ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КлубОК» (вязание крючком)
рабочая программа
Цель настоящей программы: приобщение детей к творчеству, формирование интереса и любви к национальной культуре, эстетического восприятия явлений окружающего мира через занятия вязанием крючком.
Программа «КлубОК» рассчитана на детей 10-12 лет. Срок реализации программы -1 год- 34 часов занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Количество детей в группе 10-15 человек. Режим работы – 1 раз в неделю по 1 часу.Основной формой деятельности работы кружка является активное творчество, которое осуществляется через коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 654.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №50
Департамент образования администрация г.Иркутска
МБОУ г.Иркутска СОШ №50
РАССМОТРЕНО Педагогический совет ________________________ Протокол №1 от 29.08.24 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ________________________ Тугарин А.А. от 29.08.24 . | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Пискунова О.В. Приказ № 01-09-252 от 29.08.24 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КлубОК» (вязание крючком)
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 12 лет,
Срок реализации: 1 год
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Разработчик программы: МБОУ г.Иркутска СОШ №50
педагог дополнительного образования
Жаворонкова Татьяна Александровна
г.Иркутск, 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Содержание программы с планируемыми результатами | 4 |
Тематическое планирование | 6 |
Учебно-методическое обеспечение программы | 7 |
Приложение 1 «Критерии оценки знаний и умений» | 8 |
Приложение 2 «Проверка знаний» | 9 |
Приложение 3 «Правила ТБ» | 11 |
Пояснительная записка
В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего образования второго поколения одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. На реализацию поставленной задачи направлена программа дополнительного образования вязание крючком «КлубОК».
Педагогическая целесообразность: программа способствует решению одной из насущных задач, а именно – подготовке обучающихся к жизни в условиях рыночной экономики, когда умение «творить», «создавать» своими руками конкурентоспособные изделия очень доступным способом поможет им не только в будущей «взрослой» жизни, но и сейчас для заполнения своего свободного времени с пользой.
Цель настоящей программы: приобщение детей к творчеству, формирование интереса и любви к национальной культуре, эстетического восприятия явлений окружающего мира через занятия вязанием крючком.
В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
∙ формировать интерес к народным ремеслам;
∙ научить обращаться с инструментами на занятиях, соблюдать технику безопасности при работе; научить выполнять приемы вязания игрушек и ажурного вязания крючком;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно; научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные задачи:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.
Развивающие задачи:
- развивать образное мышление;
- развивать внимание;
- развивать моторные навыки;
- развивать творческие способности.
Программа «КлубОК» рассчитана на детей 10-12 лет. Срок реализации программы -1 год- 34 часов занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Количество детей в группе 10-15 человек. Режим работы – 1 раз в неделю по 1 часу.
Основной формой деятельности работы кружка является активное творчество, которое осуществляется через коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Содержание программы
1.«Вводное занятие» (1 ч.) Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.
2. «Основные приемы вязания крючком» (10ч.)
Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «пышный столбик».Особенности вязания различных узоров.
3. «Вязание игрушки» (23ч.)
Теоретический компонент. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга, особенностями вязания игрушек из отдельных деталей. Практический компонент. Обучение вязанию круга, базовой части «голова», «туловище»; ручек, ножек, лапок, ушей; вязание аксессуаров; оформление выставки работ учащихся.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Основные приемы вязания крючком | 10 | 10 | |
3 | Вязание игрушек и аксессуаров | 23 | 1 | 22 |
Итого: | 34 | 2 | 32 |
Планируемые результаты
В конце обучения обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом; инструменты и материалы;
∙ основные способы вывязывания петель: начальная петля, воздушная петля, петля для подъема, полупетля, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с несколькими накидами, рельефные столбики, пышный столбик, пико, вытянутая петля; условные обозначения различных петель.
∙ отличительные свойства плоских игрушек от полуобъемных и объемных;
∙ приемы декоративного оформления игрушки.
должны уметь:
- четко выполнять основные приемы вязания крючком;
∙ убавлять и прибавлять петли;
∙ различать нитки по цвету, оттенку;
∙ сочетать различные оттенки цветов;
∙ свободно пользоваться схемами из журналов и альбомов;
∙ снимать и записывать мерки;
∙ вязать по кругу и по спирали плоские и объемные изделия;
∙ соединять детали;
∙ оформлять игрушки;
∙ разбивать части игрушки;
∙ придавать форму и объем изделию;
∙ использовать отделочные мазтериалы (шнур, тесьма)
Дополнительное образование связано с основным образованием. В ходе реализации программы у обучающихся так же формируются универсальные учебные действия, как и во время учебного общеобразовательного процесса.
Предметные УУД:
Обучающийся научится:
- техники вязания крючком;
- правильно держать руки при вязании;
- правильно пользоваться инструментами;
- читать основные условные обозначения;
- вязать по схемам и описанию;
- вязать различные детали, используя схемы и описания;
- выполнять сборку и оформление готового изделия
Метапредметные УУД:
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- высказываться в устной и письменной форме;
- строить рассуждения об объекте;
- использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном
- учебном процессе и повседневной жизни, экономно использовать рабочий материал;
- доводить дело до конца
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- планировать свои действия.
