РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»
рабочая программа по физкультуре на тему
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.
Задачи курса:
- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
- показать становление и развитие физической культуры в России в разные периоды существования государства;
- способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора,углублению олимпийских знаний.
Изучение элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования» охватывает разделы: «История развития физической культуры и спорта в России» и «Основы олимпийского образования».
В разделе «История развития физической культуры и спорта в России» прослеживается эволюция физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней на разных этапах развития страны. История физической культуры рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания, образования и оздоровления людей, подготовки к трудовой и военной деятельности.
В разделе «Основы олимпийского образования» раскрывается история зарождения олимпийских игр, основные этапы становления и развития современного олимпийского движения, его основополагающие принципы и идеалы.
В конце изучения курса рекомендуется выполнение рефератов но указанным темам. Написание и защита реферата углубляют знания учащихся, вырабатывают навыки информационного поиска, развивают самостоятельность мышления. Рефераты по курсу «История физической культуры и основы олимпийского образования», как правило, дополняют и расширяют знания учащихся по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«История физической культуры и основы олимпийского образования» | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Харпская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«История физической культуры и основы олимпийского образования»
учитель: Макарова Марина Николаевна.
История физической культуры и основы олимпийского образования
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.
Задачи курса:
- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
- показать становление и развитие физической культуры в России в разные периоды существования государства;
- способствовать повышению общей культуры, расширению кругозора,углублению олимпийских знаний.
Изучение элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования» охватывает разделы: «История развития физической культуры и спорта в России» и «Основы олимпийского образования».
В разделе «История развития физической культуры и спорта в России» прослеживается эволюция физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней на разных этапах развития страны. История физической культуры рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания, образования и оздоровления людей, подготовки к трудовой и военной деятельности.
В разделе «Основы олимпийского образования» раскрывается история зарождения олимпийских игр, основные этапы становления и развития современного олимпийского движения, его основополагающие принципы и идеалы.
В конце изучения курса рекомендуется выполнение рефератов но указанным темам. Написание и защита реферата углубляют знания учащихся, вырабатывают навыки информационного поиска, развивают самостоятельность мышления. Рефераты по курсу «История физической культуры и основы олимпийского образования», как правило, дополняют и расширяют знания учащихся по истории.
Учебно-тематический план изучения курса
«История физической культуры и основы олимпийского образования»
Разделы программы и названия тем | Количество часов | ||
Всего | Лекции | Семинары | |
Раздел I. История развития физической культуры и спорта в России 1.1. Введение в предмет 1.2. Физическая культура народов России с древнейших времен 1.3. Физическая культура и спорт в дореволюционной России 1.4. Становление и развитие отечественной системы физической культуры 1.5. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны 1.6. Восстановление физической культуры и спорта в послевоенные годы и дальнейшее развитие 1.7. Физическая культура и спорт в современной России | 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
Раздел II. Основы олимпийского образования 2.1. Олимпийские игры Древней Греции 2.2. Возрождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские шры современности 2.3. Международное олимпийское движение: принципы, традиции, правила 2.4. Развитие олимпийского движения в первой половине XX века 2.5. Международное олимпийское движение после Второй мировой войны 2.6. Достижения советских спортсменов на Олимпийских играх 1952-1988 гг. 2.7. XXII летние Олимпийские игры в Москве 2.8. Зимние Олимпийские игры 2.9. Олимпийский комитет России. Современная концепция олимпизма | 2 2 2 2 2 4 2 2 2 | 2 2 1 1 1 2 1 1 1 | 1 1 1 2 1 1 |
Итого: | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы
Тема I. Введение в предмет.
Возникновение физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, исторические этапы ее развития, истоки зарождения. История физической культуры как учебная дисциплина в вузах физкультурного профиля. Задачи, основное содержание. Становление истории физической культуры как относительно самостоятельной отрасли исторической науки. Цели и задачи элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования». Значение курса для общего образования школьников в области физической культуры.
Тема 2. Физическая культура народов России с древнейших времен.
Физическая культура в русских княжествах в период феодальной раздробленности. Военно-физическая подготовка княжеских дружин. Отражение физических упражнений и игр в литературных памятниках, летописях и народном эпосе («Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре», народные былины и другие эпические произведения).
