Педагогический проект "Городское школьное лесничество как эффективная форма непрерывного экологического образования"
рабочая программа по экологии на тему
Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей, в них слабо развито чувство любви к природе, к Родине.
Участвуя в работе экологического объединения «Школьное лесничество» дети восполняют это пробел в общении с природой. Участвуя в походах в лес, на реку, на родник, высаживая ежегодно 600-900 деревьев, выращивая 6000 цветов, занимаясь исследовательской деятельностью по шести направлениям и участвуя в других экологических мероприятиях, они приобретают активную жизненную позицию. За последние годы в школе создана система непрерывного экологического образования с 1 по 11 класс. Трудом школьников за 13 лет работы школьного лесничества создано в городе Нягани 10 парков и скверов. Разработаны и внедряются рекомендации по выкопке, посадке и уходу за деревьями в городе, по агротехнике однолетних цветочных растений. Создано два видеофильма, песня о родном городе, работа школьного лесничества регулярно освещается на городском телевидении и в газетах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект | 133.5 КБ |
Карта педагогического опыта | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя образовательная школа № 4»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Городское школьное лесничество как эффективная форма
непрерывного экологического образования
Автор: Фрезе Валерий Яковлевич
МБОУ МО г.Нягань «СОШ № 4»
2010-2015 г.
г.Нягань, 2013 год
Содержание:
1Аннотация проекта……………………………………………………………3
2.Обоснование необходимости проекта........................................................... 4
3. Цели и задачи проекта................................................................................... 5
4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей)...........................................................................................6
5.Ресурсы........................................................................................................... 15
6.Партнёры …………………………………………………………………...17
7. Целевая аудитория....................................................................................... 17
8. План реализации проекта ............................................................................18
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект .........................................19
10. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………… 21
11. Литература ................. ................................................................................22
12.Приложение .................................................................................................24
- Аннотация проекта
Существование в окружении бетонных стен, бензиновых выхлопов, шума автодорог, приводит к негативному влиянию усиливающейся урбанизацией на детей, в них слабо развито чувство любви к природе, к Родине.
Участвуя в работе экологического объединения «Школьное лесничество» дети восполняют это пробел в общении с природой. Участвуя в походах в лес, на реку, на родник, высаживая ежегодно 600-900 деревьев, выращивая 6000 цветов, занимаясь исследовательской деятельностью по шести направлениям и участвуя в других экологических мероприятиях, они приобретают активную жизненную позицию. За последние годы в школе создана система непрерывного экологического образования с 1 по 11 класс. Трудом школьников за 13 лет работы школьного лесничества создано в городе Нягани 10 парков и скверов. Разработаны и внедряются рекомендации по выкопке, посадке и уходу за деревьями в городе, по агротехнике однолетних цветочных растений. Создано два видеофильма, песня о родном городе, работа школьного лесничества регулярно освещается на городском телевидении и в газетах.
- Обоснование необходимости проекта
Организуя в 1999 году в школе № 4 школьное лесничество, мы своей главной целью ставили привлечь максимальное количество детей к общению с природными объектами. Мы стремились организовать не только познавательную, но и интересную практическую работу детей в городе, в прилегающих лесах, с природными объектами. Старались сделать эту работу последовательной и целенаправленной в рамках непрерывного экологического образования детей с 1 по 11 класс. Нацеливались на то, что организуя практическую деятельность детей в школьном лесничестве, получить не только воспитательный и познавательный результаты, осуществляли реальные практические дела по улучшению экологии в городе Нягань. Занимаясь озеленением города, выращивая тысячи корней цветов на его улицах, мы обеспечиваем семенным материалом цветов 30 образовательных учреждений города и 20 школьных лесничеств округа. Очень большое внимание уделяем исследовательской работе с растениями в городе. Ежегодно члены школьного лесничества выступают с результатами исследовательской деятельности на городском, окружном, а в 2010 году и на федеральном уровне. В настоящее время проводятся исследования над природными объектами в городе по шести направлениям. Однако, приходилась наблюдать особенно в первые годы работы школьного лесничества такую проблему, как низкий уровень активности детей в экологических акциях и социальных проектах направленных на сохранение и улучшении экологической ситуации в городе. Причин этому несколько и первой является то, что некоторые дети не хотят принимать участие в таких мероприятиях. Другие дети не знают чем заняться, не зная о том, где и как организуются и проводятся природоохранные мероприятия. У значительной же части детей нет опыта и системы участия в экологических мероприятиях. Исходя из существующей ситуации и моего 40 - летнего опыта по организации работы детских экологических объединений «Голубой патруль» и «Школьные лесничества», я разработал данный практико-ориентированный проект. Считаю, что это необходимо для вовлечения максимального количества школьников с 1 по 11 класс в изучение, исследование природных сообществ, на привлечение учащихся к интересной практической, исследовательской деятельности с природными объектами в городе, для реального улучшения экологической обстановки в городе Нягань. А главным итогом своей работы считаю воспитание из них людей, которые любят, берегут родную природу, умеют общаться с ней, благоустраивать и преумножать ее богатства.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: совершенствование системы непрерывного экологического образования путем координации и взаимодействия школьного лесничества с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.
Задачи:
1.Создание социально-ориентированных навыков через систему научно-практической деятельности;
2. Воспитание экологической культуры школьников, в интересах устойчивого личностного развития
3.Просветительская деятельность школьного лесничества по экологической культуре жителей города.
4.Активное вовлечение школьников в практическую исследовательскую деятельность.
5.Привлечь максимальное количество учащихся к участию в экологических акциях.
IV. Основное содержание проекта.
Взаимоотношения человека и природы всегда были на первом плане в человеческом обществе. Есть мнение, что одной из причин вымирания мамонтов, овцебыков, безонов на севере России и других районах является преследование их человеком.
По мере становления государств, роста человечества, накопления знаний об окружающей природе стала возникать система передачи знаний подрастающему поколению.
Всегда одной из важнейших частей образования, являлись знания по правилам общения с окружающей природой. Человек часть природы и он не может жить без нее, без использования ее ресурсов. Часто это воздействие было очень неблагоприятным. Например, появление пустыни Сахара полупустыни в Ираке это результат деятельности человека.
