ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ
учебно-методическое пособие по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Матвеев Алексей Владимирович

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ

Плавание является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений, связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием водной среды на организм человека.

Формирование правильного навыка плавания возможно лишь в случае применения научно обоснованной и апробированной методики обучения, если преподаватель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой (Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта.Олимпийская литература, 2002).

Содержание программы обучения плаванию зависит от поставленных задач, контингента занимающихся, уровня их физической подготовленности и возраста, а также условий проведения занятий. От этих факторов зависит дозировка нагрузки, методика преподавания, а также быстрота усвоения учебного материала.

Обучение детей плаванию проводится в виде групповых занятий. Подобные занятия наиболее эффективны, им присущ элемент соревнования. Не умеющим плавать ребятам пример друзей может помочь справиться со страхом и неуверенностью (Булгакова Н.Ж. Попов О.И., Распопова Е.А. Теория и методика плавания.М., 2014).

Занимаясь с группой, преподаватель обязан принимать во внимание индивидуальные возможности каждого занимающегося, а также способности ребёнка к плаванию. По этой причине методика обучения плаванию строится в сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. При проведении занятия педагог, тренер  во многом ориентируется на большую часть группы - со средней подготовленностью.

 При наборе учебных групп детей одинакового возраста учитывается уровень их плавательной подготовленности, в этом варианте новички разделяются на не умеющих держаться на воде, на плохо плавающих, на хорошо передвигающихся в воде и на детей, владеющих техникой спортивных способов плавания.

Поскольку юные, начинающие пловцы являются резервом для дальнейшего отбора в спортшколы, то необходимо обучать детей технике спортивного плавания. В связи с тем, что у детей быстро пропадает интерес к занятиям и обучению спортивными способами плавания, то в  программах по плаванию для детей младшего школьного возраста предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (похожими по структуре) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений позволяет повысить активность и интерес на занятиях плаванием, что является методическим требованием работы с детьми.

 Методы обучения

Существует три основных группы методов, которые применяют также и при обучении плаванию (Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания.М., 2009), это:

1. Словесные методы

 Описание - используется для создания предварительного представления об изучаемом движении

 Объяснение - отвечает на вопрос, почему нужно делать так, а не по-другому

 Рассказ - применяется чаще всего для организации игр

Беседа - в форме вопросов и ответов позволяет повысить самостоятельность и активность занимающихся

 Разбор - либо подведение результатов после выполнения какого-либо задания, анализ и обсуждение допускаемых ошибок направляют учеников на корректировку своих действий

 Указание - носит методический характер, заставляя обратить внимания на ключевые моменты выполняемого движения, что потом дает возможность выполнить упражнение в целом (Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать: программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста : метод, пособие. СПб, 2005. 112 с.).

При работе с детьми указания даются в форме образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду - «дуй на воду, как на горячий чай».

Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения.

Счет применяется, чтобы задать нужный темп и ритм движений (используется в плавании только на начальных этапах обучения). Например, при изучении движений ног кролем - «раз-два-три, раз-два-три»; при освоении выдоха в воду - короткое «вдох» и длинное «вы-ы-ыдох».

2. Наглядные методы

 Показ - проводится перед занятием в воде квалифицированным пловцом.

 Учебные наглядные пособия - рисунки, плакаты, видеоролики и др. Они обращают и акцентируют внимание на таких деталях техники, которые трудно показать.

 Жестикуляция – достаточно сильно повышает эффективность обучения плаванию. Условия работы в бассейне - повышенный шум, плеск воды - затрудняют восприятие команд и указаний педагога, поэтому применяется широкий набор жестов при обучении.

3. Практические методы (метод упражнений, соревновательный, игровой)

 Метод разучивания упражнения по частям - используется система подводящих упражнений, которая даёт возможность постепенно увеличивать сложность движения, что реализует принцип доступности.

 Метод разучивания в целом - плавание с полной координацией движений. Применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения элементов по частям.

 Соревновательный метод - характеризуется: достижением победы в результате максимальной мобилизации своих возможностей, умением показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство.

 Игровой метод - для него характерны: эмоциональность и соперничество в рамках игры, умение принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу, комплексное совершенствование физических качеств.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Всёзанятие может проводиться в игровой форме (Гончар И.Л. Технология обучения плаванию.М.,2002.).

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные упражнения в описании. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют немалое значение в проведении игр.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:

1. Этап начального разучивания - стадия, на которой формируются основы или предпосылки умения

2. Этап углубленного разучивания - стадия, на которой собственно иобразуется умение в его целостных контурах и деталях

3. Этап результирующей отработки действия, результатом которого является сформированный до необходимой степени навык

Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны принимать участие все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, которые известны детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемые в быстром темпе.

Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике.

Наилучшей формой проведения занятий по плаванию с детьми младшего школьного возраста следует считать групповой урок. Одновременное выполнение всеми занимающимися одного задания уменьшает страх перед водой, а успехи товарищей убеждают в посильности заданных упражнений (Антропова М.В.,Кузнецова Л.М. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий детей 6-7 - летнего возраста: методические рекомендации для педагогов и родителей.М., 2002).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях

Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...

Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

"Особенности проведения занятий бисероплетения в школе".

Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет своё значе...

Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).(статья)

Дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с под...

Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы

В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

Особенности проведения занятий адаптивной физической культурой с детьми с расстройством аутистического спектра

Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная форма физической активности, ориентированная на людей с различными ограниченными возможностями, включая детей с расстройством аутист...