Система экологического воспитания в дополнительном образовании
статья по теме
В работе рассказывается о том, как организована система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования в нашем Детском эколого-биологическом центре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_ekologicheskogo_vospitaniya_v_dopolintelnom_obrazovanii.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования детей»
Автор Хорьякова Наталья Васильевна
должность методист
место работы г.Павловский Посад
Детский эколого-биологический центр
2013 г.
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.
Поэтому целью работы Детского эколого-биологического центра является экологическое воспитание детей.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- способствовать формированию у воспитанников познавательных интересов;
- познакомить с природой Подмосковья, её флорой и фауной, основными понятиями экологии растений, видового многообразия лекарственных трав, правил сбора, сушки, хранения и применения природного материала (для творческой работы с ним);
- вооружить практическими умениями и навыками по выращиванию растений и уходу за животными;
- развивать навыки и умения исследовательской работы;
- развить у воспитанников наблюдательность, воображение, фантазию, инициативу, самодеятельность;
- пробудить в детях интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;
- воспитывать культуру труда, готовить к свободному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
Экологическое воспитание неотъемлемая часть занятий любого направления Детского эколого-биологического центра.
Особое место занимает эколого-биологическое направление, которое осуществляет свою работу через ряд объединений: «Секреты природы», «Занимательная биология», «Юный эколог», «Экология в сказках», «Твои весёлые друзья зверята», «Окружающий мир», «Экологический кружок «Солнышко», «Живая планета» и многие другие.
Целью художественно-эстетического направления дополнительного образования является воспитание художественного вкуса и формирование у учащихся потребности в эстетическом саморазвитии.
В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:
- развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;
- развивать практические навыки и умения работы с разными материалами, в том числе природным;
- формирование творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты
Здесь работают опытные педагоги, увлеченные своим делом, а ребята с удовольствием посещают занятия, на которых учатся постигать мир природы по законам красоты.
Экологический театральный коллектив «Дебют» своей целью ставит воспитание экологической культуры через приобщение ребят к театральному искусству, развитию их способностей, расширению экологического кругозора.
Особое внимание уделяется такой форме работы, как экскурсии в зооуголок. Воспитанники творческих объединений, учащиеся школ и дошкольных образовательных учреждений знакомятся с особенностями содержания домашних животных, а также особенностями ухода экзотических животных, познают некоторые связи их обитания, получают представление о значении их в жизни человека. Обрести чувство гармонии с животным миром «уголка», получить интересную и полезную информацию помогают посетителям опытные педагоги – экскурсоводы.
Одним из основных видов деятельности в ДЭБЦ является организация массовых воспитательных мероприятий экологическо-биологической направленности для воспитанников творческих объединений Центра и учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений. Все они проводятся по заранее разработанным положениям, сценариям, и играют свою значимую роль в процессах обучения и воспитания учащихся.
Экологические и натуралистические, природно-защитные и биологические мероприятия направлены на развитие бережного отношения воспитанников к природе, на правильную ориентацию в мире. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии и биологии. Игровые ситуации мероприятий обеспечивают возможность достаточно широкого личностного развития в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами, мотивами. Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам и проблемам, наиболее удачно сочетается познавательно - практическая и игровая деятельность.
Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности, учит навыкам публичного выступления и самореализации.
Правильно организованная, активная игра дает воспитанникам большой заряд положительных эстетических эмоций. Эстетические эмоции, социальные по своей природе, обуславливают характер отношения ребенка к самому себе, к другим людям, культуре, основным жизненным ценностям.
Образовательный процесс не заканчивается с окончанием учебного года.
Учащиеся образовательных учреждений города и района, воспитанники объединений и кружков Центра с удовольствием посещают Городской оздоровительный лагерь экологической направленности, который ежегодно функционирует на базе Детского эколого-биологического центра.
Учебно-воспитательная работа в ГОЛ насыщена и разнообразна.
Ежедневно педагоги проводят в лагере для детей отрядные и массовые тематические мероприятия.
Ребята помогают ухаживать за клумбами и цветами, тем самым приобщаясь к трудовому воспитанию, с огромной заботой, вниманием относятся к обитателям живого уголка, который находится в ДЭБЦ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования
В статье описывается содержание деятельности Центра детского творчества по эколого - биологическому направлению....
«Средства повышения мотиваций к успешному обучению биологии посредством системы экологического воспитания»
Итоговая работа по теме:«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования
Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...
дополнительное образование детей как система экологического воспитания
статья о сетодах экологического воспитания в рамках доп. образования детей...
Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей
Статья раскрывает формы и методы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма - как особый вид пространства дл...
Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования
С чего начинается Родина? С детских впечатлений об окружающем мире, с увлечений подростков, с понимания своего места на Земле. Если эти впечатления, знания, увлечения с ранних лет связаны с живой прир...