Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа педагога | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Титульный лист
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы комплексного учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, рекомендованной МО РФ 2010 г. и авторской программы Данилюка А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля «Основы православной культуры». – М..: Просвещение, 2010.
Рабочая программа соответствует ФГОС.
Потребитель образовательных услуг: рабочая программа предназначена для обучающихся 5 г класса.
Цель комплексного учебного предмета: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Специфика учебного предмета: Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Образовательные технологии:
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- технология сотрудничества
- групповые технологии
- интерактивные игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с информацией, стимулирует познавательный интерес к предмету, осуществляет практическую подготовку по темам учебного предмета. Обучающиеся имеют возможность в режиме онлайн следить за событиями в стране и мире, расширять свои возможности в изучении тем касающихся культуры.
Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку.
Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках гуманитарного цикла, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся.
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Формы уроков: защита проектов, деловая игра, практикум, экскурсия, уроки контроля, уроки-презентации, уроки – конференции.
Коррекция примерной программы: предусматривается выделение резервных часов на повторение материала, исследовательскую деятельность, защиту проектов.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС:
Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, ациональностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально нрав ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек
тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Развитие компетентностей:
ценностно-смысловые компетенции связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
коммуникативные компетенции – это навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 |
2 | Введение в православную духовную традицию. | 15 |
3 | Православие в России. | 13 |
4 | Резерв времени. | 5 |
Содержание учебно-тематического плана:
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Урок 1. Россия - наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Блок 2. Введение в православную духовную традицию. (15 часов)
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Резерв времени (1 час)
Подведение итогов. Выполнение проектов.
Блок3. Православие в России. (13 часов)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Резерв времени ( 4 часа)
Календарно-тематического план:
№ п/п | Тема | Дата проведения | Условные обозначения |
по плану | по факту |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
1 | Россия - наша Родина. | П.р. |
Блок 2. Введение в православную духовную традицию. (15 часов) |
2 | Культура и религия. | ИКТ |
3 | Человек и Бог в православии. | Ис.д. |
4 | Православная молитва. | ИКТ |
5 | Библия и Евангелие. | П.р. |
6 | Проповедь Христа. |
7 | Христос и Его Крест. |
8 | Пасха. |
9 | Православное учение о человеке. | П.р. |
10 | Совесть и раскаяние. |
11 | Заповеди. |
12 | Милосердие и сострадание. | Тв.р. |
13 | Золотое правило этики. | П.р. |
14 | Храм. | ИКТ |
15 | Икона. | Тв.р. |
16 | Творческие работы учащихся. | Тв.р. |
17 | Резерв времени (1 час) Подведение итогов. Выполнение проектов. | Пр.д. |
Блок3. Православие в России. (13 часов) |
17 | Как христианство пришло на Русь. |
18 | Подвиг. | Ис.д |
19 | Заповеди блаженств. |
20 | Зачем творить добро? | Ис.д |
21 | Чудо в жизни христианина. | Пр.д. |
22 | Православие о Божием суде. |
23 | Таинство Причастия. |
24 | Монастырь. | Тв.р. |
25 | Отношение христианина к природе. |
26 | Христианская семья. |
27 | Защита Отечества. | ИКТ |
28 | Христианин в труде. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. |
31 | Резерв времени (4часа) Повторительно - обобщающий урок по теме «Православие в России». | Э. |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Пр.д. |
Условные обозначения:
Тв. Р. – творческая работа
П.р. – практическая работа
Ис. Д. – исследовательская деятельность
Пр. Д – проектная деятельность
Информационно-методическое обеспечение:
УМК:
1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
2. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Просвещение, 2010.
3. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2010.
4. Основы православной культуры. 4-5 классы. Электронное издание. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева /1 CD/.- М.: Просвещение, 2010.
Литература для учителя:
Бердяев Н. А. Письмо о культуре. – В кн.: Русское зарубежье. – Л., 1991.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы
философии. – 1989. – № 6.
Библия. Ветхий и Новый Завет. – Любое издание.
Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.
Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. – СПб, 1996.
Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
Иконникова С. Н. Диалог о культуре. – Л., 1987.
Ильин И. Основы христианской культуры. О любви. О совести // Собр.соч. Т.1. – М., 1993.
Каган М. С. Философия Культуры. – СПб., 1996.
Кропоткин П. Л. Этика. – М., 1991.
13. «Культурология» А.И. Шаповалов Москва «Владос» 2004
14 Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии, 1993. – № 3.
15. Льюис К. С. Любовь//Вопросы философии, 1989. – № 8.
16. «Мифы народов мира» Н.И. Девятайкина «Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадель-трейд»
Москва 2006.
17. Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии, 1990. – № 8.
18. «Религиозная жизнь современного мира» Материалы для учителя В.А. Угольнов
Ульяновск 2003.
19. Соловьев Вл. С. Жизненный смысл христианства//Философские науки, 1991. – № 3.
20. Соловьев Вл. С. Соч. в 2-х тт. – М., 1988 (Т.1. Оправдание добра. Т.2. Красота в природе.
Смысл любви. Общий смысл искусства).
21. Франк С. Культура и религия // Философские науки, 1991. – № 7.
Литература для обучающихся:
Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. Под редакцией Астаховой Н.В. .- М.: Белый город, 2012.
Не хлебом единым... Притчи и христианские легенды. .- М.: Белый город, 2012.
Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. Книга вторая. .- М.: Белый город, 2012.
Мошковская М. Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Троице-Сергиеву Лавру. М.: «Даръ», 2011.
Орлова Н. Г. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей.- М.: Белый город, 2012.
Скоробогатько Н.В. Святая великомученица Екатерина. М.: Духовное преображение, 2012.
Адреса электронных ресурсов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России
Рабочая программа по Основам духовно-нравственных культур народов России...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Рабочая программа к учебнику Н. Ф. Виноградовой...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
Автор представляет рабочую программу и календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Оновы духовно-нравственной культуры народов России"...
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России ( Модуль "Основы мировых религиозных культур")
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многона...