Рабочая программа дополнительного курса История русской культуры 11-19 веков 5-6 класс
рабочая программа (5 класс)

Гудыма Светлана Анатольевна

Рабочая программа дополнительного курса История русской культуры 11-19 веков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                  директор МБОУ « Видновская

                                                                                                 СОШ №5 СУИОП»  ___________                                              

                                                                                                  Рубцов О. В.

                                                                                                  30 августа 2017 года

Рабочая программа  дополнительного  курса

« История русской культуры IX-XIX веков»

5 класс Б

                                                                                                                                   

                                                            Составитель: Гудыма Светлана Анатольевна

                                                                             учитель русского языка  первой категории

                                                                   2017

Рабочая программа адресована для общеобразовательной школы, 5-е классы,   базовый уровень. Настоящая рабочая программа по истории русской культуры 9-19 веков разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта .

Программа предназначена для изучения учащимися 5 класса один час в неделю в течение одного года (34 часа).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.

ЗАДАЧИ:

  • раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры.
  • выявить в многогранном историческом наследии русской художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их.
  • познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставивших наиболее заметный след в истории русской художественной культуры.
  • проанализировать шедевры русского искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
  • воспитывать через изучение русской культуры у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество, свою культуру.

Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуре.

Исходя из этого в программе:

  1. раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров.
  2. в разделе, где становление русской художественной культуры рассматривается исторически с древнейших времен до начала ХХ века, охватывает 8 столетий.
  3. в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (ХVII- нач. XXв.) автор опирается на реальные факты историко - художественного развития, следует традиции, сложившейся в искусствоведении.
  4. произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

        Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

         коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)

         интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)

         информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

        организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)

        Методы  обучения.

1.     Объяснительно-иллюстративный;

2.     Частично-поисковый, исследовательский;

3.     Словесно-наглядный, практический;

4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

 

 Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.

   

Ожидаемые  результаты

        Метапредметные:

- слушать и понимать других.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

        

Личностные:

        Осознавать роль истории русской культуры в жизни общества, жизни человека; красоту, богатство, насыщенность российской культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

 

                  Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) (10 часов)

Общая характеристика. Славянское язычество. Открытия, знания. Понятия религии. Первобытные религии. Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи. Принятие христианства.  Письменность. Просвещение. Архитектура Древней Руси. Живопись.

«Золотой век культуры Домонгольской Руси» (ХII -30-е годы ХIII в.) (4 часа)

Общая характеристика. Литература и научные знания.  Зодчество. Живопись

Русская культура ХIV-XV веков (4 часа)

Фольклор и литература: Храмовое зодчество.  Русская иконопись. Живопись и творчество Ф. Грека, А. Рублева.

Культура эпохи русского предвозрождения (4 часа)

Зодчество. "Московский Кремль" Живопись. Творчество Дионисия.

Барокко в русской культуре ХVII в. (6 часов)

Общая характеристика. Школа и просвещение. Научные знания. Общественная мысль Зодчество. Живопись. «Годуновская школа». «Строгановская школа»

Культура нового времени. (ХVIII-начало XX веков) (7 часов)

Общая характеристика. Преобразования Петра I. Образование и наука. Книжное дело и печать.  Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. и т.д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Содержание урока

Дата

Причина коррекции

План

Факт

Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) (10 часов)

1

Общая характеристика государства Древней Руси

2

Славянское язычество. Открытия, знания

3

 Понятия религии. Первобытные религии.

4

Первобытные религии.

5

 Фольклор.

6

Народные промыслы, ремесла, обычаи.

7

Принятие христианства.

8

Письменность. Просвещение.

9

 Архитектура Древней Руси.

10

Живопись Древней Руси

 

«Золотой век культуры Домонгольской Руси» (ХII -30-е годы ХIII в.) (4 часа)

11

Общая характеристика. Домонгольской Руси

12

Литература и научные знания.

13

Зодчество. Домонгольской Руси

14

Живопись Домонгольской Руси

Русская культура ХIV-XV веков (4 часа)

15

Фольклор и литература.

16

Храмовое зодчество.

17

 Русская иконопись. Живопись и твор-во Ф.Грека, А.Рублева

18

Живопись и творчество А.Рублева

Культура эпохи русского предвозрождения (4 часа)

19

Зодчество эпохи русского предвозрождения

20

«Московский Кремль»

21

 Живопись эпохи русского предвозрождения

22

Творчество Дионисия.

Барокко в русской культуре ХVII в. (6часов)

23

Общая характеристика барокко в русской культуре ХVII в

24

Школа и просвещение.

25

 Научные знания.

26

Общественная мысль

27

Зодчество. Живопись. «Годуновская школа». «Строгановская школа»

28

. Живопись. «Строгановская школа»

 

Культура нового времени. (ХVIII-начало XX веков) (7 часов)

29

Общая характеристика нового времени.

30

Преобразования Петра I .

31

 Образование и наука.

32

Книжное дело и печать.

33

Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д.

