Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."
элективный курс по истории (10 класс)
Культура народа является частью его истории и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограничивается ознакомлением с особенностями культуры и быта, некоторыми деятелями отечественной культуры. На основании ежегодного анализа результатов ЕГЭ по истории делается вывод о том, что обучающиеся часто показывают поверхностные, бессистемные знания по истории отечественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdeeva_iv_ist_rus_kult_10_klass.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные об авторе:
Фамилия: Поздеева
Имя: Ирина
Отчество: Владимировна
Место работы: МБОУ Красногорская гимназия
Должность: учитель истории и обществознания
Категория: первая
Пояснительная записка.
Элективный курс «История русской культуры с древнейших времен до середины XIX века» соответствует Концепции профильного образования, составлен с учетом учебного плана гимназии, направлен на реализацию целей и задач гимназического образования, опирается на следующие принципы:
- расширение содержания и превышение стандарта образования в образовательной области «История»;
- профессиональная ориентация учащихся;
- развитие познавательной компетентности учащихся;
Культура народа является частью его истории и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограничивается ознакомлением с особенностями культуры и быта, некоторыми деятелями отечественной культуры. На основании ежегодного анализа результатов ЕГЭ по истории делается вывод о том, что обучающиеся часто показывают поверхностные, бессистемные знания по истории отечественной культуры.
Цель курса:
- формирование у обучающихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей в себя духовные и нравственные представления разных исторических эпох, впитавшей в себя особенности многонациональной культуры;
Задачи:
- систематизировать знания учащихся в этой области;
- способствовать осознанию многогранности и богатства отечественной культуры;
- способствовать формированию исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретно-исторической эпохе;
- развивать предметные компетенции обучающихся в работе с различными источниками и формами информации;
- формировать уважительное отношение к традициям, историческому прошлому своего народа, толерантное отношение к культурному наследию многонационального народа России;
Данный курс является предметноориентированным и представлен для учащихся 10 классов с продолжением преподавания в 11 классе («История русской культуры со средины XIX века до наших дней»).
Элективный курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе, содержит в себе как теоретическую, так и практическую части.
Основные формы и методы работы:
- лекция с элементами беседы;
- семинары;
- работа с документами;
- защита проектов;
- создание мультимедиапродуктов;
Во время проведения учебных занятий будут использованы различные виды работы в парах, группах, индивидуальная работа.
Формы контроля:
- решение учебных задач;
- решение тестовых заданий;
- анализ документов;
- выполнение проектов по выбору обучающихся;
Данный курс разработан на основе программы Григорьевой Н.А., Чеботаревой Н.И. «Художественные образы отечественной культуры», Бименовой Т.И. «Русская культура IX-XYII веков», Ромашиной Н.Ф. «Наши духовные ценности».
Ожидаемые результаты:
- интерес к истории отечественной и региональной культуры;
- углубление знаний, связанных с изучением русской культуры;
- достаточный уровень информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, связанных с поиском, отбором и презентацией информации из различных типов источников;
- более уважительное отношение к отечественной культуре и истории;
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
лекции | практические | семинарские | |||
1. | Культура. Сущность и функции культуры. Типология культур. | Лекция с элементами беседы. | - | - | Собеседование |
2-3. | Искусство восточных славян: от язычества до христианства. | Лекция с элементами беседы. | Лабораторная работа (анализ документов). | - | Анализ документов. |
4-5. | Архитектура древней Руси(IX-XYI в.в.). | Лекция с элементами беседы. | Лабораторная работа (анализ документов). | - | Анализ документов. |
6. | Древнерусские города. «Золотое кольцо России» | - | - | Сюжеты об архитекторах древней Руси (индивидуальное задание) | Подготовка проекта группой учащихся |
7. | Язык древнерусской живописи. | Лекция | Работа с иллюстрациями, документами | - | Анализ документов. |
8-9. | Древнерусская икона. | Лекция с элементами беседы. | - | - | Сообщения. |
10. | Искусство древних мастеров. Средневековая книга. | Лекция | - | - | Составление конспекта лекции. |
11. | Колокольные звоны Руси - составная часть русской духовной культуры. | Лекция | Прослушивание колокольных звонов | - | - |
