Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир»)
статья

Примакова Яна Владимировна
В статье раскрывается содержание и особенности применения интегративного подхода в процессе организации и проведения уроков в начальной школе на примере дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир». Также акцентируется внимание на преимуществах реализации межпредметных связей на занятиях по иностранному языку на начальной ступени обучения.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир»)

В современном российском образовании главной тенденцией, обеспечивающей успешную реализацию поставленных в рамках государственных образовательных стандартов задач, является интеграция различных видов деятельности и дисциплин. Осуществление интеграции реализуется при условии вовлечения обучающихся в наиболее значимые для них виды деятельности, предполагая применение адекватных их возрасту методик и форм работы. Интеграция в современном образовании позволяет уменьшить затраты времени, необходимые для решения образовательных задач.

Интегрированное обучение является инструментом комплексного воздействия на образовательный процесс, обладая при этом широким потенциалом в плане решения учебных, развивающих, воспитательных и познавательных задач. В процессе реализации интегративного подхода возможно сочетание различных педагогических средств, которые могут применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности, а сама организация работы становится более гибкой ввиду использования педагогом разнообразных форм и методов обучения.

Иностранный язык как дисциплина имеет достаточно большой потенциал для интеграции, что обусловлено наличием широкого спектра межпредметных связей и специфической особенностью данной дисциплины, направленной на приобщение обучения к диалогу культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.

Стоит отметить, что наибольшая связь иностранного языка с другими предметами прослеживается именно на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Применение интегративного подхода способно помочь ребенку представлять мир как единое целое, а младший школьный возраст в свою очередь является для этого наиболее благоприятным ввиду индивидуальных особенностей данной категории детей.

Интегрированные занятия в начальной школе имеют свою специфику. В целом, в современном образовании интегрированным может считаться любой урок иностранного языка, который имеет межпредметные связи, а для его проведения используют определенные знания и умения, исследуемые методами других наук.

Практический опыт преподавания свидетельствует о том, что представляется целесообразным проведение интеграции таких дисциплин, как иностранный язык и окружающий мир.

Во-первых, самая важная и явная связь между дисциплинами прослеживается в содержании каждого из курсов. Например, в авторской программе «Rainbow English» под редакцией О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой, Е. А. Колесниковой и в программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова для изучения предлагаются многие смежные разделы, к которым можно отнести следующие:

Во 2 классе: «Знакомство» и «Общение», «Мир вокруг меня» и «Природа», «Мир увлечений. Досуг» и «Путешествия»;

В 3 классе: «Мир вокруг нас» и «Как устроен мир?», «В мире животных» и «Эта удивительная природа»;

В 4 классе: «Мой дом» и «Родной край – часть большой страны». Подробно они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Разделы, изучаемые в рамках дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир» на начальной ступени обучения

Класс

Авторская программа «Rainbow English» под редакцией О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой и др.

Программа «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова

2 класс:

«Знакомство», «Мир вокруг меня», «Я и моя семья», «Мир вокруг нас», «На ферме», «Мир увлечений. Досуг»

«Где мы живем?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие»

3 класс:

«Мир вокруг нас», «Что мы любим», «Цвета радуги», «Наша внешность», «Моя семья», «Мир профессий», «В мире животных», «Времена года»,

«Как устроен мир?», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествия по городам и странам».

4 класс:

«Джон и его семья», «Мой день», «Мой дом», «Моя школа», «Еда и напитки», «Поговорим о погоде», «Мои выходные».

«Земля и человечество», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия»

При этом, вне зависимости от конкретного года обучения, каждая из данных дисциплин может выступать как в качестве ведущей, так и вспомогательной, основная задача которой углубить и расширить материал ведущей дисциплины.

Так, например, при изучении в рамках урока иностранного языка темы «Наименования предметов живой и неживой природы» во 2 классе целесообразно для осуществления интеграции использовать знания, приобретенные на уроке окружающего мира из раздела «Природа». Или наоборот, изучая в 3 классе тему «Общество» на уроках окружающего мира, можно интегрировать знания, приобретенные в рамках изучения темы «Моя семья» и т.д.

Цель занятий, организованных на основе интегративного подхода, является более многоаспектной, поскольку включает в себя приобретение определенных навыков, а также обобщение и систематизацию знаний в различных областях.

Особенностью таких занятий является их необычная структура, которая характеризуется компактностью, четкостью, максимальной сжатостью и логической взаимообусловленностью материала, используемого на каждом из этапов. При этом длительность самого интегрированного урока не имеет четких границ, в отличие от стандартного. Чаще всего его продолжительность входит в рамки одного-двух учебных часов, поскольку увлечение различными видами деятельности и достаточно большой привнесенный объем новизны могут вызвать переутомление обучающихся.

Кроме содержания и целей интегрировать в рамках таких занятий можно различные формы, средства, принципы и методы обучения.

