«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»
методическая разработка по музыке на тему
Мастер-класс «Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_v_ramkah_raoty_avgustovskoy_konferentsii_2017_goda.docx | 21.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс Талыповой Татьяны Викторовны
в рамках работы августовской конференции 2017 года
по теме:
«Авторские подходы к организации образовательного процесса
педагога дополнительного образования по формированию
музыкально-исполнительской компетентности учащихся»
Что такое педагогический опыт? Это новые улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности учащихся, новшества, инициативы педагога дополнительного образования, дающие высокие результаты, соответствующие современным требованиям и направленные на совершенствование образовательного процесса. Это мастерство педагога, его развитие и самосовершенствование.
В основу моего педагогического опыта положены формы и методы работы в соответствие с требованиями современного образования. К этим требованиям относятся:
Системно-деятельностный подход - это формирование личности учащегося, его сознания и развития в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие новых знаний».
Компетентностный подход - это совокупность действий педагога через отбор содержания образования, организацию образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход:
- усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта и умения на практике реализовывать полученные знания;
- определяет цели познавательной деятельности, умение выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность;
- учит объяснять явления действительности, их сущность и причины,
- формирует умение ориентироваться в мире духовных ценностей;
- дает возможность решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей;
Обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностном подходе, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей.
В процессе реализации комплексной образовательной общеразвивающей программы «Обучение игре на музыкальных инструментах» по направлению «Теория музыки» ( сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки) мною накоплен опыт по созданию и совершенствованию форм и методов работы с учащимися. На основе требований системно-деятельностного и компетентностного подходов, а именно:
- Метод формирования ассоциативного мышления.
- Проблемно-поисковый метод – самостоятельное открытие знаний в области музыки и сопутствующих предметов.
- Эвристическая беседа (технология диалога)- для определения своего собственного личного взгляда на музыкальное произведение.
- Создание новых форм аттестации как эффективной системы оценки знаний.
- Использование ИК-технологий и электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) для активизации познавательной и творческой деятельности.
- Межпредметная интеграция через соединение различных видов искусства (музыка живопись литература) для формирования общей культуры учащихся и развития личного музыкально-эстетического вкуса.
На разных этапах учебного занятия я применяю один или несколько методов и приемов работы:
Практическая работа №1
При изучении конкретного музыкального произведения, имеющего большое мировое значение как шедевр музыкального искусства, а также для воспитания чувства патриотизма, нравственности, любви, долга и чести применяется метод эвристической беседы.
Например, при изучении Седьмой «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича, цель учебного занятия – сформировать представление о вкладе Д.Д. Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обогатить духовный мир учащихся, воспитать патриотические чувства через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны.
В ходе слушания фрагментов симфонии, для активизации интеллектуального и творческого мышления мною организуется эвристическая беседа на основе следующих вопросов:
- Утром 16 сентября 1941 года Д.Д. Шостаковия выступил по ленинградскому радио, где он сказал: « Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического произведения. Если я закончу еще хорошо третья и четвертую часть, то тогда это сочинение можно будет назвать «Седьмой симфонией». Для чего композитор сделал это сообщение в блокадном Ленинграде?
- Почему Седьмая «Ленинградская» симфония названа «Героической симфонией 20 века»? У кого из композиторов-классиков есть симфония с таким же названием? Кому она посвящена? Что сближает эти симфонии? Какие средства музыкальной выразительности используют композиторы для создания героических образов в данных произведениях?
- Прослушайте «Тему фашистского нашествия». Проанализируйте средства музыкальной выразительности. Какой образ они создают? Почему русский писатель Алексей Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова»? Эвристическая беседа позволяет при помощи проблемных вопросов, заданий и на основе социального опыта сформировать и высказать свое личное отношение к событиям мирового значения, отраженных в музыке. Она связана с методом эмоциональной драматургии, который помогает учащимся впитывать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности.
Практическая работа №2
Метод формирования ассоциативного мышления - применяется на начальном этапе обучения при знакомстве с новым музыкальным произведением для раскрытия художественного образа музыкального произведения и расширения эмоциональной отзывчивости.
На учебном занятии ассоциативное мышление формируется с помощью следующих приемов работы:
- «Календарь эмоций», он заполняется каждым учащимся после первого прослушивания музыки и отражает возникшее первое эмоциональное впечатление, что дает возможность учащимся самостоятельно дать название услышанной музыки.
- «Рефлексивная таблица». В данном приеме композитор и название произведения называется педагогом, а учащиеся заполняют таблицу во время прослушивания музыкального произведения на основе своих ассоциаций
Что я хочу услышать | Что я услышал | Сравнение |
- «Литературное созвучие» - после прослушивания музыкального произведения учащиеся выбирают цитаты из поэтических произведений, которые, по их мнению, аналогичны прослушанной музыке.
Данный метод формирования ассоциативного мышления расширяет эмоциональную сферу учащихся, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы о характере, форме и содержании музыкального произведения, т.е. развивает навык слушания и слышания музыки.
Практическая работа №3
При использовании проблемно-поискового метода на учебных занятиях создаются проблемные ситуации, сформулированные в компетентностных заданиях.
Что же такое Компетентностное Задание? Компетентностное задание – это задание, направленное на самостоятельное решение нестандартных проблем на основе практической жизненной ситуации и строится на актуальном для учащегося материале, полученного при обучении по программе. Например,
Задание 1. «Музыкальный букет для коллеги».
Учащийся составляет музыкальный букет для мамы, в который включаются любимые ею музыкальные произведения (4-5 произведений). Обязательным условием является их исполнение и аргументация своего выбора, отображающая единую идею создания музыкального букета. Произведения должны быть исполнены на хорошем исполнительском уровне (МИК).
Заключение
Данные методы и приемы работы считаю актуальными и инновационными. Они помогают решать мне некоторые проблемы и требования к современному образованию, а именно:
- развитие творчества и интеллекта учащихся;
- воспитание самостоятельности действий;
- самореализация через различные виды творчества;
- формирование креативных способностей и умение действовать в нестандартных ситуациях;
- наладить связь духовной жизни с практическим опытом.
Считаю свою деятельность по данным направлениям актуальной и перспективой. Системно-деятельностный, компетентностный подход и использование ИК-технологий позволяют мне реализовывать программы мобильными интерактивными средствами. А также осуществлять контроль степени усвоения и осмысления учебного материала и постоянно вносить коррективы в свою работу и в свои программы в зависимости от требований к современному уровню образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"
Данная программа направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и может быть использована в работе методистами ОДОД....
Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского и проектного метода, как инновационного подхо...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...
Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическая разработка раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....
Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...
Современные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании
Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.Адольф Дистервег...
Выступление на педсовете "Инновационные подходы к организации учебного процесса в дополнительном образовании"
laquo;Инновации улучшают делолишь в том случае, если они появляются не на голом месте, а на почве, возделаннойусилиями науки»(В.В. Краевский) В последнее время в обществе наблюда...