Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."
элективный курс по истории (10 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограничивается ознакомлением с особенностями  культуры и быта, некоторыми деятелями отечественной культуры. На основании ежегодного анализа результатов ЕГЭ по истории делается вывод о том, что обучающиеся часто показывают поверхностные, бессистемные знания по истории отечественной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdeeva_iv_ist_rus_kult_10_klass.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об авторе:

Фамилия: Поздеева

Имя: Ирина

Отчество: Владимировна

Место работы: МБОУ Красногорская гимназия

Должность: учитель истории и обществознания

Категория: первая

Пояснительная записка.

     Элективный курс «История русской культуры с древнейших времен до середины XIX века»  соответствует Концепции профильного образования, составлен с учетом учебного плана гимназии, направлен на реализацию целей и задач гимназического образования, опирается на следующие принципы:

  • расширение содержания и превышение стандарта образования в образовательной области «История»;
  • профессиональная ориентация учащихся;
  • развитие познавательной компетентности учащихся;

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограничивается ознакомлением с особенностями  культуры и быта, некоторыми деятелями отечественной культуры. На основании ежегодного анализа результатов ЕГЭ по истории делается вывод о том, что обучающиеся часто показывают поверхностные, бессистемные знания по истории отечественной культуры.  

    Цель курса:

  • формирование у обучающихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей в себя духовные и нравственные представления разных исторических эпох, впитавшей в себя особенности многонациональной культуры;

 Задачи:

  • систематизировать знания учащихся в этой области;
  • способствовать осознанию многогранности и богатства отечественной культуры;
  • способствовать формированию исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретно-исторической эпохе;
  • развивать предметные компетенции обучающихся в работе с различными источниками и формами информации;
  • формировать уважительное отношение к традициям, историческому прошлому своего народа, толерантное отношение к культурному наследию многонационального народа России;

Данный курс является предметноориентированным и представлен для  учащихся 10 классов с продолжением преподавания в 11 классе («История русской культуры со средины XIX века до наших дней»).

     Элективный курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, содержит в себе как теоретическую, так и практическую части.

     Основные формы  и методы работы:

  • лекция с элементами беседы;
  • семинары;
  • работа с   документами;
  • защита проектов;
  • создание мультимедиапродуктов;

 Во время проведения учебных занятий будут использованы различные виды работы в парах, группах, индивидуальная работа.

     Формы контроля:

  • решение учебных задач;
  • решение тестовых заданий;
  • анализ документов;
  • выполнение проектов по выбору обучающихся;

     Данный курс разработан на основе программы Григорьевой Н.А., Чеботаревой Н.И. «Художественные образы отечественной культуры», Бименовой Т.И. «Русская культура IX-XYII веков», Ромашиной Н.Ф. «Наши духовные ценности».

Ожидаемые результаты:

- интерес к истории отечественной и региональной культуры;

- углубление знаний, связанных с изучением русской культуры;

- достаточный уровень информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, связанных с поиском, отбором и презентацией информации из различных типов источников;

- более уважительное отношение к отечественной культуре и истории;  

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

лекции

практические

семинарские

1.

Культура. Сущность и функции культуры. Типология культур.

Лекция  с элементами беседы.

 -

-

 Собеседование

2-3.

Искусство восточных славян: от язычества до христианства.

Лекция с элементами беседы.

Лабораторная работа (анализ документов).

-

Анализ документов.

4-5.

Архитектура древней Руси(IX-XYI в.в.).

Лекция с элементами беседы.

Лабораторная работа (анализ документов).

-

Анализ документов.

6.

Древнерусские города. «Золотое кольцо России»

 -

 -

Сюжеты об архитекторах древней Руси (индивидуальное задание)

 Подготовка проекта группой учащихся

7.

Язык древнерусской живописи.

Лекция

Работа с иллюстрациями, документами

-

Анализ документов.

 8-9.

 Древнерусская икона.

Лекция  с элементами беседы.

 -

-

 Сообщения.

10.

Искусство древних мастеров. Средневековая книга.

Лекция

-

 -

Составление конспекта лекции.

11.

 Колокольные звоны Руси - составная часть русской духовной культуры.

Лекция

Прослушивание колокольных звонов

-

-

12-13

Русские народные традиции, праздники, обычаи, обряды.

-

-

Сообщения

Подготовка сообщений

14-15

«Живое дерево ремесел» - декоративно-прикладное искусство и традиционные народные промыслы.