Развитие физической культуры как составной части общей культуры в русском централизованном государстве. Усиление дворянской системы воспитания. Физическое воспитание боярских и дворянских детей. Военно-физическая подготовка русского войска. Роль народных игр и физических упражнений в развитии физических, моральных и волевых качеств русского народа. Популярность на Руси стрельбы из лука, верховой езды, кулачного боя, борьбы, плавания и катания на лодках, ходьбы на лыжах и метания камней.
Подъем экономики и культуры русского государства в XVIII веке и расширение возможностей для развития физической культуры и спорта. Введение физического воспитания в систему образования молодежи. Создание основ русской национальной системы военно-физической подготовки войск (Петр I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов).
Физическое воспитание в быту русского народа. Открытие в Москве, Петербурге и других городах частных школ плавания, гимнастики, фехтования, стрельбы, верховой езды. Развитие естественнонаучных и педагогических основ физического воспитания в трудах М.В. Ломоносова, академика АЛ. Протасова и других русских ученых.
Тема 3. Физическая культура и спорт в дореволюционной России.
Экономическое, политическое и культурное развитие России и его значение для дальнейшего распространения в стране физической культуры и спорта. Создание и развитие спортивных и гимнастических обществ. Становление современного спорта. Физическое воспитание в учебных заведениях. Физическая подготовка в русской армии. Физическое воспитание в научных и педагогических взглядах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского, Е.А. Покровского и др. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность.
Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в начале XX века. Развитие рабочего спорта в стране. Развитие спортивно-гимнастического движения. Деятельность сокольских, скаутских и «потешных» организаций. Спортивные клубы и развитие спорта. Создание спортивных союзов и лиг, Российского, Петербургского, Московского. Прибалтийского, Одесского олимпийских комитетов. Учреждение канцелярии Главного наблюдающею за физическим развитием народонаселения Российской империи. Физическое воспитание в учебных заведениях.
Участие России в международном спортивном и олимпийском движении. Выступление спортсменов России на Олимпийских играх и на других международных соревнованиях. Всероссийские олимпиады.
Тема 4. Становление и развитие отечественной системы физической культуры.
Создание политических, социально-экономических, идеологических и культурных предпосылок для становления и развития физической культуры и спорта в стране. Становление государственных органов управления физической культурой и спортом: Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной армии (Всевобуч), Высший совет физической культуры (ВСФК), Всесоюзный совет физической культуры, Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта.
Первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. Деятельность Н.И. Подвойского в области физической культуры и спорта.
Организация подготовки физкультурных кадров. Создание в 1919-1920 гг. института физического образования им. П.Ф. Лесгафта Центрального института физической культуры в Москве. Создание Центрального научно-исследовательского института физической культуры (ЦНИИФК, 1933 г.). Всесоюзная Спартакиада 1928 года.
Деятельность Н.А. Семашко в области физической культуры и спорта. Образование общества «Динамо» и Спортивного клуба армии (СКА) и их роль в развитии спорта. Создание коллективов физической культуры и добровольных спортивных обществ (ДСО).
Становление и развитие физического воспитания в общеобразовательных школах. Введение Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и ЕВСК. Развитие науки о физическом воспитании и спорте. Международные спортивные связи.
Тема 5. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны.
Перестройка физкультурного движения на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Участие организаций в работе органов всеобщего военного обучения трудящихся. Место физической подготовки в программе всеобщего военного обучения, формы и методы физической подготовки.
Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны. Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской армии средствами ЛФК.
Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины. Организация массовой военно-спортивной работы среди учащихся школ и студентов. Создание добровольного спортивного общества «Трудовые резервы». Спортивно-массовая работа в годы Великой Отечественной войны.
Вахта памяти физкультурников и спортсменов России в честь 60-летия Великой Победы.
Тема 6. Восстановление физической культуры и спорта в послевоенные годы и дальнейшее развитие.
Завершение Великой Отечественной войны и переход страны к мирной жизни; трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства и культуры. Всесоюзные физкультурные парады и их сущность.
Первая и вторая Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физкультурного движения в послевоенные годы. Международные спортивные связи советских физкультурных организаций в послевоенные годы. Вступление советских физкультурных организаций в международные спортивные объединения. Создание НОК СССР и его признание МОК. Дебют советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх. Рост авторитета советской школы спорта на международной спортивной и олимпийской арене. Игры доброй воли-86.
