Интегрированный урок в 5 классе (Русский язык + изобразительное искусство)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тема урока Язык натюрморта

тип урока интегрированный

Этот урок -  вводный. Тема "Язык натюрморта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_v_5_klasse.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок   в 5 классе (русский  язык +изобразительное искусство)

Тема:  ЯЗЫК НАТЮРМОРТА

Тип урока    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

Цели:

Образовательные:  

  1. Формирование у учащихся знаний о натюрморте как жанре живописи;
  2. Познакомить учащихся с историей развития жанра натюрморта;
  3. Обогатить словарный запас школьников;
  4. Формирование и развитие  умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умение строить связное высказывание;
  2. Развивать  навыки  отбора нужного материала, умение систематизировать его;
  3. Формировать самостоятельность мышления  в  условиях  индивидуальной  и  групповой работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к мнению других;
  2. Прививать любовь к искусству, к родному  языку.

Методические  приемы: эвристическая  беседа, разъяснение понятий,  интерпретация, лекция  учителя.

Формы  работы:  

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Групповая

Оборудование:

  1. Презентация (демонстрационный  экран, проектор, компьютер);
  2. Тетради для творческих работ;
  3. Репродукции  картин;
  4. Индивидуальный  раздаточный  материал.

Ход  урока.

I. Организационный   момент.  Учащиеся стоя приветствуют учителя.  Проверка  готовности  к  уроку.

II. Слово  учителя. Умеете  ли  вы  описывать то,  что  нарисовал  художник, поделиться  своими  впечатлениями  о  картине,  «расшифровать»  замысел  художника,  выступить  в  роли  экскурсовода, заинтересовать  слушателей.  Задача  эта  непрстая,  но решить  ее  поможет  и  урок, который  мы  сегодня  проводим.  Живопись  отражает  окружающий  мир  с  помощью  цвета. «Краски, - говорил  замечательный  русский  художник  И.Е. Репин, - должны  выражать  наши  мысли, колорит…  должен  выражать…  настроение  картины,  ее  душу,  он  должен  расположить  и  захватить  всего  зрителя,  как  аккорд  в  музыке».

Поэтому  постарайтесь  прежде  всего  уловит, понять  настроение, которое  передал  художник,  прислушайтесь  к  себе:  какие  чувства  вызывает  эта   картина  у  вас?

Слайд  №1.  Тема  урока.  ЯЗЫК  НАТЮРМОРТА.

Слайд №2. Эпиграф.  «Художник  …  вводит  нас  в  мир  каких-то новых образов,  которые  прежде  мы  не  видели,  или,  наоборот,  в  мир  явлений,  как  будто  нам  знакомых,  но…  заставляет  увидеть  их  совсем  по-иному,  в  иной  точке  зрения».

                                                                                                                             Б. Иогансон.

Слово  учителя.  Итак,  новый  мир  новых  образов …    

  В  тетради  записываем тему  урока.

Слайды №№ 3,4,5. История  жанра  Натюрморт. Выступление  заранее  подготовленного  ученика.

Слайды  6,7,8.  Лекция  учителя.  «Что скрывает натюрморт» .

Слайд  №7. Под  руководством  учителя  русского языка  в  тетрадях  делается  запись:

Символ

Эмблема

Учитель Р.Я.    Дать  определение  этим  терминам.

                             Найдите однокоренное  слово  к  слову  ЭМБЛЕМА.

Ответ:                       эмблематическое  мышление

Запишем  словосочетание. Как  вы  понимаете  это  словосочетание?

Постройте  устно  предложение  с  этим  словосочетанием.

Словарная  работа по  слайдам :  6,7,8.  Записываем  словосочетания,  которые  могут  помочь  при  работе  над  сочинением.  

Изображаются  обычные  предметы

Обрести  особый  смысл

Символическое  значение

Наполненное  философским  смыслом

Послание

Учитель  ИЗО.  Какие  же  символы  можно  увидеть?

Слайд 10. Заголовок.  Огарок  свечи – это символ угасшей  жизни.

Учитель ИЗО   делает  комментарий.

Учитель  Р.Я.  Объясните   знаки  препинания  в предложении.

Слайд №11.  

Учитель  Р.Я. дайте  заголовок  слайду, перестроив  предложение  по  схеме  

Россыпи  старых книг – символ  ушедшего  времени.

   Слайд  №14.

Учитель ИЗО. Новое в натюрморте – мыльные пузыри. Дается комментарий к слайду.

Учитель Р.Я.   Записываем слово  уподобляется   в  тетрадь.  Лексическое  значение  слова комментирует специально подготовленный  ученик.

Слайд №16.

Под руководством учителя  ИЗО  ученики рассматривают  натюрморт.

Слайд №17. Учитель ИЗО  дает комментарий к слайду.

Учитель Р.Я.  Как  вы понимаете значение слова ТЩЕТНОСТЬ? Лексическое значение слова комментирует специально подготовленный  ученик.

Как  вы понимаете значение слова ТРАКТОВАТЬ? Лексическое значение слова комментирует специально подготовленный  ученик.

Учитель ИЗО. Вопрос классу.  Кто самый внимательный?  На всех просмотренных слайдах  часто встречался один и тот же предмет. Но о нем мы пока не говорили. И нарисован он был не в своем первозданном виде. Что это за предмет?     Ответ :  ЛИМОН.

Слайды  18-23.

Ученики рассматривают изображения , отвечая на вопросы  учителя.

Слайд №24.

Учитель Р.Я.  Постройте предложение по схеме.

Слайды 25-30.

Ученики рассматривают изображения , отвечая на вопросы  учителя.

Слайд №30, 32, 34, 37, 38, 40, 47.

Учитель Р.Я. Словарная работа. СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ,  КОМПОЗИЦИЯ,  АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ,  ОЛИЦЕТВОРЯТЬ,   АССОЦИИРУЕТСЯ,   АССОЦИАЦИЯ.

Рефлексия:

  1. Что запомнилось на уроке?
  2. Что понравилось в процессе работы?
  3. Что бы вы изменили в ходе урока?

Творческое  задание.

Класс  делится на группы. Каждая группа  получает  задание: «Попробуйте  «расшифровать», что хотел сказать  своей  работой  художник.  При подготовке  выступления  вы  можете пользоваться  записями  в  тетрадях, словариками, которые  есть  у  каждой группы. Постарайтесь,  чтобы  у вас  получился  связный  текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по технологии 8кл и изобразительному искусству 7 кл"С кистью и краской готовимся к Пасхе"

интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству предполагает расширить знания об истоках народного праздника Пасха.обучить приемам переноса рисунка на выпуклую поверхность, работать с ...

Промежуточная проверочная работа по изобразительному искусству для 6 класса "Основы языка изобразительного искусства"

Данный материал предназначен для промежуточного контроля  знаний учащихся 6 классов общеобразовательной школы, обучающихся по программе Б.М.Неменского...

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...