Статья "Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации
статья на тему
Статья «Детский коллектив в процессе современного воспитания: традиции и инновации.» была написан к выступлению на Региональной научно-практической конференции Х1 Гончаровские чтения «Педагог и детский коллектив в процессе современного школьного воспитания: основания, тенденции и перспективы развития». Статья рассказывает о процессе воспитания, его взаимосвязи с творчеством педагога, традициях и инновационных процессах в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagog_i_detskiy_kollektiv_v_protsesse_sovremennogo_vospitaniya.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в сборник материалов конференции «Педагог и детский коллектив в процессе современного школьного воспитания: основания, тенденции и перспективы развития»
Подготовила: зам.директора по УР, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 684 «Берегиня» Радюхина Н.Ю.
«Педагог и детский коллектив в процессе современного воспитания:
традиции и инновации.»
Процесс воспитания требует тонкого подхода к ребенку, это процесс постоянного творчества. Воспитывать всегда труднее, чем учить Воспитательный потенциал – это прежде всего общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. В нашей школе существует много традиций, возникших вместе со школой, и поддерживаемых до настоящего времени.
Школа имеет свое имя - «Берегиня», в которой имеются, как в любой свой флаг, и даже законы. Благодаря школьной символике ребенок приходит к осознанию того, что этот мир, в который он пришел, существует по законам, выполняя которые, он становится полноправным членом большого коллектива, который называется школой. На общешкольной линейке ребят посвящают в Берегиневцев. Это очень торжественное мероприятие.
«Птица счастья с опереньем нежно-синим-
Это главный символ «Берегини»,
Под ее заботливым крылом
Точно в сказке поместился дом,
Где царит не ведая преград,
«Берегиня» - школа-детский сад!!!»
Школьные традиции способствуют адаптации ребенка в коллективе, помогают почувствовать его принадлежность к «школьной семье», формируют сплоченность в детском коллективе, а также прививают чувства гордости и любви к своей школе. Они способствуют сплочению воедино всех классных коллективов. Традиционными стали различные праздники и мероприятия. Это линейки «День знаний», «900 дней блокады!», «Подведем итоги», КВН, «Спортивная семья»; праздники: День пожилого человека, День учителя, Последний звонок, Выпускной вечер, Академия новогодних затей, День снятия блокады, День Победы, День Космонавтики, День города, тематические недели, тематические дни. Традиционно к памятным датам или по итогам различных акций выпускаются стенгазеты. Есть в школе и молодые, но уже хорошо себя зарекомендовавшие традиции - фестиваль талантов "Петербургская осень».
Одной из традиций является самоуправление школьников. Начиналось оно с Совета школы, в то время школа была только комплексом детский сад-начальная школа. Теперь, когда образовательное учреждение представляет собой большую школу, где обучаются ребята до 9 класса, в ней появился школьный Парламент. Это совет школьников с ежегодным выбором школьного Президента. С изменением названий не изменялась идея самоуправления, позволяющая активным ребятам самореализовываться, получать первый опыт организации общественной жизни, учиться ответственности за порученное дело. Однако, несмотря на работу, способствующую поддержанию традиций и результатов деятельности педагоги школы все чаще стали задавать вопрос: «Почему, несмотря на отлаженную систему и высокий уровень традиционных мероприятий, создаётся ощущение, что уровень воспитательной работы падает? Что следует менять в работе?» Учреждение, которое имеет свое лицо, должно искать новые формы и способы организации воспитательной работы, работать в инновационном режиме. Инновационные процессы – это необходимость, поскольку школа должна готовить учеников к жизни в реально существующих условиях. Эффективность инноваций зависит от того, насколько правильно определены и созданы организационно-педагогические условия для этих нововведений. Работая в учреждении, как заместитель директора и обсуждая с педагогами возникшие проблемы, мы определили роль классного руководителя, как ведущую в управлении процессом воспитания детей, процессом семейного воспитания, дополнительного образования и досуга. Ни для кого не секрет, что в условиях инновационной деятельности требования к классному руководителю увеличиваются. В школе я являюсь еще и классным руководителем, поэтому считаю, что родителей необходимо адаптировать к новым формам работы, новым требованиям, инновационным идеям. Классный руководитель находиться в центре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Вся воспитательная работа в школе организуется по пяти направлениям:
- художественно-эстетическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- социальное;
- гражданско-патриотическое;
- научно-исследовательское.
