Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).(статья)
статья по теме

Людмила Викторовна Сушинина

Дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с подвижными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения занятий с подвижными играмисреди учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями(ТНР).

Игры известны человечеству с древних времен. О поведении во время игры, участниках игрового процесса и самих играх написано огромное количество литературы. Классификаций игр бессчетное количество. Игры вне времени. Они не перестаютбыть актуальными и важными составляющими человеческой культуры. Образовательный, а в первую очередь воспитательный процесс нельзя представить без привнесения в них игровых элементов. Теория игр представлена в работах таких великих ученых-педагогов, как:  К.Д. Ушинского, Р.И. Жуковского, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкого, Т.А. Маркова и многих других.Игровые ситуации способствует образованию и воспитанию личности ребенка.

К сожалению, дети с отклонениями в здоровье имеют ограниченные физические возможности. Физические ограничения и особенности здоровья следует учитывать при проведении занятий, в особенности занятий, связанных с подвижными играми. Занятия по подвижным играм следует организовывать, исходя из специфики воспитанников, ставить индивидуальные особенности развития, - центральным элементом в логике построения занятия.

Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья подвижные игры крайне важны. Данная форма проведения занятий задействует все системы органов ребенка: дыхание, зрение, слух и кровообращение. Поскольку здоровье воспитуемых имеет ряд специфических особенностей,  то особого внимания заслуживают двигательные действия, составляющие игру, интенсивность игрового процесса, а также реакция организма на данный процесс. При организации занятий следует уделять особое внимание специфике особенностей здоровья воспитуемого, поскольку физическая нагрузка должна быть посильна для организма ребенка и не переутомлять его. При этом уровень физической нагрузки должен постепенно увеличиваться, что подразумевает усложнение игры, а также требует системности включения в занятия игр разной интенсивности, направленности и временной продолжительности.

Дадим характеристику особенностей воспитанников с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями). Итак, несформированная речь отражается в таких сферах деятельности, как: интеллектуальная, сенсорная и аффективно-волевая. Дети, обладающие ТНР, имеют неустойчивое внимание, а также не всегда правильно понимают требования учителя и воспитателя. Помимо вышесказанного, речевые отклонения могут сопровождаться рядом нарушений в развитии двигательной сферы, общей и мелкой моторики. У детей с данными особенностями здоровья может присутствовать дискоординация движений: медлительность, гиперреактивность или неточность движений.Исследования многих специалистов, а также опыт работы не одного года доказывают, что именно подвижные игры способствуют профилактике и коррекции нарушений речи детей с ТНР.

В реальной жизни используется большое количество подвижных игр. Каждую игру можно отнести к определенному виду. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Подвижные игры, способствующие развитию моторики, детей с ТНР.

В качестве примера можно привести игру “Рыбак”

По считалке выбирается ведущий, - рыбак, который встает в центре зала. Другие ребята, рыбки, встают кругом около него и берутся за руки. По специальному сигналу ребята начинают движению в левую/правую сторону, при этом повторяя слова:

Повезло опять

Егорке!

У реки сидит

Не зря:

Пять карасиков

В ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот...

“Раз, два, три”, - кричит Егорка.

Разбегается народ!

После фразы “раз, два, три” рыбки уплывают в разные стороны, рыбак ловит их, касаясь рукой-удочкой. Пойманные рыбки плывут в угол-сеть. Если пойманы 3 рыбки, то игра останавливается и выбирается новый рыбак.

  1. Подвижные игры с речевым сопровождением.

В качестве примера хочется привести игру “Бабочка”

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) 
Бегут, бегут со двора 
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) 
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) 
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.) 
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.) 
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.) 
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.) 
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.) 
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) 
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.) 
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.) 
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.) 

  1.  Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха.

Игра “Вкусно/ невкусно”

Воспитанники делятся на две команды. Игроки первой команды — это «вкусные», съедобные слова, игроки второй команды — «невкусные» слова, предметы и вещи. По специальному сигналу воспитателя, два хлопка,  дети разбегаются и ходят, бегают, произнося соответствующие слова По следующему сигналу, три хлопка, игроки каждой команды

собираются возле условленного  «домика».

  1. Подвижные игры на развитие звукопроизношения

Подвижная игра  “Слово на определенный звук”

(Например, на звук [к]: картон, кот, костюм, книга и т.д.).Данную игру следует проводить с мячом. Воспитатель кидает мяч ребятам, а ребята должны назвать слово на установленный звук.

Занятия, содержащие подвижные игры, способствуют развитию памяти и внимания воспитанников. Происходит развитие мышления, волевых черт характера: решительность и целеустремленность. Совершенствуется техника речи учащихся, развиваются навыки коммуникативного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения занятия по ОБЖ с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3. Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».

Методическая разработка урока военно-патриотической направленности, предназначенная для преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ образовательных учреждений СПО, НПО, средних школ....

Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях

Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...

"Особенности проведения занятий бисероплетения в школе".

Искусство бисероплетения является неотъемлемой частью национальной культуры многих стран мира. Из поколения в поколение передаются его лучшие традиции. И в наши дни бисероплетение сохраняет своё значе...

Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы

В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера

Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ПЛАВАНИЮ...

Особенности проведения занятий адаптивной физической культурой с детьми с расстройством аутистического спектра

Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная форма физической активности, ориентированная на людей с различными ограниченными возможностями, включая детей с расстройством аутист...