Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvaaerobika.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения занятий гидроаэробикой
с учащимися средней общеобразовательной школы
И.В.Кизилова
Ю.А.Орешкина
С.А.Пригода
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге, создание и апробация новых и модификация известных здоровьесберегающих технологий.
Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.
Не оспаривая комплексность и вариативность решения данной проблематики - все-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта.
И поэтому, не смотря на изученность, вопросы, связанные с обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.
В настоящее время для системы формирования здорового образа жизни, особенно в подростковой среде, актуальна проблема общего оздоровления и гармоничного развития личности.
Создание стойкой мотивации для систематических занятий физической культурой и планомерного получения «двигательного образования» является приоритетной задачей при изучении предмета «Физическая культура» в контексте Государственного Образовательного Стандарта
Среди других массовых видов спорта, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение и эмоциональную притягательность водной среды.
Рассматривая многообразие форм занятий плаванием и учитывая положительную эмоциональную окраску занятий, одной из эффективных форм оздоровления являются занятия аквааэробикой.
Аквааэробика – это направление фитнеса, которое подходит для людей всех возрастов и с любым уровнем физической подготовки. Цикл занятий, как правило, строится таким образом, чтобы увеличение нагрузки шло постепенно, упражнения усложняются по мере получения навыка, улучшения уровня физической подготовки.
Анализ литературных данных (Н.Ж.Булгакова, М.Н.Максимова, М.Н.Маринич, 2003) указывает на то, что аквааэробика оказывает оздоровительное действие на весь организм, в т.ч. способствует формированию красивой осанки, выполняет корригирующую функцию при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, формирует положительную динамику при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и нервной систем, способствует укреплению общего иммунитета и созданию положительного эмоционально-волевого статуса занимающихся.
Объясняется это тем, что используя физические свойства воды (плотность, теплопроводность и т.д.), занятия аквааэробикой позволяют индивидуально дозировать двигательную нагрузку, а так же оптимизировать двигательный режим занимающихся.
Явление гидроневесомости и плотность водной среды оказывает естественное сопротивление движениям в любых направлениях, увеличивая нагрузку на мышцы.
Погружение в воду вызывает изменение в процессах, связанных с регулированием тепла в организме, расходуются дополнительные калории на согревание тела. Это происходит из-за того, что температура воды ниже тела на 6-10 градусов.
Водная среда обладает свойствами, оказывающими уникальное воздействие на организм.
Важнейшие из них - это выталкивание, сопротивление и гидростатическое давление. Из-за свойства выталкивания в воде гравитационная сила уменьшается, вследствие этого нагрузка на позвоночник и суставы минимальна. Вес становится легче, поэтому резко снижается травматизм при выполнении очень сложных прыжковых и беговых движений.
В то же время упражнения, направленные на преодоление силы выталкивания, способствуют улучшению мышечного тонуса.
В связи с тем, что сопротивление воды значительно превосходит сопротивления воздуха, поэтому требует больших усилий, чем при занятиях на суше. Именно преодоление телом сопротивления воды дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с утяжелением, повышает выносливость и улучшает координацию движений.
Гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму, тем самым оптимизируя обменные процессы.
В аквааэробике выделяют четыре основных направления, которые различаются по формулированию основных задач:
1. оздоровительная
2. спортивная
3. прикладная
4. лечебная.
Задачи оздоровительной аквааэробики - общее укрепление здоровья, снятие психоэмоционального напряжения, улучшение физической нагрузки. Занятия в воде также обладают закаливающим эффектом, помогают организму лучше справляться со стрессом и повышают работоспособность человека.
Задачи спортивной аквааэробики – формирование координационных способностей у спортсменов, систематически занимающихся другими видами спорта и создание положительной эмоциональной атмосферы и эффекта «психоэмоционального переключения» при напряженном тренировочном графике.
Задачи прикладной аквааэробики - создание положительного психоэмоционального статуса у людей, не занимающих систематически спортом, но в производственной деятельности преобладает монотонная, либо тяжелой работы.
Задачи лечебной аквааэробики- создание условий для лечения заболеваний эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. Основная задача- оптимизация сроков восстановления трудоспособности.
Противопоказания
Несмотря на множество достоинств, аквааэробика рекомендована отнюдь не всем желающим. Так, аквааэробика запрещена постоянным пациентам кардиолога, которые перенесли инфаркт, жалуются на судороги.
Нежелательна аквааэробика и астматикам, которые могут ощутить сдавливание грудной клетки. Противопоказана она склонным к бронхитам и частым простудам.
Содержание программы
Возрастная группа
Настоящая Программа предусматривает проведение групповых занятий с учащимися образовательных организаций в возрасте от 11 до 17 лет, имеющих начальную плавательную подготовку и медицинский допуск к занятиям аквааэробикой.
