рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
рабочая программа (5 класс) на тему

Лихачёва Анастасия Николаевна

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnknr_5_klass.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Родниковская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю                          

Согласовано

Рассмотрено

директор школы

зам. директора по УВР

на заседании Методического Совета школы

Е.А. Маркелова

Л.Ю. Миранчук

Протокол № ___

"_____"_______2012 г.

"_____"_______2012 г.

"_____"______2012 г.

Рабочая  программа по курсу

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Уровень: базовый

                                        Ступень образования: основное общее образование

Класс: 5

Срок реализации: 2012-2013 учебный год

   

Учитель 1 категории

Лихачёва Анастасия Николаевна

2012г

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (издательство «Русское слово», 2011г.),  уровень обучения – базовый.

Преподавание курса осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010г. №1241 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011г. №03-255 «О введении государственного образовательного стандарта общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010г. №01-438 «О введении государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010г.»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19.01.2012г. №01-60 «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
  6.  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).

Цели и задачи учебного предмета:

Рабочая программа  реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным государственным стандартом и программой основного общего образования по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

ЦЕЛЬ: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

  1. Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  2. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
  3. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного предмета в учебном плане:

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание курса выделено 1 час в неделю (17 часов в 1 полугодие).

Обоснование выбора учебно- методического комплекса для реализации рабочей программы:

Рабочая программа  по  курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе  реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК   М.Т. Студеникин               (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году).  

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.

  Разбивка содержания программы на отдельные блоки, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом  строится с учетом:

  1. интересов обучающихся,
  2. возможностей ОУ и материально-технической базы,
  3. наличия методического и дидактического обеспечения,

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть II.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента:

Изучение краеведческого материала в рамках введения НРК познакомит учащихся с культурно-религиозными традициями Урала. Национально-региональный компонент реализуется в рамках курса (6 уроков – 4часа 20 мин.).

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

  При изучении учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: окружающий мир, обществознание, история, литература.

Используемые технологии, методы, формы работы.

Преподавание  строится с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии  уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики  и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 5 класса, а именно:

  1. эвристические беседы;
  2. различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
  3. учебные и социальные проекты;
  4. уроки-экскурсии;
  5. деловые и ролевые игры;
  6. практикумы;
  7. различные  викторины и другие конкурсные события;
  8. творческие мастерские.

Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная  (занятия со слабоуспевающими.)

В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы  (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.

Содержание учебного материала

5 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. – 12 часов

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Духовные традиции многонационального народа России – 5 часов

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к  миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).


 


Календарно-тематический план реализации рабочей программы 5 класс

Календарно-тематический  план рассчитан на  1  час в неделю 1 полугодие (17  часов в полугодие), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля  знаний,  а также на реализацию национально-регионального компонента.


п\п

урока

Дата

Раздел, тема

Кол-во

часов в разделе,

теме

ФГОС

Основные виды деятельности

(учебные действия)

НРК (кроме краеведения – практич.работы)

Вид и форма

контроля

(диагностика)

Тип

урока

ЦОРы

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II. – 12 часов

1

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

1

Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление выполнять добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье.

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

Семья и родословная

Входной контроль

Комбинированный

+

2

Нравственный поступок.

1

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе.

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;


Комбинированный

3

Золотое правило нравственности.

1

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе.

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

Комбинированный

4

Стыд, вина и извинение.

1

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать. Воспитание нравственных принципов собственного развития.

Сравнивать главную мысль

реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии

между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

Комбинированный

5

Честь и достоинство.

1

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать. Воспитание нравственных принципов собственного развития.

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

Комбинированный

6

Совесть.

1

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать. Воспитание нравственных принципов собственного развития.

Сравнивать главную мысль

реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии

между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

Комбинированный

7

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

Комбинированный

+

8

Джентльмен и леди.

1

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

Комбинированный

9

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе.

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

Комбинированный

+

10

Этикет.