-

-

Презентации

Создание презентаций

16-17.

Русская архитектура XYII – XYIII  в.в.

Лекция с элементами беседы.

-

-

Составление сравнительной таблицы

18-19.

Петровские реформы в области культуры. «Северная Венеция».

Лекция с элементами беседы.

-

-

Составление конспекта лекции

20.

Русская портретная живопись XYII, XYIII в.в. Скульптура.

Просмотр презентаций по теме занятия.

-

-

Сообщения о выдающихся портретистах XYII, XYIII в.в.

21.

Богатство русского фольклора.

-

-

Сообщения

Сообщения

22.

Великие стили. Барокко.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

23.

Великие стили. Рококо.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

24.

Великие стили. Классицизм.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

25.

Великие стили. Романтизм.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

26.

Великие стили. Сентиментализм.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

27.

Великие стили. Реализм.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

28.

Великие русские художники первой половины XIX в.

-

Смотр презентаций

-

Создание презентаций

29.

«Музыка – душа народа» - о русском музыкальном искусстве нового времени.

Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков.

-

-

Составление конспекта лекций

30.

«Театр  уж полон…». История русского театрального искусства. Великие актерские династии.

-

Смотр презентаций

-

Создание презентаций

31.

Великие имена.

-

-

Презентация проектов.

Проекты.

32.

«Золотой век русской культуры»

-

-

Дискуссия

-

33-34.

Культура удмуртского народа.

-

-

Сообщения.

Подготовка сообщений.

Содержание программы.

Культура. Сущность и функции культуры. Типология культур.

Искусство восточных славян: от язычества до христианства.

Основные черты древнеславянской культуры. Искусство восточных славян. Особенности верований. Принятие христианства.

Архитектура древней Руси(IX-XYI в.в.).

Древнерусское   древнекаменное  и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры.

Древнерусские города. «Золотое кольцо России».

Игра-путешествие по «золотому кольцу России».

Язык древнерусской живописи.

Особенности древнерусской живописи. Основные виды живописи. Фрески. Мозаики. Иконы. Книжная миниатюра.

 Древнерусская икона.

Древнерусская икона. Русские школы иконописи. Великие русские иконописцы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Искусство древних мастеров. Средневековая книга.

Особенности написания книги. Развитие письменности и грамотности.

 Колокольные звоны Руси - составная часть русской духовной культуры.

Колокольные звоны Руси. Благовест. Перезвон праздничный. Проводной (погребальный). Будничный. Праздничный.

Русские народные традиции, праздники, обычаи, обряды.

Годичный  цикл языческих крестьянских праздников. Обряды жизненного цикла. Влияние христианства на народную культуру.

«Живое дерево ремесел» - декоративно-прикладное искусство и традиционные народные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство – искусство народа. Особенности и традиции декоративно-прикладного искусства. Дымковская глиняная игрушка. Скопинская керамика. Гжельская керамика. Филимоновская глиняная игрушка. Богородская игрушка и скульптура Городецкая роспись. Хохломская роспись. Загорские и Семеновские игрушки- матрешки. Жостовская роспись по металлу. Искусство Палеха.

Русская архитектура XYII – XYIII  в.в.

Особенности русской архитектуры XYII – XYIII  в.в. Строительство каменных и кирпичных жилых домов, гражданских зданий.

Петровские реформы в области культуры. «Северная Венеция».

Реформы Петра I в культуре. Строительство Петербурга. Дворцы и сады Петербурга и Петергофа.

Русская портретная живопись XYII, XYIII в.в. Скульптура.

Выдающиеся русские портретисты конца XYII- XYIII в.в.Рокотов Ф., Боровиковский В., Никитин И., Матвеев А., ЛевицкийД. Искусство скульптуры.

Богатство русского фольклора.

Особенности фольклорного жанра. Жанры русского фольклора. «Сказка ложь, да в ней намек…». Народная мудрость в пословицах, поговорках, прибаутках.

Великие стили. Барокко.

«Новое искусство». Изменчивость и причудливость образов.

Великие стили. Рококо.

Изящность стиля. «Стиль Людовика XY». Основы формирования романтического стиля. Проявление стиля в архитектуре и живописи. Мастера стиля.

Великие стили. Классицизм.

Роль классических образцов. Античные традиции. Интернациональный характер. Формирование канонов в искусстве.

Великие стили. Романтизм.

Литературная полемика. «Маленький человек». Задача синтеза искусств. Чувственное видение мира.

Великие стили. Сентиментализм.

