«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»
проект

Демедюк Галина Александровна

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_podrost_shl_yagun.docx987.18 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский юниорский лесной конкурс

«Подрост»

«Школьные лесничества – в условиях современного образования»

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Автор:

Демедюк Галина Александровна,

Педагог дополнительного образования

МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма

Первая квалификационная категория

г. Когалым, 2018 г.

Содержание

Стр.

 Паспорт проекта

  3

Глава I

Экологическое образование как фактор устойчивого развития страны

4

1.1

Исторические аспекты проблемы экологического воспитания

4

1.2

Экологическое образование как составная часть экологической культуры ХМАО

5

Глава II

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания

6

2.1

Движение школьных лесничеств ХМАО - Югры

6

2.2

Традиции. Когалымское школьное лесничество «ЯГУН» Ягун» как модель формирования возможностей дополнительного естественнонаучного образования

6

2.3

Инновации. «Музей-эксплораториум «МОК,-МОК,ЭН»

9

Глава III

Перспективы развития проекта «Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания

14

3.1

Эко-кванториум – пространство возможностей дополнительного естественнонаучного образования как фактор формирования экологической культуры

14

Используемая литература

18

 «Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Паспорт проекта

Краткое обоснование актуальности 

Нарастающие с каждым годом экологические проблемы создают серьезные вызовы. Ежегодный экологический ущерб в нашей стране доходит до 6%, а с учетом последствий для людей — и 15% ВВП, заявил на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин. Для своевременного ответа на такие вызовы необходимы комплексные знания в области охраны окружающей среды​, поэтому закладывать в детях интерес к познанию и сохранению окружающего мира нужно с детского возраста. 

Важно понимать главное: чтобы не допустить экологической катастрофы в будущем, сегодня мы должны воспитать молодое поколение, которое будет думать на опережение, будет заботиться об окружающей среде, жить в симбиозе с природой и выстраивать свою жизнедеятельность с оглядкой на экологическую ситуацию. В умах нашей молодежи это должно стать такой же базовой ценностью, как уважение к родителям, любовь к Родине и все то, на чем держится наше общество.

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Законодательные основы проекта

-Конституция РФ (от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ);  

-Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";

-Закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

-Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.06.2000 № 56-оз "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе  Югре";

-Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 24.05.07 №174-рп "О плане основных мероприятий по реализации -Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года";

-Постановление Правительства автономного округа от 29.11.2007 №298-п "О международной экологической акции "Спасти и сохранить" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Цель

представить деятельность школьного лесничества «Ягун» как интегрированную систему экологического воспитания

Результативность

-информирование населения о состоянии окружающей среды;

-повышение уровня экологической культуры подрастающего поколения  через экологическое образование

-вовлечение учащихся в природоохранную, научно-исследовательскую и -практическую деятельность и эколого-просветительские мероприятия;

улучшение качества окружающей среды и разумного природопользования человеком.

Сроки реализации

Долгосрочный проект

Глава 1. Экологическое образование

как фактор устойчивого развития страны

  1. Исторические аспекты проблемы экологического воспитания

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Как видим, Я.А.Коменский заметил самую суть вопроса во взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Дети всех возрастов знакомы с экологическим кризисом, ощущают его на себе отнюдь не абстрактно. Поэтому   экологическое воспитание школьников  является актуальным. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо ее изучать. И прежде всего, следует изучать свой край,  его природу, его богатства, его историю

Сегодня проблема экологического образования является одной из самых важныхи регулируется законодательно в российских регионах.Законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры действуют в Дагестане, Башкортостане, Якутии, Приморском и Камчатском краях, Ульяновской, Ивановской, Костромской, Волгоградской, Тюменской, Иркутской областях и в Ханты-Мансийском АО).В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций или региональных правительств, касающиеся вопросов экологического образования.В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) экологическое обучение должно осуществляться на всех уровнях через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной программы школы, разрабатываемой ею самостоятельно.

Экологическое образование в рамках внеурочной деятельности в настоящее время практически не поддается учету и систематизации и реализуется преимущественно по дополнительным образовательным программам эколого-биологической направленности; в системе массовых экологических мероприятий для обучающихся; в рамках каникулярных кампаний, включающих в себя экологические экспедиции и походы.