Современное образование важный и сложный процесс передачи знаний накопленных предками молодому поколению и в нем очень значимым является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Школьные лесничества это особая форма организации внеклассной работы детей. Это добровольное объединение с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к лесу и природе родного края, расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии. Здесь формируются трудовые умения и навыки по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов. Это приобщение детей к исследовательской работе с природными объектами, а у некоторых и к сознательному выбору профессии.
Работа детей в школьном лесничестве преследует несколько задач:
образовательные:
-изучение леса, как природного биогеоценоза;
-изучение и усвоение теоретических и прикладных знаний лесохозяйственных дисциплин;
- приобретение навыков опытно-исследовательской работы;
-овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий;
воспитательные:
- воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям;
- сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользовании, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов. профориентационные:
-подготовка к осознанному выбору профессии.
практические:
-организовать практическую деятельность с природными объектами с целью получения какого-то конкретного результата;
-проводимые мероприятия должны быть интересными, важными, вызывающими гордость за их результат, ответственность за доведения дела до конца;
-развивать навыки самореализации, расширение границ знаний, прогнозирование возможных результатов.
организационно-пропагандистские:
- проведение лесоохраной и природоохранной агитации и пропаганды.
Работа школьного лесничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством:
- Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
- Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
- Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ;
- Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82- ФЗ «Об общественных объединениях».
- другими нормативно-правовыми актами.
Школьное лесничество «Нягань» Няганьского лесничества Красноленинского лесхоза образовано на основании приказа от 5.01.1999 года № 1 по Красноленинскому лесхозу на базе Няганской средней школы № 4. За школьным лесничеством закреплены кварталы 48, 49, 50, 61 городских лесов города Нягань общей площадью 1496 га. Прием учащихся в школьное лесничество осуществляется по личным заявлениям. Первый набор учащихся составлял 16 человек 7-11 классов, а к 2012 году вырос до 62 членов.
В 2000 году Западносибирским государственным лесоустроительным предприятием разработан и научно обоснован проект организации школьного лесничества «Нягань»
Школьное лесничество образовано полностью на территории городских лесов города Нягани. Другой особенностью школьного лесничества «Нягань» является то, что оно образовано на базе обычной городской школы и в связи с этим очень существенную роль в ее деятельности играют мероприятия направленные на улучшение экологии родного города.
Работа школьного лесничества началась с 1999 года, когда во всей Югре очень большое внимание стало уделяться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. Свою работу мы начали с выбора имени школьного лесничества и создание герба. Многие школьные лесничества округа стали называть себя «Белками», «Бурундучками», «Зайцами», «Лесовичками». Мы же решили назвать свое лесничество именем родного города «Нягань». При выборе герба в школе объявили конкурс, победителем которого стал герб, предложенный ученицей 10 класса Графской Ольгой. Это изображение лося в окружении кедровых веток, шишек и соответствующих надписей.
По мере накопления опыта работы с детьми в школе и в городе наша деятельность становилась все более разнообразной. Мы приступили к цветочному оформлению некоторых объектов города, стали благоустраивать городской родник, проводить исследовательскую работу, на нескольких грядах заложили небольшой питомник древесно-кустарниковых растений, где учимся из семян выращивать деревья, стали участвовать в городских слетах школьных лесничеств.
Уже с середины 90-х годов 20 века очень активное экологическое воспитание развивалось во всей Югре. В городе Ханты-Мансийске 16-19 мая 2001 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему «Опыт, проблемы и перспективы развития непрерывного экологического образования» (см. приложение). Я был участником этой конференции и очень много взял из того, о чем там говорилось. Здесь широко было раскрыто состояние экологического воспитания в Югре. Был представлен опыт с детьми в детских садах, начальной, средней и старшей школе, в колледжах и вузах округа, дан анализ состояния и перспектив экологического состояния. Рассмотрены факторы, препятствующие, тормозящие формирование экологического сознания, созданию системы непрерывного экологического образования. Мы очень внимательно изучили этот опыт и на базе школьного лесничества «Нягань» стали более активно проводить различные экологические мероприятия. Используя материалы этой конференции, мы стали постепенно создавать систему непрерывного экологического образования. Я разработал программу «Природа. Родина. Мы»для учеников 1-ых классов. Сейчас,2 часа в неделю во внеурочное время с детьми я веду занятия по этой программе. Во 2-4 классах эстафету подхватывают учителя начальной школы. Это очень грамотные, целеустремлённые люди, активно привлекающие детей к различным экологическим мероприятиям. В 5-10 классах, работаем соответственно программе школьного лесничества, дети 5 дней в неделю по индивидуальному графику принимают участие в работе школьного лесничества. Все члены школьного лесничества участвуют в практических, экологических мероприятиях и привлекаются к исследовательской работе. Степень участия в этом процессе зависит от возраста, а в старших классах и от уровня заинтересованности, увлечённости изучаемым процессом. На практических занятиях закрепляются навыки работы с книгой, интернетом, умение логически мыслить, анализировать, способность грамотно донести информацию до слушателей, вести диалог по представляемому материалу.
В современное время, в МБОУ «СОШ №4» создана и работает чёткая система непрерывного экологического образования на базе школьного лесничества «Нягань», которая имеет конкретные результаты.
В частности, на основании своего опыта по выращиванию растений в городе, мы разработали «Рекомендации по выкопке, посадке и уходу за растениями в городе Нягани». Здесь подробно говорится, где и как правильно выкопать растения, как правильно его посадить, и как правильно за ним ухаживать, чтобы достичь 80-90% приживаемости растений (см. приложение).
Мы научились выращивать цветочные растения, собирать с них семена и выделили наиболее перспективные виды и сорта. (см.приложение).
С 2002 года ежегодно каждое образовательное учреждение города Нягань и большинство школьных лесничеств округа получают в подарок от нас коллекцию семян 20 видов цветов с рекомендациями по агротехнике и с цветной фотографией наиболее красивых и перспективных из них (см.приложение).
