«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
статья
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozanova_n.v.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Секция: «Развитие творческих способностей обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования детей и молодежи».
Автор: педагог дополнительногообразования Розанова Н.В.
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым.Здесь следует отметить также и то, чтов творческом процессе выделяютдве стороны –эстетическуюи рациональную, которые,в принципе,отделить друг от друга невозможно. Ребенку изначально присуще эмоциональнообразное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей.
Воспитывать обучающихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся объединения «Краеведение».
Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Творческие работы, исследования, участие в конкурсах различного уровня, игры, проектная деятельность способствуют воспитанию чувства коллективизма, повышать культуру общения, познавательный интерес, усвоению общепринятые норм поведения.
Первый блок - традиционные районные акции. Учитывая необходимость разностороннего развития обучающихся мы ежегодно участвуем в районных благотворительных акциях "Белый цветок"и «Рождественское чудо детям!». Обучающиеся собственноручно изготовляют цветы и открытки и передают их в храм «Казанской иконы Божией Матери».
Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для обучающихсяЦРТДЮ и объединения «Краеведение» конкретно, посвященные памятным датам, государственным праздникам, нашего посёлка и страны. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа.
Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День матери, 23 февраля, День Победы, Масленица, День посёлка, День защиты детей и т.д.), Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
Третьем блоке мероприятий - это участие в конкурсах различного уровня но связанных с духовно-нравственным развитием.Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщенияобучающихся к исследовательской деятельности, мы ежегодно участвуем в конкурсе «Краски жизни» по здоровому образу жизни. В прошлом году стали лауреатами.Также принимали участие в областном фестивале-конкурсе «Воронеж-город Сад». А еще мне хочется отметить что у объединения «Краеведение» есть подшефный ветеран Великой Отечественной войны Захарченко Мария Стефановна. Обучающиеся регулярно навещают ее.
И, четвертый блок мероприятий основан на одном из педагогических принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.
Я, как педагог активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Мастер-класс «Изготовление пасхальных сувениров», мастер-класс и ярмарка Рождественских сувениров «Николин день. В ожидании Рождества…», участие в ежегодной Покровской ярмарке, участие в областной научно-практической конференции «Система дополнительного образования Воронежской области: развитие детской одаренности в пространстве современного образования» и многое другое.
Чтобы ребёнок был счастлив, ему нужна уверенность в себе, осознание своей значимости и обязательно друзья! Это и дает наша педагогическая деятельность каждому ребенку. И я верю, что моих учеников ждет насыщенная, интересная жизнь. Они вырастут замечательными людьми, истинными гражданами России!
Список используемых источников (библиографический список):
- https://e-koncept.ru/2016/86401.htm
- http://crtdiukamenka.ucoz.org/news/2017-09
- Сборник статей по проблемам школьного краеведения в системе дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Внешкольник». Выпуск 5.- М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»
Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...
Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность
Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...
«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся"
Дополнительное образование увеличивает постранство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовы...
«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»
Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при на...
«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».
Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....
Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования детей
Возможности реализации духовно-нравственного восптания детей в системе дополнительного образования детей....
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...