1.2. Экологическое образование

как составная часть экологической культуры ХМАО

Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического образования детей.  Целью региональной экологической политики в сфере образования должно стать создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения, с использованием для этого всех имеющихся инструментов, институтов и возможностей образования. Приоритет непрерывного экологического образования всех социальных групп и, в первую очередь, подрастающего поколения является ключевым принципом «устойчивого развития».

В настоящее время очень важно изучить пути, по которым следует ориентировать экологическую культуру, ее ценности и нормы, поведение людей в целях сохранения окружающей среды для устойчивого развития ХМАО.

Современные экологические проблемы обращают внимание к опыту коренных народов Севера, умеющих гармонизировать свои отношения с растительным и животным миром. Интерес к самобытной культуре коренных малочисленных народов определяется, прежде всего, тем, что постепенно теряется и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества. Кроме того, это одно из базовых направлений глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития.

Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы, именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Северный человек всегда боялся осквернить своей нечистотой целомудренные силы природы. Истинный северный человек во все времена обращался к природе как равный к равному, как к собеседнику, другу, как к соучастнику человеческой повседневности. С природой северный человек делился своим сокровенным, обращался к ней в дни печали или радости, искал и находил в ней надежного друга и помощника. Земля, вода, растительный и животный мир — вот источник для поддержания жизненных и духовных сил югорских народов. Окружающая их природа — это богатейший материал, используемый в культурном наследии.

ГЛАВА 2.«Школьное лесничество «Ягун»

как интегрированная система экологического воспитания

2.1. Движение школьных лесничеств ХМАО - Югры

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре действует отлаженная система профориентации и подготовки кадров лесного хозяйства: школьные лесничества, Малая лесная академия Уральского государственного лесотехнического университета, ВУЗы и СУЗы, специализирующиеся на подготовке кадров в области лесного хозяйства и сопутствующих направлений деятельности, лесное хозяйство Югры и соседних регионов.

Школьное лесничество - это добровольное объединение школьников, как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

В Югре действует 51 школьное лесничество, при этом первые объединения юных лесоводов возникли в нашем регионе еще в 1960-х. В них занимаются около тысячи подростков. За каждым из школьных лесничеств закреплен участок лесной территории.

Юные лесничие регулярно организуют экологические и природоохранные мероприятия в рамках международных акций «Спасти и сохранить» и «Марш парков», акции «День птиц», «Посади свое дерево». Школьные лесничества – активные участники Весенних и Осенних дней древонасаждений. Ежегодно проходит Окружной слет школьных лесничеств и экологических объединений «Сохраним цветущий мир Югры».  В сентябре 2013 года Югра стала площадкой проведения X международного юниорского лесного конкурса, на который съехались участники из 30 стран мира.

Подготовка юных лесоводов во время исследовательских лагерей, экспедиций и полевых практик традиционно проходит при поддержке Малой лесной академии Уральского государственного лесотехнического университета.

2.2. Традиции. Когалымское школьное лесничество «ЯГУН» как модель

формирования  возможностей дополнительного естественнонаучного образования

Школьное лесничество «ЯГУН» начало свое существование в 1997 году в рамках экспериментальной работы школы (Приложение 1).

Изначально занятия  в школьном лесничестве были призваны выполнять следующие функции:

- развитие системы дополнительного экологического образования учащихся;

-   координацию во внеклассной и внешкольной деятельности;

- организацию  природоохранных мероприятий в черте города и за ее пределами, поддержку порядка в лесной зоне, восстановление лесов;

- занятость подростков в свободное от учебы время.

Работа школьного лесничества «ЯГУН» была направлена на формирование у воспитанников основ экологической культуры и имела основные направления деятельности:

Научно-исследовательская деятельность направлена на организацию и проведение краеведческих, этнографических, эколого-ботанических экспедиций;

Научно-фондовая деятельность включает выявление, сбор, изучение, хранение и организацию использования историко-культурного наследия города;

Экскурсионно-туристическая деятельность направлена на практическое изучении территории Ханты – Мансийского автономного округа и России. С этой целью проводились обзорные и тематические экскурсии, автобусные экскурсии, туристские походы и экспедиции по экологическим маршрутам.