В январе 2005 года в наш город приехал московский детский писатель Владимир Зотов. Он много встречался со школьниками и администрацией города, был гостем нашего школьного лесничества. По его инициативе в нашем городе стала проводится ежегодная экологическая акция «Рождественская неделя природолюбия» проходящая в течение трех дней во время зимних каникул детей. Здесь дети начальных, средних и старших классов обмениваются опытом, защищают экологические проекты, соревнуются в экологических конкурсах, посещают православный храм, городской центр детского творчества, экологическую тропу, турбазу и т.п. Последний третий день посвящен поездке на природу, в этот день проводятся акции «Чистый родник» и «Помоги лесным обитателям». Дети на автобусах выезжают на городской родник, где занимаются его благоустройством, устанавливают природоохранные аншлаги. Затем дети едут на берег реки Ехань-Юган, развешивают кормушки для птиц, прибивают несколько дуплянок на деревья, подрубают осинку для зайцев, ставят им в снег несколько березовых веников, веселятся на берегу реки. В завершение мероприятия все угощаются лесным чаем у костра.
В 2007 году после проведения очередной «Рождественской недели природолюбия» в школе был выпущен и распространен буклет «Экологическое воспитание в МОУ «СОШ №4», где рассказывается об экологических мероприятиях, об успехах и достижениях учащихся и педагогов.
Очень важную роль экологическому образованию в нашем городе отводится дошкольным учреждениям. Я неоднократно был в жюри на детских дошкольных экологических форумах. Здесь ребята из детских садов выступали со своими научными сообщениями, рассказывали о своих опытах с биологическими объектами, соревновались в знаниях по экологии, по знанию правил взаимоотношений с окружающей природой. Например, там были такие выступления как «Щука – хищник водоемов Югры», «Хлеб всему голова», «Картофель- наш второй хлеб» и много других. Чтобы понять насколько это важно в процессе воспитания подрастающего поколения нужно видеть эти целеустремленные, искренние, увлеченные лица детей – участников этих акций. Это были очень интересные, творчески подготовленные и мастерски проведенные экологические мероприятия.
Шли годы в городе подрастали деревья, все более заметными были результаты первых лет работы школьного лесничества «Нягань». Накапливался опыт работы с коллективом детей, с организацией проектной, исследовательской деятельности коллектива лесничества. В результате были выработаны шесть основных направлений практической и исследовательской деятельности школьного лесничества.
1.Озеленение города Нягани, его улиц, площадей, парков во время проведения весенних и осенних дней древонасаждений, высаживая ежегодно от 500 до 900 деревьев.
2.Совершенствование ассортимента деревьев и кустарников на улицах города Нягань путем интродукции новых, устойчивых, декоративных растений. Нами выращиваются и изучаются такие интересные растения как липа мелколистная и дуб черешчатый, вяз и клен татарский, лох серебристый и дрок красильный, рябинник рябинолистный и можжевельник казацкий, снежноягодник и барбарис и некоторые другие.
3.Изучение и интродукция новых видов и сортов однолетних цветочных растений, с целью расширения ассортимента цветов в городе Нягани. Нами выращивались и наблюдались 82 вида, примерно 250 сортов однолетних цветов. Не менее 10 из них могут и должны украшать улицы северного города Нягань. (см. приложение). Это такие новые виды как немезия зобовидная и рудбекия шерстистая, годеция и хризантема увеченная, эшольция калифорнийская и урсиния укропная, льнянка марокканская и кладантус арабский, матрикария и амаранты усатый и пирамидальный и другие виды.
Ежегодно 200 ящиков цветочной рассады члены школьного лесничества выращивают для родной школы, а большинство дарят другим учреждениям города, чтобы город был более красивый.
4.Разработка ландшафтных проектов и их внедрение при озеленении территорий промышленных предприятий и организаций города. В школьном лесничестве мы поставили своей целью ежегодно грамотно озеленять 1-2 территории и предприятия города. Например, 2000 год - озеленение территорий школы №4;2001-2003г.- территории университета и сквера Нефтянников;2004г- территории театра и детского садика березка; в 2005году, совместно с комитетом по делам молодежи, заложили сосновый парк перед клубом «Афганец»; 2006г.- разработан и внедрен проект озеленения территории завода ЛВЛ-Югра. По просьбе дирекции детского реабилитационного центра «Гармония», в 2008 году, была озеленена территория. В 2009 году, по просьбе дирекции плавательного бассейна «Дельфин», совместно с партией «Единая Россия», нами был составлен проект и высажен парк на окружающей его территории, где сейчас растут сотни деревьев и цветов. В 2009-2012 годы были озеленены четыре детских площадки в 3 микрорайоне, где высажено более 1000 деревьев; в 2011-2012г озеленен спортивный комплекс «Юниор» дом престарелых «Родник» магазин «Вояж».
5.Изучение технологии выращивания и внедрение красивоцветущих растений флоры Западно-Сибирской низменности на улицах города Нягань. На клумбах в городе Нягани мы выращиваем такие красивые интересные и перспективные растения как герань лесная и синюха голубая, астра солончаковая и дербенник иволистный, спаржа и очиток розовый. Мы считаем, что эти растения вполне могли бы дополнить цветочное оформление на клумбах нашего города, а возможно и других.
6.Сохранение и воссоздание природных экосистем вокруг города Нягань. Это благоустройство истока родника с питьевой водой и борьба с оврагами, рекультивация песчаных карьеров, где мы уже посадили 20 000 сеянцев сосны, проведение биотехнических мероприятий для обитателей леса, уход и благоустройство городской экологической тропы.
Уделяя большое внимание практическим результатам деятельности детей, в школьном лесничестве мы одновременно очень важным считаем привлечение их к исследовательской работе с природными объектами. Наши дети ежегодно участвуют в городских, а иногда и в окружных научно-практических конференциях с результатом своих исследовательских работ.
