Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творческих методов работы с детьми. В ходе урока дети знакомятся с историей главных праздников "Пасха" и "Курбан - байрам", преобщаются к духовным ценностям, повышают общекультурный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hristianskie_i_musulmanskie_prazdniki.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России.
Цель: формирование представления о главных христианских и мусульманских праздниках «Пасха» и «Курбан - байрам», через присоединение к социокультурным духовным ценностям.
Задачи:
- Обучающие: познакомить обучающихся с историческими данными возникновения и значения главных праздников «Пасха» и «Курбан - байрам», православными и мусульманскими обычаями и традициями; расширить словарный запас по предмету;
- Развивающие: развивать духовно-нравственные потребности детей путём их приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков (установления причинно-следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через приобщение к познанию истории православной и мусульманской религиозной культуры;
- Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня обучающихся, продолжая воспитывать положительные качества (чувство доброжелательности, взаимопомощи, уважения друг к другу, совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к вере предков (через познание основ духовной культуры)).
ХОД УРОКА:
- Организационная часть
Учитель: Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу и нашим гостям, поприветствуйте всех доброй улыбкой.
Люди на свет рождаются разными
Непохожими и своеобразными.
Чтобы других ты мог понимать,
Нужно любовь в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своём сердце хранить!
Учитель:
Вопросы:
- Какая библейская заповедь Иисуса соответствует содержанию этого стихотворения? (Возлюби ближнего как самого себя).
- Как научить людей с разными взглядами, исповедующих разные религии, жить в мире, добре и уважении друг к другу? (……………….)
Мы уже познакомились со многими христианскими и мусульманскими традициями. А сегодня мы узнаем об истории, обрядах главных праздников христиан и мусульман. А вы знаете, что это за праздники?
Но прежде чем мы перейдём к новой теме, предлагаю повторить основные понятия по темам «Традиции и обычаи в Христианстве и Исламе»
II. Работа в группах.
Группам раздаются карты с вопросами.
Задание: используя свои знания и подсказки учебника, запишите правильные краткие ответы.
// по 1 человеку от группы (Школина Женя, Залятдинова Лиана) выполняют творческое задание на доске: распределить картинки в соответствии с темой группы.
1 группа Христианство & 6,7 | 2 группа Ислам &10,11,12 |
10. Назовите по 2 любых религиозных праздника |
Коллективная проверка в форме игры «Хоккей»
Проверка задания у ребят, работавших с картинками у доски.
III. Новая тема
ВОПРОС (на слайде): Что такое праздник? Может быть в конце урока вы дадите немного другое определение понятию Праздник.
Учитель: Пасха Христова и праздник жертвоприношения Курбан – байрам считаются главными священными праздниками в христианской и исламской культуре. Трое ребят из каждой группы приготовили презентации и рассказы об истории, традициях этих праздников. Надеюсь, что новые знания помогут вам лучше узнать о культуре народов разных религий и о традициях наших предков.
1 группа «Пасха Христова»
Каргаполова Полина: Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживает.
И млад и стар, готовятся с радостью встретить “праздников праздник и торжество из торжеств” – Пасху Христову, которая празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.
Спешат люди попасть в Храм, располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. Но вот раздался первый благовест большого колокола (ПАУЗА).
Кузьмичёв Саша: Вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православные свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами и иконами и голос церковного хора возвещает радость великую “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах”.
Иисус Христос победил смерть и воскрес из мёртвых. Он нам всем открыл путь к вечной жизни, избавил нас от греха. Уже первые христиане называли Пасху “праздником всех праздников”.
Литвиненко Влада: Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосоваются, приветствуя друг друга словами : “Христос Воскресе”, отвечая “Воистину Воскресе” и обмениваются крашенными яйцами. Крашенное яйцо – символ новой жизни, это символ праздника Пасхи. А в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и святить куличи.
После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики отправились по разным странам проповедовать его учение. Мария Магдалина, как и другие ученики ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мёртвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в город Рим и вошла во дворец императора Тиберия.
Инсценировка: (Ефименко и Чаенко )
Мария: О, великий император, Христос Воскрес!
Император: Как может кто-нибудь воскреснуть их мёртвых! Это невозможно, так же как не может белое яйцо стать красным.
Мария: Смотри император, яйцо стало красным!
1й Христос воскрес!
Он возвестил,
Что на земле все люди - братья,
Он мир любовью обновил, Каргаполова
Он на кресте врагов простил,
И нам открыл свои объятья!
2. Христос воскрес!
Христос воскрес!
Пусть эти радостные звуки,
Как пенье ангелов с небес, Литвиненко
Рассеют злобу, скорби, муки!