Спартакиады народов СССР, их роль и место в физкультурном движении. Комплекс ГТО (1972 и 1985 гг.) и его роль в развитии физкультурного движения в стране. Физическое воспитание подрастающего поколения. Внедрение в стране в 60-70-е годы массовых форм работы с детьми. Массовые соревнования на призы «Веселый дельфин», «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Старты надежд», «Шиповка юных», «Папа, мама и я - спортивная семья» и др.
Подготовка физкультурных кадров. Расширение материальной базы физкультурного движения.
Тема 7. Физическая культура и спорт в современной России.
Создание в России новой структуры государственных и общественных организаций управления физической культурой и спортом, их функции и взаимодействие. Госкомспорт РФ (Федеральное агентство но физической культуре и спорту). Роль и место общероссийских федераций по видам спорта, добровольных спортивных обществ, физкультурно-спортивных организаций республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, олимпийских академий в нынешней структуре организаций по физической культуре и спорту. Игры доброй воли (С.-Петербург, 1994 г.).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.). Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2015 г.
Возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений: гиревого спорта, городков, перетягивания каната, русской лапты, рукопашного боя, скаутской системы воспитания и др.
Тема 8. Олимпийские игры Древней Греции.
Истоки спорта Древней Греции. Принципы состязательности в образе жизни древних греков. Мифы и легенды о спорте Древней Греции. Физическое воспитание в системе образования и воспитания Древней Греции. Зарождение древнегреческих Олимпийских игр. Олимпия - место проведения Олимпийских игр Древней Греции. Организация и программы Олимпийских игр. Участие в соревнованиях, определение и чествование победителей. Кризисные явления в древнегреческом спорте и конец Олимпийских игр.
Тема 9. Возрождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры современности.
Попытки возрождения Олимпийских игр. Пьер де Куберген - инициатор возрождения Олимпийских игр, «Ода спорту», ее содержание, отражение в ней гуманистических ценностей олимпизма. Первый Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в олимпийском движении. Образование Международного олимпийского комитета (МОК). Его цели и задачи. Особенности современных Олимпийских игр. Общекультурное значение Олимпийских игр.
Тема 10. Международное олимпийское движение: принципы, традиции, правила.
Исторические предпосылки возрождения международного олимпийского движения. Международный олимпийский комитет. Олимпийская хартия. Олимпийский символ. Атрибуты Олимпийских игр: олимпийский огонь, олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн, олимпийская клятва. Общая структура международной олимпийской системы. Международные спортивные федерации, их роль в развитии спорта. Национальные олимпийские комитеты. Взаимоотношения между МОК, Ассамблеей национальных олимпийских комитетов, международными спортивными федерациями и НОК. Олимпийские виды спорта.
Тема 11. Развитие олимпийского движения в первой половине XX века.
Исторические условия и особенности развития олимпийского движения. Создание Российского олимпийского комитета (1911 г.). Вступление России в Международное олимпийское движение. Участие российских спортсменов в играх IV и V Олимпиад. Н. Панин-Коломенкин - первый российский олимпийский чемпион. Международная обстановка после первой мировой войны и ее влияние на проведение Олимпийских игр. Олимпийские конгрессы. Игры XI Олимпиады в Берлине. МОК и его политика в предвоенные годы.
Тема 12. Международное олимпийское движение после Второй мировой войны.
Историческая обстановка послевоенных лет и ее влияние на международную спортивную жизнь. Основные направления в международном спортивном и олимпийском движении, обусловленные двумя противоположными системами общественного развития и международной политикой. Влияние научно-технической революции на рост спортивных достижений.
Летние и зимние Олимпийские игры. Виды спорта в программах летних Олимпийских игр. Зимние виды спорта в программах игр Олимпиад.
Тема 13. Достижения советских спортсменов на Олимпийских играх 1952-1988 гг.
Дебют советских спортсменов на играх XV Олимпиады в Хельсинки в 1952 году. Н. Пономарева (Ромашкова) - первая олимпийская чемпионка в истории советского спорта. В. Чукарин - обладатель семи золотых олимпийских медалей. Ю. Тюкалов - двукратный олимпийский чемпион. 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей на счету у наших спортсменов.