Пропагандистская  деятельность направлена на массовую просветительскую пропаганду истории и культуры коренных народов, а также природного наследия края. С этой целью ежегодно проводятся всевозможные экологические акции, экологические десанты, экоуроки и игры.

Более двадцати лет воспитанники школьного лесничества  путешествуют  по самым разным программам. Это экологические лагеря, категорийные туристские походы, краеведческие, исторические, этнографические и научно-исследовательские экспедиции (См. приложение2). Дети узнали уникальные памятники природы Кавказа (Самшитовое ущелье, «Белый зал», карстовые пещеры и др.) и нашего округа («Шапшинские кедровники»), побывали в Кунгурской ледяной пещере. Стратегией человека и общества в отношениях с природной средой должна быть их гармония, ибо ключ к выживанию человечества заключается в соблюдении баланса между потребностями экономики и возможностями  природы.В рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить»изучали растительность Колхидского леса одного из первых - Кавказского государственного заповедника, лесов Прибайкалья и Алтая и сравнивали их с нашей растительностью. Замечательные ландшафты Кавказских гор и предгорий, хребтов Хамар-Дабана в Прибайкалье, живописные склоны и ущелья горного Алтая, шумные реки и водопады, сверкающие ледники и мрачные пропасти, оставили неизгладимые впечатления у юных путешественников.Познакомившись в музеях под открытым небом  поселковВарьеган и Русскинскиес жизнью и бытом малых народов Севера ханты и манси, сравнили с удивительным народом – шапсугами, которые проживают на Черноморском побережье Кавказа  в аулах Тхагапш, Наджиго, Хаджох, Колеж и др. Несколько лет воспитанники школьного лесничества посещали эти аулы,  изучали  жизнь, быт, обычаи этого малого народа. Во всех путешествиях   услышали и записали множество мифов и легенд разных народов нашей страны.

Результатамиработы воспитанников школьного лесничества «Ягун»можно отметить ихдостижения:они являются неоднократными победителями и призерами  конкурсов, слетов, фестивалей, форумов муниципального, регионального, федерального, всероссийского и международного уровня, к примеру –   золотые медали и кубок победителей в 2016 году и  серебряные медали и серебряный кубок  в 2017 году на Открытом окружном слете школьных лесничеств «Сохраним цветущий мир Югры,  II место в экологическом конкурсе «Робинзонада» в г.Екатеринбурге, 7 победителей и 11 призеров в Олимпиаде школьных лесничеств Уральского федерального округа, II и III место в Межрегиональном фестивале школьных лесничеств 2016 году и  III место в Международном экологическом фестивале «Живая планета» в 2017 году.

Школьное лесничество как экологических проект постепенно расширяется по направлениям работы и географии, экологическое обучение работает круглогодично.

В поисках инновационных подходов к экологическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением воспитанники школьного лесничества «ЯГУН» систематизировали полученные знания и пришли к выводу, что культурные ценности малых народов нашей великой страны  бережно  сохраненные ими до наших дней основываются на природосообразности человека и внутренней экологической культуре. Опираясь на данную концепцию, можно смело утверждать, что экологическое воспитание подрастающего поколения целесообразно начинать с изучения истоков культуры коренных народов как базового наследия, ориентированного на сохранение природных и культурных комплексов. Таким образом, результатом многолетних исследований воспитанников школьного лесничества «ЯГУН» стало новое направление деятельности - создание и функционирование инновационного проекта экологического воспитания "Музей-эксплораториум«МОК,-МОК,ЭН» ("Природный дом для будущих поколений") (перевод с хантыйского).

2.3.Инновации. «Музей-эксплораториум«МОК,-МОК,ЭН»

"Музей-эксплораториум«МОК,-МОК,ЭН»создан инициативой воспитанников школьного лесничества «ЯГУН» при поддержке коллектива МАОУ СОШ № 7 города Когалыма и Когалымского участкового лесничества Сургутского территориального отдела.

