Подходы к организации образовательной деятельности системы дополнительного образования
статья
Осуществляемое учреждением персонифицированное образование характеризуется свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, темпа и условий ее реализации, прогнозируемых результатов. Деятельность системы дополнительного образования имеет личностно-ориентированный характер, рассчитана на возможности ребенка, предусматривает развитие его способностей и потребностей в продуктивно-творческих формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_k_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Загорская Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования
Москва, 2018 год
Подходы к организации образовательной деятельности системы дополнительного образования
Осуществляемое учреждением персонифицированное образование характеризуется свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, темпа и условий ее реализации, прогнозируемых результатов. Деятельность системы дополнительного образования имеет личностно-ориентированный характер, рассчитана на возможности ребенка, предусматривает развитие его способностей и потребностей в продуктивно-творческих формах.
Основным видом деятельности центра является образовательная деятельность, предопределяющая его функции. К таковым педагогический коллектив относит: развивающую, социокультурную, коммуникативную, рекреативно-оздоровительную, досугово-игровую.
Содержание образовательной деятельности базируется на следующих принципах:
- открытость процесса образования для детей, родителей, науки и культуры;
- персонифицированность, предполагающая оказание помощи каждому ребенку в осознании своих образовательных потребностей, путей и способов их удовлетворения;
- субъектность, предусматривающая ориентацию педагогов на максимальную активизацию позиции обучающегося, создания условий для самопознания, самообразования и самореализации;
- адаптивность, обеспечивающая возможность усвоения и реализации образовательных программ каждым ребенком, формирование способности преобразовывать конструктивно, разумно себя и среду.
Образовательные требования имеют в основе включения каждого ребенка в привлекательную для него, личностно-значимую, конструктивную, творческую деятельность. Знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе деятельности, рассматриваются для него не столько как результат образования, сколько средство для личностного развития творческого потенциала личности.
Центр располагает уникальными возможностями для организации образовательной среды. Ее созданию и развитию способствует осуществляемая на системной основе психолого-педагогическая диагностика реальных и потенциальных возможностей детей,
Ребенок имеет право на свободу выбора сферы деятельности, свободное самоопределение и самореализацию. Педагоги центра стремятся к предоставлению ими возможностей для удовлетворения интересов и запросов детей, ориентируясь на право свободного выбора каждым ребенком образовательной программы и определение индивидуального маршрута ее освоения.
Ребенок и педагог признаются равноправными субъектами образовательного процесса, объединенными в творческом процессе для достижения единой цели.
Содержание образовательного процесса.
Образовательная деятельность Центра осуществляется на основе образовательных программ, разрабатываемых и реализуемых педагогами. Программы клуба «Лингва», «Тандем» , компьютерного класса и др. нацелены на углубление знаний, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности учащихся. Программы «Мастерица», секции «Картинг», студии «Купавка», шахматной секции «Лев», ориентированы на профессиональное самоопределение учащихся. Программы социальной адаптации студий «Гармония» и «Дошколёнок» рассчитаны на творческое развитие детей дошкольного возраста. Программы изостудии, хореографического ансамбля «Синяя птица», хореографических коллективов «Эдельвейс», «Аверс» и «Ритм жизни», вокальной студии «Музыкальный дождь» , театральной студии «Балаганчик», класса фортепиано и гитары рассчитаны на художественно – эстетическое развитие детей. Спортивно - оздоровительные программы предполагают формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья, формирование физической культуры. К ним относятся программы «Сила и здоровье», «Каратэ», «Юный гимнаст». Программа клуба «ЮНЭК» предназначена для формирования начальных экологических знаний и экологической культуры школьников младших классов в процессе усвоения интегрированного курса природоведения. В Центре действуют сквозные комплексные программы «Досуг» , «Традиции в будущее», «Возвращение к итогам», предназначенные для целенаправленного упорядочения деятельности всех объединений Центра по созданию условий для отдыха и развлечений. Программа патриотического воспитания «Эстафета поколений» решает задачи приобщения детей к изучению истории и традиций страны. Образовательные программы реализуются в следующих формах детских объединений: студии, клубы, секции, ансамбль, класс.
Программы предусматривают проведение зачетов, творческих отчетов на итоговых занятиях по годам обучения, концертную деятельность на разных уровнях, выставки, соревнования, конкурсы.
Педагогическая нагрузка.
При разработке программы педагог учитывает возрастные особенности учащихся и физиолого-гигиенические требования к организации учебного процесса. Недельная нагрузка учебной группы определяется в зависимости от ступени обучения, степени освоения программы, специфики предмета и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание учебного и практического материала должны иметь разные уровни сложности для успешного овладения ими детьми с различным уровнем начальной подготовки и особенностями индивидуального творческого развития.
Достижению основных образовательных целей Центра способствуют:
- реализация принципа непрерывности в образовании, используя ранее полученные знания, умения и навыки;
- обеспечение раннего адаптационного образования детей;
- организация оздоровительной деятельности,
- реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Педагоги используют свой профессиональный потенциал и дополнительное время занятий для развития у детей интереса к занятиям и потребности продолжать образование, обеспечения социальной и профессиональной мобильности личности.
Каждый педагог имеет утвержденную образовательную программу по своему направлению. Педагоги, работающие в Центре первый год, до 1 октября предоставляют проекты программ или учебно-тематический план.
В настоящее время актуальна проблема социальной защиты детей, поэтому в работе педагогов предусматривается комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка. В него входит комплекс мер, способствующих предотвращению, устранению и смягчению межличностных и общественных конфликтов, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и терпимости.
Психологи помогают педагогам в коррекционной работе, проводят индивидуальное консультирование, дают рекомендации по сплочению коллектива, учат детей общаться. Прогнозы и рекомендации психологической службы учитываются при формировании коллектива.
Режим работы – с 9.00 до 21.00.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима дня детей по представлению педагога с учетом пожеланий родителей. В расписании для семидневной рабочей недели учитывается:
- расписание занятий школ микрорайона;
- возраст детей и психогигиенические требования к занятиям;
- занятость кабинетов;
- потребности образовательной программы.
В течение года расписание может корректироваться в связи с объективными обстоятельствами.
Для организации работы творческого объединения или отдельных групп на базе школы или другого учебного заведения педагогу необходимо представить пакет документов, предусмотренный «Положением об организации образовательного процесса »
Контроль за ходом реализации программ и их корректировка проводится в течение года администрацией совместно с педагогом и с привлечением психологической службы. Объективный и систематический контроль за ходом образовательного процесса является важнейшим средством управления учреждением, так как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за качество своего труда (см. Приложение «Контроль образовательного процесса»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"
Данная программа направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и может быть использована в работе методистами ОДОД....
«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»
Мастер-класс «Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»...
Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского и проектного метода, как инновационного подхо...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...
Современные подходы, принципы и формы планирования и организации образовательной деятельности в дополнительном образовании
Методический семинар для педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений Изобильненского городского округа Ставропольского края...
Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании
Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.Адольф Дистервег...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...