Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
рабочая программа (5 класс)

Гуфайзен Елена Александровна

 Целью рабочей программы является  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Рос­сии; сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.odnknr_2021-22.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                  Директор школы

______________/Гаськова Л.И.                                   ________________/М.Г.Вильмова

«____»_______________2021                                      Приказ №___ от ____.____.2021

                                                                                                М.П.

Рабочая программа

по Основам духовно-нравственной культуры народов России

( Модуль "Основы мировых религиозных культур")

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                              Протокол №____ от ___.___.2021

Класс __5

количество часов в год __34__

УМК       А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно-нравственной культуры народов России», ООО "Русское слово", 2016 г.

ФИО учителя:    Гуфайзен Е.А.

Рабочая программа обсуждена на МО учителей ___истории и обществознания, права

_____________________________________ «_____»________________2021

Руководитель МО __Гуфайзен Е.А../____

2021- 2022  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

 разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:

· Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12;

· СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от о1 сентября 2016 года № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования,

· Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;

· Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)).

· Устав школы.

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику Шапошникова, Воскресенский, Амиров: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Издательство: Просвещение/Дрофа, 2019 г.с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; 1 час в неделю.

Программа ориентирована на работу на УМК:

  • учебник Шапошникова, Воскресенский, Амиров: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Издательство: Просвещение/Дрофа, 2019
  • программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» под редакцией Р.Б. Амирова, О.В. Воскресенского, Т.М. Горбачёвой М., 2013.

Общей целью основного общего образования в  духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Цель рабочей программы:  формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи:

- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения  обучающихся; формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

- знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами религиозных культур народов России;

- развивать представления  обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке; развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

- прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

Планируемые результаты  обучения и освоения содержания модуля

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание прошлого и настоящего многонационального народа России; знание культуры народов России и человечества;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • Формирование нравственных чувств, нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  • Формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, вере, культуре, языку, к истории, традициям, ценностям народов России и мира

Предметные результаты:

  • Воспитание способности к духовному развитию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам. Взглядам людей;
  • Знание основных норм морали, идеалов, хранимых в культурном наследии народов России; готовность к сознательному ограничению в поступках;
  • Формирование представлений о роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении общества и российской государственности;
  • Понимание значения нравственности, религии. Веры в жизни человека и общества.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать и осознанно выбирать способы наиболее эффективного решения учебных и познавательных задач;
  • Умение правильно оценивать собственные возможности решения задач;
  • Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций. Учёта мнений, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Владеть устной и письменной речью.

Содержание учебного предмета

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (2 ч)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Первые религии. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (2 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Христианство (8 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия - священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (5  ч)         

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Буддизм (5 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.  «Золотые правила нравственности».

Проект "Религии мира" (4 ч)

Резерв (3 ч)

Тематическое планирование

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(Модуль «Основы мировых религиозных культур»)  

Разделы

Количество часов

1.

Введение в тему. Знакомство с предметом.

2 ч.

2

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

2 ч

3.

Христианство

8 ч.

4.

Ислам

5 ч.

5.

Иудаизм

5 ч.

6.

Буддизм

5 ч.

7.

Повторительно-обобщающий урок

1 ч.

8.

Творческий проект обучающихся

2 ч.

9

Итоговое повторение

2 ч

10

        Резерв

3 ч

Итого:

34ч.

КТП Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 кл (1 час)

п/п

Тема

Кол час

1

Введение в предмет

1

2

Религия - часть культуры.

1

3

Древнейшие религии мира.

1

4

Древнейшие религии мира.

1

5

Введение в христианство.

1

6

Основы христианства. Заповеди божьи.

1

7

Православный храм.

1

8

Символы христианства.

1

9

Нравственные нормы христианства. Семья.

1

10

Традиции и праздники христиан.

1

11

Крещение Руси.

1

12

Повторительно-обобщающий урок "Христианство"

1

13

Введение в ислам.

1

14

Основы ислама. Коран.

1

15

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

16

Священный храм мусульман.

1

17

Символы мусульман.

1

18

Нравственные ценности ислама.

1

19

Введение в иудаизм.

1

20

Основы иудаизма. Тора.

1

21

Священный храм иудаизма.

1

22

Символы иудаизма.

1

23

Нравственные ценности иудаизма.

1

24

Введение в буддизм.

1

25

Основы буддизма. Типитака.

1

26

Священный храм буддизма.

1

27

Символы буддизма.

1

28

Золотые правила нравственности.

1

29

Повторительно-обобщающий урок. Творческий проект "Религии мира".

1

30

Повторительно-обобщающий урок. Творческий проект "Религии мира".

1

31

Итоговая контрольная работа.

1

32-34

Резерв - 3 часа

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России

Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»

Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...