Теоретическая значимость опыта состоит в том, что на основе историко-логического анализа определены концептуальные подходы исследуемой проблемы и конкретизировано понятие «музей - эксплораториум» с позиций интегративного подхода (приложение 4)

Практическая значимость заключается в возможности внедрения разработанного комплекса занятий по формированию чувства уважения к природе, к культуре коренного населения.

Новизна опыта заключается в том, что последовательность работы в экологическом направлении дает возможность участникам программы пройти путь: - созерцание природы – наблюдение за ее процессами – выводы о закономерностях в природе – обнаружение разрушительных тенденций в природе – эстетическое осмысление своей позиции – акция в защиту природы – новый, более глубокий контакт, уже с Природой.

Данный проект   выполняет следующие функции:

-развитие системы дополнительного краеведческого образования учащихся с применением инновационных медиатехнологийпутем включения в нее общеобразовательных школ города Когалыма;

-осуществление координации и информационно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания во внеклассной и внешкольной работе;

-формирование у учащихся системы научных знаний о законах и связях, действующих в природе и системе «Природа-общество» путем развития сети эколого-биологических и краеведческих объединений;

-развитие учебно-исследовательской деятельности школьников, направленной на изучение природы, оценку экологической ситуации своей местности, вместе с тем – оценку жизни и быта коренного населения;

- развитие эмоционально – познавательной сферы ребёнка, его творческой деятельности,

-изучение родного края народа ханты через посещение музея;

-воспитание культуры чувств: сопереживание, эмоциональный отклик по отношению к объектам живой и неживой природы, чувство гражданственности и патриотизма;

-организация системы практической деятельности учащихся по сохранению и улучшению окружающей природной среды;

-организация системы практической деятельности учащихся по изучению топонимических и этнических особенностей нашего края;

-выявление наиболее одаренных и активных учащихся в целях развития и расширения их возможностей в самообразовании, более полного раскрытия способностей и профессиональной ориентации;

- подготовка онлайн-сообщений для обмена опытом, интерактивных пособий;

-создание информационной сети как расширения интернет-поля между музеями других школ и городов.

Проект является комплексным, включая в себя весь передел работ от научных исследований до практической деятельности.

Своей целью проект ставит демонстрацию и участие в традиционной жизни ханты путем проведения творческих мастер-классов, мастерских; формирование коллекции по их материальной и духовной культуре, проведение народных праздников и обычаев с применением инновационных медиатехнологий.

Задачи:

-обобщение и систематизация данных топонимических и этнических исследований;

-организация на этой основе системы практической деятельности учащихся, направленной на сохранение культурно-бытовых традиций коренного народа ханты;

- развитие эмоционально – познавательной сферы ребёнка, его творческой деятельности,

-изучение родного края народа ханты через посещение музея;

-организация фольклорных мероприятий в черте города Когалыма;

- создание информационной сети как расширения интернет-поля между музеями других школ и городов, подготовка онлайн-сообщений для обмена опытом, интерактивных пособий;

-создание этнической коллекции «Сибирская Земля»;

-подготовка видеофильмов: «Сибирские россыпи» (о людях Сибири), «О чем говорят названия рек» (о ведущейся научной топонимической работе);

-подготовка сайта «Музейное движение города Когалыма».

Процесс формирования экологического воспитания у школьников  проходит эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Учет психолого-педагогических особенностей данной возрастной группы учащихся;
  2. Максимальное использование педагогических возможностей различных видов деятельности школьников в их тесном единстве и взаимосвязи (проведение игр, бесед на территории музея под открытым небом « МОК,-МОК,ЭН», исследований на тему экологического воспитания, проведение мастер-классов по изготовлению изделий коренных народов ханты).
  3. Последовательное усвоения детьми круга разнообразных знаний о явлениях  образа жизни коренного населения, развитие потребности в них интереса к жизни в природной среде,
  4. обогащение содержания,  глубины и устойчивости эмоциональных переживаний, являющихся побудительной силой поведения школьников.