1956 год. Игры XVI Олимпиады, Мельбурн (Австралия). Наши спортсмены завоевали 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые медали. В неофициальном командном зачете 1-е место. Герои Олимпийских игр: В. Куц (бег 5000 и 10000 м), Л. Латынина (гимнастика). Сборная команда СССР по футболу - победитель игр XVI Олимпиады.
1960 год. Игры XVII Олимпиады, Рим (Италия). Нашими спортсменами завоеваны: 43 золотые, 29 серебряных, 31 бронзовая медаль. Герои Олимпиады - Б. Шахлин (гимнастика), А. Воробьев (тяжелая атлетика), П. Болотников, Р. Шавлакадзе, В. Голубничий, В. Крепкина, Э. Озолина, сестры Ирина и Тамара Пресс. Триумф Юрия Власова.
1964 год. Игры XVIII Олимпиады, Токио (Япония). 1-е место в неофициальном командном зачете (30 золотых, 31 серебряная, 35 бронзовых наград). Г. Прозуменщикова (плавание), В. Попенченко, С. Степашкин, Б. Лагутин (бокс), В. Иванов (гребля), В. Брумель (легкая атлетика).
1968 год. Игры XIX Олимпиады, Мехико (Мексика). 2-е место в неофициальном командном зачете (29 золотых, 32 серебряные, 30 бронзовых наград). Герои Олимпиады: В. Манкин (парусный спорт), М. Воронин (гимнастика), А. Медведь (борьба), Л. Жаботинский (тяжелая атлетика), Е. Белова (фехтование), В. Саиеев (тройной прыжок), В. Голубничий (спортивная ходьба).
1972 год. Игры XX Олимпиады, Мюнхен (Германия). Наша команда завоевала 99 медалей (50 золотых. 27 серебряных, 22 бронзовые) и 1-е место в неофициальном командном зачете. Герои игр XX Олимпиады: О. Корбут, Л. Турищева (спортивная гимнастика), В. Сидяк (фехтование), В. Лемешев (бокс), И. Ярыгин (борьба), В. Борзов (бег 100 и 200 м), А. Бондарчук (метание молота), Н. Авилов (десятиборье), Л. Брагина (бег 3000 м), Ф. Мельник (метание диска). Двукратный олимпийский чемпион В. Алексеев.
1976 год. Игры XXI Олимпиады, Монреаль (Канада). Наши спортсмены завоевали 49 золотых, 41 серебряную и 35 бронзовых наград. 1-е место в неофициальном командном зачете. Триумф нашей спортивной гимнастики, борьбы, тяжелой атлетики. Герои Олимпиады - Н. Андрианов, В. Сане-ев, В. Кровопусков, Т. Казанкина, М. Кошевая, Д. Ригсрт.
1988 год. Игры XXIV Олимпиады, Сеул (Корея). Высокий престиж отечественного спорта. Завоевано 55 золотых, 31 серебряная и 46 бронзовых медалей. 1-е место в неофициальном командном зачете. Абсолютные чемпионы в гимнастике Е. Шушунова и В. Артемов. Успех наших гимнастов, легкоатлетов, гонщиков на велотреке, гребцов на байдарках и каноэ, футболистов, волейболистов, гандболистов и борцов. Сборная команда по баскетболу - победитель игр XXIV Олимпиады.
Тема 14. XXII летние Олимпийские игры в Москве.
Москва - столица игр XXII Олимпиады. Бойкот Олимпийских игр в Москве. Эмблема Олимпиады-80. Талисман Олимпиады-80. Триумф нашей сборной (80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых наград). Герои Московской Олимпиады - А. Дитятин (гимнастика), В. Сальников (плавание), Н. Ткаченко (пятиборье), В. Сухорученков (велогонки), Ю. Седых (легкая атлетика).
Тема 15. Зимние Олимпийские игры.
I зимние Олимпийские игры, Шамони (Франция), 1924 г.
II зимние Олимпийские игры, Сен-Мориц (Швейцария), 1928 г.
- зимние Олимпийские игры, Лейк-Плэсид (США), 1932 г.
- зимние Олимпийские игры, Гармиш-Партенкирхен (Германия), 1936 г.
V зимние Олимпийские игры, Сен-Мориц (Швейцария), 1948 г.
VI зимние Олимпийские игры, Осло (Норвегия), 1952 г.