Коммуникативные УД:
Обучающийся научится:
- сотрудничать с учителем, строить диалог со взрослыми людьми;
- работать в парах и группах, находить компромисс в тех вопросах, в которых нет единственно правильных решений; отстаивать свою точку зрения, полно и точно выражать свои мысли.
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с планом работы игрушки. Техника безопасности. История вязания | 1 |
2 | Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком | 1 |
3 | Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель | 1 |
4 | Полустолбик без накида. Полустолбик с накидом | 1 |
5 | Столбик без накида. | 1 |
6 | Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами. | 1 |
7 | Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. | 1 |
8 | Узоры на основе столбиков и воздушных петель | 1 |
9 | Пышный столбик. | 1 |
10 | Элементы, связанные пышными столбиками | 1 |
11 | Способы прибавления и убавления петель | 1 |
12 | Вязание базовой части «голова» | 1 |
13 | Создание на ее основе игрушки какого либо животного | 1 |
14 | Полустолбик без накида Столбик с накидом | 1 |
15 | Вязание круга | 1 |
16 | Мини-зверушки | 1 |
17 | Вязание базовой основы «туловище» | 1 |
18 | Создание игрушки состоящей из головы, туловища. | 2 |
19 | Вязание ручек, ножек, лапок. | 2 |
20 | Создание игрушки с ручками и ножками | 2 |
21 | Вязание полотна квадратной формы | 2 |
22 | Изготовление прихватки | 2 |
23 | Вязание цветов | 2 |
24 | Вязание одежды | 4 |
25 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение учителя
- Азбука вязания: вязание крючком – М.: Издательство АСТ 2020г.
- Джен Оллис Цветы, связанные крючком –М: Арт-родник 2022г.
- Диченскова А.М. Забавные вязаные игрушки – Р.Д.: Феникс 2015г.
- Забелина С.В.Забавные закладки – М: АСТ-Пресс книга» 2021г.
- Зайцева А. Амигуруми –М: Эксмо 2013г.
Методическое обеспечение учащихся
- Колесник С.В. Азбука мастерства - Саратов: Лицей 2020г.
- Семёнова Л.Н. Семёнова Д.А. Вязаные бусы, броши, браслеты – Р.Д.: Феникс 2023г.
Приложение
Приложение № 1
Критерии оценки знаний и умений
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
1. Теоретическая подготовка | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный(низкий): -ребенок владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; Средний: -объем освоенных знаний составляет более ½; Максимальный (высокий) -освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
2.Практическая подготовка | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный(низкий): -ребенок владеет менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков; Средний: -объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; Максимальный (высокий) -ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
3. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный(низкий): -ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с инструментом; Средний: -работает с оборудованием с помощью педагога; Максимальный (высокий) -работает с оборудованием, инструментами самостоятельно, не испытывает особых затруднений |
Приложение № 2
Опрос №1 на закрепление знаний по технике безопасности
- Где хранятся ножницы?
- Как должны подаваться ножницы другому человеку?
- Как переносить ножницы в другое помещение?
- Где лежат ножницы при работе?
- Как отделить нить от клубка?
- Что необходимо сделать после занятий на рабочем месте?
Опрос №2 на закрепление знаний по вязанию крючком.
- Как называется тонкая, скрученная нить из пушистого волокна, для вязания?
- От чего зависит толщина крючка?
- Как называются петли связанные крючком?
- Какие нити по цвету сочетаются между собой?
- Как называются петли связанные крючком в один ряд?
- Что можно связать крючком?
Игровые задания:
Приложение № 3
Правила обращения с ножницами
- Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни в коробке в чехле.
- Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держи ножницы лезвиями вверх, не играй, не подноси к лицу.
- Не оставляй ножницы в открытом виде, на столе раскрытыми или под предметами.
- Работай ножницами только на своём рабочем месте.
- При работе внимательно следи за направлением реза.
- Во время резания удерживай материал так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
- При резке не смыкать лезвие полностью.
Правила обращения с крючком
- Храни крючки в специальном чехле или коробке.
- Не пользуйся сломанными или ржавыми крючком.
- Храни всегда инструменты в одном и том же месте.
- Не отвлекайся во время работы с крючком.
- Нить отрезай ножницами, не отрывай руками и не откусывай.
- Крючок для вязания не подноси близко к лицу.
- Не играй острыми предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное вязание"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественное вязание"...
Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Художественное вязание"
Оценочный материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"...
Дидактические игры к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"
Дидактические игры к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вязание»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Волшебный клубок» 1 уровень
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный клубок» реализуется в рамках художественной направленности, так как ориентирована на творческую самореал...