Основные особенности стиля. Проявление стиля в литературе и живописи.

Великие стили. Реализм.

Условия складывания стиля. Основные особенности реализма. Проявление стиля в литературе, изобразительном искусстве.

Великие русские художники первой половины XIX в.

Венецианов А., Васильев Ф., Брюллов К., Кипренский О., Тропинин В., Иванов А., Федотов П. Русская скульптура первой половины века. Орловский Б., Мартос И.

«Музыка – душа народа» - о русском музыкальном искусстве нового времени.

Традиции русского музыкального искусства. От Баяна до… Великие композиторы XIX века. Глинка М., Мусоргский М., Чайковский П.

«Театр  уж полон…». История русского театрального искусства. Великие актерские династии.

Этапы становления русского театра. Щепкин М. Династия Садовских.

Великие имена.

«Золотой век русской культуры».

«Золотой век русской культуры»: Карамзин И., Пушкин А., Лермонтов М., Крылов И., Гоголь Н.

Культура удмуртского народа.

Материальная культура удмуртского народа (особенности жилища, одежды, предметов быта). Годовой цикл удмуртских праздников. Обряды жизненного цикла. Мифология удмуртов. Особенности музыкальной культуры. Великие имена удмуртской культуры.

Критерии достижений учащихся.

Учащиеся получают зачет, если выполнили все предложенные задания и проект по выбранной теме.

Учебно-методическое обеспечение элективного курса:

  1. Мировая художественная культура 10-11 классы. Элективные курсы. Сост. Бименова Т.И. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
  2. Ромашина Н.Ф. Элективный курс «Наши духовные ценности». 10-11 классы. Гуманитарный профиль обучения. М., «Глобус», 2007г.
  3. Элективные курсы по истории России. 10-11 классы. Для профильного обучения. М., «Глобус», 2007г.

Видеоматериалы:

  1. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Студия «Кварт», М.
  2. Эрмитаж 2. сериал. 18 фильмов. Видеостудия «Кварт», М.
  3. Русское искусство 18-19 век. «Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт», М.
  4. Из истории русского костюма. Леннаучфильм. Видеостудия «Кварт», М.
  5. Архитектура. Россия 12-19 века. Видеостудия «Кварт», М.
  6. Праздники Православной церкви. ЦСДФ «Кварт» (видеостудия), М.
  7. Московский Кремль. 3 фильма. «Кварт», М.
  8. История искусства. М., Интерсофт, 1998г.
  9. Дворцы Санкт- Петербурга. М., Видеостудия «Кварт».
  10. Шедевры русской живописи. М., «Кирилл и Мефодий», 2001г.
  11. Декоративно-прикладное искусство. Видеоэнциклопедия. В 2 частях. М, С-П., Видеостудия «Кварт», 2003г.
  12. Что такое искусство? Видеоэнциклопедия. В 2 частях. М., Видеостудия «Кварт», 2003г.
  13. Суриков В.И. Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
  14. Врубель М. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
  15. Левитан И. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
  16. Васнецов В. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.

Список литературы для учителя:

  1. Мировая художественная культура 10-11 классы. Элективные курсы. Сост. Бименова Т.И. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
  2. Ромашина Н.Ф. Элективный курс «Наши духовные ценности». 10-11 классы. Гуманитарный профиль обучения. М., «Глобус», 2007г.
  3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Часть 2. Русская художественная культура. М., «Владос», 2007г.
  4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской мировой культуры 10-17 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных  школ. 7 класс. М.: Владос, 2007.
  5. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 17-19 вв. 8 класс. Пособие . М.: Владос, 2007.
  6. Элективные курсы по истории России. 10-11 классы. Для профильного обучения. М., «Глобус», 2007г.

Список литературы для учащихся:

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Часть 2. Русская художественная культура. М., «Владос», 2007г.
  2. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской мировой культуры 10-17 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных  школ. 7 класс. М.: Владос, 2007.
  3. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 17-19 вв. 8 класс. Пособие . М.: Владос, 2007.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Тематическое планирование элективного курса "Русская культура ХIХ века"

Элективный курс "Русская культура ХIХ века"  предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру ХIХ века. В рамках 17 часов представлены осн...

программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»

Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Программа элективного курса "Русский язык. Культура речи"

Программа дополнительного  курса «Русский язык и культура речи»рассчитана на 60 часов и предназначена для обучающихся 10 -11 классов.Программа курса разработана с учётом знаний и умен...