VII зимние Олимпийские игры, Кортина д"Ампеццо (Италия), 1956 г
Первое выступление сборной команды СССР. 1-е место в неофициальном командном зачете. Успех наших конькобежцев Е. Гришина, Ю. Михайлова, Б. Шилкова. Л. Баранова (Козырева), завоевавшая первую золотую медаль зимних Олимпийских игр. Сборная команда по хоккею - победительница на играх VII зимней Олимпиады.
VIII зимние Олимпийские игры, Скво-Вэлли (США), 1960 г.
На счету у нашей команды - 7 золотых, 5 серебряных и 9 бронзовых медалей (1-е место). В программу Игр вводятся биатлон и бег на коньках у женщин. Герои Олимпиады: Е. Гришин, В. Косичкин, К. Гусева. Л. Скобликова - шестикратная олимпийская чемпионка.
IX зимние Олимпийские игры, Инсбрук (Австрия), 1964 г.
Очередная победа нашей сборной. На счету у наших спортсменов - 11
золотых, 8 серебряных, 6 бронзовых медалей. Победа сборной команды по хоккею. К Боярских (лыжные гонки), В. Меланьин (биатлон). Абсолютная рекордсменка игр - Л. Скобликова. Успехи сборной в фигурном катании.
X зимние Олимпийские игры, Гренобль (Франция), 1968 г.
Проигрыш нашей сборной команде Норвегии. Золото и серебро Л. Титовой (конькобежный спорт), золото В. Белоусова (прыжки с трамплина). 11обеда наших биатлонистов и хоккеистов.
XI зимние Олимпийские игры, Саппоро (Япония), 1972 г.
Сборная СССР снова завоевывает первое место. Олимпийские чемпионы - А. Тихонов, Р. Сафин, И. Бяков, В. Маматов (биатлон), В. Веденин, Г. Кулакова (лыжные гонки), И. Роднииа и А. Уланов (парное катание), сборная по хоккею. Дебют В. Третьяка,
XII зимние Олимпийские игры, Инсбрук (Австрия), 1976 г.
На счету у нашей сборной - 13 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых наград. Победа И. Круглова (биатлон), Н. Бажукова, С. Савельева, Р. Смета-ниной (лыжные гонки), Е. Куликова, Т. Авериной, Г. Степанской (конькобежный спорт). Триумф наших фигуристов. Очередная победа сборной команды СССР по хоккею.
XIII зимние Олимпийские игры, Лейк-Плэсид (США), 1980 г.
П. Зимятов - «король лыжни» - завоевал три золотые медали. Третья золотая медаль И. Родниной. Сенсация В. Зозули (санный спорт).
XIV зимние Олимпийские игры, Сараево (Югославия), 1984 г.
На счету у нашей сборной - 25 медалей (6 золотых, 10 серебряных, 9 бронзовых). Н. Зимятов - четырехкратный олимпийский чемпион (биатлон). Олимпийские чемпионы - Е. Валова и О. Васильев (фигурное катание), С. Фокичев, И. Малков (конькобежный спорт), сборная по хоккею.
XV зимние Олимпийские игры, Калгари (Канада), 1988 г.
Соперничество сборных команд СССР и ГДР. На счету У нашей сборной- 29 медалей (11 золотых, 9 серебряных. 9 бронзовых). А. Резцова -трехкратная олимпийская чемпионка в лыжных гонках и биатлоне. Олимпийские чемпионы Е. Гордеева-С. Гриньков (фигурное катание). Н. Бесте-мьянова - А. Букин (спортивные танцы), Т. Тихонова, Н. Гаврылюк, С. На-гейкина, В. Венцене. А. Прокуроров, М. Девятьяров (лыжные гонки), И. Гуляев (конькобежный спорт). Сенсация Я. Кипурса и В. Козлова (бобслей). Триумф советских биатлонистов.
Тема 16. Олимпийский комитет России. Современная концепция олимпизма.
Образование ОКР (1989 г.). Признание НОК России Международным олимпийским комитетом. Цели и задачи ОКР. Дебют олимпийцев России на XVII зимних Олимпийских играх (Лиллехаммер, 1994 г.). Выступление спортсменов России на играх XXVI Олимпиады в Атланте (1996 г.). Итоги XVIII Олимпийских игр в Нагано (1998 г.). Подготовка и выступление россиян на играх XXVII Олимпиады в Сиднее (2000 г.). Участие спортсменов России на XIX зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (США) в 2002 г. Анализ результатов выступления сборной команды России на играх XXIX Олимпиады в Афинах (2004 г.). Подготовка спортсменов России к XX зимним Олимпийским играм в Турине (Италия, 2006 г). Современная концепция олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских игр. Их понятие и содержание. Основные проблемы международного спортивного и олимпийского движения на современном этапе.
