«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
материал
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_potentsial.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого потенциала
обучающегося через духовно-нравственное
воспитание в системе дополнительного образования»
подготовила педагог
дополнительного образования
первой квалификационной категории
Розанова Н.В.
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе выделяют две стороны – эстетическую и рациональную, которые, в принципе, отделить друг от друга невозможно. Ребенку изначально присуще эмоциональнообразное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей.
Воспитывать обучающихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся объединения «Краеведение».
Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Творческие работы, исследования, участие в конкурсах различного уровня, игры, проектная деятельность способствуют воспитанию чувства коллективизма, повышать культуру общения, познавательный интерес, усвоению общепринятые норм поведения.
Первый блок - традиционные районные акции. Учитывая необходимость разностороннего развития обучающихся мы ежегодно участвуем в районных благотворительных акциях "Белый цветок"и «Рождественское чудо детям!». Обучающиеся собственноручно изготовляют цветы и открытки и передают их в храм «Казанской иконы Божией Матери».
Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для обучающихся ЦРТДЮ и объединения «Краеведение» конкретно, посвященные памятным датам, государственным праздникам, нашего посёлка и страны. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа.
Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День матери, 23 февраля, День Победы, Масленица, День посёлка, День защиты детей и т.д.), Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.
Третьем блоке мероприятий - это участие в конкурсах различного уровня но связанных с духовно-нравственным развитием. Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, мы ежегодно участвуем в конкурсе «Краски жизни» по здоровому образу жизни. В прошлом году стали лауреатами. Также принимали участие в областном фестивале-конкурсе «Воронеж-город Сад». А еще мне хочется отметить что у объединения «Краеведение» есть подшефный ветеран Великой Отечественной войны Захарченко Мария Стефановна. Обучающиеся регулярно навещают ее.
И, четвертый блок мероприятий основан на одном из педагогических принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.
Я, как педагог активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Мастер-класс «Изготовление пасхальных сувениров», мастер-класс и ярмарка Рождественских сувениров «Николин день. В ожидании Рождества…», участие в ежегодной Покровской ярмарке, участие в областной научно-практической конференции «Система дополнительного образования Воронежской области: развитие детской одаренности в пространстве современного образования» и многое другое.
Чтобы ребёнок был счастлив, ему нужна уверенность в себе, осознание своей значимости и обязательно друзья! Это и дает наша педагогическая деятельность каждому ребенку. И я верю, что моих учеников ждет насыщенная, интересная жизнь. Они вырастут замечательными людьми, истинными гражданами России!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...
Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...
Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.
Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....
Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"
Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в системе дополнительного образования"
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным...
РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДОО Тема заседания:«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки» Представлениеопыта работы п...