Интегрированный урок для детей 7-10 лет (изобразительное искусство, литература, окружающий мир) «КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»
план-конспект на тему
Материал содержит план интегрированного урока для детей 7-10 лет
(изобразительное искусство, литература, окружающий мир) по теме: «Сказочные виды транспорта», презентацию.
Материал предназначен для педагогов образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_2017.docx | 143.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Кемеровская область
Управление образования Администрации Топкинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
652300, Кемеровская область, Топкинский район, г. Топки, ул. Кузнецкая 3, (838454) 32086, dtdimtopki@yandex.ru
И.В. Мелкозерова
Интегрированный урок для детей 7-10 лет
(изобразительное искусство, литература, окружающий мир)
«КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»
ТОПКИ 2017
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Интегрированный урок для детей 7-10 лет
(изобразительное искусство, литература, окружающий мир)
«КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»
Составитель: Мелкозерова И. В.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДТДиМ» г. Топки
Топки 2017
Составитель: Мелкозерова Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДТДиМ»
г. Топки
Материал содержит план интегрированного урока для детей 7-10 лет
(изобразительное искусство, литература, окружающий мир) по теме: «Сказочные виды транспорта», презентацию.
Материал предназначен для педагогов образовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………….........3 стр.
- План интегрированного урока………………………………...4 – 10 стр.
- Список литературы ………………………………………………..11 стр.
- Использованные ресурсы Интернета……………………………..12 стр.
Введение
Трудно переоценить роль детских сказок в воспитании и развитии детей. В них накоплена многовековая мудрость народа. Сказки побуждают ребенка размышлять, сравнивать свои поступки с поступками сказочных героев. У любимых персонажей ребенок учится честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.
Данное занятие предназначено для того, чтобы научить детей основным правилам безопасного поведения на дороге через такой литературный жанр, как сказки, так как считаю их одной из эффективных форм по обучению детей культуре поведения на дороге. В ходе занятия детям предлагается проанализировать сказочные виды транспорта, сравнить их с современными видами транспорта и выполнить творческое задание.
Интеграция данного занятия должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.
Интегрированный урок для детей 7-10 лет
(изобразительное искусство, литература, окружающий мир)
«КАК СКАЗКА СТАЛА БЫЛЬЮ»
Автор педагог дополнительного образования Ирина Витальевна Мелкозерова, МБУ ДО ДТДиМ г. Топки
Цель
Повысить уровень знаний учащихся по безопасности дорожного движения, через исследование средств передвижения сказочных героев и современных видов транспорта.
Задачи:
Образовательные:
- расширить уровень знаний учащихся о культуре поведения на дороге;
- формировать умение сравнивать и анализировать на примере сказочных транспортных средств и современного транспорта;
- отработать умение изображать фантастические виды транспорта.
Развивающие:
- развить знания о правилах дорожного движения;
-развить творческие способности через исследовательскую деятельность;
-развить мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.
Воспитательные:
- воспитать любовь к труду;
- воспитать уважительное отношение к участникам дорожного движения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: исследование.
Форма занятия: групповая, индивидуальная.
Оборудование для детей: белый картон формат А4, акриловые краски, фломастеры, простые карандаши.
Оборудование для учителя: набор дорожных знаков, мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация (Приложение 1)
Ход урока
1. Вводно - мотивационная часть
- Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша основная задача на уроке: думать, рассуждать, проявлять смекалку. Стать на время исследователями и попробовать разобраться с тем, как же сказка стала былью. (Слайд №1) Кто из вас любит читать сказки? А какие сказки мы называем волшебными?
( Ответы детей, в которых обязательно происходят чудеса, присутствует волшебство, чародейство)
- Русский народ слагал сказки тысячи лет назад, когда ещё не умел читать и писать. В своих сказках люди выражали свои мечты и надежды. Огромное разнообразие способов и средств передвижения используют герои отечественных сказок.
- Назовите, какие сказочные транспортные средства вы знаете, и из каких сказок? (Ответы детей) Ступа, метла, ковер-самолет, печь, сапоги-скороходы и т. д. - быстрый и комфортный способ доставки героев хоть бы и в Тридевятое царство.
Сказочные виды транспорта мы разделим на три группы:
Животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки)
Волшебные предметы (Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)
Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары)
Вы вспомнили, каким транспортом пользуются герои наших сказок, а я предлагаю сравнить их с аналогами из реальной жизни.
2. Актуализация опорных знаний
1. Вопросы:
1.Какой личный транспорт у Бабы – Яги? (ступа) (Слайд № 2).
