«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
материал по теме

Гарник Светлана Фёдоровна

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена  скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx47.38 КБ

Предварительный просмотр:

    V Всероссийская научно-практическая  

                            конференция 
«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
                       

                                                   С.Ф.   Гарник ,

 

МКОУ «КГ № 1»

                                                                               

                 1.    Духовно-нравственное воспитание.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена  скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. 

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добромир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Если мы посмотрим на детские рисунки, то увидим, что там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание  школьников. Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

Однако на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.                                                  

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и,  прежде всего, через культуру своего народа. В образовательные  программы уже  введен учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», «Народоведение».

Однако духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначилась проблема, которую необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей  быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Естественно, что воспитание зависит  от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства  школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:

помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

поощрять самовыражение и уверенность в себе.

Решить поставленные задачи, воспитать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Литература.

                               2. Культурно историческое направление.

Дагестанская народная педагогика – это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами, населяющими нашу многонациональную республику. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания, подрастающих поколений создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека.

«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.

Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности семьи, рода, джамаата, народа. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.

Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;

Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду человека, ни коня»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»

Пожелание горцев: «Стань человеком».

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячи раз. Лучше слепота, чем бесчестие» - гласят народные изречения.

Понятие «труд» у народов Дагестана связано с деятельностью земледельца, животновода, ремесленника.

«Знания, полученные в детскую пору, - высеченное на камне изображение», - говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда примерно 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т.д. Заботливые горцы всегда поддерживают трудовые начинания детей (подсказывают приемы умелого орудования веником, молотком, резцом; показывают образцы аккуратной уборки комнаты, мытья посуды; подбадривают действия поощрительными словами; наглядно демонстрируют красоту труда (готовят детям игрушки, свистульки, глиняные и тряпичные куклы); дают полюбоваться орудиями и принадлежностями собственного труда (чабанской ярлыгой, сумой, свирелью, буркой).

Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста, оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на анкетный вопрос «За что ты любишь отца?» многие дети отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различные трудовые операции, вести беседы на волнующие детей темы.

Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших прививают детям уважение к труду и почтительное отношение к труженикам. Воспитанные малыши уже проявляют заботу об уставшем родителе: Оказывают ему помощь в умывании, смене рабочей одежды, расстановке по местам орудий труда, обслуживают во время еды, внимательны к его работе, ценят и берегут продукты труда и многое другое.

Представление о труде, о трудовом поведении, о необходимых взаимоотношениях с людьми труда в народной педагогике расширяются путем вовлечения детей в обслуживающий труд:

а) ухаживать за собой и своей одеждой (одеваться, умываться)
б) поддерживать порядок в доме, во дворе.
в) ухаживать за малолетними детьми в семье (развлекать их, кормить, укладывать, играть).
г) заготавливать дрова, кизяк, хворост, складывать их
д) собирать полезные травы, фрукты.
е) вязать, прясть шерсть, ткать.

В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К таким относится труд по оказанию взаимопомощи.

Народная взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку. Формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, показом мест произрастания щавеля, козлобородника, черешни, земляники, ежевики, о методах их сбора и применения. Создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности.

Особого внимания заслуживает по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу.

Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывал нить жизни, книга, чтобы сохранилась связь времен.

Воспитание бережного и уважительного отношения к хлебу предусмотрено с раннего детства: малышу внушают, что нельзя есть на ходу, или стоя, что есть нужно только сидя, нельзя играть с хлебом в руках. Детей постарше учат правильно резать хлеб, бережно класть его на стол, заворачивать в скатерть, держать всегда вверх «лицом», «Хлеб – это добро (баракат) и к нему следует относиться бережно»,- напоминают взрослые.

Большая роль отводится в народной педагогике профессиональной ориентации детей на местные промыслы. Народные школы воспитания мастеров – умельцев: кубачинских, гоцатлинских златокузнецов, унцукульских инкрустаторов по дереву и малокрасительниц испикских керамиков, балхарских гончаров, лезгинских табасаранских ковровщиц, рахатинских, андийских бурочников, лакских сапожников, кузнецов, часовщиков, лудильщиков, плотников, цунтинских, цумадинских, агульских мастериц по вязанию носков, свитеров, сумок – являются образцовой формой профессионального становления и совершенствования личности

И в своей группе вместе с детьми провели развлечение «Гъасдабак 1» - (собиралась молодежь вечером после трудового дня, пряли шерсть, очищали початки кукурузы).

Физическое совершенство – это то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно использовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому совершенствованию, к выработке в детях сызмала жизнедеятельных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности.

Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость». В горах ни стар, ни млад, не хотят показать слабость, трусость, бессилие, беспомощность.

Детей с малых лет включаем в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучаем бороться с ровесниками, лазать по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений.

Народная педагогика признает только физические качества, направленные на пользу общества, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым, защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи. Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее». Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе таким нравственным понятием, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство».

Цель и задачи нравственного воспитания  я вижу в формировании у детей необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине.

Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах.

  1. Преданность Родине, народу – «Родина – мать, а чужбина – мачеха (лак.);
  2. «Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину – всю жизнь», «Сокол не покидает гнезда». (лезг.)
  3. Трудолюбие – «Дерево ценится плодами, человек трудами». (авар.); «Только труд кормит человека» (авар.); «Любишь почет – люби труд».
  4. Правдивость и человечность – «Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть»
  5. (лезг.); «Тяга к чужим местам – ногам в тягость, к чужим вещам – в сердце тягость».
  6. Доброта – «Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – мудрец». (авар.)
  7. Мужество – «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута – дважды». (авар.)
  8. «Погибнет герой – нам имя останется, умрет мастер – дело останется» (лезг.)
  9. Дружба и коллективизм – «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня» (авар.); «Колос к колосу – сноп получается» (лак.);
  10. «Коль есть друзья, так сбереги; не сбережешь, они – враги» (авар.)
  11. Непримиримость к врагам народа – «Если не разбить голову змее, то нет пользы от того, что разобьешь ей хвост», «Змею нужно убить, пока она еще не превратилась в дракона» (лак.)
  12. Уважение к старшим – «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается» (лак.)
  13. Рассудительность. Стремление к знаниям – «Была бы голова, а папаха найдется» (лак.); «Хоть молод ты, хоть сед, но пусть всегда идет гнев за умом вослед, а не наоборот»; «Ум людей не ждет, когда станет борода седа».

Народная педагогика Дагестана сконцентрировала в себе ценнейший опыт формирования у подрастающих поколений патриотических чувств, знаний и навыков. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, аулу (джамаату), к родине.

Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят, прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека. «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.)

Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал. («Мать выше всех»; «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» - дарг., «Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах в Мекку и обратно» – общедаг.) Неспроста понятие Родина сливается с именем матери в единое целое («Кто не любит родную мать, тот не любит и Родину», «От неуважения матери до предательства – один шаг»)

Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. «Предавший аул да будет сожжен в ауле», «Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему», - гласят дагестанские пословицы.

Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула – джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев, как «Каждая птица свое гнездо любит», «Человек без родины, что соловей без песни».

У народов Дагестана среди народных форм общественного воспитания наиболее устойчивое место в обществе занимает годекан.

Годекан – место в селе, где в свободное от домашней и сельскохозяйственной работы время собирается мужская часть населения.  Педагогическая значимость годекана в том, что он формирует общность интересов, коллективизм, товарищество теснее сплачивает людей и наглядно демонстрирует подрастающему поколению силу и единство народных масс.

Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением здесь традиционного порядка и дисциплины: определение почетных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодежи и подростков.

Каждый сельский джамаат, каждая семья ответственна за поведением человека на годекане. Действенным показателем такой ответственности считается внушение детям с ранних лет того, что годекан это место, где из суммы частных мнений вызревает разумное общественное мнение, где совместными усилиями мудрейших готовятся ответы на возникшие вопросы, решаются частные и общие проблемы, где на тебя смотрят, за тобой наблюдают, тебя оценивают десятки глаз, где следует строго соблюдать общепринятые нравственные нормы.

Семья и джамаат призваны наставлять детей, подростков и юношей как соблюдать этикет на годекане: кого и как приветствовать, выражать пожелание, благодарность, сочувствие, соболезнование, как приглашать в гости, как выражать внимание к старшим, слушать беседу, уступать место, демонстрировать свои умственные, трудовые и физические знания, умения и навыки.

На годекане, при его высокой организованности, часто происходят удивительно поучительные уроки нравственности.

Вот один из них.

Приезжий студент М., забыв приветствовать стариков, минуя их, сразу подошел на годекан к своим сверстникам. Встал уважаемый Мирза – Али, подошел к юноше, низко поклонился ему и во всеуслышание сказал: «Алейкум ассалам, сын мой». Затем Мирза – Али с достоинством вернулся на место. Неожиданный поступок аксакала был встречен на годекане сначала с удивлением, а затем с большим одобрением сидящих. Что касается студента, тот покраснел, на миг растерялся, затем подошел к старшим, извинился и исправил свою ошибку. Вдобавок ко всему, он услышал в свой адрес назидательное изречение: «Стать ученым проще, стать человеком гораздо труднее».

Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности трудящихся масс.

Различные исторические, социально – экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане, где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар – гъар» (Ореховая трещетка), «Къархъу – писпи» (Ореховая свистулька).

Обилие природных камней позволило придумать игры, связанные с камнем:

«Къванер хкажун» (Толкание камня), (Метание камня).

«Къвани – къван» (Камешки).

С учетом различных аспектов демонстрации, народные игры и игрушки условно можно разделить на следующие группы:

  1. По возрасту: детские и подростковые игры и игрушки.
  2. По полу: девичьи (женские) и мальчиковые (мужские) игры и игрушки.
  3. По времени: летние, весенние, осенние, зимние игры, дневные и вечерние игры и игрушки.
  4. По месту организации: домашние, уличные игры и игрушки.
  5. По числу привлекаемых участников: одиночные, парные, коллективные игры.
  6. По степени воспитательно-образовательного заряда: игры и игрушки, нацеливающие на умственное развитие, на трудовое, на нравственное, физическое совершенство.

