Интегрированный урок в 8 классе: музыка и изобразительное искусство. «Мир сказочной мифологии: «Снегурочка».
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_v_8b_klasse.docx | 28.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 8б классе: музыка и изобразительное искусство.
Тема: «Мир сказочной мифологии: «Снегурочка».
Дата проведения: 14.11.2013.
Жанр урока: урок - творческая лаборатория («инструментальное и хоровое исполнительство», рисунок).
Цель: На примере сравнения произведений различных искусств, объединённых общей темой, вывести учащихся на проблему урока: отобразить мир сказочной мифологии.
Задачи: 1) уметь устно и в художественной форме отразить понимание художественного воздействия выразительных средств, размышляя о сказке «Снегурочка»;
2) проводить анализ взаимосвязи различных видов искусств с жизнью;
3) овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
4) проявить творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
5) совершенствовать навыки сотрудничества в ходе решения музыкально-творческих задач.
Методы и приёмы работы: - частично-поисковый;
- метод погружения;
- «Музыкальная палитра»;
- метод имитационного моделирования;
- метод «учебный брейнсторминг»;
- приём визуализации;
- работа со справочной литературой;
- метод музицирования (по К. Орфу).
Методическое обеспечение:1) Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Л.: Музыка, 1986;
2) Гозенпуд А. А. Краткий оперный словарь. – Киев: «Музычна Украйина», 1986;
3) Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература./Под ред. Т.В. Поповой.- М.: «Музыка», 1989;
4) Ражников В.Г. «Словарь эстетических эмоций»;
5) портрет Н.А. Римского-Корсакова;
6) карточки «Общее – различное»;
7) «Музыкальная палитра» (карточки);
8) «Средства музыкальной выразительности» (карточки);
9) камертон;
10) музыкальные инструменты;
11) компьютер;
12) медиапроектор;
13) бумага - формат А 4;
14) цветные карандаши.
Общие понятия:
- тема;
- композиция;
- гармония;
- палитра оттенков.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть.
(На доске – картины из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» - рисунки детей, сцены из оперы).
Педагоги зачитывают стихотворные отрывки:
- Полна, полна чудес могучая природа…
- Хочу любить, а слов любви не знаю,
И чувства нет…
- Известно мне, что солнце сбирается сгубить Снегурку;
Только и ждёт того, чтоб заронить ей в сердце лучом своим огонь любви.
Тогда спасенья нет Снегурочке.
Доколе ж младенчески чиста её душа – не властен он вредить Снегурке.
- Великий царь!
Спроси меня сто раз,
Сто раз отвечу, что я люблю его…
- Как вешний снег, растаяла она!
В.: Как вы думаете, о каком персонаже, героине какого мифа пойдёт сейчас речь?
Есть в искусстве темы, к которым из века в век не угасает интерес художника. Они, эти темы, пришли в мир одновременно с человеком. Едва ли до нас дошли бы такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, если бы не созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести.
Благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, с живой и полной тайн стихией.
В.: Возможно ли для современного человека чувство слияния с миром природы? Прочитайте стихотворения, отражающие такое состояние.
Вот видите, не случайно во все времена – и в древних народных сказаниях, и в современной поэзии – к природе часто обращаются как к одухотворённому началу.
Мир сказок, мир художественной литературы, обнаруживают насыщенную многовековую историю взаимоотношений человека и природы, где можно найти всё: любовь и благодарность, коварство и низость, непримиримую вражду и безмятежную гармонию.
Н.А. Римский-Корсаков, гениально рисовавший в своей музыке природу, в опере «Снегурочка» проникновенно и поэтично воплотил русскую народную стихию. Поэтому его опера и является одной из вершин национального искусства.
- Показ портрета композитора (слайд №1).
В.: Что говорится об этом композиторе в справочной литературе?
(Ответы детей – работа со справочной литературой.)
В.: Как вы думаете, почему композитору так мастерски удавалась звукоизобразительность?
(Цветной слух композитора).
В.: Кто может кратко рассказать сказку А.Н. Островского?
(Ответы детей – работа со справочной литературой.)
Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент.
Люди и обитатели Берендеева царства.
Сказочные существа нисколько не таятся от людей, словно пребывая с ними в том не имеющем начала и конца единстве, которое и составляет самую суть гармонии всех мировых сил.