Эксплораториумом назван так в свете инноваций, представляет собой две рабочие площадки, одна из которых работает в весенне-летний период, другая – в осенне-зимний период. На площадках  проводятся занятия, связанные с творческой деятельностью посетителей музея, главными из которых являются, конечно же, дети. Эксплораториум – это то место, где можно не только посмотреть, но и пощупать, попробовать, потрогать. Это мастер-классы, основанные на современной методике французских мастерских, по изготовлению тряпичных кукол (быстро и ненакладно), азы бисероплетения, пленэры на открытом воздухе, разучивание танцев народа, это спортивные соревнования, включающие в себя игры народа ханты и стилизацию охотничьих состязаний. Площадка музея под открытым небом  представляет собой набор экспонатов из жизни и быта народов ханты, с которыми ребята  познакомятся на внеклассных мероприятиях, на уроках истории и краеведения. В настоящее время работает выставка экспонатов,демонстрирующих традиционную жизнь хантов:

- летний чум хантов;

- лабаз для хранения охотничьей добычи;

- стилизованные фигуры диких и домашних животных, используемых народом ханты;

- ловушки на диких зверей (медведя, соболя, лису);

- стилизация священного дерева (береза) для завязывания ленточек с целью исполнения желаний;

- стилизованные фигуры идолов;

- глиняная летняя печь.

Каждый экспонат  сопровождается табличкой с названием экспоната, краткой его характеристикой. Проводятся экскурсии по музею, стилизация народных праздников ханты, мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол, бисероплетение, флэш-мобы по разучиванию традиционных танцев ханты под открытым небом.

В зимнее время музейная площадка под открытым небом отправляется на хранение. В это время работает музей, организованный в стенах МАОУ «СОШ № 7». Кратко можно отметить, что это также  фольклорные праздники, брифинги с социальными партнерами, мастер-классы, интерактивные посиделки, создание мультимедиа-презентаций для работы в зимний период (например, «Бытность народов ханты», «Топонимические особенности рек Югры», «Праздники», «Рождение и старение под открытым небом», «Мистика и реальность: языческие праздники, шаманизм»). Много времени уделяется и освоению технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.

Посещать музей под открытым небом может каждый, соблюдая этические нормы общества. Работа музея с предоставлением экскурсий идет по определенному графику, на бесплатной основе.Посетителями музея стали  ребята из других школ нашего города и  гости из Барсово, Лянтора, Сургута.

Работа в летний период предполагает функционирование оздоровительного лагеря с дневным пребыванием эколого – этнографической направленности «МОК,-МОК,ЭН»,организованного на базе школы, а так же сотрудничество с оздоровительными лагерями, детскими садами и воспитательными площадками,работающими на территории города Когалыма(Приложение 5).

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители имеют возможность вывезти детей на все лето. В городе Когалыме, огромное внимание обращается на организацию отдыха, оздоровление, занятость детей, подростков и молодежи в летний период. Особое внимание  уделяется совершенствованию кадрового и программно-методического обеспечения, внедрению эффективных форм организации занятости, отдыха и оздоровления детей и использование инновационных технологий  в деятельности учреждений, осуществляющих эту работу.

Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления.

Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо ее изучать. И прежде всего, следует изучать свой край, его природу, его богатства, его историю. Прекрасное можно понять только тогда, когда ты находишься среди живой природы, и невозможно, сидя за партой получить правильное представление о взаимодействии человека с живой природой.

Формирование экологического сознания населения является одной из важнейших задач организаторской деятельности государства в целом и его институтов, особенно системы образования, средств массовой информации, так как экологическое сознание является составной частью экологической культуры человека. Экологическое сознание - это, прежде всего, накопление человечеством и народами мира культур, а также освоение человечеством на протяжении своей жизни знаний о природе, о бережном использовании природных ресурсов, о

взаимодействии человека и природы, взаимоотношениях общества и природы, самой общественной и конкретной человеческой деятельности.

Проблемы взаимоотношений человека, общества и окружающей среды попадают в ряд первоочередных.  