Всемирные юношеские игры (Москва, 1998 г.). Москва-2012. надежды и перспективы.
Идеи современного олимпизма. Олимпизм, культура, искусство. Новое массовое культурно-спортивное движение «СпАрт» (Духовность. Спорт. Искусство). Программа спартианского движения. «Фэйр Плэй» - кодекс спортивной чести.
Вопросы для контроля знаний учащихся
К разделу «История развития физической культуры и спорта в России»
- Что изучает история физической культуры и спорта? В чем состоит ее
значение для подготовки специалистов по физической культуре и спорту? - Как развивалась система физической подготовки в русской армии?
- Каковы особенности развития народных форм физического воспитания?
- Расскажите об учении П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и о
его педагогической деятельности. - Какие причины лежат в основе создания спортивных клубов и возникновения современных видов спорта"?
- Какие виды спорта получили наибольшее развитие в России?
- Каковы особенности участия наших спортсменов в международных соревнованиях в 20-30-е годы XX в.?
- Как была организована физическая подготовка в военный период?
- Приведите примеры мужества и героизма, проявленные нашими спорт
сменами на фронтах войны.
- Как и когда проходили I и II Спартакиады народов СССР?
- Какие изменения произошли в развитии физической культуры и
спорта после Великой Отечественной войны?
К разделу «Основы олимпийского образования»
- Где и когда проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
- Что говорят мифы и легенды об истории возникновения Олимпийских игр?
- Какие исторические условия способствовали зарождению Олимпийских игр?
- Когда был создан МОК? Его хартия и задачи.
- Какова роль Пьера де Кубертена в создании МОК и возрождении Олимпийских игр?
- Раскройте содержание поэмы «Ода спорту».
- Какие основные атрибуты Олимпийских игр?
- Какое участие принимала Россия в создании МОК и в олимпийском
движении? - Как выступали спортсмены России на Олимпийских играх и в других
международных, соревнованиях?
- Назовите первого олимпийского чемпиона из России.
- Когда и где состоялся дебют наших спортсменов на летних и зимних
Олимпийских играх? - Каковы особенности XXII Олимпийских игр в Москве?
- Назовите 10, на ваш взгляд, выдающихся отечественных спортсменов - победителей Олимпийских игр.
- Каковы итоги Игр доброй воли?
- Какова роль международного олимпийского движения в развитии
спорта в России?
- Раскройте значение международного олимпийского движения в установлении дружбы и мира между народами.
- Что входит в содержание понятий «олимпизм», «олимпийское движение», «Олимпийские игры»?
- Назовите основные проблемы современного олимпийского движения.
Примерные темы рефератов
- Возникновение Олимпийских игр Древней Греции (мифы, предположения, реальность).
- Первые Олимпийские игры современности.
- Пьер де Кубертен - инициатор создания МОК, основатель современного олимпийского движения.
- Проникновение и развитие идеи олимпизма в России в XIX веке.
- Основные тенденции развития олимпийских видов спорта.
- Современные Олимпийские игры (программа, традиции, соотношение сил, проблемы).
- Анализ зимних Олимпийских игр с 1956 года до наших дней.
- Анализ игр летней Олимпиады с 1952 года до наших дней.
- Выдающиеся отечественные спортсмены - чемпионы Олимпийских
игр.
- Игры ХХ11 Олимпиады в Москве.
- Основные проблемы современного олимпийского движения.
- Основные атрибуты и символика Олимпийских игр.
- Деятельность МОК и его президентов.
- Олимпийское движение и технический прогресс.
- Олимпизм и искусство.
Рекомендуемая литература
1.Агеевец В. У., Ходоров А.М. Пять колец: идеи и мораль: Умножать и развивать олимпийские традиции. - Л.: Лениздаг, 1985.
- Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия»,2001.
- Исаев А.А. Олимпийцы среди нас. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Физкультура и спорт, 1998.
- Исаев А.Л. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. -М.: ФиС, 1998.
- Коршак Ю. Ф. Олимпийский репортаж, или Тревоги и надежды большого спорта. - Л.: Лениздат, 1988.
