РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)
рабочая программа (5 класс) по теме

Тишкина Елена Александровна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odnk_5_kl._2012.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тишкиной Елены Александровны,

учителя православной культуры

по учебному курсу  

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс

(ФГОС)

Пояснительная записка

         

           Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» для 5 класса разработана на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2012 г).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Основная форма организации учебного процесса – урок. При преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др.- М.: Просвещение, 2012.

Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение следующих целей: 

  1. развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2. формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  3. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. осознание ценности человеческой жизни;
  7. воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

               Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС. Цель курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.

            Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной школы.

             Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое  отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.

Согласно результатам мониторинга, на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) выбран модуль «Основы мировых религиозных культур».

Курс изучается в течение года как предмет базисного компонента учебного плпна в объеме 34 часа (1 час в неделю). 

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» является частью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеет логическую завершенность, включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. 

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие,  забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей  этнической и национальной  принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- как основы культурной истории многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Календарно тематическое планирование.

5 класс – 34 часа(17 часов).

Модуль «Основы мировых религиозных культур».

№п/п

Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки изучения

Примечание

1.

Россия – наша Родина.

2

Культура и религия

3

Культура и религия

4

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

5

Возникновение религий Религии мира и их основатели.

6

Священные книги религий мира.

7

Священные книги религий мира.

8

Хранители предания в религиях мира.

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

11

Человек в религиозных традициях мира.

12

Священные сооружения

13

Священные сооружения

14

Искусство в религиозной культуре.

15

Искусство в религиозной культуре.

16

Творческие работы учащихся.

17

 Творческие работы учащихся.

18

История религий в  России.

19

История религий в России.

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

22

Паломничества и святыни.

23

Праздники и календари.

24

Праздники и календари.

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

28

Семья.

29

Долг, свобода, ответственность, труд.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

31

Итоговая презентация  творческих проектов учащихся.

32

Итоговая презентация  творческих проектов учащихся.

33

Итоговая презентация  творческих проектов учащихся.

34

Итоговая презентация  творческих проектов учащихся.

Структура комплексного учебного курса

Структура комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» (34 часа) состоит из блоков:

Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1 урок)

Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с  модулем «Основы мировых религиозных культур» (2-29 уроки)

Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей. (30 урок)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (31-34 итоговые уроки).

Уроки в рамках блоков 1,3,4 проводятся для всего класса вместе. Уроки блока 2 соответствуют избранному модулю комплексного курса в соответствии с мониторингом.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов можно приглашать родителей. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, изучавшихся в разных группах, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.  

Учебно – методическая литература:

Литература для учителя.

  1. Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых     религиозных культур. 4-5  классы: учебник для общеобразоват. учреждений. -  М.: Просвещение,  2012.
  2. Тишков, В.А., Шапошникова, Т.Д. и др.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых     религиозных культур. 4-5  классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. -  М.: Просвещение,  2012

Литература для учащихся и родителей.

  1. Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых     религиозных культур. 4-5  классы: учебник для общеобразоват. учреждений. -  М.: Просвещение,  2012.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Для изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  1. оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  2. технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  2. демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  3.  вспомогательное оборудование и устройства,  предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер,  сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  1. экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  1. электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  2. дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  1. библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  1. учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  2. нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  3. специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  4. научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  5. хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  6. документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  7. энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  8. религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  9. художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  1. печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 5-х классах –17 часов в год.И...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного курса  «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов (ФГОС ООО)

           Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы по курсу «Основы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов (ФГОС СОО)

          Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа по учебному курсу "Лабораторный практикум по естествознанию" .5-6 классы. ФГОС

Рабочая программа по учебному курсу "Лабораторный практикум по естествознанию" .5-6 классы. ФГОС....