Применение интегративного подхода на занятиях по иностранному языку характеризуется использованием нетрадиционных форм и методов работы. В дополнение к элементам, взятым из курса такого учебного предмета, как «Окружающий мир», целесообразно использовать следующие методы активного обучения: деловые и ролевые игры, проекты, творческие мастерские. Реализация указанных методов активного обучения осуществляется как в индивидуальной, так в парной и групповой работе. Особое место отводится нестандартным формам проведения уроков: урок-экспедиция, урок-путешествие, урок-эксперимент и т.д.

В качестве ведущих средств обучения на данных видах уроков выступают аудиальные и аудиовизуальные средства, такие как макеты, слайды, презентации, аудиозаписи, кинофильмы, раздаточный материал, карточки, лото, тематические буклеты по изученным разделам.

Педагог в процессе подготовки и проведения таких занятий должен руководствоваться общедидактическими принципами обучения, такими как принципы научности, доступности, системности, сознательности и активности.

Методы, приемы, формы и средства обучения должны быть избраны в зависимости от конкретных целей интегрированного урока, отведенного на усвоение материала времени, возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки.

Самое главное от чего зависит успешность организации и проведения интегрированного занятия – это личная заинтересованность учителя. Именно он должен стремиться сделать свой урок как можно более результативным, информативным и интересным для обучающихся. На этапе подготовки и планирования интегрированного урока педагогу необходимо тщательно продумать каждую деталь, выбрать необходимые приемы и методы работы, которыми он будет руководствоваться. Также большое значение играет комфортная психологическая обстановка и творческая атмосфера урока.

Таким образом, в процессе обучения таким дисциплинам как «Иностранный язык» и «Окружающий мир», применение интегративного подхода является достаточно перспективным направлением в современном иноязычном образовании. Внедрение данного подхода в собственную практику, безусловно, способно привнести значительный вклад в совершенствование педагогического мастерства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе ( на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир ») Выполнила студентка группы 11 ман Примакова Яна Владимировна

Слайд 2

Интегрированное обучение – инструмент комплексного воздействия на образовательный процесс. обеспечивает успешную реализацию поставленных в рамках ФГОС задач; позволяет уменьшить затраты времени, необходимые для их решения; п редполагает сочетание различных педагогических средств.

Слайд 3

Класс Авторская программа « Rainbow English » под редакцией О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой и др. Программа «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова 2 класс «Знакомство», «Мир вокруг меня», «Я и моя семья», «Мир вокруг нас», «На ферме», «Мир увлечений. Досуг» «Где мы живем?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие» 3 класс «Мир вокруг нас», «Что мы любим», «Цвета радуги», «Наша внешность», «Моя семья», «Мир профессий», «В мире животных», «Времена года», «Как устроен мир?», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Чему учит экономика», «Путешествия по городам и странам». 4 класс «Джон и его семья», «Мой день», «Мой дом», «Моя школа», «Еда и напитки», «Поговорим о погоде», «Мои выходные». «Земля и человечество», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия» Разделы, изучаемые в рамках дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир» на начальной ступени обучения

Слайд 4

Особенности применения интегративного подхода на занятиях в начальной школе: ц ель занятия является более многоаспектной; нестандартность структуры занятия (компактность, четкость, максимальная сжатость и логическая взаимообусловленность материала); использование методов активного обучения (деловые и ролевые игры, проекты, творческие мастерские); р абота на занятии может осуществляться в группе, в парах или индивидуально;

Слайд 5

Особенности применения интегративного подхода на занятиях в начальной школе: применение нестандартных форм работы на уроках (урок-экспедиция, урок-путешествие, урок-эксперимент и т.д.) использование различных средств обучения (макеты, слайды, презентации, аудиозаписи, кинофильмы, раздаточный материал, карточки, лото, тематические буклеты по изученным разделам); с ледование общедидактическим принципам обучения ( принципам научности, доступности, системности, сознательности и активности); создание комфортной психологической обстановки и творческой атмосферы занятия; л ичная заинтересованность педагога.

Слайд 6

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

"Презентация для проведения открытого урока в начальной школе к 8 марта: мамин день"

"Презентация для проведения открытого урока в начальной школе к 8 марта: мамин день"Презентация содержит информация для проведения праздничного мероприятия на уроке английского языка в начальной школе...

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов изобразительное искусство и история и культура Санкт - Петербурга в контексте внедрения ФГОС

В статье речь идёт о результативности реализации Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов "Изобразительное искусство", "История СПб" и элементов музейной педагогики в контексте...

Статья Взаимосвязь качества образовательной деятельности и конкурентоспособности в современной общеобразовательной школе на примере изучения нескольких иностранных языков

Качество образовательной деятельности учебного заведения и его конкурентоспособность являются необходимыми элементами успешного образования.Имея достаточно большой опыт работы в образовательной сфере ...

Особенности проведения прогулки с детьми начальной школы.

Пребывание детей на свежем воздухе развивает их во всех отношениях. Сюда относится физическое развитие, интеллектуальное и эмоциональное развитие, приобретение  социальных, навыков и культурных п...

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения интегрированных уроков в коррекционных классах.

Актуальность уроков музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни...