Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Гурьянова Елена Александровна

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творческих методов работы с детьми. В ходе урока дети знакомятся с  историей главных праздников "Пасха" и "Курбан - байрам", преобщаются к духовным ценностям, повышают общекультурный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hristianskie_i_musulmanskie_prazdniki.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России.

Цель:  формирование представления о главных христианских и мусульманских  праздниках «Пасха» и «Курбан - байрам», через присоединение к социокультурным духовным ценностям.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главных праздников «Пасха» и «Курбан - байрам», православными  и мусульманскими обычаями и традициями; расширить словарный запас по предмету;
  • Развивающие: развивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установления причинно-следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение к познанию истории православной и мусульманской религиозной культуры;
  • Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая воспитывать положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры)).

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть

  Учитель: Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу и нашим гостям, поприветствуйте всех доброй улыбкой.

Люди на свет рождаются разными

Непохожими и своеобразными.

Чтобы других ты мог понимать,

Нужно любовь в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своём сердце хранить!  

Учитель:

Вопросы:

  1. Какая библейская заповедь Иисуса соответствует содержанию этого стихотворения?  (Возлюби ближнего как самого себя).
  2. Как научить людей с разными взглядами, исповедующих разные религии, жить в мире, добре и уважении друг к другу?  (……………….)  

Мы уже  познакомились со многими христианскими и мусульманскими традициями. А сегодня мы узнаем об истории, обрядах главных праздников христиан и мусульман. А вы знаете, что это за праздники?

Но прежде чем мы перейдём к новой теме, предлагаю повторить основные понятия по темам «Традиции и обычаи в Христианстве и Исламе»

II. Работа в группах.

Группам раздаются карты с вопросами.

Задание: используя свои знания и  подсказки учебника, запишите правильные краткие ответы.

//  по 1 человеку от группы (Школина Женя, Залятдинова Лиана) выполняют творческое задание на доске: распределить картинки в соответствии с темой группы.

1 группа

Христианство  & 6,7

2 группа

Ислам  &10,11,12

  1. Имя Бога
  2. Место поклонения Богу
  3. Главный храм
  4. Священная книга
  5. Человек верующий в Бога
  6. Каждый верующий должен знать главное изречение  
  7. Самый почитаемый день недели
  8. Календарь, по которому высчитываются подвижные праздники
  9. Место в храме (мечети), с которого священнослужитель  ведёт богослужение

10. Назовите по 2 любых религиозных праздника

Коллективная проверка в форме игры «Хоккей»

Проверка задания у ребят, работавших с картинками у доски.

III.  Новая тема

ВОПРОС (на слайде):  Что такое праздник? Может быть в конце урока вы дадите немного другое определение понятию Праздник.

Учитель: Пасха Христова и праздник жертвоприношения Курбан – байрам считаются главными священными праздниками в христианской и исламской культуре. Трое ребят из каждой группы приготовили презентации и рассказы об истории, традициях этих праздников. Надеюсь, что новые знания помогут вам лучше узнать о культуре народов разных религий и о традициях  наших предков.

1 группа «Пасха Христова»

Каргаполова Полина: Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает.

И  млад и стар, готовятся с радостью встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” – Пасху Христову, которая празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

 Спешат люди попасть в Храм, располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. Но вот раздался первый благовест большого колокола (ПАУЗА).

Кузьмичёв Саша: Вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православные свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами и  иконами и голос церковного хора возвещает радость великую “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах”.

Иисус Христос победил смерть и воскрес из мёртвых. Он нам всем открыл путь к вечной жизни, избавил нас от греха. Уже первые христиане называли Пасху “праздником всех праздников”.

Литвиненко Влада: Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосоваются, приветствуя друг друга словами : “Христос Воскресе”, отвечая “Воистину Воскресе” и обмениваются крашенными яйцами.         Крашенное яйцо –  символ новой жизни, это символ праздника Пасхи. А в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и святить куличи.

После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики отправились по разным странам проповедовать его учение. Мария Магдалина, как и другие ученики ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мёртвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в город Рим и вошла во дворец императора Тиберия.

Инсценировка: (Ефименко и Чаенко )

Мария: О, великий император, Христос Воскрес!

Император: Как может кто-нибудь воскреснуть их мёртвых! Это невозможно, так же как не может белое яйцо стать красным.

Мария: Смотри император, яйцо стало красным!

1й Христос воскрес!

Он возвестил,

Что на земле все люди - братья,

Он мир любовью обновил,                       Каргаполова

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

2. Христос воскрес!

Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,                    Литвиненко

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Школина Женя: 15 апреля все православные христиане будут праздновать праздник воскресения Иисуса Христа, страдавшего за грехи наши и любившего всех  грешников и праведников.

Игровая пауза

2 группа.  « Праздник Курбан – байрам»

Гарифуллина: Добрый день! Мы хотим вас познакомить с историей и традициями священного праздника жертвоприношения Курбан – байрам.  

Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил  дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим  стал Другом Аллаха.

Панфиленко: В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву – курбан, то есть зарезать при чтении особой молитвы овцу, корову или верблюда. Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесённого в жертву, верующий может последовать в рай, минуя перекинутый над адом мост. Праздник совпадает с завершением хаджа и высчитывается по лунному календарю.

Авдеев Вова: Жертву приносят все мусульмане, имеющие на это средства. Сначала раздают угощение бедным и нуждающимся, а часть оставляют для праздничной трапезы дома. Торжества длятся 3-4 дня и включают специальную праздничную молитву, визиты к друзьям и посещение могил родственников. Праздник показывает милосердие, величие Аллаха, призывающего всех верующих исполнять его повеление каким бы трудным оно не было.

Гарифулина читает стих на татарском языке.

 

Учитель: Ну вот мы и познакомились с историей праздников Пасха и Курбан – байрам.  

Какие христианские традиции  Пасхи вы можете назвать? (посещение храма, крестный ход вокруг храма, крашение яиц (правильно в красный цвет), освящение куличей, люди славили воскрешение Иисуса Христа, большой пост перед Пасхой, Пасха – подвижный праздник, Пасха – праздник радости, посещение больных, бедных, раздача угощений).

Какие традиции характерны для праздника Курбан – байрам? (жертвоприношение, раздача угощений бедным, посещение больных, восхваление Аллаха, пост перед праздником, посещение мечети, праздник подвижный)

Учитель: как много добрых дел можно сделать в праздник. Так что же такое праздник в религиозном понимании этого слова? Это только веселье, подарки и хорошее настроение?

Учитель: Ребята, много различий между мусульманской и христианской религиями, но что объединяет людей разной веры? (вера в одного бога, любая религия учит добру и любви, и Иисус и Аллах проявляли милосердие к людям и учили на своём примере заботиться о больных, слабых и бедных).

Итог: Вы абсолютно правы. Все мы разные,  но нас объединяет вера в добро, любовь,  счастье. А эти красивые слова и есть БОГ. И совсем неважно каким именем мы его называем Аллах или Иисус, важно, стараться следовать его  заповедям и тогда в мире восторжествует добро и все люди будут счастливы. Вы согласны?

IV. Закрепление.  

Игра «Лишнее слово»

Из приведённых в строке слов выберите лишнее и объясните свой выбор.

Пример: Джабраил, Михаил, Шайтан

  1. Иисус, Аллах, Мухаммад
  2. Иерусалим, Мекка, Рим
  3. Икона, фреска, арабеска
  4. Праздник Разговения, Рождество, Пасха.

Открывается выражение «Уклонись от зла и сотвори благо»

1 группа «Христианство»

Задание: запишите в таблицу краткие ответы на вопросы. При затруднении вам поможет учебник (параграфы 6,7)

Вопросы

Ответы

1.  Имя Бога

     2.  Место поклонения Богу

3.  Главный храм

4.  Священная книга

5.  Человек верующий в Бога

6.  Каждый верующий должен знать главное изречение  Бога

7.  Самый почитаемый день недели

8.  Календарь, по которому высчитываются подвижные праздники (стр. 58)

9.  Место в храме, с которого священнослужитель  ведёт богослужение (стр 51)

10. Назовите  2 любых религиозных праздника в христианстве

2 группа «Ислам»

Задание: запишите в таблицу краткие ответы на вопросы. При затруднении вам поможет учебник (параграфы 10,11,12)

Вопросы

Ответы

1.  Имя Бога

     2.  Место поклонения Богу

3.  Главный храм (стр 88)

4.  Священная книга

5.  Человек верующий в Бога

6.  Каждый верующий должен знать главное изречение  Бога

7.  Самый почитаемый день недели

8.  Календарь, по которому высчитываются подвижные праздники

9.  Место в мечети, с которого священнослужитель  ведёт богослужение (стр 88)

10. Назовите  2 любых религиозных праздника в исламе

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

Данное методическое пособие является продолжением работы, которая проводилась в 4 классе на уроках ОРКСЭ по использованию приема фишбоун на разных этапах урока. С данной работой можно ознакомиться по ...