Работа учреждения в режиме полупансиона, дает больше возможностей организации как в урочной, так и внеурочной деятельности. Педагоги понимают, что какой бы замечательной, интересной ни была форма воспитания, рано или поздно у детей снизится к ней интерес, если она применяется слишком часто. Снижение интереса ведёт к снижению активности учащихся и, как следствие, к ухудшению результатов воспитательной работы. Поэтому они стараются разнообразить формы работы с детьми. Все чаще в работе используют проектную и информационно-коммуникационные технологии. При работе над проектами меняется роль классного руководителя, он становится не организатором, а координатором процесса. Президент РФ В.В Путин сказал: «Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики»
В нашем образовательном учреждении уделяется много внимания патриотическому воспитанию учащихся.
Одним из последних интересных проектов, был проект «Мой родной Московский», посвященный 95-летию Московского района. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если не изучать историю своего района трудно воспитать в детях чувство любви и уважения к своему народу, городу, в котором он живёт. Необходимость знакомить учащихся с родным районом, городом, а это знакомство с памятными страницами историей района, датами и судьбами людей, также отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом подтолкнуло к работе над проектом. Представленный материал помог нам интересно, творчески с использованием икт решать трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. В ходе работы над проектом, учащиеся не только посетили парк, изучили его историю. Наметив план работы и осуществляя ее в группах дети создали макет парка. К ним подключились старшеклассники, так как учащиеся начальной школы не владеют чертежными навыками. Ребятам удалось создать макеты памятных мест, разработать и представить презентации, организовать проведение виртуальной экскурсии. В ходе работы над проектом они много читали и изучали, участвовали во встречах с жителями блокадного города, принимали участие к конкурсе патриотической песни, сняли видеоролик. Вдохновленные работой над проектом они составили книгу о героях, которым поставлены бюсты в парке. Самое удивительное, что дети сами предложили издать книгу стихов собственного сочинения, которую получилось издать при поддержке родителей.
Наш парк Победы
Осенью посажен, в сорок пятом
Назван в часть Победы над врагом,
Парк наш – место памяти
О вере, о войне, о битвах, о былом
Он навсегда запомнил гул орудий,
Бомбежки, взрывы, голод, боль и страх.
В войну сюда свозили павших
От голода или в боях.
Сегодня в нем играют дети
И речь веселая слышна
А старый Парк мечтает, чтоб на свете
Не слышно было «Началась ВОЙНА!»
Лукутина София
Не это ли лучшее доказательство того, что данная работа поистине воспитывает и возвышает души наших детей, делает для них ту далёкую войну не страницей из учебника, а своей собственной душевной болью и памятью.
Немаловажно, понимание родителями этой работы и активное участие в данной деятельности. Видя интерес и потребность детей в работе, они выступили активными участниками и помощниками: помогли издать книгу, сшили ребятам форму военного образца. Вскоре проект получил продолжение. Продолжение стало воплощением очередного проекта «Бессмертный полк», в результате работы, над которым появилась одноименная книга, в которой ребята представили не только фотографии военных лет, но и написанные истории о подвигах своих прадедов. «Истинный патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством» [1, с. 16].
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного роста как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере их взаимоотношений. Инновационные процессы, проходящие в школе сегодня, приносят большую пользу окружающему социуму, так как учащиеся активно включены в решение огромного количества вопросов, проблем, выполнение комплекса значимых дел. Инновации в воспитании «направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей».
1. Романов И.Н. Патриотизм как социальное явление // Патриотизм как тип мировоззрения в современных социокультурных трансформациях (материалы «круглого стола»): Сб. науч. ст. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и инновации в современном образовательном процессе: в классе фортепианного ансамбля
Современный педагогический фортепианный ансамблевый репертуар по истине не обозрим, он включает в себя музыку от добаховских времен до наших дней и постоянно обновляется.Инновации в музыкальном образо...
"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".
"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в с. Ремонтное....
Традиции и инновации в воспитательном процессе.
.Сущность понятия «воспитательный процесс»Содержание процесса воспитанияОсобенности воспитательного процессаВоспитательный процесс, как системаОсновные направления и этапы работы по созданию и развити...
«Формы и методы патриотического воспитания: традиции и инновации»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовн...
Современный урок:традиции и инновации.
Выступление на семинаре учителей английскогоязыка....
Современный урок: традиции и инновации
Публикация статьи о воспитательном потенциале урока и достижении личностных результатов у школьников....
«Школьное лесничество «Ягун» как интегрированная система экологического воспитания. Традиции и инновации»
Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и челове...