Такая работа заостряет ум у детей, развивает их творческие навыки, учит анализировать и систематизировать знания, вести документацию, письменно оформлять выводы, умению логически мыслить, рассуждать. Она учит их выступать перед публикой, отвечать на возникающие вопросы. Из самых интересных работ хотелось бы выделить такие как «Интродукция новых видов и сортообразцов цветочных декоративных растений, изучение методов выращивания растений и внедрение элементов клумбового цветоводства на улицах и площадях города Нягани, в условиях северо-таежной зоне Западно-Сибирской равнины». Ее выполнили ученики 5-6 классов Шанаурин Захар, Лаптева Марина, Мингалева Маша, Цыкарева Маша (февраль 2002 года). (См.приложение).
В 2005 году на окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» с исследовательской работой «Изучение и интродукция новых видов и сортов высокодекоративных деревьев и кустарников в условиях города Нягани Ханты-Мансийского автономного округа выступила член школьного лесничества Козлова Вероника, ученица 9 класса. В 2006 году на Х окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» Козлова Вероника, ученица 10 класса выступила с докладом «Изучение и совершенствование ассортимента однолетних цветочных растений и технология их выращивания в условиях города Нягани Ханты Мансийского автономного округа». (см. приложение). В 2010 году ученица 11 класса Спешилова Света за проект «Улучшение экологического благополучия города Нягани» заняла первое место в окружном, а затем первое место и на Всероссийском уровне в юниорском лесном конкурсе «Подрост», в номинации «Практическая природоохранная деятельность». В своей работе Света подвела итоги работы школьного лесничества «Нягань» в течение 11 лет, очень умно и грамотно ответила на все обращенные к ней вопросы. В мае 2012 года наша выпускница Шарипова Альбина выступила на Международном форуме «Спасти и сохранить» в городе Ханты-Мансийске с исследовательской работой «Внедрение красивоцветущих растений флоры Западно-Сибирской низменности на клумбах города Нягани».
Сейчас реальные результаты работы школьного лесничества можно видеть во многих уголках города Нягань. Школьное лесничество «Нягань» оставило свой след в истории и ландшафте нашего города.
Таким образом, можно констатировать, что ранее перечисленные мероприятия, практические работы, исследования и наблюдения, составление и защита экологических проектов в МОУ «СОШ№4» города Нягань, проводимые в рамках деятельности школьного лесничества «Нягань», привлекают все большее число детей к участию в экологических мероприятиях. Она делает из них активных членов городского социума, которые уже в процессе обучения не только изучают взаимоотношения человека и природы, но и делают из них активных, грамотных, творчески мыслящих людей, понимающих роль природы в жизни человека и желающих, и умеющих своим трудом, знаниями и умениями создавать такой комплекс взаимоотношений человека и природы, в котором природа становится все богаче и щедрее, а человеку жить в ее окружении было все комфортнее.
V. Ресурсы
1. Временные: сентябрь 2010 года – сентябрь 2015 года
2.Информационные:
1) Законы о природе Российской Федерации и ХМАО-Югры;
2) Методические рекомендации по образованию школьных лесничеств, о содержании и направлении в них, о целях и задачах, стоящих перед ними;
3) Статьи и рекомендации об организации исследовательской, практической работе школьных лесничеств по экологическим вопросам;
4) Литература о растениях, животных, растениях, грибах, о состоянии экологии ХМАО по годовым отчетам.
5) Материалы окружных и городских конференций на экологические темы;
6) Материалы по опыту работы других школьных лесничеств округа и страны
7) Материалы по организации и оформлению проектно-исследовательской деятельности детей;
8) Интернет-ресурсы по опыту работы других школьных лесничеств, творчески работающих педагогов, интересных проектно-исследовательских экологических работ.
3.Интеллектуальные, экспертные: Информационно-методическое и организационно - техническое сопровождение проекта обеспечивают
4.Организационные: нормативные документы по работе школьного лесничества «Нягань» МБОУ СОШ № 4:
- проект организации лесного хозяйства школьного лесничества «Нягань» г.Новосибирск, 2000 г. 94 с.
-Сборник рекомендаций по организации деятельности школьных лесничеств-п.Правдинский.2012 г.
- Положение о школьном лесничестве в МОУ «СОШ №4».
- Должностная инструкция руководителя школьного лесничества «Нягань».
- Паспорт экологического общественного объединения школьного лесничества «Нягань» ХМАО-Югры МОУ «СОШ №4» г.Нягань.
- Циклограмма работы школьного лесничества «Нягань» за 2012-2013 год.
- Программа деятельности школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 год.
- Календарно-тематическое планирование школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 год
- План работы школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 год.
5.Материально–технические: УМК по биологии, обеспеченный ПК с выходом в Интернет, принтером, сканером, мультимедийным оборудованием. Набор раздаточного демонстрационного материала по биологии 5-11 классов, набор микроскопов, гербарии, скелеты, влажные препараты, таблицы, книги и учебники экологического направления, канцелярские принадлежности. Садово-огородный инвентарь.
VI.Партнеры:
- члены школьного лесничества «Нягань»,
- учителя биологии, и весь коллектив школы, в той или иной степени участвующих в практических, исследовательских, агитационно-рекламных и других мероприятий экологической направленности, проводимых в школе.
- администрация Октябрьского лесхоза и Няганского территориального лесничества, активно принимающие участие в организации, руководстве и финансировании многочисленных природоохранных акций, проводимых по линии школьного лесничества «Нягань»
VII. Целевая аудитория:
20012-2013 учебный год
- ученики 1 а, 1 б, 1 в классов, занимающиеся 2 часа в неделю во внеурочное время, по программе «Природа. Родина. Мы.»
- 5-7 класс вторая группа учащихся; 8-9 класс третья группа учащихся ; 10-11 класс четвертая группа учащихся. Эти дети принимают участие 2-3 раза в неделю участие в занятиях школьного лесничества в соответствии с индивидуальным графиком. Занятия школьного лесничества проводится 5 раз в неделю по понедельникам, вторникам, четвергам, пятницам и воскресение.
