Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования детей
статья на тему

Фирсова Светлана Александровна

Возможности реализации духовно-нравственного восптания детей в системе дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в системе

дополнительного образования детей

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

 Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации, развитие внутреннего, духовного мира ребенка, помощь ему в прочувствовании первоначального контекста ценностей отечественной культуры.

На правительственном уровне всё чаще говорится о необходимости усиления духовно-нравственного стержня в образовании. Речь идёт о создании новой образовательной области в учебном плане, о фундаментализме в образовании – т. е. о возвращении к фундаментальным нравственным ценностям. Школа должна воспитывать человека с твёрдой нравственной основой.

Духовность – это «высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу». (В.А. Беляева)

Выделяют три составляющие духовной жизни человека:

 НРАВСТВЕННАЯ,

 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ,

 РЕЛИГИОЗНАЯ.

 «Все три составляющих духовной жизни находят свое выражение в чувствах, работе ума и активности» (В.В. Зеньковский)

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у ребёнка:  нравственной способности – к различению добра и зла;

 эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного;

 религиозной способности – к различению истинного и ложного. (О.М. Потаповская)

В последнее время в России во многом наблюдается ориентация на Запад, в том числе навязывается чуждая нам западная идеология и культура. Этому активно способствуют средства массовой информации. У целого поколения формируется новое мировоззрение, основанное не на русской духовной традиции, сущность которой выразил русский мыслитель Павел Флоренский: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души».

        Идеалом Руси была святость. «Русь именуется Святою не потому, что в других странах нет святости…Русь именуется Святою и не потому, что в ней «нет» греха и порока; или что в ней «все» люди – святые… нет. Но потому, что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, жажда праведности…», – писал русский философ Иван Ильин.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость.  Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого  потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей  творческого развития посредством различных видов деятельности. В 2012-2013 учебном году Дом детского творчества реализует:

  • 16 программам  художественно - эстетической  направленности;
  • 8 программам физкультурно-спортивной направленности;
  • 5 программам эколого-биологической направленности;
  • 15 программам социально - педагогической направленности;
  • 2 программам туристско-краеведческой направленности;
  • 5 научно-технической направленности.

         В Доме детского творчества ведется систематическая и целенаправленная работа в рамках духовно- нравственного воспитания на традициях русской культуры.

 На занятиях любой направленности педагоги дополнительного образования стараются, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно, не боялись высказывать свои мысли, к обучающимся относятся уважительно, находят личностный подход. Используют любые ситуации, моменты занятия для воспитания нравственных качеств и эстетических чувств. Учат детей жить в гармонии и согласии с самим собой, с другими людьми, со всем окружающим миром, быть терпимыми и добрыми к людям, стараются воспитать у своих детей интерес к познанию, любовь к труду, уважение к чужому труду, формируют активную жизненную и гражданскую позицию.

         Отдельно хочется сказать о некоторых объединениях, в которых наиболее полно представлено духовно-нравственное воспитание:

1. Работе литературно-краеведческого объединения «Древо», педагог Постнова В.В. Изучая традиции сел Екатериновка, Софьино, Давыдовка, особенности языка и культуры односельчан, обучающиеся получают мощный духовный заряд, а встречи со старожилами села воспитывают чувства благодарности и уважения к людям. На базе ГБОУ СОШ с. Екатериновка создан музей истории села Екатериновка, обучающиеся объединения  встречались  с Поддубной Р.П.  в процессе ее работы над книгой   «Заветный уголок России». Учащиеся научились брать интервью, собирать и обрабатывать информацию, в том числе архивные данные. Приобрели опыт общения со сверстниками на научно-практических конференциях, опыт выступления перед аудиторией, умение представлять и отстаивать своё мнение, вести диалог и доказывать свою точку зрения.

Выполнены исследовательские работы «Топонимы сельского поселения Давыдовка: из прошлого в настоящее», «Фамилии распространенные в селах сельского поселения Давыдовка», проект «Сохранение исторического наследия с. Екатериновка. «Книга о родном селе», оказана помощь в подборке материала для сборника стихов «Я рад, что песнь души не спета».

2. Особо явно нравственное и эстетическое воспитание проявляется в работе изостудии  «Подснежник», педагог Соколова М.А.,  ибо  по словам В.А. Сухомлинского: «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Программой предусмотрено ознакомлением с произведениями известных художников всех жанров (анималисты, пейзажисты, портретисты, моренисты, сказочники, иллюстраторы), выполняются творческие работы по хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи, портреты исторического, литературного героя, выполняются копии работ художников эпохи Возрождения, художников 19 века и т.д.

Обучающиеся учатся понимать содержание картин,  средства их художественной выразительности и нравственной ценности. У них воспитывается бережное отношение к памятникам старины, произведениям народного творчества.

Обучающиеся являются ежегодными участниками конкурсов «Символы великой России», «Война глазами детей», «Новогодние и рождественские композиции».

3.         Программа «Здравушка», педагог Каюкова О.Я., направлена на природное развитие ребенка. Название  программы «Здравушка не случайно: «здоровье» и «ивушка» - она гнется, а не ломается. А «Здравствуй» - живи долго. Идея программы основана на истоках славянской культуры. Педагог использует русские народные игры, народную музыку,  народную игрушку, знакомит с русским народным фольклором, русскими народными сказками,  работает с природным материалом. Программа «Здравушка» учит приемам сохранения своего здоровья,  через наследие народной культуры.

Традицией стало проведение районных этапов региональных конкурсов:

-  живописи и графики «Родная глубинка»,

-  выставки новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка»,

- выставка декоративно-прикладного творчества, живописи и графики «Родные мотивы»,  

- научно-практическая конференция,

- конкурс социальных проектов «Гражданин».

Участие в областных конкурсах

-  «Зеленая планета» - конкурс творческих работ,

-  «Скажи терроризму – нет» - конкурс творческих работ,

-  «Символы Великой России» - фестиваль – конкурс детского и юношеского творчества, -  «Война глазами детей» - конкурс творческих работ,

-  «Лабиринты моды» -конкурс театров детской молодежной моды.

Главная идея профессиональной деятельности – идея Любви и Добра. Педагоги не устают повторять ученикам: «Любите друг друга, любите тех, кто рядом с вами, любите мир, который вас окружает. Спешите делать добро. Отвращайтесь от всякого зла».

Позвольте закончить свое выступление стихотворением О. Рубежова

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство.

Мудрец ответит просто - путь к себе.

Поэт с художником подскажут – вдохновенье.

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть, физик – убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты. (О. Рубежов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...