Основное и дополнительное: диалог образовательных маршрутов
статья на тему

Медведева Ирина Анатольевна

                                Основное и дополнительное: диалог образовательных маршрутов.

Актуальность.

Гражданско-патриотическое воспитание, как и любая воспитательная деятельность, дает возможность формирования и развития личности с учетом его индивидуально-психологических особенностей, его социаьного опыта, способностей и потребностей.

Привлекая ребят к социально-значимой деятельности, погружая во временное пространство Санкт-Петербурга, с его богатым историко-культурным наследием и традициями я даю, как мне кажется, возможность быть сопричастными к страницас истории и культуры города, в ктором они живут, страны. Тем самым я стараюсь приобщить ребят "к коллективному целому - народу", национально-государственной общности, локально-региональному сообщеятву". Это способствует развитию личности ребенка и его самореализации.

 

 

                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Основное и дополнительное: диалог образовательных маршрутов

Медведева Ирина Анатольевна

педагог доп.образования

ГБУ ДО ДДТ Калининского района

                                                                   учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

                                                                              ГБОУ СОШ №96

Калининского района

Санкт-Петербурга

Тезисы.

Актуальность.

Гражданско-патриотическое воспитание, как и любая воспитательная деятельность, дает возможность формирования и развития личности  с учетом его индивидуально-психологических особенностей,  его социального опыта, способностей и потребностей.

Привлекая ребят к социально-значимой деятельности,  погружая во временное пространство Санкт-Петербурга, с его богатым историко-культурным наследием и традициями  я даю, как мне кажется, возможность быть сопричастным к  страницам истории и культуры города, в котором они  живут, страны. Тем самым я стараюсь приобщить ребят «к  коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу». Это способствует развитию личности ребенка и его самореализации.

Цель:

-  вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность;

- формирование и развитие личности гражданина-патриота через        

  освоение культурного наследия Санкт-Петербурга.

Задачи:

- создать условия для социальной активности учащихся, направленной  

  на социально-нравственные ориентиры;

- организация занятости детей во внеурочное время.

В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить:

  • принципы гражданско-патриотического воспитания:

- нравственный принцип воспитания;

- личностная ориентация нравственного воспитания;

- комплексный подход к нравственному воспитанию;

- культурно-исторический принцип воспитания.

  • структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания:

- компонент практической деятельности;

- компонент учебно-воспитательной деятельности;

- компонент организационно-воспитательной работы с педагогами.

Я являюсь учителем  истории и культуры Санкт-Петербурга в школе и педагогам дополнительного образования  ДДТ, где занимаюсь с ребятами по программе «Земли севернее Муринского ручья».  Таким образом, получается, что освоение культурного наследия Санкт-Петербурга  с учащимися моей школы происходит с 5-го по 9-ый классы в рамках учебной программы и дополнительного образования. Программа «Земли севернее Муринского ручья»  изучает историю Выборгской стороны, историю возникновения Калининского района, поэтому частично затрагивает и сам предмет история и культура Санкт-Петербурга. В школьной программе 9-го класса я включила блок  «Калининский район – район, в котором я живу».

Для меня как для  педагога доп. образования и учителя по истории культуре Санкт-Петербурга очень важен компонент практической деятельности. Именно в нем раскрываются  воспитательные возможности гражданско-патриотической  направленности через освоение культурного наследия Санкт-Петербурга.  

 Я являюсь руководителем ДОО «Журавлик» поэтому сотрудничаю с ДДТ и ЦВР «Академический», это дает мне возможность привлекать учащихся к участию, как  в социальных акциях, так и в практической  деятельности. Сегодня бурно развивается Российское движение школьников, к которому примкнули и мои ребята.

Сотрудничество с различными учреждениями дает большие возможности как для обучающихся, так и для меня лично.

1. Для ребят принимать участие:

- в конкурсах,

- в проектах;

- в гражданско-патриотических акциях;

- в олимпиадном движении;

- в исследовательских работах.

Все это повышает кругозор детей, а, следовательно, и мотивацию к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга, как к школьному предмету и получить хорошую оценку в журнал.

2. Для меня как для педагога – участие в семинарах, конференциях, в составе жюри дает возможность реализовать себя, что тоже является важным.

Методы сотрудничества между учреждениями:

- взаимодействие;

- совместная организация проведения мероприятий.

Привлекая ребят к социально-значимой деятельности можно увидеть, как они меняются в лучшую сторону,  происходит самореализация и социальная адаптация подростков.

    Практические дела:

- участие в районном проекте «Пока я помню – я живу…» ;

- участие в районных игровых программах  «Путешествие

  в прошлое Петербурга»;

- участие в городских проектах: «Морской венок славы. Моряки на  

   службе Отечества», «От «Искры» к «Январскому грому»;

- участие в проекте «Дети войны» совместно со школьниками

  д.Лычково  Новгородской   обл.;

- трудовой десант, уборка территории на Пискаревском мемориальном  

   кладбище.

Конкурсы, которые предлагают учреждения дополнительного образования для меня как для педагога достаточно. Но в этой цепочке у меня и у моих воспитанников появилась возможность  работать с младшими школьниками по изучению Калининского района. Были проведены такие мероприятия:

- игра «Калининский район – район, в котором я живу»;

- презентации по улицам Калининского района;

- игра «Блокада Ленинграда».

 

Вывод.

  • В деятельности педагога доп. образования и учителя  для воспитания  гражданина-патриота можно использовать культурное наследие Санкт-Петербурга,  так как  возможности его освоения  огромны.
  • Участвуя в социально-значимой  деятельности ребята соприкасаются с историей своего города,  своей Родины, происходит формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
  • Знакомство с другими ребятами приводит к  размышлению о себе, о своей значимости. И это тоже важно.
  • Важным в данной работе является привлечение  единомышленников и расширение социальных связей.

Воспитательные возможности гражданско-патриотической направленности в деятельности  педагога действительно огромны. Участвуя в акциях, проектах ребята соприкасаются с историей своего города,  своей Родины, происходит формирование  нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.

Библиография.

1. Вяземский В.В. Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства. http://www.oboznik.ru/?p=22708

2. Дмитриев  Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3–12.

3. Каган М.С. История культуры Санкт-Петербурга: Учебное пособие /

Библиотека Гуманитпрного университета. – СПб.: Изд-во СПбГУП,  2000. -232с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике

В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур  единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образ...

Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»

Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....

Индивидуальный образовательный маршрут: основные понятия и алгоритм разработки

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на раз...

Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...

Презентация "Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...