Начальная плавательная подготовка определяется умением проплыть 15 метров на груди и на спине без посторонней помощи.
Курс данной программы рассчитан на 72 занятия в год, которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 45 мин.
Занятия проводятся в закрытом бассейне, длина дорожки 25 м., глубина от 160 см до 200 см., что позволяет занимающимся находиться в состоянии гидроневесомости и тем самым увеличивать динамическую нагрузку, одновременно снижая нагрузку на опорно-двигательный аппарат максимально снижена.
Рабочая программа составлена в соответствии с нижеуказанными нормативными правовыми актами в сфере образования и физической культуры:
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
- Федеральная комплексная программа физического воспитания в образовательных организациях под редакцией д.п.н. В.И. Ляха и к.п.н. А.А. Зданевича. 2011 г.
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 марта 2016 г. № 134-Н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
В настоящей программе рассматриваются применение средств оздоровительной и прикладной аквааэробики в режиме учебного урока предмета «Физическая культура», раздел «Плавание».
Цель рабочей программы:
Формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать средства физической культуры, в т.ч. плавания и аквааэробики для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
В свою очередь учебно-тренировочная программа позволяет решить следующие задачи:
- Образовательные - разучивание и углубленное разучивание упражнений аквааэробики. Улучшение плавательных навыков.
- Воспитательные - воспитание морально-волевых качеств, формирование интереса и мотивации к занятиям спортом и здоровому образу жизни.
- Оздоровительные - укрепление здоровья и гармоничное развитие функций организма занимающихся, формирование правильной осанки и аэробного стиля выполнения упражнений.
- Рекреационные - восстановление положительного эмоционального тонуса организма, всесторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
Учебно-методический план 72 часа/год
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение в курс занятий. Основы аквааэробики различного направления. Правила техники безопасности при занятиях в бассейне. Гигиенические требования и закаливание организма | 2 | 2 | |
2 | Практические занятия | 68 | 68 | |
3 | Контроль (наблюдение, анкетирование, беседа) | 2 | 2 | |
Итого | 72 | 4 | 68 |
Каждое занятие проходит в течение 45 минут и минимум 2 раза в неделю с привлечением различного по виду, степени нагрузки и предназначению инвентаря.
Однако каждое занятие непременно начинает лёгкая разминка, которую сменяет специальный комплекс разнообразных упражнений. Завершается аквааэробика стандартно – релаксирующей растяжкой.
Техническое оснащение занятия
Занятия проводятся в большом плавательном бассейне.
Длина бассейна 25 м., глубина от 1,6 до 1,9 м.
На занятиях по мере необходимости может использоваться следующие специальные приспособления, которые позволяют выполнять в воде самые разнообразные упражнения, прорабатывающие определенные группы мышц:
- аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении в глубоком бассейне.
- плавательные доски и колобашки, которые также используются для увеличения сопротивления воде.
- нудлс, (специальное поддерживающее устройство для занятий).
- резиновые ласты
- музыкальный центр.
Кроме того, занимающийся для занятий в бассейне должен иметь резиновую шапочку, закрытый купальник и предметы личной гигиены для мытья в душе.
Принципы безопасного проведения занятий
- Занятия проводятся в спокойном режиме с нормальным пульсом и постепенным увеличением нагрузки. Нагрузки дозируются в зависимости от годового цикла, постепенно увеличивая интенсивность тренировок в середине года, и постепенным снижением к концу года.
- посещение занятий должно быть систематичными
- нельзя плавать сразу после приема пищи, должно пройти не менее 2-х часов. Во время процесса пищеварения, много крови приливает к желудку и кишечнику, поэтому кровоснабжение мышц и мозга ухудшается. Это может вызвать головокружения и судороги, последствия которых в воде очень опасны.
- перед занятием надо принять охлаждающий душ или заходить в воду очень медленно, потому что холодная вода сужает кровеносные сосуды, вынуждая сердце работать с большей нагрузкой.
- не прыгать в бассейн с бортика, а спускаться по специальной лестнице. Если температура окружающей среды меняется очень резко, то при определенных обстоятельствах это может привести к кислородному голоданию сердечной мышцы и, как результат, вызвать боли в сердце.
Содержание программного материала
Продолжительность занятий составляет 45 минут и состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной. Все части занятия взаимосвязаны.
Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм человека к работе.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени и направлены на расслабление, восстановления дыхания и создания положительного эмоционального настроя у занимающихся.
Подготовительная часть начинается с разминки и в основном состоит из упражнений для мышц плечевого пояса и туловища.
Основная часть включает в себя три блока упражнений:
• упражнения у неподвижной опоры;
• упражнения без опоры;
• упражнения с подвижной опорой.
