Индивидуальный образовательный маршрут: основные понятия и алгоритм разработки
консультация

Коркин Максим Валерьевич

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение он определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, обучающимся и его родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска

«Маленький принц»

Коркин Максим Валерьевич

педагог дополнительного образования

Индивидуальный образовательный маршрут: основные понятия и алгоритм разработки

Главная  ценность для педагогов дополнительного образования   – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость.  Вот почему педагоги дополнительного образования создают особенные личностно-ориентированные  педагогические технологии, одной из которых  является «Индивидуальный образовательный маршрут».  О ней сегодня и пойдёт наш разговор.

Рассмотрим понятия, которые отражают название данной технологии.

Индивидуальный – личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [Ожегов С.И. Словарь рус.яз.: Ок. 57000 слов // Под. ред. чл. –корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1987.].

Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.  Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].

Индивидуальность –

  1. особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
  2. отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности  психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].  

Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремится обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и какой мере учитываются [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005.].

Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности, его индивидуальности.

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, обучающимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать,  прежде всего, самому  обучающемуся.

Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. С этой целью  в образовательном учреждении создаются   определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Проектировать индивидуальные образовательные маршруты не просто, так как спектр индивидуальных различий среди обучающихся чрезвычайно широк. Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей обучающихся (адресатов). Основанием для дифференциации обучающихся может быть:

  • возрастная категория;
  • пол обучающихся;
  • физические и психофизические особенности;
  • социальный фактор;
  • уровень владения обучающимися учебно-предметными знаниями и умениями;
  • мотивы прихода детей в данное творческое объединение.

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга.  Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения обучающимися. Варьируется также логика  преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.  

Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся,содержанию образования и модели образовательного процесса.

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

  1. Исследования обучающихся, анализ состояния:
  • диагностика базового (стартового) уровня и выявление  индивидуальных особенностей обучающегося;
  • дифференциация обучающихся;
  1. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение  срока действия маршрута.
  2. Отбор содержания образовательного маршрута
  3. Определение модели образовательного процесса
  4. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
  5. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
  6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
  7. Подведение итогов работы

Таким образом, технология  создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...

Проект построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы (9 класса) к ОГЭ по физике

В общем образовании сегодня реализуется несколько процедур  единой системы оценки качества образования: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования оценки качества образ...