РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)
рабочая программа (5 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odnk_5_kl._2012.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тишкиной Елены Александровны,
учителя православной культуры
по учебному курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
(ФГОС)
Пояснительная записка
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» для 5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2012 г).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Основная форма организации учебного процесса – урок. При преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Для реализации программного содержания используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др.- М.: Просвещение, 2012.
Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС. Цель курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу.
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Комплексный учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.
В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.
Согласно результатам мониторинга, на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) выбран модуль «Основы мировых религиозных культур».
Курс изучается в течение года как предмет базисного компонента учебного плпна в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» является частью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеет логическую завершенность, включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;
- как основы культурной истории многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Календарно тематическое планирование.
5 класс – 34 часа(17 часов).
Модуль «Основы мировых религиозных культур».
№п/п | Тема урока | Часы учебного времени | Плановые сроки изучения | Примечание |
1. | Россия – наша Родина. | |||
2 | Культура и религия | |||
3 | Культура и религия | |||
4 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | |||
5 | Возникновение религий Религии мира и их основатели. | |||
6 | Священные книги религий мира. | |||
7 | Священные книги религий мира. | |||
8 | Хранители предания в религиях мира. | |||
9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | |||
10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | |||
11 | Человек в религиозных традициях мира. | |||
12 | Священные сооружения | |||
13 | Священные сооружения | |||
14 | Искусство в религиозной культуре. | |||
15 | Искусство в религиозной культуре. | |||
16 | Творческие работы учащихся. | |||
17 | Творческие работы учащихся. | |||
18 | История религий в России. | |||
19 | История религий в России. | |||
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | |||
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | |||
22 | Паломничества и святыни. | |||
23 | Праздники и календари. | |||
24 | Праздники и календари. | |||
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |||
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |||
28 | Семья. | |||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | |||
31 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | |||
32 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | |||
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | |||
34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
Структура комплексного учебного курса
Структура комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» (34 часа) состоит из блоков:
Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1 урок)
Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с модулем «Основы мировых религиозных культур» (2-29 уроки)
Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей. (30 урок)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (31-34 итоговые уроки).
Уроки в рамках блоков 1,3,4 проводятся для всего класса вместе. Уроки блока 2 соответствуют избранному модулю комплексного курса в соответствии с мониторингом.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов можно приглашать родителей. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, изучавшихся в разных группах, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.
Учебно – методическая литература:
Литература для учителя.
- Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
- Тишков, В.А., Шапошникова, Т.Д. и др.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012
Литература для учащихся и родителей.
- Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Для изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 5-х классах –17 часов в год.И...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (базовый уровень) 5 классРабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов Р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» составлена на основе авторской программы по курсу «Основы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов (ФГОС СОО)
Рабочая программа учебного предмета «Основы Безопасности Жизнедеятельности» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы....
Рабочая программа по учебному курсу "Лабораторный практикум по естествознанию" .5-6 классы. ФГОС
Рабочая программа по учебному курсу "Лабораторный практикум по естествознанию" .5-6 классы. ФГОС....