Духовная культура любого народа есть, с одной стороны, результат его предыдущего развития, с другой – гарантия и механизм дальнейшего развития, прежде всего, - духовного. Поэтому нам, жителям округа, необходимо бережно относиться к природе родного края, уважительно – к культурному наследию коренного населения. Необходимо воспитывать уважение не только к своей культуре, но и культуре других народов, жить в мире и гармонии с природой.

 Ценностью программы «МОК,-МОК,ЭН» имеет актуальный в наше время региональный компонент. С его помощью возможно решение таких задач гуманизации образования, как уровневая дифференциация обучения, межпредметная интеграция, практическая направленность обучения, суммирование художественного интереса и расширение знаний ребят о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, выполнение заказа общества на активную и социально адаптированную личность, формирующуюся под влиянием социально-экономических преобразований, происходящих в России и в регионе в отдельности. Тематическая направленность программы « МОК,-МОК,ЭН» с учетом национально-регионального компонента направлено на формирование интереса и приобщение детей к экологической, этнической, региональной, российской и мировой культуре, способствует этнической и гражданской идентификации ученика, формированию общечеловеческих ценностей, общей культуры личности, созданию условий для ее самоопределения и самореализации.

Содержание деятельности программы  летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием эколого – этнографической направленности «МОК,-МОК,ЭН»,    представляет собой заключительный этап   деятельности дополнительного образования по этнографическому направлению в кружке «Бисероплетение» и краеведению в школьном лесничестве «Ягун».  В течение года ребята знакомились с  природой, животным миром, населением ХМАО.

      Программа «МОК,-МОК,ЭН»,   предусматривает применение ранее полученных знаний на практике: полевой экологический практикум, школа юного эколога, мастер классы, инсценировка сказок  и т.д. Программа деятельности летней пришкольной  этноплощадки ориентирована на создание тематической смены связанной с культурой народов севера.

Культура народов Севера ничем не похожая, совершенно другая, как бы из другого мира. Странная для нас, но родная и любимая ими – носителями этой культуры.   Культура обских угров настолько многообразна, что в ней можно отыскать все.  Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности  видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию психических процессов, эмоционально – положительное отношение к окружающему миру в целом. Через устное народное творчество, которое выступает как хранитель  философских, нравственных и эстетических ценностей народа. В сказках Югорской земли в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.

В настоящее время накоплен огромный опыт и большое значение приобретает поиск и разработка новых системных направлений развития экологического воспитания с учетом имеющихся возможностей.

Глава III. Перcпективыразвития проекта «Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания

3.1 Эко-кванториум – пространство возможностей дополнительного естественнонаучного образования как фактор формирования экологической культуры

Данный проект предполагает интеграцию нескольких направлений экологического образования,    часть   из которых  уже успешно реализуется школьным лесничеством «ЯГУН».

Среди задач содействия пространству возможностей дополнительного естественнонаучного образования подростков немаловажное значение отдается задачам нравственного воспитания и краеведения, решение которых обусловливает позитивную динамику духовно-нравственного потенциала общества, определяет уровень культуры общества. Большое значение приобретает использование сведений о достижениях края, города в науке, культуре и производстве, как основы для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, коренных жителях ханты, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Уже много лет воспитанники школьного лесничества выезжают в г. Екатеринбург, где преподаватели Уральского государственного лесотехнического проводили занятия по ботанике, дендрологии, лесоведению, лесоводству, таксации, пирологии, экологии, энтомологии, почвоведению и другим дисциплинам. Но для обучения мы имели возможность вывезти не более 10 воспитанников. Поэтому   хотелось  бы  создать модель детского технопарка  «Кванториум», который предполагает тесное сотрудничество с различными учреждениями системы образования. Для прочного усвоения знаний ребенок должен совмещать теоретические занятия с практической работой.   Модель «Мини»: дополнение действующих кружков дополнительного образования новыми образовательными естественнонаучными и техническими направлениями, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации (Экоквантум, Автоквантум,   Биоквантум, Геоквантум, Робоквантум, Этноквантум, Дополненная и виртуальная реальность).

