Основное и дополнительное: диалог образовательных маршрутов
статья на тему
Основное и дополнительное: диалог образовательных маршрутов.
Актуальность.
Гражданско-патриотическое воспитание, как и любая воспитательная деятельность, дает возможность формирования и развития личности с учетом его индивидуально-психологических особенностей, его социаьного опыта, способностей и потребностей.
Привлекая ребят к социально-значимой деятельности, погружая во временное пространство Санкт-Петербурга, с его богатым историко-культурным наследием и традициями я даю, как мне кажется, возможность быть сопричастными к страницас истории и культуры города, в ктором они живут, страны. Тем самым я стараюсь приобщить ребят "к коллективному целому - народу", национально-государственной общности, локально-региональному сообщеятву". Это способствует развитию личности ребенка и его самореализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основное и дополнительное: диалог образовательных маршрутов
Медведева Ирина Анатольевна
педагог доп.образования
ГБУ ДО ДДТ Калининского района
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №96
Калининского района
Санкт-Петербурга
Тезисы.
Актуальность.
Гражданско-патриотическое воспитание, как и любая воспитательная деятельность, дает возможность формирования и развития личности с учетом его индивидуально-психологических особенностей, его социального опыта, способностей и потребностей.
Привлекая ребят к социально-значимой деятельности, погружая во временное пространство Санкт-Петербурга, с его богатым историко-культурным наследием и традициями я даю, как мне кажется, возможность быть сопричастным к страницам истории и культуры города, в котором они живут, страны. Тем самым я стараюсь приобщить ребят «к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу». Это способствует развитию личности ребенка и его самореализации.
Цель:
- вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность;
- формирование и развитие личности гражданина-патриота через
освоение культурного наследия Санкт-Петербурга.
Задачи:
- создать условия для социальной активности учащихся, направленной
на социально-нравственные ориентиры;
- организация занятости детей во внеурочное время.
В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить:
- принципы гражданско-патриотического воспитания:
- нравственный принцип воспитания;
- личностная ориентация нравственного воспитания;
- комплексный подход к нравственному воспитанию;
- культурно-исторический принцип воспитания.
- структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания:
- компонент практической деятельности;
- компонент учебно-воспитательной деятельности;
- компонент организационно-воспитательной работы с педагогами.
Я являюсь учителем истории и культуры Санкт-Петербурга в школе и педагогам дополнительного образования ДДТ, где занимаюсь с ребятами по программе «Земли севернее Муринского ручья». Таким образом, получается, что освоение культурного наследия Санкт-Петербурга с учащимися моей школы происходит с 5-го по 9-ый классы в рамках учебной программы и дополнительного образования. Программа «Земли севернее Муринского ручья» изучает историю Выборгской стороны, историю возникновения Калининского района, поэтому частично затрагивает и сам предмет история и культура Санкт-Петербурга. В школьной программе 9-го класса я включила блок «Калининский район – район, в котором я живу».
Для меня как для педагога доп. образования и учителя по истории культуре Санкт-Петербурга очень важен компонент практической деятельности. Именно в нем раскрываются воспитательные возможности гражданско-патриотической направленности через освоение культурного наследия Санкт-Петербурга.
Я являюсь руководителем ДОО «Журавлик» поэтому сотрудничаю с ДДТ и ЦВР «Академический», это дает мне возможность привлекать учащихся к участию, как в социальных акциях, так и в практической деятельности. Сегодня бурно развивается Российское движение школьников, к которому примкнули и мои ребята.
Сотрудничество с различными учреждениями дает большие возможности как для обучающихся, так и для меня лично.
1. Для ребят принимать участие:
- в конкурсах,
- в проектах;
- в гражданско-патриотических акциях;
- в олимпиадном движении;
- в исследовательских работах.
Все это повышает кругозор детей, а, следовательно, и мотивацию к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга, как к школьному предмету и получить хорошую оценку в журнал.
2. Для меня как для педагога – участие в семинарах, конференциях, в составе жюри дает возможность реализовать себя, что тоже является важным.
Методы сотрудничества между учреждениями:
- взаимодействие;
- совместная организация проведения мероприятий.
Привлекая ребят к социально-значимой деятельности можно увидеть, как они меняются в лучшую сторону, происходит самореализация и социальная адаптация подростков.
Практические дела:
- участие в районном проекте «Пока я помню – я живу…» ;
- участие в районных игровых программах «Путешествие
в прошлое Петербурга»;
- участие в городских проектах: «Морской венок славы. Моряки на
службе Отечества», «От «Искры» к «Январскому грому»;
- участие в проекте «Дети войны» совместно со школьниками
д.Лычково Новгородской обл.;
- трудовой десант, уборка территории на Пискаревском мемориальном
кладбище.
Конкурсы, которые предлагают учреждения дополнительного образования для меня как для педагога достаточно. Но в этой цепочке у меня и у моих воспитанников появилась возможность работать с младшими школьниками по изучению Калининского района. Были проведены такие мероприятия:
- игра «Калининский район – район, в котором я живу»;
- презентации по улицам Калининского района;
- игра «Блокада Ленинграда».
Вывод.
- В деятельности педагога доп. образования и учителя для воспитания гражданина-патриота можно использовать культурное наследие Санкт-Петербурга, так как возможности его освоения огромны.
- Участвуя в социально-значимой деятельности ребята соприкасаются с историей своего города, своей Родины, происходит формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
- Знакомство с другими ребятами приводит к размышлению о себе, о своей значимости. И это тоже важно.
- Важным в данной работе является привлечение единомышленников и расширение социальных связей.
Воспитательные возможности гражданско-патриотической направленности в деятельности педагога действительно огромны. Участвуя в акциях, проектах ребята соприкасаются с историей своего города, своей Родины, происходит формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
Библиография.
1. Вяземский В.В. Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства. http://www.oboznik.ru/?p=22708
2. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3–12.
3. Каган М.С. История культуры Санкт-Петербурга: Учебное пособие /
Библиотека Гуманитпрного университета. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. -232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике
В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образ...
Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»
Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....
Индивидуальный образовательный маршрут: основные понятия и алгоритм разработки
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на раз...
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребенка основной школы
Индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут 1. Пояснительная записка. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственным образовательным станд
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственны...
Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...
Презентация "Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"
Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...