"Особенности проведения занятий бисероплетения в школе".
статья по технологии (5 класс) по теме

Коваленко Елена Викторовна

Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет своё значение и вызывает неизменный интерес у взрослых и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ В ШКОЛЕ

Пояснительная записка

Бисер – маленькие бусинки, которые издавна использовались для изготовления украшений и отделки одежды. Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет свое значение и вызывает неизменный интерес у взрослых и детей. Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения на проволоке.

Образовательная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

Предлагаемая программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребенка;
  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  • возникновению желания добиться планируемого результата;
  • приобретению навыка самостоятельной работы;
  • развитию мелкой моторики пальцев рук;
  • созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  • возможности для самовыражения и самореализации;
  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.

Цель:

Сформировать у учащихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
  • расширить знания об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • освоить технику бисероплетения.
  1. Развивающие:
  • развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать эстетический и художественный вкус.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • привить основы культуры труда.

В программу входят следующие разделы:

  1. Плоское параллельное плетение на проволоке;
  2. Объемное параллельное плетение на проволоке.

Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:

  • систематичность;
  • создание творческой атмосферы;
  • доступность материала;
  • наглядность;
  • индивидуальный подход;
  • закрепление навыков и умений;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Формы и методы:

1.Словесный:

  • Беседа, обсуждение.

2. Наглядный:

  • Демонстрация изделия педагогом, просмотр презентаций.

3.Практический:

  • Выполнение изделия по схеме учащимися.

Формы проведения занятий:

  • вводное;
  • практическое;
  • контроля полученных знаний.

Группа формируется независимо от навыков бисероплетения, по желанию учащихся 7 – 11 лет, с согласия их родителей.

Наполняемость группы: 15 – 20 человек.

Режим занятий:

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 час

36 часов

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Плоское параллельное плетение на проволоке

23

2

21

Объемное параллельное плетение на проволоке

11

1

10

Контроль полученных знаний

2

0

2

Итого

36

3

33

Содержание программы

Плоское параллельное плетение на проволоке (23 часа)

Теория ( 2 часа)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности при работе с проволокой, ножницами, бисером.

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика ( 21 час)

Изготовление фигурок цветка, божьей коровки, дельфина, стрекозы, мотылька, бабочки, снежинки, снеговика, тигра, рыбки, зайца, лисенка, лягушки, морского конька, пингвина, совы.

Освоение и отработка основных приёмов бисероплетения, используемых для изготовления фигурок на плоской основе: параллельного, петельного и игольчатого плетения. Отработка техники выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

Объемное параллельное плетение на проволоке (11 часов)

Теория ( 1 час)

Теоретические сведения. Техника выполнения параллельного плетения при изготовлении объемной фигурки. Приемы выполнения дополнительных деталей (рук, ног, лап, хвостов) при объемном плетении. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практика ( 10 часов)

Изготовление фигурок крокодила, Деда Мороза, Снегурочки, поросенка, стрекозки, мышки.

Выполнение параллельного плетения при изготовлении объемной фигурки. Выполнение дополнительных деталей (рук, ног, лап, хвостов) при объемном плетении.

Знания, умения и навыки в конце обучения курса

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основы композиции и цветоведения;
  • классификацию и свойства бисера;
  • основные приёмы бисероплетения;
  • условные обозначения;
  • последовательность изготовления изделий из бисера;
  • правила ухода и хранения изделий из бисера.
  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

Уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • составлять композиции согласно правилам;
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • правильно пользоваться ножницами, проволокой.
  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

Иметь навык:

  • чёткого выполнения основных приёмов бисероплетения;
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
  • изготавливать плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  • хранить изделия из бисера согласно правилам.

Формы контроля качества знаний

Для контроля качества знаний один раз в 2-3 месяца проводятся занятия самостоятельного изготовления изделий из бисера по схеме. В конце обучения проводится выставка работ учащихся.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.

Каждому учащемуся необходимо иметь индивидуальные наборы для работы:

  • бисер разных цветов и размеров;
  • контейнер для хранения бисера;
  • ножницы;
  • проволоку;
  • тетрадь в клетку;
  • цветные карандаши.

Индивидуальные наборы приобретают родители учащихся.

Методическое обеспечение программы

  1. Литература для педагога.
  2. Литература для учащихся.
  3. Образцы изделий.
  4. Схемы изделий (раздаточный материал).
  5. Презентации поэтапного выполнения изделий.

Список литературы для педагога

1

http://bicer.ru/

2

http://biserok.org/

3

http://www.biser.info/

4

http://www.biserland.ru

5

Божко Л.А. Бисер. Издательство "Мартин" 2005 г.

6

Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издательство "Мартин" 2004г.

7

Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

8

Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

9

Котова И.Н., Котова А.С.Бисер. Секреты мастерства. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

10

Крайнева И.Н. Мир бисера. Издательский дом "Литера", 1999 г.

11

Кудрина С.В.Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. КАРО, 2004 г.

12

Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. Книжный клуб 36.6, 2009

13

Мартынова Л. Фигуки из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

14

Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

15

Слободяник Н.П. Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие.

16

Соколова Ю.П., Пырерка Н.В Азбука бисера. . Издательский дом "Литера", 1999 г.

17

Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. Педагогическое общество России, 2005 г.

18

Ткаченко Т.Б., Исакова Э.Ю. Подарки из бисера. Издательство Феникс, 2006

19

Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Издательство "Феникс", 2004 г.

20

Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

21

Харламова И.Ф. Педагогика. "Гардарики" 1999 г.

Список литературы для учащихся

1

http://bicer.ru/

2

http://biserok.org/

3

http://www.biser.info/

4

http://www.biserland.ru

5

Божко Л.А. Бисер. Издательство "Мартин" 2005 г.

6

Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издательство "Мартин" 2004 г.

7

Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

8

Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

9

Котова И.Н., Котова А.С.Бисер. Секреты мастерства. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

10

Крайнева И.Н. Мир бисера. Издательский дом "Литера", 1999 г.

11

Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. Книжный клуб 36.6, 2009

12

Мартынова Л. Фигуки из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

13

Соколова Ю.П., Пырерка Н.В Азбука бисера. . Издательский дом "Литера", 1999 г.

14

Ткаченко Т.Б., Исакова Э.Ю. Подарки из бисера. Издательство Феникс, 2006

15

Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Издательство "Феникс", 2004 г.

16

Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. Издательство "культура и традиции" 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности учебных занятий в начальной школе с позиции требований ФГОС".

Задача: формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД) детей, обеспечивающую компетенцию "научить учиться"....

Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях

Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...

Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).(статья)

Дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с под...

Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы

В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ...

Особенности проведения занятий адаптивной физической культурой с детьми с расстройством аутистического спектра

Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная форма физической активности, ориентированная на людей с различными ограниченными возможностями, включая детей с расстройством аутист...