И вот менее 100 лет назад люди, хорошо знающие математику и законы физики изобрели… что? (ответы детей: самолёт и вертолет).
К какому виду транспорта относится вертолет? (воздушный)
2. Подумайте и скажите, при помощи, каких предметов, в сказке «Золушка» солдаты короля передвигались семимильными шагами по земле? (Ответы детей: сапоги - скороходы) (Слайд № 3) При помощи чего сейчас можно быстро преодолеть несколько километров по дороге, съездить в другой город? (Ответы детей: при помощи автомобиля.) К какому виду транспорта относится автомобиль? (наземный)
3. Карета «Золушки», а какой современный аналог транспортного средства она представляет? (ответ «Лимузин») (Слайд № 4) К какому виду транспорта относится?
4.Транспорт «Снежной Королевы» - это сани. А сейчас? (снегоход) (Слайд № 5)
5. «Ковер – самолет» - а в наше время? (аэроплан) (Слайд № 6)
6. Конек – горбунок – кроссовый мотоцикл (Слайд № 7)
7. Корабль из «Летучего корабля» - дирижабль (Слайд № 8)
8. Штаны с пропеллером – параплан (Слайд № 9)
9. Печь Емели – паровоз (Слайд № 10)
10. На чем передвигалась Дюймовочка по водной глади (Ответ детей – лист кувшинки) – это аналог, каких современных видов транспорта? (Ответ: водных видов транспорта) (Слайд № 11)
11. Какой волшебный предмет всегда мог накормить в сказках быстро и вкусно? (Ответы детей: скатерть - самобранка) (Слайд № 12)
- А в настоящее время, где можно быстро и вкусно покушать? (Ответы детей: в кафе, ресторане). Какой дорожный знак помогает водителям утолить голод (знак сервиса, пункт питания)
12.Какой предмет в сказках помогал найти верную дорогу путникам? (Ответы детей: волшебный клубок ниток или камень) (Слайд № 13)
А сейчас нам помогают на дороге (дорожные знаки и указатели)
Подведем итог нашего исследования: чем отличаются сказочные виды транспорта от аналогов из реальной жизни? (ответы детей)
Итог
-Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:
- им не требуется специальной подготовки для взлета;
- они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт;
- Не надо учиться ими управлять – это легко;
- Они могут подлететь в любое место;
- Не нужно учить и соблюдать правила дорожного движения.
Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета можно свалиться), передвигаются без соблюдения правил ПДД вывод: являются нарушителями дорожного движения. (Слайд № 14)
1. Задание: «Правила для сказочных транспортных средств»
- Из сделанных выводов ясно, что в сказках отсутствуют правила дорожного движения.
Продолжим наше исследование.
Разделимся на две команды. (Каждой команде выдается конверт с набором дорожных знаков и рисунок сказочного транспортного средства)
Задание: представленные дорожные знаки распределить по группам, придумать 2-3 правила безопасного использования сказочного транспортного средства. Внизу, под рисунком напишите название сказки, укажите вид транспортного средства, перечислите правила безопасного использования данного средства, которые вы придумали.
2. Задание: "Сказочные нарушители ПДД".
Дорогие ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. Молодцы! Итак, следующее задание: "Сказочные нарушители ПДД".
На экране будут появляться слайды. Определите правила дорожного движения, которые нарушили сказочные герои?
1 вопрос (Слайд № 15) Рассмотрите внимательно транспорт изображенный на слайде.
а. Как называется вид транспорта, изображенный на картинке? (Гужевой)
б. Какие нарушения допущены при использовании гужевого транспорта? (Нет светоотражающих элементов на телеге).
в. Для чего нужны светоотражающие элементы на транспортных средствах? (Для того чтобы транспортное средство было видно в тёмное время суток)
2 вопрос (Слайд № 16) Прочтите стихотворение, какое нарушение было описано автором.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
опрокинул грузовик.
Ответ: Перевозку животных необходимо осуществлять в специально оборудованном транспортном средстве.
3 вопрос (Слайд № 17) Вспомните произведение, изображенное на слайде.
а. Правильно ведут ли себя герои сказки на дороге?
б. Что они делают неправильно?
А вы не повторяете ошибок героев сказки на дороге?
4 вопрос (Слайд № 18) Вспомните название русской народной сказки.
Будь внимательным на дороге, чтобы с тобой не приключались курьёзные истории, а порой и трагические.
5 вопрос (слайд № 19) Можно ли ездить на самодельном транспортном средстве? Можно ли детям управлять транспортным средством?