Проект направлен на создание стабильной многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью увеличения охвата детей научным и техническим творчеством и привлечения молодежи в сферу промышленного производства через призму экологического воспитания.

Задачи проекта:

1) развитие сетевой инфраструктуры дополнительного образования;

2) реализация нового поколения дополнительных образовательных программ научно и технической направленности;

3) внедрение элементов дуального образования;

4) привлечение промышленных предприятий к разработке и реализации образовательных программ на основе конкретных производственных задач.

Проект направлен на популяризацию экологической культуры, а также определение траекторий профессионального развития подростков в рамках системы дуального образования при сотрудничестве с Уральским государственным лесотехническим университетом. Для успешной работы детского экокванториума каждая лаборатория должна быть оснащена:

- универсальным комплектом программ по направлениям научного и технического творчества;

- методическими материалами по организации занятий научным и техническим творчеством (конспекты занятий, спецификация оборудования, перечень литературы, раздаточный материал);

- образовательными модулями по предметам естественно - научного цикла и методическим инструментарием к ним;

- программами обучения педагогов.

  Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми по развитию научного и технического творчества, базирующейся на   партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.

Образовательные направления деятельности:

Для лаборатории «Этноквантум» у нас уже созданы некоторые условия.  Можно использовать Музей-эксплораториум«МОК,-МОК,ЭН». Сохранить гармонию человека с природой может только сообщество высоконравственных, обладающих высокой культурой и образованием людей. Формированию такого сообщества может помочь обращение к вековому опыту, к ценнейшим культурным традициям, выработанным многими поколениями. Изучение этих традиций – удел этнографии. Школа уже много лет тесно сотрудничает с обществом оленеводов. Представители коренного населения с удовольствием проводят мастер-классы по бисероплетению, шитью бисером по сукну, изготовлению одежды, обуви, изготовлению различной утвари и другие.

Для лабораторий «Биоквантум» и «Экоквантум» должны быть выделены отдельные помещения, оборудованные для проведения теоретических, практических, лабораторных, исследовательских занятий и     оснащена современными приборами, позволяющими синтезировать, модифицировать и изучать материалы на микро-уровнях: это сканирующий зондовый микроскоп СЗМ Nanoedukator, ph-метр, спектрофотометр, оптические микроскопы исследовательского класса (прямой, инвертированный, металлографический), муфельная печь, магнитные мешалки, водяные бани, источники питания, сушильный шкаф и многое другое. В рамках данного образовательного направления дети смогут попробовать свои силы в качестве начинающего исследователя.  

Зона «Робоквантума» может быть  представлена двумя лабораториями и направлена на формирование навыков конструирования машин и механизмов, направленных на экологическую безопасность.  В одной аудитории команды детей могут проводить разработку и обсуждение нового проекта, а также осуществлять конструирование моделей, их апробацию и проводить соревнования построенных моделей. Учащиеся проектной траектории «Робоквантум» научатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования, осваивать передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получат практические навыки их применения.

Ожидаемые результаты:

для обучающихся и их родителей:

-расширение спектра направлений развития системы научного и технического творчества в региональном образовании;

-развитие новых форм востребованного интеллектуального и практико-ориентированного обучения по программам;

-реализация образовательными организациями системы научного и технического творчества современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для жизни и работы в инновационной экономике;

-обеспечение информационной прозрачности системы технического творчества в регионе и широкая доступность образовательных программ технического творчества;

-сформированная система выявления, поддержки и развития детской одаренности в сфере научного и технического творчества, основанная на взаимодействии организаций общего, дополнительного и профессионального образования;

для педагогических работников:

-улучшение материально-технического обеспечения объединений научной и технической направленности;

-совершенствование системы повышения квалификации;

-возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды;

-расширение возможностей для постоянного творческого профессионального роста и развития;

для образовательных организаций:

-укрепление и обновление материально-технической базы;

-повышение результативности деятельности организаций;

-расширение форм сотрудничества с социальными партнерами, промышленными предприятиями, представителями бизнес-сообщества.