12-13 | Русские народные традиции, праздники, обычаи, обряды. | - | - | Сообщения | Подготовка сообщений |
14-15 | «Живое дерево ремесел» - декоративно-прикладное искусство и традиционные народные промыслы. | - | - | Презентации | Создание презентаций |
16-17. | Русская архитектура XYII – XYIII в.в. | Лекция с элементами беседы. | - | - | Составление сравнительной таблицы |
18-19. | Петровские реформы в области культуры. «Северная Венеция». | Лекция с элементами беседы. | - | - | Составление конспекта лекции |
20. | Русская портретная живопись XYII, XYIII в.в. Скульптура. | Просмотр презентаций по теме занятия. | - | - | Сообщения о выдающихся портретистах XYII, XYIII в.в. |
21. | Богатство русского фольклора. | - | - | Сообщения | Сообщения |
22. | Великие стили. Барокко. | Лекция с просмотром СД. | - | - | Составление конспекта лекции |
23. | Великие стили. Рококо. | Лекция с просмотром СД. | - | - | Составление конспекта лекции |
24. | Великие стили. Классицизм. | Лекция с просмотром СД. | - | - | Составление конспекта лекции |
25. | Великие стили. Романтизм. | Лекция с просмотром СД. | - | - | Составление конспекта лекции |
26. | Великие стили. Сентиментализм. | Лекция с просмотром СД. | - | - | Составление конспекта лекции |
27. | Великие стили. Реализм. | Лекция с просмотром СД. | - | - | Составление конспекта лекции |
28. | Великие русские художники первой половины XIX в. | - | Смотр презентаций | - | Создание презентаций |
29. | «Музыка – душа народа» - о русском музыкальном искусстве нового времени. | Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков. | - | - | Составление конспекта лекций |
30. | «Театр уж полон…». История русского театрального искусства. Великие актерские династии. | - | Смотр презентаций | - | Создание презентаций |
31. | Великие имена. | - | - | Презентация проектов. | Проекты. |
32. | «Золотой век русской культуры» | - | - | Дискуссия | - |
33-34. | Культура удмуртского народа. | - | - | Сообщения. | Подготовка сообщений. |
Содержание программы.
Культура. Сущность и функции культуры. Типология культур. |
Искусство восточных славян: от язычества до христианства. Основные черты древнеславянской культуры. Искусство восточных славян. Особенности верований. Принятие христианства. |
Архитектура древней Руси(IX-XYI в.в.). Древнерусское древнекаменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. |
Древнерусские города. «Золотое кольцо России». Игра-путешествие по «золотому кольцу России». |
Язык древнерусской живописи. Особенности древнерусской живописи. Основные виды живописи. Фрески. Мозаики. Иконы. Книжная миниатюра. |
Древнерусская икона. Древнерусская икона. Русские школы иконописи. Великие русские иконописцы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. |
Искусство древних мастеров. Средневековая книга. Особенности написания книги. Развитие письменности и грамотности. |
Колокольные звоны Руси - составная часть русской духовной культуры. Колокольные звоны Руси. Благовест. Перезвон праздничный. Проводной (погребальный). Будничный. Праздничный. |
Русские народные традиции, праздники, обычаи, обряды. Годичный цикл языческих крестьянских праздников. Обряды жизненного цикла. Влияние христианства на народную культуру. |
«Живое дерево ремесел» - декоративно-прикладное искусство и традиционные народные промыслы. Декоративно-прикладное искусство – искусство народа. Особенности и традиции декоративно-прикладного искусства. Дымковская глиняная игрушка. Скопинская керамика. Гжельская керамика. Филимоновская глиняная игрушка. Богородская игрушка и скульптура Городецкая роспись. Хохломская роспись. Загорские и Семеновские игрушки- матрешки. Жостовская роспись по металлу. Искусство Палеха. |
Русская архитектура XYII – XYIII в.в. Особенности русской архитектуры XYII – XYIII в.в. Строительство каменных и кирпичных жилых домов, гражданских зданий. |
Петровские реформы в области культуры. «Северная Венеция». Реформы Петра I в культуре. Строительство Петербурга. Дворцы и сады Петербурга и Петергофа. |
Русская портретная живопись XYII, XYIII в.в. Скульптура. Выдающиеся русские портретисты конца XYII- XYIII в.в.Рокотов Ф., Боровиковский В., Никитин И., Матвеев А., ЛевицкийД. Искусство скульптуры. |
Богатство русского фольклора. Особенности фольклорного жанра. Жанры русского фольклора. «Сказка ложь, да в ней намек…». Народная мудрость в пословицах, поговорках, прибаутках. |
Великие стили. Барокко. «Новое искусство». Изменчивость и причудливость образов. |
Великие стили. Рококо. Изящность стиля. «Стиль Людовика XY». Основы формирования романтического стиля. Проявление стиля в архитектуре и живописи. Мастера стиля. |
Великие стили. Классицизм. Роль классических образцов. Античные традиции. Интернациональный характер. Формирование канонов в искусстве. |