1

Овладение навыками культурного поведения, формирование нравственной культуры учащихся, пробуждать стремление делать добрые дела.

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

Комбинированный

+

11

Праздники.

1

Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах народов России. Сообщить новые сведения о истории возникновения праздников. Развивать культуру поведения на праздниках.

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с

учебной задачей

Национальные праздники, отмечаемые на Урале

Комбинированный

+

12

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

Комбинированный

+

Духовные традиции многонационального народа России – 5 часов

13

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес сионального народа России.

1

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с

учебной задачей

Многонациональность и многоконфессиональность жителей нашего региона

Комбинированный

+

14

Подготовка творческих проектов.

1

Воспитание самостоятельности детей, умения анализировать свои возможности.

анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах.

Комбинированный

15

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Систематизировать знания по курсу

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

Памятники религиозной культуры (в моем селе и городе)

Комбинированный

+

16

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к  миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

Знакомство  детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли героический вклад в борьбе с врагом. Способствовать развитию патриотических чувств. Формировать представление о значении красных дат календаря.

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с

учебной задачей

Выступление учащихся «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

Комбинированный

+

17

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Способствовать развитию патриотических чувств.

Обобщить и систематизировать знания по курсу

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

Народное творчество, стихи, песни, кухня народов Южного Урала

Повторительно-обобщающий

+

итого

17


 

График контрольных  работ   в  5  классе

№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Входящий  контроль (ур. 1)

Выявить уровень начальных знаний по курсу

2

Итоговый контроль (ур. 34)

Выявить уровень  знаний по курсу

Содержание национально-регионального компонента в рамках учебного предмета  в  5   классе

№ урока НРК

№ урока в КТП

Дата урока

Содержание    НРК

Время

1

1

Семья и родословная

20 минут

2

11

Национальные праздники, отмечаемые на Урале

40 минут

3

13

Многонациональность и многоконфессиональность жителей нашего региона

20 минут

4

15

Памятники религиозной культуры (в моем селе и городе)

20минут

5

16

Выступление учащихся «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

40 минут

6

17

Народное творчество, стихи, песни, кухня народов Южного Урала

40 минут

Всего: 6 уроков

Всего: 4 часа 20 минут


Учебно-методическое  и дидактическое обеспечение учебного курса  в  5  классе

Класс

Количество часов

Программное обеспечение

Учебно-дидактическое обеспечение

Методичес-кое обеспечение

В неделю

В год/ полугодие

Учебник

Пособие

КИМы

5

1 ч.

17ч.

Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5 класс: авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: «Русское слово», 2011

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: уч. для 5 кл. общеобр. учр. / М.Т. Студеникин. – М.: «Русское слово», 2012

«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (эл. вариант)


«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010


«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010


Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2010


 Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  1. оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  2. технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  2. демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  3.  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  1. экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  1. электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  2. дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  1. библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  1. учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  2. нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  3. специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  4. научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  5. хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  6. документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  7. энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  8. религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  9. художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  1. печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.                          

  1. Мозговой штурм
  2. Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.
  3. Составление логической последовательности.
  4. Расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание).
  5. «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности, информационных материалов.
  6. Тетрадь «Мои творческие работы».

Планируемые результаты освоения программы.

Раздел, тема

Личностные

Метапредметные

Предметные


Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.


— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Духовные традиции многонационального народа России

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  


- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Критерии оценивания учащихся

При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по блокам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а так же успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учеником в естественной обстановке – на уроке. Метод  помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной деятельности.

Самооценка учащихся по результатам урока:

- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

- Я мог выполнить работу значительно лучше;

- Я плохо работал на уроке.

Мозговой штурм.

Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.

Контрольно-измерительные материалы

Входящий контроль (ур. 1)

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

Итоговый контроль (ур. 34)

Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ

Приложение

Литература

Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ

«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010

«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (5 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс

Аннотация к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуры народов России (6 класс) включает в себя: 1) Место учебного предмета в структуре основной общеобразовательной программы школ...

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5-6 классов...