- Кулешов А.П. Страницы олимпийского дневника. -М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Новоскопьцев В.А. Пылающая эстафета. - 2-е изд., улучш. и доп. - М:ФиС, 1979.
- Олимпийская хартия: Правила и официальные разъяснения. - М.:Олимпийский комитет России, 1991.
- Платонов В.П., Гуськов СМ. Олимпийский спорт: Учебник (в 2 кн.).-К.: Олимпийская литература, 1994.
- ПроказтК. Спорт и мир: Пер. с чешского. -М.: ФиС, 1986. -80 с-(За чистоту спорта).
- Родиченко ВС. Российский спорт: выбор пути. -М.: «Фэйр Плэй»,1993.
- Романов Н.Н. Трудные дороги к Олимпу. - М.: ФиС, 1987.
- Столбов В.В.. Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ФиС, 2001.
- Сто лет олимпизма // Твой олимпийский учебник: Учебное пособиедля учреждений образования России. 4-е изд., перераб. и доп. - М: Сов.спорт, 2000. / Столбов В.В., Родиченко В.С., Иванов С.А..
- Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. / В.С. Родиченко и др.; Олимп, комитет России. - М,: Сов.спорт; ФиС, 1996.
- Хает Б.Н. Все о советских олимпийцах. - М.: ФиС, 1985.
- ЧернецкийЮ.М. История олимпийского движения: Учеб. пособие.- Челябинск: Челябинский гос. пед. инт, 1991.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | план | факт |
1 | Возникновение физической культуры, исторические этапы ее развития, истоки зарождения. | 6.06 | |
2 | Становление истории физической культуры. | 13.09 | |
3 | Физическая культура в русских княжествах. | 20.09 | |
4 | Физическое воспитание в быту русского народа. | 27.09 | |
5 | Создание и развитие спортивных и гимнастических обществ. | 4.10 | |
6 | Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в начале XX века. | 11.10 | |
7 | Создание предпосылок для становления и развития физической культуры и спорта в стране. | 18.10 | |
8 | Становление и развитие физического воспитания в общеобразовательных школах. | 25.10 | |
9 | Место физической подготовки в программе всеобщего военного обучения. | 25.10 | |
10 | Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины. | 1.11 | |
11 | Спартакиады народов СССР. | 15.11 | |
12 | Дебют советских спортсменов на Олимпийских играх. | 22.11 | |
13 | Роль и место общероссийских федераций по видам спорта. | 29.11 | |
14 | Возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений. | 6.12 | |
15 | Мифы и легенды о спорте. | 13.12 | |
16 | Олимпийские игры Древней Греции. | 20.12 | |
17 | Возрождение Олимпийских игр. | 27.12 | |
18 | Первые Олимпийские игры современности. | 17.01 | |
19 | Международное олимпийское движение: принципы, традиции, правила. | 24.01 | |
20 | Международное олимпийское движение: принципы, традиции, правила. | 31.01 | |
21 | Развитие олимпийского движения в первой половине XX века. | 7.02 | |
22 | Участие российских спортсменов в играх IV и V Олимпиад. | 14.02 | |
23 | Международное олимпийское движение после Второй мировой войны. | 21.02 | |
24 | Зимние виды спорта в программах игр Олимпиад. | 28.02 | |
25 | Достижения советских спортсменов на Олимпийских играх 1952г, 1956 г. | 7.03 | |
26 | Достижения советских спортсменов на Олимпийских играх 1960г, 1964г. | 14.03 | |
27 | Достижения советских спортсменов на Олимпийских играх 1968г, 1972г. | 21.03 | |
28 | Достижения советских спортсменов на Олимпийских играх 1976г, 1988г. | 4.04 | |
29 | XXII летние Олимпийские игры в Москве. | 11.04 | |
30 | XXII летние Олимпийские игры в Москве. | 18.04 | |
31 | Зимние Олимпийские игры. | 25.04 | |
32 | Зимние Олимпийские игры. | 2.05 | |
33 | Олимпийский комитет России. | 16.05 | |
34 | Современная концепция олимпизма. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)
Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...
Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские игры" для учащихся 5-9 классов
В презентации демонстрируется символика и ритуалы Олимпийских игр....
Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов
Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования обучающихся 1 – 11 класса.
Уважаемые коллегиВ условия...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"...
Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...