, природоведения, географии, биологии, физики, химии и других предметов в содержании учебного материала красной нитью должна проходить эта линия. Умения и навыки безопасного поведения в природной среде относятся как раз к личностным результатам.
Особенно большими возможностями обладает внеурочная работа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Главными задачами этого направления являются: формирование умений и навыков выживания в различных жизненных ситуациях, приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности, развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаях их наступления, воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
По программе туристско-краеведческой направленности занимаются ребята разных возрастов. Программы этого направления составлены таким образом, что большая часть занятий носила практический характер. Во время походов выходного дня ребята приобретают навыки по туристской технике, правилам выбора личного и группового снаряжения, знания карт и умения работы с ними, оказания первой доврачебной помощи при различных травмах и многое другое, при этом осуществляется деятельностный подход.
Так, например, при изучении темы «Групповое и личное снаряжение» ребята должны получить знания о том, какие личные вещи и групповое снаряжение необходимо им во время выхода в природную среду. Во время похода выходного дня проходит проверка снаряжения, которое ребята взяли с собой. Выявляются лишние или недостающие вещи. На будущее ребята будут знать, какое снаряжение необходимо, а какое брать не обязательно.
Перед школьниками ставится учебная задача – выбрать место для разведения костра. Рассматриваются все предложенные ребятами варианты, которые анализируются с точки зрения безопасности: опасности возникновения пожара, вреда природным компонентам, учета конкретных метеоусловий и другие, выбирается оптимальный вариант. При устройстве кострища ребята постигают необходимые правила – обязательно снимается верхний дерновый слой (он откладывается, но не выбрасывается, так как после погашения костра используется для восстановления почвенного и растительного покрова), место кострища обкладывается камнями, для того, чтобы пламя не распространилось по сухой траве. Изучаются и типы костров, их применение в разных ситуациях.
При изучении темы «Установка палатки» участники похода на практике знакомятся с правилами ее установки, где учитывается экспозиция склона, направление ветра, направления сторон горизонта, близость кустарниковой и древесной растительности, учет метеоусловий (например, гроза) и другие.
При приготовлении пищи всегда используется вода из природных водоемов. При этом ребята учатся доступными способами обеззараживать ее (угольками, кристаллами марганцево кислого калия или капелькой йода). Участники похода отвечают на вопрос о том, к каким последствиям может привести незнание этих способов.
Большое внимание уделяется отработке практических навыков по оказанию первой помощи. Ребята учатся правильно обрабатывать ссадины, раны, которые часто случаются не только в походах, но и в повседневной реальности, накладывать разные типы повязок, в зависимости от вида травм, накладывать жгут и шину из подручного материала, применять простые медикаментозные средства, а при их отсутствии правильно использовать лекарственные растения, которые произрастают в родной местности.
При изучении темы «Ориентирование на местности» дети учатся ориентироваться в пространстве не только с помощью компаса, но и по местным признакам: деревьям, муравейникам, солнцу, звездам, а также с помощью часов. При этом выявляется связь урочной и внеурочной деятельности, поскольку эта тема изучалась на уроках окружающего мира, природоведения и начального курса географии.
Очень важная тема «Топографическая карта». При ее изучении учащиеся овладевают навыками определения направлений сторон горизонта, расстояний на карте и соответствующих им расстояний на местности, объектов природного и антропогенного ландшафтов. На одном из практических занятий ребята были «погружены» в проблемную ситуацию. «Мы на природе провели целый день. Играли, проводили тренировки по отработке туристских навыков, конкурсы. День пролетел незаметно. Пришла пора возвращаться домой. Все очень устали. Сил возвращаться пешком не было. Решили воспользоваться пригородным автобусом. Как выйти на автобусную остановку, используя умение читать топографическую карту?» Всем хотелось побыстрее добраться до дома. Поэтому ребята стали предлагать различные варианты пути. Одни предлагали более короткий путь, но он пролегал через болотистую местность. Другие предлагали перевалить через сопку, но ее склон был очень крутой и небезопасный. Третьи предложили на первый взгляд наиболее длинный путь, но его преимущество состояло в том, что он проходил по ровной местности и проселочной дороге. Проанализировав все предложенные варианты и сопоставив с топографической картой, пришли к единому мнению, что третий вариант пути, хотя и кажется наиболее длинным, но намного удобнее и безопаснее всех остальных и, учитывая общую усталость, в конечном счете, окажется наиболее быстрым. В этой ситуации ребята получают навыки общения, учатся договариваться друг с другом, приходить к единому мнению, то есть, у них формируются, кроме навыков безопасного поведения в природной среде, и коммуникативные навыки.
Все умения и навыки безопасного поведения в природной среде, полученные на занятиях учащиеся проверяют, участвуя в соревнованиях разного уровня – городских и районных соревнованиях по спортивному ориентированию, по туристской технике («Школа выживания», «Зарница»), по правилам оказания первой доврачебной помощи («ПДП»). Доказательством сформированности умений и навыков безопасного поведения в природной среде, являются полученные ребятами награды по спортивному ориентированию и туристской технике.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что на занятиях программы туристско-краеведческой направленности у детей формируются умения и навыки безопасного поведения в природной среде, которые являются важнейшей составляющей здорового и безопасного образа жизни. Все приобретенные навыки без сомнения будут совершенствоваться и использоваться ими в дальнейшей жизни.
Литература:
Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Методическое пособие – М.: Образование и здоровье, 2012. – 72 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерация. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...
План самообразования педагога дополнительного образования
Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...
План самообразования педагога дополнительного образования 2015-2018гг.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания...
План самообразования педагога дополнительного образования
План самообразования педагога дополнительного образования...
План самообразования педагога дополнительного образования 2019 - 2025 уч.гг
Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...
План самообразования педагога дополнительного образования 2015 - 2018 уч.гг
Актуальность темы по самообразованию обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре и искусству края, в котором мы живем, а так же к общечеловеческим ценностям, получение о...
Индивидуальный план самообразования учителя дополнительного образования.
Тема. «Проектная деятельность на занятиях дополнительного образования в рамках реализации ФГОС».Цель: Овладение новыми методами и формами преподавания, через внедрение техн...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Елена Декина
Очень хороший , грамотно оформлен сайт. Нашла много интересного для себя!