6 вопрос (слайд № 20) Из какого мультфильма этот фрагмент? Запомни: только специалист имеет право управлять специальной техникой.
Молодцы, отлично справились с заданием.
- Жизнь не стоит на месте. Сказка действительно становится в нашей жизни былью. Ребята подготовили выступления о необычных средствах передвижения в наше время. (слайд № 21)
1. JollyJumper JollyJumper’ы в пеpевoде с aнглийского звyчит, как «сапоги-скороxоды». Это креативное изобретение позволяет бегать, развивая скорость более 30 км/час. В таких уникальных «сапогах-скороходах» можно и прыгать в высоту более чем на 2,5 метра. JollyJumper (или просто Джамперы) имеют уникальный пружинный механизм – конструкция плотно крепится к ногам и служит их «продолжением». (слайд № 22)
2. Сегвей – наиболее популярный современный вид городского транспорта, который уже давно признан на Западе. Конструкция его проста: удобная платформа и два колеса. (слайд № 23)
3. Моноколесо. Балансом моноколеса управляют датчики наклона и гироскопы, расположенные в самом колесе. Главное условие, соблюдаемое при его управлении – умение держать равновесие. Максимальная скорость до 15 км/час. Вес не превышает 10 кг. (слайд № 24)
4. Двойной круглый скейт. В отличие от обычного скейта, данная модель представляет собой два колеса снабженных платформами. Двухколесный скейт легко управляется за счет наклона туловища и поворота ног. Зарядка производится от обычной розетки. Прекрасный вариант для молодежи и студентов, можно прокатиться до остановки, взять колеса и сесть в трамвай или автобус. (слайд № 25)
6. Джетролл – мини-сигвей без ручки с уникальной системой передвижения, основанной на базовых принципах работы гироскопа, является удобным и маневременным средством передвижения, способным развить скорость до 15 км/ч. (слайд № 26)
7. Этот электроскутер является интегрированной частью сумки для путешествий. Его можно использовать как для передвижения по городу, так и для поездок внутри больших помещений – торговых центров, терминалов крупных аэропортов и прочих просторных зданий. Но при этом чемодан все еще можно использовать по прямому назначению – в нем достаточно место для хранения и перевозки одежды и других личных вещей. (слайд № 27)
-Предлагаю продолжить наши исследования и придумать свой фантастический транспорт. Сегодня вы попробуете изобразить самые удивительные машины будущего. Теперь давайте пофантазируем. Каким будет автомобиль будущего?
3.Самостоятельная работа учащихся. Контроль учителя.
(Творческая работа учащихся под спокойную музыку.)
Выставка рисунков.
4. Итог урока (Рефлексия)
Вопросы:
- Можно ли использовать сказочные средства передвижения в реальной жизни?
- Требуются ли знания правил дорожного движения при управлении сказочным транспортным средством?
- Есть ли в реальной жизни волшебные средства передвижения.
На этом наш урок закончен, но не забывайте слова А.С. Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»
Список литературы:
1. Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х томах. Москва “Просвещение” “Владос” 1995 г.
2. Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах”. Журнал “Начальная школа”, 1989 №9.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. “Анализ современного урока”. Практическое пособие “Учитель” 2002 г.
4. Краткий педагогический словарь. В. Секачёв. “Институт общегуманитарных исследований” Москва 2007 г.
5. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков [Текст]: методические рекомендации / М. В. Мартынова. - Томск, 2003. - С.
Использованные ресурсы Интернета:
1.http://i63.beon.ru/27/9/270927/20/8225020/anmated_doll_00018. gif 2.http://i63.beon.ru/27/9/270927/20/8225020/anmated_doll_00018. gif 3.http://www.smspricol.ru/animation-77.htm
4.http://www.smspricol.ru/animation-77.htm
5. www.dobropozalovat.ru
6.http://www.openclass.ru/node/234369
7.http://pandia.org/text/77/305/23575.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 5 классе (Русский язык + изобразительное искусство)
Тема урока Язык натюрмортатип урока интегрированныйЭтот урок - вводный. Тема "Язык натюрморта"...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
интегрированный урок по социально-бытовой ориентировке и изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Поздравительная телеграмма"
презентация обобщающего интегрированного урока по социально-бытовой ориенировке и изобразительному искусству в 6 классе на тему "Поздравительная телеграмма"...
Интегрированный урок в 8 классе: музыка и изобразительное искусство. «Мир сказочной мифологии: «Снегурочка».
Учащиеся откроют для себя мир сказочной мифологии на примере произведений А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Изучение темы проходит в жанре «творческой лаборатории»: ...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...
Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"
Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о х...