Композитор сам дал авторскую ремарку к музыке вступления:
«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безликий березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, всё деревянные с причудливой резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне…»
- Вступление, пролог. Сцена Весны с птицами – слушание (слайды №2-5).
В.: 1) К кому обращается хор? (К птицам, Весне, Масленице).
2) Кем и чем является в опере Весна? (Матерью Снегурочки, временем года).
Так и Снегурочка, дочь Мороза, способна полюбить обычного человека и сама внушает любовь. Сочетание реального и вымышленного образует удивительный и гармоничный мир, волшебный и одновременно по-человечески справедливый.
В.: Каким образом показано композитором обновление средств музыкальной выразительности? (Средства музыкальной выразительности вывешены на доске – красочностью музыкальной гармонии).
- Игра в антонимы (тепло – холод, море – суша, мажор – минор).
- «Музыкальная палитра»: текст - тема, музыкальное изображение - художественная композиция, звук – мазок.
В.: По «Словарю…» Ражникова В.Г. определите характер звучания пролога, выявите связи между музыкой и изобразительным искусством, наблюдая за развитием образов пролога.
- Общее – Различное:
Текст Звук
Тема Мазок
Музыкальное изображение
Художественная композиция
- Основная часть. Изобразительное искусство.
Слушая музыку, зная историю красивой девушки, наверное, многие из вас могут представить яркие картины того времени, завораживающие хороводы молодых парней и девушек, той нетронутой природы.
В.: 1)Прослушав музыкальное произведение, кого из героев вы ярче всего представляете? (Снегурочку) Почему?
2) Какой бы вы её видите?
3) В каких тонах вы бы её нарисовали?
Посмотрите, как её изобразили разные художники.
Сегодня на уроке я вам предлагаю стать оформителями обложки книги.
На прошлых уроках мы с вами знакомились с видами шрифтов. Сегодня мы продолжим эту работу. И рассматривать мы будем «Текст и изображение как элементы композиции».
Мы с вами создадим эскиз обложки книги «Снегурочка». Вы будете работать парами.
Домашним заданием было рассмотреть структуру книги.
*обложка
*форзац
*титул
*разворот
*буквица
*концовка
В.: 1) Как называются рисунки в книгах? (слайды №6-10).
2) Чтобы книга привлекла внимание читателя, какой должна быть обложка?
3) Каким должен быть шрифт к данной книге?
Посмотрите на разнообразное оформление этой книги (обложки на доске).
Не забываем о правильном расположении композиции, сочетании со шрифтом. Обложка должна открывать содержание книги.
- Заключение.
Если героиня А.Н. Островского в большей мере дочь Мороза, то героиня Н.А. Римского-Корсакова – прежде всего дочь Весны. Выросшая в глухом лесу, охраняемая Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям, внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится войти в звонкий и пёстрый мир людей. То, что просто и естественно для человека, мучительно и трудно для Снегурочки.
В.: Каких фантастических (мифологических) персонажей мы видим в опере? (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший).
Итак, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова – сказочный эпос, утверждающий неразрывность жизни человека и природы.
Поэтому так красива и образна чудесная хороводная песня Леля (во вступлении используется подлинный народный наигрыш):
- Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» – слушание, разучивание (камертон), исполнение хором, разучивание и исполнение с музыкальными инструментами.
Групповые формы работы:
- барабаны, ложки;
- маракасы, бубны;
- металлофон, колокольчики.
Вступление песни исполняется по группам, проигрыши – всем оркестром музыкальных инструментов.
- Вывод – обобщение (выполняется учащимися): с каким произведением познакомились, что нового узнали, какие виды деятельности освоили, на примере русского песенного фольклора в обработке Н.А. Римского-Корсакова приняли участие в каком обрядовом действе, с какими видами искусств плотно соприкоснулись сегодня на уроке?
- Рефлексия учащихся.
- Домашнее задание: 1) закончить обложку книги;
2) вспомнить известные музыкальные произведения и их авторов, отражающие сказочно – мифологическую тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в Третьяковскую галерею - интегрированный урок по русскому языку и изобразительному искусству в 7 классе (повторение сведений о причастии)
Урок повторения темы "Причастие" в форме экскурсии....
Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"
Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».Доклад на региональной конференции.2017-2018 уч.год.
В работе представлены формы и методы интеграции при обучении письму ребёнка с интеллектуальным нарушениями....
Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...
Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».
Данный урок по предмету «Музыка» относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...