Великие стили. Романтизм. Литературная полемика. «Маленький человек». Задача синтеза искусств. Чувственное видение мира. |
Великие стили. Сентиментализм. Основные особенности стиля. Проявление стиля в литературе и живописи. |
Великие стили. Реализм. Условия складывания стиля. Основные особенности реализма. Проявление стиля в литературе, изобразительном искусстве. |
Великие русские художники первой половины XIX в. Венецианов А., Васильев Ф., Брюллов К., Кипренский О., Тропинин В., Иванов А., Федотов П. Русская скульптура первой половины века. Орловский Б., Мартос И. |
«Музыка – душа народа» - о русском музыкальном искусстве нового времени. Традиции русского музыкального искусства. От Баяна до… Великие композиторы XIX века. Глинка М., Мусоргский М., Чайковский П. |
«Театр уж полон…». История русского театрального искусства. Великие актерские династии. Этапы становления русского театра. Щепкин М. Династия Садовских. |
Великие имена. |
«Золотой век русской культуры». «Золотой век русской культуры»: Карамзин И., Пушкин А., Лермонтов М., Крылов И., Гоголь Н. |
Культура удмуртского народа. Материальная культура удмуртского народа (особенности жилища, одежды, предметов быта). Годовой цикл удмуртских праздников. Обряды жизненного цикла. Мифология удмуртов. Особенности музыкальной культуры. Великие имена удмуртской культуры. |
Критерии достижений учащихся.
Учащиеся получают зачет, если выполнили все предложенные задания и проект по выбранной теме.
Учебно-методическое обеспечение элективного курса:
- Мировая художественная культура 10-11 классы. Элективные курсы. Сост. Бименова Т.И. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
- Ромашина Н.Ф. Элективный курс «Наши духовные ценности». 10-11 классы. Гуманитарный профиль обучения. М., «Глобус», 2007г.
- Элективные курсы по истории России. 10-11 классы. Для профильного обучения. М., «Глобус», 2007г.
Видеоматериалы:
- Государственный музей-заповедник «Царицыно». Студия «Кварт», М.
- Эрмитаж 2. сериал. 18 фильмов. Видеостудия «Кварт», М.
- Русское искусство 18-19 век. «Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт», М.
- Из истории русского костюма. Леннаучфильм. Видеостудия «Кварт», М.
- Архитектура. Россия 12-19 века. Видеостудия «Кварт», М.
- Праздники Православной церкви. ЦСДФ «Кварт» (видеостудия), М.
- Московский Кремль. 3 фильма. «Кварт», М.
- История искусства. М., Интерсофт, 1998г.
- Дворцы Санкт- Петербурга. М., Видеостудия «Кварт».
- Шедевры русской живописи. М., «Кирилл и Мефодий», 2001г.
- Декоративно-прикладное искусство. Видеоэнциклопедия. В 2 частях. М, С-П., Видеостудия «Кварт», 2003г.
- Что такое искусство? Видеоэнциклопедия. В 2 частях. М., Видеостудия «Кварт», 2003г.
- Суриков В.И. Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
- Врубель М. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
- Левитан И. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
- Васнецов В. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
Список литературы для учителя:
- Мировая художественная культура 10-11 классы. Элективные курсы. Сост. Бименова Т.И. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
- Ромашина Н.Ф. Элективный курс «Наши духовные ценности». 10-11 классы. Гуманитарный профиль обучения. М., «Глобус», 2007г.
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Часть 2. Русская художественная культура. М., «Владос», 2007г.
- Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской мировой культуры 10-17 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. 7 класс. М.: Владос, 2007.
- Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 17-19 вв. 8 класс. Пособие . М.: Владос, 2007.
- Элективные курсы по истории России. 10-11 классы. Для профильного обучения. М., «Глобус», 2007г.
Список литературы для учащихся:
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Часть 2. Русская художественная культура. М., «Владос», 2007г.
- Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской мировой культуры 10-17 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. 7 класс. М.: Владос, 2007.
- Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 17-19 вв. 8 класс. Пособие . М.: Владос, 2007.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.
Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....
Тематическое планирование элективного курса "Русская культура ХIХ века"
Элективный курс "Русская культура ХIХ века" предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру ХIХ века. В рамках 17 часов представлены осн...
программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»
Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...
Программа элективного курса "Русский язык. Культура речи"
Программа дополнительного курса «Русский язык и культура речи»рассчитана на 60 часов и предназначена для обучающихся 10 -11 классов.Программа курса разработана с учётом знаний и умен...