Показатели (индикаторы) эффективности:

-увеличение численности обучающихся, занятых различными видами деятельности, направленными на формирование экологической культуры;

-увеличение количества региональных учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий;

-увеличение количества обучающихся, ежегодно принимающих участие в учебно-исследовательских конференциях, регионального, межрегионального и всероссийского уровней и др. мероприятиях экологической направленности.

обеспечение условий для реализации довузовской подготовки учащихся 10-11 классов с целью дальнейшего целевого обучения по специальностям естественнонаучного цикла и, как следствие – приток молодых специалистов на предприятия города Когалыма и Ханты – Мансийского автономного округа;

повышение квалификации педагогических кадров;

увеличение доли оборудования, соответствующего современным требованиям организации учебного процесса для обновления учебно-технической базы образовательных организаций;

Список литературы

  1. Арефьев СП. Гнилевые болезни сосны сибирской в лесах среднего Прииртышья. Свердловск, 1990г. с. 22.
  2. Гагарина Т.В. Методические рекомендации для вожатых летнего лагеря-Арсенал образования, 2010 г.
  3. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. УрО РАН  г. Екатеринбург 1995 г.
  4. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. УрО РАН г. Екатеринбург 1995 г.
  5. Гузенко А.П., Караваева О.В., Юрова А.В., Васильева Е.А Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград, 2007 г.
  6. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.
  7. Дмитриев Ю. «Хранители лесов» // Книга природы. М.: Детская литература, 1990 г., с. 257.
  8. Дмитриев Ю. «Соседи по планете». М.: Детскаялитература, 1997г. с. 247
  9. Залесов С.В., Хайретдинов А.Ф.// Лендшафтные вырубки в лесопарках. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2011. – 176 с.
  10. Захаров В.Б. Многообразие живых организмов:// Царство грибы./Учебник - 5-е изд. М.: Дрофа, 2002 г.
  11. Коростелев И.Ф.//  Идущему в лес: учебное пособие. Изд.2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т,  2016. - 148с.
  12. Коростелев И.Ф. ,Залесов С. В., Годовалов Г.А. // Недревесная продукция леса: учебник  / 3-е изд.,  перераб. и доп. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. 383с.
  13. Лазаревич С.В. [ и др.] // Ботаника и физиология растений: учебное пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. – 429 с.
  14. Магомедова М., Морозова Л. Растительность и растительные ресурсы
  15. округа. // Журнал «Югра: Дела и Люди» №3, 1998 г.
  16. Никитина В.В., Башарин В.Н., Башарина А.Г. Зоопарк в твоей книжке.
  17. // Насекомые. / Жуки. / Харьков «Услуга» 1992 г. с. 63.
  18. Орлова Т.К., // Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы».-Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003 г. – 180 с.
  19. Хайретдинов А.Ф., Залесов С.В.//Введение в лесоводство: учебное пособие – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2011г. – 202 с.
  20. Чернов Н.Н. // История лесного хозяйства Демидовых и Яковлевых: монография / Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2012 г. – 296 с.
  21. Чернов Н.Н. // Биотектоника – методологическая основа изучения форм в живой природе. / Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2013 г. – 137с.
  22. Чернов Н.Н.Лесокультурные машины и оборудование. Учебное пособие./Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2011 г.
  23. Чернов Н.Н. // Вопросы методологии лесоведения / Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015 г. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"

Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей,  в них слабо развито чувство любви к природе, к Р...

Система экологического воспитания в дополнительном образовании

В работе рассказывается о том, как организована система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования в нашем Детском эколого-биологическом центре....

Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации

Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению  на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...

«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...

Школьное лесничество «Пойма» (опыт работы по экологическому образованию, воспитанию и профессиональной ориентации)

Школьное лесничество – добровольное объединение учащихся (5-11 классов) МКОУ «Покровская СОШ», организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, ге...

ПРОГРАММА творческого объединения экологической направленности школьное лесничество «Ягун»

Школьное лесничество - это добровольное объединение школьников, как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; р...

Проект "«Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

В данном проекте определены основные задачи экологического воспитания. Включены методические рекомендации, мероприятия, создание обучающих материалов и обеспечение взаимодествия с родителями и педагог...