Соединим все братски руки,
Обнимем всех! Христос воскрес!
Школина Женя: 15 апреля все православные христиане будут праздновать праздник воскресения Иисуса Христа, страдавшего за грехи наши и любившего всех грешников и праведников.
Игровая пауза
2 группа. « Праздник Курбан – байрам»
Гарифуллина: Добрый день! Мы хотим вас познакомить с историей и традициями священного праздника жертвоприношения Курбан – байрам.
Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим стал Другом Аллаха.
Панфиленко: В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву – курбан, то есть зарезать при чтении особой молитвы овцу, корову или верблюда. Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесённого в жертву, верующий может последовать в рай, минуя перекинутый над адом мост. Праздник совпадает с завершением хаджа и высчитывается по лунному календарю.
Авдеев Вова: Жертву приносят все мусульмане, имеющие на это средства. Сначала раздают угощение бедным и нуждающимся, а часть оставляют для праздничной трапезы дома. Торжества длятся 3-4 дня и включают специальную праздничную молитву, визиты к друзьям и посещение могил родственников. Праздник показывает милосердие, величие Аллаха, призывающего всех верующих исполнять его повеление каким бы трудным оно не было.
Гарифулина читает стих на татарском языке.
Учитель: Ну вот мы и познакомились с историей праздников Пасха и Курбан – байрам.
Какие христианские традиции Пасхи вы можете назвать? (посещение храма, крестный ход вокруг храма, крашение яиц (правильно в красный цвет), освящение куличей, люди славили воскрешение Иисуса Христа, большой пост перед Пасхой, Пасха – подвижный праздник, Пасха – праздник радости, посещение больных, бедных, раздача угощений).
Какие традиции характерны для праздника Курбан – байрам? (жертвоприношение, раздача угощений бедным, посещение больных, восхваление Аллаха, пост перед праздником, посещение мечети, праздник подвижный)
Учитель: как много добрых дел можно сделать в праздник. Так что же такое праздник в религиозном понимании этого слова? Это только веселье, подарки и хорошее настроение?
Учитель: Ребята, много различий между мусульманской и христианской религиями, но что объединяет людей разной веры? (вера в одного бога, любая религия учит добру и любви, и Иисус и Аллах проявляли милосердие к людям и учили на своём примере заботиться о больных, слабых и бедных).
Итог: Вы абсолютно правы. Все мы разные, но нас объединяет вера в добро, любовь, счастье. А эти красивые слова и есть БОГ. И совсем неважно каким именем мы его называем Аллах или Иисус, важно, стараться следовать его заповедям и тогда в мире восторжествует добро и все люди будут счастливы. Вы согласны?
IV. Закрепление.
Игра «Лишнее слово»
Из приведённых в строке слов выберите лишнее и объясните свой выбор.
Пример: Джабраил, Михаил, Шайтан
- Иисус, Аллах, Мухаммад
- Иерусалим, Мекка, Рим
- Икона, фреска, арабеска
- Праздник Разговения, Рождество, Пасха.
Открывается выражение «Уклонись от зла и сотвори благо»
1 группа «Христианство»
Задание: запишите в таблицу краткие ответы на вопросы. При затруднении вам поможет учебник (параграфы 6,7)
Вопросы | Ответы |
1. Имя Бога 2. Место поклонения Богу 3. Главный храм 4. Священная книга 5. Человек верующий в Бога 6. Каждый верующий должен знать главное изречение Бога 7. Самый почитаемый день недели 8. Календарь, по которому высчитываются подвижные праздники (стр. 58) 9. Место в храме, с которого священнослужитель ведёт богослужение (стр 51) 10. Назовите 2 любых религиозных праздника в христианстве |
2 группа «Ислам»
Задание: запишите в таблицу краткие ответы на вопросы. При затруднении вам поможет учебник (параграфы 10,11,12)
Вопросы | Ответы |
1. Имя Бога 2. Место поклонения Богу 3. Главный храм (стр 88) 4. Священная книга 5. Человек верующий в Бога 6. Каждый верующий должен знать главное изречение Бога 7. Самый почитаемый день недели 8. Календарь, по которому высчитываются подвижные праздники 9. Место в мечети, с которого священнослужитель ведёт богослужение (стр 88) 10. Назовите 2 любых религиозных праздника в исламе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение» актуальна и сегодня....
Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Данное методическое пособие является продолжением работы, которая проводилась в 4 классе на уроках ОРКСЭ по использованию приема фишбоун на разных этапах урока. С данной работой можно ознакомиться по ...