"Особенности проведения занятий бисероплетения в школе".
статья по технологии (5 класс) по теме
Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет своё значение и вызывает неизменный интерес у взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_zanyatiy_biseropleteniya_v_shkole.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ В ШКОЛЕ
Пояснительная записка
Бисер – маленькие бусинки, которые издавна использовались для изготовления украшений и отделки одежды. Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет свое значение и вызывает неизменный интерес у взрослых и детей. Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения на проволоке.
Образовательная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
Предлагаемая программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию мелкой моторики пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- возможности для самовыражения и самореализации;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Цель:
Сформировать у учащихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
- Образовательные:
- привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
- расширить знания об истории и развитии бисероплетения;
- формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- освоить технику бисероплетения.
- Развивающие:
- развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус.
- Воспитательные:
- воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
В программу входят следующие разделы:
- Плоское параллельное плетение на проволоке;
- Объемное параллельное плетение на проволоке.
Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:
- систематичность;
- создание творческой атмосферы;
- доступность материала;
- наглядность;
- индивидуальный подход;
- закрепление навыков и умений;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Формы и методы:
1.Словесный:
- Беседа, обсуждение.
2. Наглядный:
- Демонстрация изделия педагогом, просмотр презентаций.
3.Практический:
- Выполнение изделия по схеме учащимися.
Формы проведения занятий:
- вводное;
- практическое;
- контроля полученных знаний.
Группа формируется независимо от навыков бисероплетения, по желанию учащихся 7 – 11 лет, с согласия их родителей.
Наполняемость группы: 15 – 20 человек.
Режим занятий:
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 36 часов |
Учебно-тематический план
Раздел программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Плоское параллельное плетение на проволоке | 23 | 2 | 21 |
Объемное параллельное плетение на проволоке | 11 | 1 | 10 |
Контроль полученных знаний | 2 | 0 | 2 |
Итого | 36 | 3 | 33 |
Содержание программы
Плоское параллельное плетение на проволоке (23 часа)
Теория ( 2 часа)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности при работе с проволокой, ножницами, бисером.
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика ( 21 час)
Изготовление фигурок цветка, божьей коровки, дельфина, стрекозы, мотылька, бабочки, снежинки, снеговика, тигра, рыбки, зайца, лисенка, лягушки, морского конька, пингвина, совы.
Освоение и отработка основных приёмов бисероплетения, используемых для изготовления фигурок на плоской основе: параллельного, петельного и игольчатого плетения. Отработка техники выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.
Объемное параллельное плетение на проволоке (11 часов)
Теория ( 1 час)
Теоретические сведения. Техника выполнения параллельного плетения при изготовлении объемной фигурки. Приемы выполнения дополнительных деталей (рук, ног, лап, хвостов) при объемном плетении. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практика ( 10 часов)
Изготовление фигурок крокодила, Деда Мороза, Снегурочки, поросенка, стрекозки, мышки.
Выполнение параллельного плетения при изготовлении объемной фигурки. Выполнение дополнительных деталей (рук, ног, лап, хвостов) при объемном плетении.
Знания, умения и навыки в конце обучения курса
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- основы композиции и цветоведения;
- классификацию и свойства бисера;
- основные приёмы бисероплетения;
- условные обозначения;
- последовательность изготовления изделий из бисера;
- правила ухода и хранения изделий из бисера.
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
Уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
- правильно пользоваться ножницами, проволокой.
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
Иметь навык:
- чёткого выполнения основных приёмов бисероплетения;
- свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
- изготавливать плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- хранить изделия из бисера согласно правилам.
Формы контроля качества знаний
Для контроля качества знаний один раз в 2-3 месяца проводятся занятия самостоятельного изготовления изделий из бисера по схеме. В конце обучения проводится выставка работ учащихся.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.
Каждому учащемуся необходимо иметь индивидуальные наборы для работы:
- бисер разных цветов и размеров;
- контейнер для хранения бисера;
- ножницы;
- проволоку;
- тетрадь в клетку;
- цветные карандаши.
Индивидуальные наборы приобретают родители учащихся.
Методическое обеспечение программы
- Литература для педагога.
- Литература для учащихся.
- Образцы изделий.
- Схемы изделий (раздаточный материал).
- Презентации поэтапного выполнения изделий.
Список литературы для педагога
1 | http://bicer.ru/ |
2 | http://biserok.org/ |
3 | http://www.biser.info/ |
4 | http://www.biserland.ru |
5 | Божко Л.А. Бисер. Издательство "Мартин" 2005 г. |
6 | Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издательство "Мартин" 2004г. |
7 | Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
8 | Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
9 | Котова И.Н., Котова А.С.Бисер. Секреты мастерства. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
10 | Крайнева И.Н. Мир бисера. Издательский дом "Литера", 1999 г. |
11 | Кудрина С.В.Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. КАРО, 2004 г. |
12 | Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. Книжный клуб 36.6, 2009 |
13 | Мартынова Л. Фигуки из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г. |
14 | Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г. |
15 | Слободяник Н.П. Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. |
16 | Соколова Ю.П., Пырерка Н.В Азбука бисера. . Издательский дом "Литера", 1999 г. |
17 | Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. Педагогическое общество России, 2005 г. |
18 | Ткаченко Т.Б., Исакова Э.Ю. Подарки из бисера. Издательство Феникс, 2006 |
19 | Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Издательство "Феникс", 2004 г. |
20 | Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г. |
21 | Харламова И.Ф. Педагогика. "Гардарики" 1999 г. |
Список литературы для учащихся
1 | http://bicer.ru/ |
2 | http://biserok.org/ |
3 | http://www.biser.info/ |
4 | http://www.biserland.ru |
5 | Божко Л.А. Бисер. Издательство "Мартин" 2005 г. |
6 | Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издательство "Мартин" 2004 г. |
7 | Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
8 | Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
9 | Котова И.Н., Котова А.С.Бисер. Секреты мастерства. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
10 | Крайнева И.Н. Мир бисера. Издательский дом "Литера", 1999 г. |
11 | Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. Книжный клуб 36.6, 2009 |
12 | Мартынова Л. Фигуки из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г. |
13 | Соколова Ю.П., Пырерка Н.В Азбука бисера. . Издательский дом "Литера", 1999 г. |
14 | Ткаченко Т.Б., Исакова Э.Ю. Подарки из бисера. Издательство Феникс, 2006 |
15 | Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Издательство "Феникс", 2004 г. |
16 | Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности учебных занятий в начальной школе с позиции требований ФГОС".
Задача: формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) детей, обеспечивающую компетенцию "научить учиться"....
Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях
Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...
Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).(статья)
Дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с под...
Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы
В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ...
Особенности проведения занятий адаптивной физической культурой с детьми с расстройством аутистического спектра
Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная форма физической активности, ориентированная на людей с различными ограниченными возможностями, включая детей с расстройством аутист...