34

Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Определяются:

  • возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе.
  • активным использованием творческих методов обучения, проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с оценкой, анализом художественных явлений.

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения курса "Истории русской культуры" учащиеся должны :

ЗНАТЬ:

  • основные этапы в художественном развитии человечества;
  • культурные доминанты различных эпох в развитии русской культуры;
  • эстетические идеалы различных эпох русской культуры;
  • что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится;
  • роль и место классического наследия России в художественной культуре
  • современности;
  • основные особенности художественного развития культуры России;
  • выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох русской культуры;
  • основные художественные музеи России и мира;

УМЕТЬ:

  • отличать произведения искусства различных видов и жанров;
  • самостоятельно давать оценку произведениям искусства;
  • показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой культуре;
  • составлять краткий конспект урока и лекций;
  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её.

В сфере формирования универсальных учебных действий:

 

РАССМОТРЕНО                                                                 СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей словесности                         заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.                                 __________/З.И. Кузнецова

Руководитель ШМО________/    

Гудыма С. А.                                                                          «30» августа 2017 г.                      

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура».  Глава «Средневековье», стр.187-190
  2. Глава «Искусство России», стр. 240-244
  3. «История отечественной культуры» (библиотечка гимназиста),- Москва,1994 г.
  4. «Мировая художественная культура»,11 класс(билеты к экзаменам), стр.69-102,- изд. «Учитель» г.Волгоград.
  5. «Всемирная история искусств» автор П.П. Гнедич стр.246-295,-Москва 1996г.
  6. Н. Мирецкая, Е. Мирецкая, И. Шапирова «Культура эпохи Просвещения»,- Москва 1996г.
  7. «История русского и советского искусства»,- Москва ,Высшая школа, 1989 г.
  8. «История русского искусства»,- Москва ,1980 г.
  9. «Славянская мифология», энциклопедический словарь - Москва,1995г.
  10. Г. Белякова «Славянская мифология» - Москва,1995 г.
  11. Б.Рыбаков «Язычество древних славян», Москва, «Наука»,1994 г.
  12. Учебник по мировой художественной культуре. Автор Н.Г. Грибунина, лекция 13 «Киевская Русь»,- Москва,1997г.
  13. Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун «Тайны богов и религий»,- Москва,1999г.
  14. В.Н.Демин «Тайны русского народа»,- Москва,1997г. «Русское искусство барокко», - Москва,1977 г.
  15. Серия «Я познаю мир». «Театр», «Культура», «Музыка»,- Москва,2002 г.
  16. «Краткий биографический словарь», «Архитекторы», «Музыканты и композиторы», - Москва, 2002 г.
  17. Серия «Самые знаменитые артисты России»,- Москва,2001 г.
  18. Серия «100 великих чудес свет», «100 великих скульпторов»,- Москва,1999 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                  директор МБОУ « Видновская

                                                                                                 СОШ №5 СУИОП»  ___________                                              

                                                                                                  Рубцов О. В.

                                                                                                  30 августа 2017 года

Рабочая программа  дополнительного  курса

« История русской культуры IX-XIX веков»

6 класс Б

                                                                                                                                   

                                                            Составитель: Гудыма Светлана Анатольевна

                                                                             учитель русского языка  первой категории

                                                                   2017

Рабочая программа адресована для общеобразовательной школы, 6-е классы,   базовый уровень. Настоящая рабочая программа по истории русской культуры 9-19 веков разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта .

Программа предназначена для изучения учащимися 6 класса один час в неделю в течение одного года (32 часа).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.

ЗАДАЧИ:

  • раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры.
  • выявить в многогранном историческом наследии русской художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их.
  • познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставивших наиболее заметный след в истории русской художественной культуры.
  • проанализировать шедевры русского искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
  • воспитывать через изучение русской культуры у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество, свою культуру.

Концепция курса основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуре.

Исходя из этого в программе:

  1. раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров.
  2. в разделе, где становление русской художественной культуры рассматривается исторически с древнейших времен до начала ХХ века, охватывает 8 столетий.
  3. в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (ХVII- нач. XXв.) автор опирается на реальные факты историко - художественного развития, следует традиции, сложившейся в искусствоведении.
  4. произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

        Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

         коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)

         интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)

         информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

        организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)

        Методы  обучения.

1.     Объяснительно-иллюстративный;

2.     Частично-поисковый, исследовательский;

3.     Словесно-наглядный, практический;

4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

 

 Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.

   

Ожидаемые  результаты

        Метапредметные:

- слушать и понимать других.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

        

Личностные:

        Осознавать роль истории русской культуры в жизни общества, жизни человека; красоту, богатство, насыщенность российской культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)

(10 часов)

Общая характеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь.

Живопись середины ХVIII века. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот .Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева.

Культура предреформенной России (начало XIX века) (6 часов)

Общая характеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка. Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи).

Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (10 часов)

Общая характеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль. Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература. Скульптура. Музыка и театр.

«Серебряный век русской культуры» (конец XIX-нач. XX века) (6 часов)

Общая характеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. Литература. Музыка. Театр.Архитектура. Живопись.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Содержание урока

Дата

Причина коррекции

План

Факт

Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)

(10 часов)

 1

Общая характеристика. Система образования.

2

Наука и техника. Общественная жизнь.

 3

Живопись середины ХVIII века.

4

Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева.

 5

 Скульптура ХVIII века.

6

Творчество А.Растрелли.

7

Архитектура ХVIII века. Москва.

8

Творчество В. Баженова, М.Казакова, И.Старова, Ч. Камерон, Д.Кваренги

9

Литература.

10

Театр. Музыка.

Культура предреформенной России (начало XIX века) (6часа)

11

Общая характеристика эпохи.

12

Образование, наука, техника. Общественная мысль.

13 

 Театр.

14

Музыка.

15

Скульптура

16

Живопись

 

Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (10 часов)

17

Общая характеристика эпохи.

18

Школа. Печать.

19

Просвещение. Наука и техника.

20

Общественная мысль.

21

Архитектура. Живопись.

22

Суриков В., В. Васнецов.

23

Живопись Перов В.

24

Передвижники. Литература.

25

Скульптура.

26

Музыка и театр.

«Серебряный век русской культуры» (конец XIX-нач. XX века) (6 часов)

 27

Общая характеристика эпохи.

28

Образование, просвещение, наука.

 29

 Литература.

30

Музыка. Театр.

 31

 Архитектура.

32

Живопись.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Определяются:

  • возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе.
  • активным использованием творческих методов обучения, проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с оценкой, анализом художественных явлений.

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения курса "Истории русской культуры" учащиеся должны :

ЗНАТЬ:

  • основные этапы в художественном развитии человечества;
  • культурные доминанты различных эпох в развитии русской культуры;
  • эстетические идеалы различных эпох русской культуры;
  • что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится;
  • роль и место классического наследия России в художественной культуре
  • современности;
  • основные особенности художественного развития культуры России;
  • выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох русской культуры;
  • основные художественные музеи России и мира;

УМЕТЬ:

  • отличать произведения искусства различных видов и жанров;
  • самостоятельно давать оценку произведениям искусства;
  • показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой культуре;
  • составлять краткий конспект урока и лекций;
  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её.

В сфере формирования универсальных учебных действий:

 

РАССМОТРЕНО                                                                 СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей словесности                         заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.                                 __________/З.И. Кузнецова

Руководитель ШМО________/    

Гудыма С. А.                                                                          «30» августа 2017 г.                      

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура».  Глава «Средневековье», стр.187-190
  2. Глава «Искусство России», стр. 240-244
  3. «История отечественной культуры» (библиотечка гимназиста),- Москва,1994 г.
  4. «Мировая художественная культура»,11 класс(билеты к экзаменам), стр.69-102,- изд. «Учитель» г.Волгоград.
  5. «Всемирная история искусств» автор П.П. Гнедич стр.246-295,-Москва 1996г.
  6. Н. Мирецкая, Е. Мирецкая, И. Шапирова «Культура эпохи Просвещения»,- Москва 1996г.
  7. «История русского и советского искусства»,- Москва ,Высшая школа, 1989 г.
  8. «История русского искусства»,- Москва ,1980 г.
  9. «Славянская мифология», энциклопедический словарь - Москва,1995г.
  10. Г. Белякова «Славянская мифология» - Москва,1995 г.
  11. Б.Рыбаков «Язычество древних славян», Москва, «Наука»,1994 г.
  12. Учебник по мировой художественной культуре. Автор Н.Г. Грибунина, лекция 13 «Киевская Русь»,- Москва,1997г.
  13. Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун «Тайны богов и религий»,- Москва,1999г.
  14. В.Н.Демин «Тайны русского народа»,- Москва,1997г. «Русское искусство барокко», - Москва,1977 г.
  15. Серия «Я познаю мир». «Театр», «Культура», «Музыка»,- Москва,2002 г.
  16. «Краткий биографический словарь», «Архитекторы», «Музыканты и композиторы», - Москва, 2002 г.
  17. Серия «Самые знаменитые артисты России»,- Москва,2001 г.
  18. Серия «100 великих чудес свет», «100 великих скульпторов»,- Москва,1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "История и культура мордовского края" 8 класс

Программа включает материал по истории и культуре мордовского края в XIX в.Курс «История и культура мордовского края» знакомит учащихся с историей нашей республики. Это третий курс истории,  в пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа учебного курса «История и культура мордовского края» в 6-х классах (ФГОС)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИКМК» (17 часов)  Тема 1.  « Древнее население на территории Мордовии» -3 часаТема 2.  « Мордва в I- начале II тыс. н.э.» -3 часаТема 3.  « Культура м...

Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Рабочая программа по курсу «История и культура Санкт-Петербурга (технология экскурсоводческой деятельности)» (для 10-х классов).

Используя свой лингвокультурный опыт и свои национально-культурные традиции и привычки, обучающийся как субъект межкультурной коммуникации одновременно пытается учесть не только иной языковой и культу...