Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).(статья)
статья по теме
Дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с подвижными играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).
Игры известны человечеству с древних времен. О поведении во время игры, участниках игрового процесса и самих играх написано огромное количество литературы. Классификаций игр бессчетное количество. Игры вне времени. Они не перестаютбыть актуальными и важными составляющими человеческой культуры. Образовательный, а в первую очередь воспитательный процесс нельзя представить без привнесения в них игровых элементов. Теория игр представлена в работах таких великих ученых-педагогов, как: К.Д. Ушинского, Р.И. Жуковского, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкого, Т.А. Маркова и многих других.Игровые ситуации способствует образованию и воспитанию личности ребенка.
К сожалению, дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с подвижными играми. Занятия по подвижным играм следует организовывать, исходя из специфики воспитанников, ставить индивидуальные особенности развития, - центральным элементом в логике построения занятия.
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья подвижные игры крайне важны. Данная форма проведения занятий задействует все системы органов ребенка: дыхание, зрение, слух и кровообращение. Поскольку здоровье воспитуемых имеет ряд специфических особенностей, то особого внимания заслуживают двигательные действия, составляющие игру, интенсивность игрового процесса, а также реакция организма на данный процесс. При организации занятий следует уделять особое внимание специфике особенностей здоровья воспитуемого, поскольку физическая нагрузка должна быть посильна для организма ребенка и не переутомлять его. При этом уровень физической нагрузки должен постепенно увеличиваться, что подразумевает усложнение игры, а также требует системности включения в занятия игр разной интенсивности, направленности и временной продолжительности.
Дадим характеристику особенностей воспитанников с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями). Итак, несформированная речь отражается в таких сферах деятельности, как: интеллектуальная, сенсорная и аффективно-волевая. Дети, обладающие ТНР, имеют неустойчивое внимание, а также не всегда правильно понимают требования учителя и воспитателя. Помимо вышесказанного, речевые отклонения могут сопровождаться рядом нарушений в развитии двигательной сферы, общей и мелкой моторики. У детей с данными особенностями здоровья может присутствовать дискоординация движений: медлительность, гиперреактивность или неточность движений.Исследования многих специалистов, а также опыт работы не одного года доказывают, что именно подвижные игры способствуют профилактике и коррекции нарушений речи детей с ТНР.
В реальной жизни используется большое количество подвижных игр. Каждую игру можно отнести к определенному виду. Рассмотрим некоторые из них.
- Подвижные игры, способствующие развитию моторики, детей с ТНР.
В качестве примера можно привести игру “Рыбак”
По считалке выбирается ведущий, - рыбак, который встает в центре зала. Другие ребята, рыбки, встают кругом около него и берутся за руки. По специальному сигналу ребята начинают движению в левую/правую сторону, при этом повторяя слова:
Повезло опять
Егорке!
У реки сидит
Не зря:
Пять карасиков
В ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот...
“Раз, два, три”, - кричит Егорка.
Разбегается народ!
После фразы “раз, два, три” рыбки уплывают в разные стороны, рыбак ловит их, касаясь рукой-удочкой. Пойманные рыбки плывут в угол-сеть. Если пойманы 3 рыбки, то игра останавливается и выбирается новый рыбак.
- Подвижные игры с речевым сопровождением.
В качестве примера хочется привести игру “Бабочка”
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
- Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха.
Игра “Вкусно/ невкусно”
Воспитанники делятся на две команды. Игроки первой команды — это «вкусные», съедобные слова, игроки второй команды — «невкусные» слова, предметы и вещи. По специальному сигналу воспитателя, два хлопка, дети разбегаются и ходят, бегают, произнося соответствующие слова По следующему сигналу, три хлопка, игроки каждой команды
собираются возле условленного «домика».
- Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Подвижная игра “Слово на определенный звук”
(Например, на звук [к]: картон, кот, костюм, книга и т.д.).Данную игру следует проводить с мячом. Воспитатель кидает мяч ребятам, а ребята должны назвать слово на установленный звук.
Занятия, содержащие подвижные игры, способствуют развитию памяти и внимания воспитанников. Происходит развитие мышления, волевых черт характера: решительность и целеустремленность. Совершенствуется техника речи учащихся, развиваются навыки коммуникативного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения занятия по ОБЖ с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3. Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
Методическая разработка урока военно-патриотической направленности, предназначенная для преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ образовательных учреждений СПО, НПО, средних школ....
Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях
Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...
"Особенности проведения занятий бисероплетения в школе".
Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет своё значе...
Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы
В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ...
Особенности проведения занятий адаптивной физической культурой с детьми с расстройством аутистического спектра
Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная форма физической активности, ориентированная на людей с различными ограниченными возможностями, включая детей с расстройством аутист...