«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Литвинова Людмила Петровна

Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства»

Доклад на педсовете «Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».

Подготовила учитель ИЗО Литвинова Л.П.

Ребенок – это творец. Всегда творит и каждый раз – новое, никогда не повторяясь. Отсюда - его бесконечное развитие, пока взрослый его не остановит, не вложит в него свои догмы и личностные стереотипы. Раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению через творчество – вот главная задача моего предмета – изобразительное искусство. Это помогают сделать правильно поставленные цели учебной деятельности. Замыслить и осуществить идею, тем самым, просто стать нужным – все это возможно, когда есть целостное дело, понятное и интересное.

Поэтому на уроках изобразительного искусства так нужны проекты.  Именно художественные проекты являются лейтмотивом моей педагогической деятельности. Идея проекта направлена на развитие самостоятельности ученика, способности строить путь задуманного дела и его осуществлять.

Главное в проекте - это умение видеть целесообразность своей работы и устремленность на ее результат. Художественная деятельность есть проектная деятельность по своей сути. Художественное проектирование на уроке может проявлять себя на разных уровнях и в различных формах.

Создание художественных проектов происходит на любой ступени обучения. Так, например, в пятом классе вся первая четверть – это система предлагаемых проектов, направленных на то, чтобы поднять на новую ступень полученные умения и представления, но, одновременно, и на социализацию ребенка средствами его художественного творчества. Идеи, сюжетный замысел здесь, конечно, веду я, а вот его решения могут быть бесконечно множественные, для каждого класса новые.

Прежде всего, это коллективные работы, в которых ученик обучается искусству работать в команде. Проявляя непосредственно свои возможности и желания, он учится их соотносить с творчеством товарищей, учится работать в определенных заданных рамках.

На уроках изобразительного искусства я системно применяю проектную технологию.

 ЦЕЛЬ моей работы: Развитие исследовательских умений, творческих художественных способностей, способствующих воспитанию личности подготовленной к жизни в современном обществе.

 Вначале я даю учащимся определённую тему. Затем ставлю проблему провожу анализ предстоящей деятельности вместе с детьми,: обсуждаем, как можно её решить, какие должны быть подтемы, как можно оформить свою работу и т.д. Далее учащиеся находят материалы, репродукции, делают эскизы, оформляют работы, консультируются, просят помощь.

Проектная технология, несмотря на свою растущую популярность в школьной практике, понимается многими учителями по-разному. Наиболее педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на практике.

         В основу проектной технологии положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путём решения практической или теоретической значимости проблемы

        Основная ценность проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного  продукта.

         Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства - одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся.

 Метод проектов повышает интерес к уроку, позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

       У каждого времени свой путь к познанию: у нашего – творческий, деятельный. Поэтому моя главная задача – научить ребенка видеть прекрасное и воплощать то, что он открыл, на бумаге. Такой подход позволяет моим ученикам успешно участвовать в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Проект  «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ  ЧУДО»

Муниципальный конкурс детского рисунка «Рождественская мозаика»

Победитель Лучкина Ксения( 2011г.)

Призёр Гончарова Полина (2011г.)

Победитель –Гончарова Полина(2012г.)

Победитель Гончарова Полина (2013г.)

Призёр Шлянина Екатерина (2014г.)

Призёр Гриценко Даниил (2014г.)

Проект «И ПОМНИТ МИР СПАСЁННЫЙ»

Муниципальный конкурс агитплакатов «Враг не пройдёт»

 Победитель - Саникидзе Иракли (2011г.)

Муниципальный конкурс творческих работ «Букет ветерану»

 Победитель –Оганян Диана.(2012г.)

Муниципальный конкурс иллюстраций к произведениям о ВОВ «Долгие вёрсты войны»

Призёры-

Галкина Ольга (2013г.)

Есаян Лаура (2013г.)

Проект «КОСМОС ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ»

Муниципальный конкурс «Открылась бездна, звёзд полна»

Призёр Михеева Настя-3 место (2011г.)

Муниципальный конкурс «Химки, город науки и космоса»

Победитель Галкина Ольга (2014г.)

Проект «Энергия детства»

Муниципальный этап общероссийского конкурса детских проектов в области энергетики «Энергия детства» в номинации «Изобразительное искусство». Победитель Крылов Никита ( 2011г.)

Муниципальный конкурс « Чернобыль глазами детей» 

Победитель Моритака Сергей  (2014г.)

 Призёр –Новосельцев Николай (2014г.)

ПРОЕКТ «РОДНАЯ ПРИРОДА»

Муниципальный конкурс «Чистая вода» 

 Победитель Шлянина Екатерина («2014г.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №7 г. ХИМКИ

«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства»

Доклад на педсовете «Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».

Подготовила учитель ИЗО Литвинова Л.П.

16.01.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность

Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и  продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное   дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...

«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»

Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при на...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...

«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»

В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Современный рынок труда требует подготовки специалистов, способных широко стратегически мыслить, принимать самостоятельные ответственные решения, активно и творчески отвечать на запросы времени. Одним...