VIII.План реализации проекта
№ | Этапы реализации проекта | Сроки реализации | Мероприятия |
I | Подготовительный: Анализ результатов проделанной работы, изучение опыта других школьных лесничеств, нового методического материала | 2010-2011 | Составление программы деятельности школьного лесничества, паспорта школьного лесничества, планов работы на перспективу. |
II | Основной: 1.Использование результатов работы школьного лесничества «Нягань» на уроках биологии и других, на общешкольных праздниках. | 2010-2015гг | Участие членов школьного лесничества в работе агитбригад, творческих праздниках и юбилеев с освещением результатов школьного лесничества. |
2.Оснащение стенда, отражающего текущую работу и жизнь школьном лесничестве | 2010-2015гг 1 раз в квартал | Фотографирование проводимых мероприятий, изготовление стендов | |
3.Участие в окружном юниорском лесном конкурсе исследовательских работ «Подрост» | 2010-2015гг ежегодно | Проведение наблюдений и исследований за растениями в городе Нягань | |
4.Подведение итогов исследовательских работ, составление проектов | 2010-2015гг ежегодно | Персональный анализ полученных данных, оценка перспективности и значимости работы, степень завершения. | |
5.Участие в окружном слете школьных лесничеств | 2010-2015гг Ежегодно сентябрь | В течение года совершенствовать знания детей по ботанике, дендрологии, зоологии, таксации, лесоведению и других | |
6.Участие в окружной акции «Спасти и сохранить» | 2010-2015гг Ежегодно | Активно участвовать в посадке растений в городе, в озеленении детских площадок, очистке леса от мусора, уходу за родником и другие мероприятия. | |
7.Внеклассные мероприятия | 2010-2015гг | Общешкольные, городские экологические конкурсы плакатов, рисунков, поделок. Участие в брейн-рингах, в городской «Рождественской неделе природолюбия» и других мероприятиях. | |
8.Проведение профориентационной работы | 2010-2015гг Ежегодно | Беседы выпускников школы с работниками лесного хозяйства с сотрудниками экологических организаций города Нягани | |
9.Мониторинг значения и результатов экологического образования | 2010-2015гг Ежегодно | Мониторинг поступления выпускников МОУ «СОШ №4» и в частности членов школьного лесничества в ВУЗы т СУЗы экологического, биологического и творческого направлений. | |
III | Заключительный: Анализ результатов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта. | 2010-2015г 2-3 раза в год | Видеофильм о школьном лесничестве «Нягань». Выступление на педсоветах и экологических конференциях. Телематериалы по городскому телевидению. Газетные статьи и о работе школьного лесничества. Разработка и распространение рекомендаций по результатам работы школьного лесничества. Размещение на личном сайте своего педагогического опыта, публикация в газетах, в материалах конференций, в журналах, на сайте МОУ «СОШ №4» |
IX. Ожидаемые результаты и социальный эффект
1. Материальные объекты, которые появились в ходе реализации проекта:
1) Методические рекомендации по правилам выкопки, посадке и уходу за деревьями в городе Нягань.
2) Методические рекомендации по видовому ассортименту однолетних цветов и агротехнике их выращивания.
3) Буклеты, отражающие работу школьного лесничества «Нягань»
4) Видеофильмы о работе школьного лесничества «Нягань» созданные в 2008 и 2009 году.
5) Перечень примерных тем и направлений экологических проектов и исследований для учеников 5-11 классов.
6) Сборник исследовательских работ, созданных за 12 лет работы школьного лесничества.
7) Песня о родном городе, созданная в школьном лесничестве.
8) Благоустройство в городе за 12 лет работы школьного лесничества, территорий МБОУ «СОШ №4», детского садика «Березка», универститета, сквера Нефтяников, театра, детского реабилитационного центра «Гармония», спортивного клуба «Афганец, завода ЛВЛ-Югра, плавательного бассейна «Дельфин», спортивного комплекса «Юниор», магазина «Вояж», городского родника и четырех детских площадок в третьем микрорайоне.
9) Информация о результатах реализации проекта на личном сайте педагога, и сайте МБОУ «СОШ№4».
2. Результаты–эффекты (социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта)
1) эффективное освоение школьной программы по биологии и другим предметам, как правило, члены школьного лесничества имеют только хорошие и отличные оценки по большинству предметов;
2) регулярное общение детей с природой и её объектами;
3) постоянный положительный психологический эффект, возникающий при общении с природой;
4) практическая, исследовательская работа по экологии, ведёт к развитию творческой личности ученика, развивает умения работать с природными объектами, умения анализировать и прогнозировать результаты, формирует у него активную жизненную позицию.
5) положительное влияние деятельности школьного лесничества на весь коллектив школы, принимающих активное участие в различных аспектах деятельности школьного лесничества практических, агитационных и других;
6) эффективное обобщение и распространение собственного педагогического опыта на семинарах, конференциях, слетах, в прессе и на телевидении;
7) высокие результаты работы, достижение новых горизонтов в работе с детьми и как следствие повышение квалификации учителя;
8) успешное участие педагога в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.
X. Перспективы дальнейшего развития проекта заключаются в следующем:
- увлечь все большее количество детей в работу школьного лесничества, а также привлечение большей части детского коллектива школы к участию в различных экологических мероприятиях;
- широко информировать коллектив школы о работе, результатах, достижениях школьного лесничества «Нягань»;
- совершенствовать, дополнять систему непрерывного экологического образования в МБОУ «СОШ №4»;
- реализовывать новые виды и направления исследовательской проектной деятельности детей;
- создание, разработка новых интересных методических приемов проведения экологического образования детей;
- обобщение работы, накопленного передовыми школьными лесничествами округа и страны и широкого использования его в своей деятельности;
- считать одной из важнейшей задач создаваемого проекта, осмысление, анализ и обобщение опыта работы школьного лесничества «Нягань», по непрерывному экологическому образованию, широкое распространение его положительных сторон, знакомство с ним, как можно большей аудитории, как в городе, так и в окружном и всероссийском уровне, используя свой сайт в интернете, сайт МБОУ «СОШ №4» и средства массовой информации.
XI. Литература
- Большой набор литературы учебной, методической, познавательной, справочно-информационной, выпущенной до 2008 года
- Коняев Н.И. «Эринтур» (поющее озеро) альманах писателей Югры ОАО Полиграфист, 2008.
- Коллектив Авторов Е.А.Зотеева и другие «Флора и фауна природного парка Самаровский чугас». «Энтомофауна». Типография Уральский центр академического обслуживания г.Екатеринбург, 2009.
- Коллектив Авторов Е.А.Зотеева и другие «Флора и фауна природного парка Самаровский чугас». «Ксилотрофные Базидиальные грибы» Типография Уральский центр академического обслуживания г.Екатеринбург, 2009.
- Коллектив Авторов Е.А.Зотеева и другие «Флора и фауна природного парка Самаровский чугас». «Флора сосудистых растений живого напочвенного покрова» Типография Уральский центр академического обслуживания г.Екатеринбург, 2009.
- Под редакцией Л.А.Антиповой, Л.С.Захаровой «Материалы XVIII городской экологический конференции старшеклассников г.Ханты -Мансийск. ОАО «Информационный издательский центр» 2008 г.
- Н.И.Коняев «Моя нечаянная Родина» ОАО «Полиграфист» 2008 г.
- Н.Михно «Краеведческий календарь юбилейных и памятных дат» г.Нягань 2009 г.
- Коллектив авторов Е.А.Зотеева и другие. Учебное пособие «Изучаем лес» в помощь юному лесоводу ГОУ ВПО Уральский государственных лесотехнический университет, 2010г.
- Составители С.П.Спирина и другие Методические разработки ( в помощь руководителям школьных лесничеств и экологических объединений) П.Д. «Солярис» г.Екатеринбург, 2010 г.
- Коллектив авторов. Информационный бюллетень «О состоянии окружающей среды ХМАО-Югры в 2008-2009 годах» ООО «Принт-Класс», 2010 г.
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», издательство «АКВА-ПРЕСС», 2009 г.
- Ответственные за выпуск Л.В.Круглова, М.А.Гах, Ю.Н.Захарова. Окружные, всероссийские и международные экологические конкурсы в ХМАО-Югре в рамках межведомственного взаимодействия. (Положения, задачи, сроки проведения). Принт-класс», 2011
- Научный редактор О.С. Покофьева, кандидат филологический наук, доцент. «Взаимодействие образовательный учреждений и других социальных институтов в целях воспитания и профессиональной ориентации молодежи». Материалы VI и VII региональных научно-практических конференций филиала Тюменского государственного университета г.Нягани. (выступление Фрезе В.Я. о школьном лесничестве «Нягань» с.133-137). Издательства ОГУП, Щадринский дом печати, 2011.
- Под редакцией Н.А.Сидоровой «Сборник рекомендаций по организации деятельности школьного лесничества». ФБУ «Учебно-методический центр», п.Правдинский, 2012 г.
- Ответственная за выпуск Г.А.Ткаченко «Экологическая политика в ХМАО-Югре» ОАО «Полиграфист
Приложение 1
Примерные темы, проводимых и перспективных исследовательских работ по экологическому профилю в школьном лесничестве «Нягань» для учащихся
5-11 классов.
Приложение 2
Материалы VI и VII региональных научно-практических конференций филиала Тюменского государственного университета г.Нягани. (выступление Фрезе В.Я. о школьном лесничестве «Нягань» с.133-137). Издательства ОГУП, Шадринский дом печати, 2011.
Приложение №3
Буклет «Экологическое воспитание в МОУ «СОШ №4» 2007 год
Приложение №4
Краеведческий календарь юбилейный и памятных дат
города Нягани (в разделе «Город и люди» в числе других представлена биография Фрезе В.Я. с упором на экологическую работу с детьми в школьном лесничестве).
Приложение № 5
Программа деятельности школьного лесничества «Нягань».
Приложение № 6
Паспорт школьного лесничества «Нягань»
Приложение № 7
Должностная инструкция руководителя школьного лесничества.
Приложение № 8
Календарно-тематическое планирование школьного лесничества «Нягань»
Приложение № 9
Положение о школьном лесничестве.
Приложение № 10
План работы школьного лесничества на 2011-2012 год
Приложение № 11
Отчет работы школьного лесничества на 2011-2012 год
Приложение № 12
Практические рекомендации выработанные в процессе работы школьного лесничества по озеленению г.Нягани
- рекомендации по выкопке, посадке и уходу за саженцами древесных культур в г.Нягани
- рекомендации по выращиванию однолетних цветов в г.Нягани
- таблица, рекомендуемых сроков посева на рассаду и в грунт, изучаемых однолетних цветочных растений на весну 2012 года в школе № 4 г.Нягани ХМАО.
- таблица ассортимента семян однолетних растений для выращивания и изучения на весну 2012 года в школе № 4 г.Нягани ХМАО.
- фото из подарочного комплекта семян цветочных растений за 2012 год.
Приложение № 13
Диск с видеофильмом о работе школьного лесничестве «Нягань».
Приложение № 14
Диск с молодежной песней о городе Нягань, созданный Фрезе В.Я с детьми из школьного лесничества.
Приложение № 15
Исследовательский проект «Улучшения экологического состоянии города Нягань» Спешиловой Светланы, занявший 1 место во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост», в номинации «Практическая природоохранная деятельность».
Приложение № 16
Исследовательский проект «Выращивание красивоцветущих растений флоры Западно-Сибирской низменности на клумбах г.Нягани», с которым
Шарипова Альбина в мае 2012 года выступала на международном экологическом форуме «Спасти и сохранить» в городе Х-Мансийске.
Приложение № 17
Перечень экологических мероприятий.
Приложение № 18
Выборка газетных статей руководителя школьного лесничества Фрезе В.Я. и других, отражающих работу школьного лесничества в средствах массовой информации.
Приложение № 19
Копии грамот, дипломов, полученных Фрезе В.Я. в 2011 - 2012 году.
Приложение № 20
Выступление Фрезе В.Я. в ноябре 2012 года на окружном слете руководителей школьных лесничеств г.Нижневартовск и на всероссийском слете руководителей школьных лесничеств г. Москва, с упором на практические мероприятия, проводимые в школьном лесничестве «Нягань».
Приложение № 21
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ.
Приложение №22
Отзыв О.С. Прокофьевой кандидата философских наук,доцента филиала ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» об исследовательском проекте,с личным мнением о деятельности школьного лесничества «Нягань»
Приложение №23 Отзыв начальника территориального управления няганьское лесничество, о работе руководителя школьного лесничества.
Приложение №24Благодарность школьному лесничеству МОУ «СОШ №4» от «Центра развития ребёнка детский сад №4» «Веснянка».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Карта педагогического опыта
Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
Автор: Фрезе Валерий Яковлевич
учитель биологии
МБОУ МО г.Нягань СОШ № 4
г.Нягань
2013
1. Содержательные параметры:
1.1. Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность в практике). | Человек, живущий в городе, часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека, продолжительность его жизни. Первые годы своей жизни человек тратит на изучение, освоение знаний, накопленных человеческим обществом, формируется как творческая гармонически развитая личность. Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание школьников, оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся природным объектам.Городское школьное лесничество «Нягань», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся в МБОУ МО г.Нягань «СОШ №4»и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки в г.Нягань, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в деле воспитания подрастающего поколения. В ФГОС НОО и ООО большое внимание уделяется формированию экологической культуры школьников. |
1.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т. д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме | Педагогический опыт представлен в форме практико-ориентированного проекта, с описанием методики организации и работы школьного лесничества МБОУ «СОШ №4». Он представляет собой подробный анализ по организации работы школьного лесничества, по разработке направлений деятельности. Особый упор делается на практическую направленность, на увлечение детей конкретными делами экологического направления, на планирование и достижение конкретных задач по улучшению экологической ситуации в г.Нягань. Широко применяются исследовательские иформационно-комуникационные, мультимидийные и другие технологии. Они развивают у школьников диалогические,коммуникативные,творческие качества. Учащиеся самостоятельно проводят наблюдения, исследования разрабатывают проекты-презентации на экологическую тематику. Примеры подобных проектов имеются в приложении. На школьном сайте 86 sch4-nyagan.eduste.ru освещены материалы по организации и результатам работы школьного лесничества «Нягань», которые могут быть использованы широкой аудиторией. Видеофильмы о школьном лесничестве и регулярные статьи в городских газетах, трансляция по городскому телевидению, подтверждают важность и нужность данной формы экологического образования и обучения школьников. Часть материалов о школьном лесничестве представлена на личном сайте Фрезе В.Я. |
1.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Одним из вариантов организации внеклассной работы школьников экологического направления является школьное лесничество. Представляя собой очень интересную и полезную форму работы, она требует от учителя очень много творчества, глубоких знаний, желания и умения работать во внеурочное время с экологическими объектами. Поэтому далеко не в каждой школе имеется такая форма организации. Новизной опыта является то, что работа школьного лесничества распространяется на все школьные возрастные группы детей с первого по одиннадцатый классы. В МБОУ СОШ №4 на базе школьного лесничества создана непрерывная система экологического воспитания школьников, причем в этот процесс вовлечена большая часть коллектива школы. Особенно интересен и нов наш опыт работы тем, что главным объектом работы школьного лесничества является родной город, его улицы, скверы, растения и животные. Новизной является то, что очень большая роль отводится практической работе с четко поставленными целями. Это позволяет увлечь детей интересной работой, вызывает гордость за полученные результаты. Практическая и исследовательская деятельность экологического направления развивает детей как творческих, целеустремленных личностей полезных и нужных обществу. Это часто помогает им сделать осознанный выбор соответствующей профессии. |
1.4. Методологическая база педагогического опыта. | Теоретико - методологической основой педагогического опыта планированию и деятельности являются: теоретические труды по психологии и педагогики личности (Г.М. Анохина, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, В.Д.Шадриков);теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);основные положения системного подхода (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.Б. Орлов, Н.Г. Свинина, А.В. Усова, Б.М. Теплов); теории применения инновационных технологий (В.П. Беспалько, В.В. Васильев, В.В. Гузеев, Т.Ф. Гурова, М.В. Кларин, В.И Лещинский, Е.С. Полат, Н.Г. Свинина, Г.К. Селевко И.С. Якиманская, и др.) В основу проектирования педагогического опыта положены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, а также гуманистическая модель экологического образования, ориентированная на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Очень важным является индивидуальный подход к детям, каждый из которых является личностью со своими особенностями, потребностями, убеждениями. В процессе работы школьного лесничества из отдельных индивидуумов, формируется коллектив, способный решать различные экологические задачи и проблемы. |
1.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического опыта. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки. | Модернизация и инновационное развитие, а также поддержание и улучшение экологических и экономических условий жизни – вот основное направление развития Российского общества. Здесь на первый план выходит подрастающее поколение, которое благодаря полученным знаниям, умениям, высокому профессионализму сможет все это осуществить. Исходя из этих задач, мною сформулирована тема педагогического опыта «Городское школьное лесничество как эффективная форма организации не прерывного экологического образования». Цель: Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к Природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях, воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины. Задачи: - смотивировать детей к участию в экологических мероприятиях; - обновить, разнообразить внеурочную деятельность детей путем вовлечения их в работу школьного лесничества; - вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу; - разработать и внедрить в МБОУ «СОШ №4» систему непрерывного экологического образования с 1 по 11 класс; - повысить собственный уровень квалификации в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся; - привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности посредством широкого привлечениях их к интересной и результативной работе; - организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах проектов и исследовательских работ. Процесс работы в школьном лесничестве строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, занимающиеся в школьном лесничестве, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу. |
