Интегрированный урок в 8 классе: музыка и изобразительное искусство. «Мир сказочной мифологии: «Снегурочка».
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Караваева Елена Геннадьевна

 

Учащиеся  откроют для себя мир сказочной мифологии на примере произведений А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Изучение темы проходит в жанре «творческой лаборатории»: овладение художественными и музыкальными навыками в процессе музыкально-творческой деятельности, где можно в полной мере проявить инициативу и самостоятельность. 
 На уроке использованы разнообразные методы и приёмы музыкального и художественного воспитания: методы стимулирования и мотивации учения, организации и осуществления учебных действий и операций, методы контроля и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_v_8b_klasse.docx28.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 8б классе: музыка и изобразительное искусство.

Тема: «Мир сказочной мифологии: «Снегурочка».

Дата проведения: 14.11.2013.

Жанр урока: урок - творческая лаборатория («инструментальное и хоровое исполнительство», рисунок).

Цель:    На примере сравнения произведений различных искусств, объединённых общей темой, вывести учащихся на проблему урока: отобразить мир сказочной мифологии.

Задачи: 1) уметь устно и в художественной форме отразить понимание художественного        воздействия выразительных средств, размышляя о сказке «Снегурочка»;

              2) проводить анализ взаимосвязи различных видов искусств с жизнью;

              3) овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

              4) проявить творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

              5) совершенствовать навыки сотрудничества в ходе решения музыкально-творческих задач.

Методы и приёмы работы:      - частично-поисковый;

                                         - метод погружения;

                                         - «Музыкальная палитра»;

                                         - метод имитационного моделирования;

                                         - метод «учебный брейнсторминг»;

                                         - приём визуализации;

                                         - работа со справочной литературой;

                                         - метод музицирования (по К. Орфу).

Методическое обеспечение:1) Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л.: Музыка, 1986;

2)  Гозенпуд А. А. Краткий оперный словарь. – Киев: «Музычна Украйина», 1986;

3) Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература./Под ред. Т.В. Поповой.- М.: «Музыка», 1989;

4) Ражников  В.Г. «Словарь эстетических эмоций»;                                

5) портрет Н.А. Римского-Корсакова;

6) карточки «Общее – различное»;

7) «Музыкальная палитра» (карточки);

8) «Средства музыкальной выразительности» (карточки);

9)   камертон;

10) музыкальные инструменты;

11) компьютер;

12) медиапроектор;

13)  бумага - формат А 4;

14)  цветные карандаши.

Общие понятия:

  • тема;
  • композиция;
  • гармония;
  • палитра оттенков.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вводная часть.

(На доске – картины из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» - рисунки детей,  сцены из оперы).

Педагоги зачитывают стихотворные отрывки:

  • Полна, полна чудес могучая природа…
  • Хочу любить, а слов любви не знаю,

И чувства нет…

  • Известно мне, что солнце сбирается сгубить Снегурку;

Только и ждёт того, чтоб заронить ей в сердце лучом своим огонь любви.

Тогда спасенья нет Снегурочке.

Доколе ж младенчески чиста её душа – не властен он вредить Снегурке.

  • Великий царь!

Спроси меня сто раз,

Сто раз отвечу, что я люблю его…

  • Как вешний снег,  растаяла она!

В.: Как вы думаете, о каком персонаже, героине какого мифа пойдёт сейчас речь?

        Есть в искусстве темы, к которым из века в век не угасает интерес художника. Они, эти темы, пришли в мир одновременно с человеком. Едва ли до нас дошли бы такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, если бы не созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести.

        Благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, с живой и полной тайн стихией.

В.: Возможно ли для современного человека чувство слияния с миром природы? Прочитайте стихотворения, отражающие такое состояние.

        Вот видите, не случайно во все времена – и в древних народных сказаниях, и в современной поэзии – к природе часто обращаются как к одухотворённому началу.

Мир сказок, мир художественной литературы, обнаруживают насыщенную многовековую историю взаимоотношений человека и природы, где можно найти всё: любовь и благодарность, коварство и низость, непримиримую вражду и безмятежную гармонию.

Н.А. Римский-Корсаков, гениально рисовавший в своей музыке природу,  в опере «Снегурочка» проникновенно и поэтично воплотил русскую народную стихию. Поэтому его опера и является одной из вершин национального искусства.

  • Показ портрета композитора (слайд №1).

В.: Что говорится об этом композиторе в справочной литературе?

                        (Ответы детей – работа со справочной литературой.)

В.: Как вы думаете, почему композитору так мастерски удавалась звукоизобразительность?

                        (Цветной слух композитора).

В.: Кто может кратко рассказать сказку А.Н. Островского?

                        (Ответы детей – работа со справочной литературой.)

        Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент.

Люди и обитатели Берендеева царства.

Сказочные существа нисколько не таятся от людей, словно пребывая с ними в том не имеющем начала и конца единстве, которое и составляет самую суть гармонии всех мировых сил.

Композитор сам дал авторскую ремарку к музыке вступления:

«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безликий березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, всё деревянные с причудливой резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне…»

  • Вступление, пролог. Сцена Весны с птицами – слушание (слайды №2-5).

В.:      1) К кому обращается хор? (К птицам, Весне, Масленице).

        2) Кем и чем является в опере Весна? (Матерью Снегурочки, временем года).

        Так и Снегурочка, дочь Мороза, способна полюбить обычного человека и сама внушает любовь. Сочетание реального и вымышленного образует удивительный и гармоничный мир, волшебный и одновременно по-человечески справедливый.

В.: Каким образом показано композитором обновление средств музыкальной выразительности? (Средства музыкальной выразительности вывешены на доске – красочностью музыкальной гармонии).

  • Игра в антонимы (тепло – холод, море – суша, мажор – минор).
  • «Музыкальная палитра»: текст - тема, музыкальное изображение -  художественная композиция, звук – мазок.

В.: По «Словарю…» Ражникова В.Г. определите характер звучания пролога, выявите связи между музыкой и изобразительным искусством, наблюдая за развитием образов пролога.

  • Общее     –  Различное:

Текст                Звук

Тема                Мазок

                Музыкальное изображение

                Художественная композиция

  1. Основная часть. Изобразительное искусство.

Слушая  музыку,  зная  историю красивой  девушки,  наверное,  многие  из вас  могут  представить  яркие  картины  того  времени,     завораживающие  хороводы  молодых  парней  и  девушек,  той  нетронутой  природы.

В.:  1)Прослушав  музыкальное  произведение,  кого  из  героев   вы  ярче  всего  представляете? (Снегурочку)  Почему?

      2) Какой   бы   вы  её  видите?

     3) В  каких  тонах  вы  бы  её  нарисовали?

Посмотрите,  как  её  изобразили  разные  художники.

Сегодня  на  уроке  я  вам  предлагаю  стать  оформителями  обложки  книги.  

На  прошлых  уроках  мы  с  вами  знакомились  с  видами шрифтов. Сегодня  мы  продолжим  эту  работу.  И  рассматривать мы будем   «Текст и изображение как элементы композиции».

          Мы  с  вами  создадим  эскиз  обложки  книги  «Снегурочка».  Вы  будете  работать  парами.

Домашним  заданием  было  рассмотреть  структуру  книги.

     *обложка

*форзац

*титул

*разворот

*буквица

*концовка

В.:  1) Как  называются  рисунки  в  книгах?   (слайды №6-10).

2) Чтобы  книга  привлекла  внимание  читателя,  какой   должна  быть  обложка?

3) Каким  должен  быть  шрифт  к  данной  книге?

     Посмотрите  на  разнообразное  оформление  этой  книги (обложки  на  доске).

     Не  забываем  о  правильном  расположении  композиции,  сочетании  со  шрифтом. Обложка  должна  открывать  содержание  книги.

  1. Заключение.

Если героиня А.Н. Островского в большей мере дочь Мороза, то героиня Н.А. Римского-Корсакова – прежде всего дочь Весны. Выросшая в глухом лесу, охраняемая Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям, внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится войти в звонкий и пёстрый мир людей. То, что просто и естественно для человека, мучительно и трудно для Снегурочки.

В.: Каких фантастических (мифологических) персонажей мы видим в опере? (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший).

Итак, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова – сказочный эпос, утверждающий неразрывность жизни человека и природы.

Поэтому так  красива и образна чудесная хороводная песня Леля (во вступлении используется подлинный народный наигрыш):

  • Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» – слушание, разучивание (камертон), исполнение хором, разучивание и исполнение  с музыкальными инструментами.

Групповые формы работы:

  • барабаны, ложки;
  • маракасы, бубны;
  • металлофон, колокольчики.

Вступление песни исполняется по группам, проигрыши – всем    оркестром музыкальных инструментов.

  1. Вывод – обобщение (выполняется учащимися): с каким произведением познакомились, что нового узнали, какие виды деятельности освоили, на примере русского песенного фольклора в обработке Н.А. Римского-Корсакова приняли участие в каком обрядовом действе, с какими видами искусств плотно соприкоснулись сегодня на уроке?
  2. Рефлексия учащихся.
  3. Домашнее задание:       1) закончить обложку книги;

2) вспомнить известные музыкальные произведения и их авторов, отражающие сказочно – мифологическую тематику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...

Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».

Данный  урок по предмету «Музыка»  относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...