В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смело смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла».

В народной музыке, сызмала близких сердцу каждого горца мелодиях, сопровождаемых чабанской свирелью, чунгуром, кумузом, зурной, барабаном, кеманчой, в национальных танцах выражена искренняя любовь к родине, красоте величественных гор. В них – вся духовная культура дагестанца. Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы) в любви и дружбе (песни о любви).

В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека – друга, человека – воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу и его духовной материальной культуре.

           3. Гражданско - правовое направление воспитание школьников

              Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

       На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед я как классный руководитель 9 класса стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.

       Правовое воспитание направлено на достижение следующих целей:

-   формирование правосознания и правовой культуры,

-  социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,

-  осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

         Правовое воспитание на уроках обществознания, истории и права направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

          Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет и как меж предметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников,  родителей.

      Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

1. Изучение основного закона государства – Конституции;

2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;

3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);

4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

      Несомненно, не меньшей важностью является психологический климат в семье, а также правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

         Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания.       Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

       Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Случается, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.

  Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.

                          4. Военно-патриотическая работа в школе.

 Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

   Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

   События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

     Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

     Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

     В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

     Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

      Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

       Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

      Жизнь требует, чтобы каждый юноша и каждая девушка понимали, что безопасность Родины обеспечивается не только укреплением нашей военной организации, но и их личным участием         в подготовке        к        защите Родины. 
      Как известно, военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя идейное и морально-психологическое воспитание молодежи, физическую, военно-техническую и начальную военную подготовку юношей и девушек. Все эти его составные части неразрывно связаны        и взаимно         переплетаются.
      Безусловно, можно считать справедливым и то, что военно-патриотическое воспитание органически связано с воспитанием умственным, трудовым и нравственным, с решением всех задач всестороннего гармонического  развития личности, и проводить эту работу необходимо только         комплексно.

Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

      Осуществляется военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса. Но школа призвана вооружить школьников не только идейно, но и вооружить их военными знаниями, умениями и навыками, воспитывать в них патриотические чувства, связать их с практикой поведения. 
      Действенность военно-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от единства учебной и внеучебной работы в школе, от организации разнообразной военно-патриотической        деятельности.
    Внеучебная военно-патриотическая  работа в школе позволяет знания, полученные на уроке, превратить в личные убеждения каждого ученика, определить         норму        его        поведения. 
     Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.

      Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

      Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

      Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

      Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Её изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.

     Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с     консолидацией общества и подъемом патриотизма.

       Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Я как классный руководитель преследую следующие цели и задачи в воспитании подрастающего поколения:

Цели:

1) Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащѐнной

научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

2) Воспитать человека способного на социально оправданные поступки в основе которых лежат общечеловеческие моральные нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.

3) Укрепление связи: семья, школа, сплочение класса в единый дружны коллектив.

Задачи:

способствовать развитию познавательных интересов учащихся, создать условия для наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов , расширения кругозора и применения творческого потенциала вовлекая их в кружки, факультативы, смотры и олимпиады.

создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению

и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в

повседневном поведении детей и подростков,

воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за

свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну,

способствовать развитию творческих способностей детей, формированию

эстетического восприятия окружающей действительности, организуя экскурсии, посещая выставки, театры, музеи,

сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути, заботиться об охране здоровья учащихся, укреплять здоровье применяя здоровье-сберегающие технологии и вовлекать физическую и спортивную работу,

формирование корпоративной культуры учащихся,

 добиваться доброго микроклимата в классе, формировать толерантные межличностные отношения,

развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.

         У сегодняшнего классного руководителя очень тяжелый труд и он должен учитывать  все современные требования, находить новые формы, и способы приема работы с детьми,чтобы воспитать хорошего человека. Учитель должен быть целеустремленный, настойчивый, трудолюбивый, наблюдательный, легко контактируемый. В  процессе своей деятельности я использую новые методы и технологии во внеурочное время с целью развития практической , исследовательской  и творческой деятельности учащихся в разных воспитательных направлениях. В него входят: метод экскурсий, метод проблемного изложения материала, внеклассные мероприятия с применением информационных технологии

         Я твердо верю в  силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов- любви к детям, слов учителя, силы личного примера, справедливости,  доверия, способности поощрять ребенка и конечно же  доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Формы и методы патриотического воспитания

Данная работа посвященна необходимости воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Описаны методы и приемы из  опыта учителя истории....

Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации

Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению  на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и ...

Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории

В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

Новые формы и методы патриотического воспитания

Доклад на  семинаре классных  руководителей...

«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»

Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...

«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»

Авторы:Гичко Кристина СергеевнаПономарева Инесса АнатольевнаПатриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.Становление гражданского общества и правового государств...