1.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлечённые в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников). | Теоретические знания о природе полученные на уроках природоведения, биологии, экологии, географии, ОБЖ, физики и других не могут научить детей любить природу, беречь ее объекты, правильно пользоваться ее дарами. Любая теория только тогда становиться значимой и эффективной, когда она подтверждена и закреплена практикой. Практическая работа по экологии углубляет теоретические знания, осуществляет конкретную взаимосвязь природы и человека, пробуждает в душе положительные эмоции, учит любви к красивому, целесообразному, живому. Высаживая растения, выращивая цветы, создавая ландшафтные парки в городе, ухаживая за родником, участвуя в походах в лес, на реку, изготавливая и вывешивая искусственные гнездовья для птиц, проводя биотехнические мероприятия, дети реально общаются с природой, ее объектами. Работа с детьми начинается уже с начальной школе. В 1 классах дети два часа в неделю во внеурочное время занимаются по составленной руководителем школьного лесничество программе «Природа. Родина. Мы», где знакомятся с разными сторонами жизни природы и ее субъектами. Следующими возрастными группами школьного лесничества являются дети 5-7 , затем 8-9 и, наконец, 10-11 классов. Работа школьного лесничества строится в соответствии с программой и календарным планом работы (см. приложение). Дети разделены на группы и в соответствии с этим работа в школьном лесничестве строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Пять дней в неделю «стены» школьного лесничества открыты для любознательных,творческих детей. |
1.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта. | Работа школьного лесничества в городской школе дает возможность сделать внеклассную работу с учениками более разнообразной. Она расширяет творческий потенциал, как учителя, так и учеников, способствует частому общению городских детей с природными объектами, повышает мотивацию к обучению, а у некоторых и к осознанному выбору экологических и биологических профессий. Участвуя в походах в лес, на реку и т.п. ребята из школьного лесничества закаляют свое здоровье, укрепляют иммунитет, учатся взаимоотношениям в коллективе. Практическая исследовательская деятельность с природными объектами в городе, развивает в детях их интеллект, творчество, способствует их социальному развитию. В городе нами озеленены 10 территорий предприятий и 4 детских площадки это вызывает у детей из школьного лесничества «Нягань» и других школьников МБОУ «СОШ №4» гордость за проделанный труд, за свое умение плодотворно трудиться.Организованная работа школьного лесничества «Нягань» по непрерывному экологическому образованию дает определенные конкретные практические результаты. Высокая оценка этой работы в средствах массовой информации на городском, окружном уровне приносит удовлетворение проделанной работой, вызывает стремление совершенствовать собственный опыт учителя в экологическом воспитании детей, формировании из них активных, творческих личностей, любящих природу России, берегущих ее, умеющих строить свои взаимоотношения с ней. |
1.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта. | В школах Югры работают более 60 школьных лесничеств. Большая часть их работает в сельских школах, где возможность общения детей с природой гораздо больше. В городской школе тоже вполне возможна работа школьного лесничества. Но тут на первый план выходят свои специфические особенности. Педагог – руководитель школьного лесничества должен обладать глубокими знаниями по работе с растениями, иметь творческих подход к своей деятельности, постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать с детьми, увлекать их новыми интересными делами. Большая часть времени его работы приходится на внеурочное время, более того, его рабочим днем должно быть воскресенье. Только в воскресный день можно пойти в поход в лес или на реку, провести какую-то экологическую акцию, не нарушая при этом педагогического процесса в школе. Руководитель школьного лесничества должен быть сам творческой личностью. Только тогда это даст высокие результаты в практической и исследовательской работе школьного лесничества. Он должен быть очень коммуникабельным, уметь контактировать, общаться как с детьми, так и со взрослыми для решения множества задач, возникающих в работе школьного лесничества. Организация школьного лесничества не требует много материальных затрат, но требует очень много творческого, специфического труда педагога. Накопленный опыт позволяет делиться им с другими коллегами. Так ежегодно я выступаю с докладами на окружных совещаниях руководителей школьных лесничеств округа. В 2012 году такое совещание было в ноябре в городе Нижневартовске на базе школьного лесничества «Бурундучок». Так же в ноябре 2012 года я был приглашен поделиться своим практическим опытом на Всероссийском совещании руководителей школьных лесничеств в город Москву (см. приложение). С результатами работы школьного лесничества «Нягань» я выступал на VII региональной конференции филиала Тюменского государственного университета в г.Нягань по теме «Взаимодействие образовательных учреждений и других социальных институтов в целях воспитания и профессиональной ориентации молодежи» (см.приложение: сборник материалов конференции стр.133-137). В городе был выпущен краеведческий календарь юбилейных и памятных дат города Нягани. В разделе «Город и люди» в числе других был представлен мой опыт работы по экологическому воспитанию молодежи (см.приложение). |
1.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. | Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Опыт проблемы и перспективы развития непрерывного экологического образования» город Ханты-Мансийск, 2001 г. (см. приложение); материалы отдела информатизации и защиты информации «Управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО», курирующего работу школьных лесничеств округа; ежегодные окружные слеты школьных лесничеств и ежегодные окружные совещания руководителей школьных лесничеств округа, где я знакомлюсь с передовым опытом работы школьных лесничеств. В 2011 году участвовал в трехдневном семинаре в городе Екатеринбурге, организованном Уральской лесотехнической академией для руководителей школьных лесничеств округа. Здесь был получен большой объем практических знаний и умений по работе с природными объектами по организации работы школьных лесничеств. Материально-техническое обеспечение руководителя школьного лесничества: имеется доступ в Интернет, компьютер, сканер, принтер, необходимо техническое оборудование, и садово-парковый инвентарь. Нормативные документы: проект организации лесного хозяйства школьного лесничества «Нягань», Новосибирск, 2000 г.,94 с; положение о школьном лесничестве в МБОУ «СОШ №4»; должностная инструкция руководителя школьного лесничества «Нягань»; паспорт общественного экологического объединения школьного лесничества «Нягань» ХМАО-Югры МБОУ «СОШ №4»; программа деятельности школьного лесничества «Нягань» на 2011-2012 г.; календарно-тематическое планирование школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 г.; план работы школьного лесничества «Нягань» на 2012-2013 г.; сборник рекомендаций по организации деятельности школьного лесничества п.Правдинский, 2012 г. |
2. Результативные параметры:
Директор МБОУ МО г.Нягань СОШ№4 И.П.Кунцов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Непрерывное экологическое образование в интересах устойчивого развития
Охрана пририды - задача нашего века........
Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.
Человек, живущий в городе, часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Школьное лесничество «Пойма» (опыт работы по экологическому образованию, воспитанию и профессиональной ориентации)
Школьное лесничество – добровольное объединение учащихся (5-11 классов) МКОУ «Покровская СОШ», организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, ге...
«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»
Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...