Заключительная часть состоит из упражнений, которые выполняются у неподвижной опоры и в безопорном положении, направленных на растяжение и расслабление мышц.
Этапы обучения
I этап (сентябрь-ноябрь) Применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами занятий, обучаются навыкам самоконтроля.
II этап (декабрь-февраль) Занимающиеся выполняют упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Увеличивается количество плавательных упражнений.
III этап (март-май) Увеличивается двигательная активность. Применяются в основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.
При выполнении упражнений, оказываемое на тело давление воды, улучшается кровообращение и кровоснабжение всех органов, улучшается работа вегетососудистой системы, что положительно сказывается на сердце. Вода снимает напряжение мышц, а оказываемое водой сопротивление положительно воздействует на опорно-двигательный аппарат. Происходит снижение веса, разгружает суставы и значительно улучшает общее самочувствие.
Перечень упражнений, используемых на занятиях по аквааэробике:
Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и удержания равновесия (используем нудл)
1.Методические рекомендации: Исходное положение- упор руками на нудл. Попеременные движения ногами вверх-вниз с маленькой амплитудой.
2.Методические рекомендации: Исходное положение- упор руками на нудл. Начинать необходимо с ходьбы или бега на месте, энергично двигая ногами в течение 2-3 минут. Бег можно осуществлять двумя способами: либо высоко поднимать бедро или сгибая голень назад.
3. упражнение — прыжки в группировке.
Методические рекомендации: Исходное положение- упор руками на нудл. Сгруппируйтесь подпрыгивая и подтягивайте ноги к груди.
4. упражнение с нудлом
Методические рекомендации: Возьмитесь обеими руками за нудл и с силой пытайтесь опустить ее в воду. Таким способом вы укрепите мышцы рук и плеч. Держась руками за нудл перед грудью, подтяните согнутые в коленях ноги к груди и выпрямите их в левую сторону, затем снова подтяните ноги и в этот раз выпрямите их в правую сторону. Каждый раз меняйте сторону выпрямления ног. Сделайте по 10 выпрямлений в каждую сторону.
5. упражнение для развития силы мышц брюшного пресса
Методические рекомендации: И.П.: встаньте в воду по плечи, руки вытяните вперед, ладонями вниз. Быстро подтяните к груди колени, затем медленно вернитесь в исходное положение. Упражнение тренирует мышцы пресса. Для увеличения нагрузки на мышцы ног и ягодиц одновременно с подтягиванием ног к груди разводите их в стороны. Выполняется упражнение 2-3 минуты.
Список литературы
- Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: ФиС, 2000.
- Булгакова Н.Ж., Васильева И.А. Аквааэробика / Учебно-методическое пособие. - М.: РИО РГАФК, Принт Центр, 1998.
- Булгакова Н.Ж. Аквааэробика//Водные виды спорта: Учебник для студ. высш.учеб.заведений /Н.Ж.Булгакова, М.Н.Максимова, М.Н.Маринич и др.; - М.: Издательский центр "Академия", 2003
- Горцева Г. "Аэробика,Фитнесс,Шейпинг"―Физкультура и спорт‖,Новиков.Москва,2002
- Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия ―Панацея‖.- Ростов н/Д: Феникс, 2001
- Крючек Е.С. "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий" -, С-Петербург, 1999г.
- Лопез П., Профит Э. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 128 с., ил.
- Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде /Пер. с англ. А. Озерова. - ФАИР-ПРЕСС, 2000.
- Прокушенкова О.И. Плавание в курсе подготовки к родительству и родам. - М.: Физкультура и спорт, 2006
- Ростова В.А., Ступкина М.О., "Оздоровительная аэробика" - 2003г
- Тихомирова И. Аквафитнес. Тренер вам не нужен! – СПб.: Питер,
- Тихомирова И. Аквафитнес /. – М.: Питер, 2005. - 125 с
- www.aerobic.newmail.ru Аэробика для хорошего самочувствия‖:Пер. с анг. –М.:Физкультура и спорт, 1987
- Яных Е.А., В.А. Захаркина Аквааэробика – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.- 127 с. ил. 15. Аквааэробика. 120 упражнений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях
Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...
"Особенности проведения занятий бисероплетения в школе".
Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет своё значе...
Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).(статья)
Дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с под...
Особенности проведения прогулки с детьми начальной школы.
Пребывание детей на свежем воздухе развивает их во всех отношениях. Сюда относится физическое развитие, интеллектуальное и эмоциональное развитие, приобретение социальных, навыков и культурных п...
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...
Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир»)
В статье раскрывается содержание и особенности применения интегративного подхода в процессе организации и проведения уроков в начальной школе на примере дисциплин «Иностранный язык» и &laq...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ...