«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»
проект по теме
Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при наведении объектива на интересующий нас объект формирует готовый снимок. Все достаточно просто на первый взгляд, и в этом чуть ускользает знание о том, что фотография - это искусство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»
Карягина Валентина Васильевна педагог дополнительного образования
СП «Поиск» ГБОУ СОШ №2 п.г.т.Суходол
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы, в конце концов,
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов…!
Б. Пастернак.
Введение
Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при наведении объектива на интересующий нас объект формирует готовый снимок. Все достаточно просто на первый взгляд, и в этом чуть ускользает знание о том, что фотография - это искусство. А мы, взяв фотоаппарат в руки или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография - довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию - оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.
Актуальность: Искусство фотографии занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет уч-ся работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего. Портреты участвуют в создании и поддержании образа «Я», образа своей семьи, социального окружения, фотография несёт в себе коммуникативный заряд в реализации творческого потенциала и самореализации. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия по фотоискусству создают ту самую атмосферу активного общения подростков со сверстниками. Ребята смогут «покопаться в себе», познать себя, свое отношение к окружающим, к семье, друзьям. Ребята, возможно, впервые задумаются о своей будущей профессии, узнать что-то новое для себя.
Цель: Воспитание в детях любви к фотографии, красоте, искусству. Создание условий социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности детей.
Задачи:
- Развитие творческих способностей, образного мышления, эстетического вкуса детей и подростков, формирование у них потребности в самосовершенствовании.
- Развитие зрительного восприятия, фотографического видения, изучение и совершенствование приемов фотосъемки.
- Выявление юных талантов в области фотографии и фотоискусства, их поощрение и предоставление им возможности продемонстрировать свои лучшие творческие работы.
Новизна заключается в том, что, на занятиях фотографией возможно развитию воображения творческих способностей, формированию творческого потенциала ребенка посредствам искусства фотографии. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у уч-ся формируются новые представления. Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений» уч-ся. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение обучающихся в эту деятельность.
Основная часть.
Что такое «творчество» в нашем понимании? «Творчество» - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского – «сотворение»). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одаренность».
“ Творчество и личность”, “ творческая личность и общество”, “творческие способности”- вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с - характером, интересами, способностями личности.
Воображение является его фокусом.
Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В.Брушлинский ).
Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности уч-ся, выделяют компоненты творческих (креативных) способностей:
- творческое мышление,
- творческое воображение,
- применение методов организации творческой деятельности.
- представлять пространственные объекты.
Можно выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:
- Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей фотографии.
- Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.
- Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составление композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.
- Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда.
- Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.
- Создание продукта творческой деятельности.
Общие способы стимулирования творческой активности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления;
2. Поощрение высказывания оригинальных идей;
3. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;
4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
5. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.
«Мозговой штурм» вызывает большой интерес у учеников. Ребята зачастую высказывают неординарные идеи, которые часто дают новые подходы к разрешению возникшей проблемы. Каждая идея фиксируется в Банке идей. Затем проводится анализ идей. При этом ребята придерживаются основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, свое рациональное зерно.
Игровые технологии, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения. Эти педагогический прием формирует у ребят умение работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные навыки.
Таким образом, учащиеся учатся анализировать, осознавать неизвестное отыскивать возможные пути решения проблемы, что приводит к формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.
Занятие.
Вводное слово. Знакомство с воспитанниками.
Фотография
Фото-свет, граф-рисую, пишу (перевод с греческого)
«Фото - отражение чувств, желаний, надежд, фантазий автора и способ зафиксировать «волшебные мгновения», психологический механизм воздействия».
7 января 1839 г. изобретатель Луи Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положил начало фотографии. Первая фотография называлась дагерротип, по имени ее создателя.
Сразу же возникла проблема взаимоотношения фотографии и искусства. По поводу светоизображений художник П. Деларош представил записку в Академию наук, в которой подчеркивал возможности, открываемые фотографией перед искусством: «Живопись умерла с этого дня». Немецкий журнал «Кunstblatt» придерживался противоположного мнения: «Вообще говоря, открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества».
В вышедшей в Париже (1966 г.) книге Мишеля Ф. Брева «Век фотографии» приводятся слова Ламартина по поводу первых фотоснимков: «Это - искусство, призванное сотрудничать с солнцем!» Ныне фотография действительно стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить ту мечту гётевского Фауста, за которую он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»! Фотография запечатлевает навечно факт жизни.
Работа с готовыми фотографиями. (Показ подборки фотографий и обсуждения с учениками: что они видят, какие чувства у них вызывают данные фотографии).
Мини-фотосессия. Ученикам предлагается придумать композицию на любую тему и сделать фотографию. Данное задание направлено на сиюминутное выявление творческой фантазии.
Участник кратко описывает свою композицию, что изображено на фотографии, что этим хотел показать.
Далее остальными учащимися дается оценка данной фотографии.
Домашнее задание - принести фотографии, начиная с ранних лет до настоящего времени. (Около 5-8 шт.).
Проанализировав своё занятие, я пришла к выводу, что развитие творческих способностей уч-ся на занятиях фотостудии будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
- необходимость профессионального мастерства, компетентности
педагога; - наличие высокой материально-технической базы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб.
- наличие благоприятного психологического микроклимата в центре;
доверительные отношения; - процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения искусства фотографии.
Прогнозируемые результаты:
- раскрывается творческий потенциал ребенка.
- стабильный рост качества знаний учащихся.
- Разработка и реализация системы творческих заданий для развития креативного воображения.
- Выявление и обоснование комплекса педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы.
- Повышение уровня развития творческого мышления и креативного воображения учащихся, необходимых для развития умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения.
- Своевременное выявление недостатков организации творческой деятельности учащихся, внесение необходимых изменений, индивидуальный подход к развитию каждого ученика.
- достижения учащихся в фотоконкурсах (Международных, Всероссийских, Областных и т.д.)
Итоговая заключительная часть
Занятие фотографией нужное и очень важное занятие для развития следующих качеств:
- Развивается пространственное и логическое мышление;
- Развивается наблюдательность;
- Повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях;
- Расширяется кругозор;
- Развивается добросовестность и ответственность;
- Повышается творческая активность;
- рефлексия своего внутреннего мира и адекватного его выражения, осознание роли «ближнего» и «дальнего» социума в своей жизни,
- осмысление особенностей своего мировосприятия и мировоззрения.
Также фотография поможет уч-ся лучше узнать свои сильные стороны, открыть новые грани своей уникальной личности; взглянуть на себя и других людей без критики, с любовью и пониманием; стать более уверенным, получить огромный ресурс жизнелюбия.
Вывод: Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей ребёнка. Занятия детей фотографией совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Список использованных источников
1. С.Пожарская Фотобукварь. М.Посвещение -1996 г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение -2001. - 450 с.
3.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М: Академияя, 2007. - 311 с.
5.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб: Питер, 2005. - 320 с
6.Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Родник, 2004. - 120 с.
7.Зак А.З. Методы развития способностей у детей. - М: Высшая школа, 2004. - 145 с.
8.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 2009. - 464 с.
9.Коршунов Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Просвещение, 2009. - 290 с.
10.Круглова Л. Что делает человека счастливым? // Народное образование. - 1996. - №8. - с. 34-39.
11.Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2006. - 180 с.
12. Козубовский В.М. Общая психология. Методология, сознание, деятельность. - Мн.: Амалфея, 2007. - 256 с.
13.Мерлин З.С. Психология индивидуальности. - М.: Просвещение, 2006. - 340 с.
14.Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - М.: МГПИ, 2004. - 340 с.
14.Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Психология, 2008. - 560 с.
15.Цифровая фотография. Практическое руководство для начинающих: Адриан Дэвис. - СПб: Ниола 21 век, 2005. - 128 с.
16. crtdiu-nov.ucoz.ru/news/prezentacija/2013-01-24-311
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».
Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....
«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
Методическое объединение учителей иностранного языка...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...