Разработка плана-конспекта урока по изобразительному искусству и окружающему миру 4 класс. по теме: "Образ культуры Древней Греции"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Цель данного урока: сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции . Целостность культуры-также важнейший элемент содержания урока. Представление о художественной культуре дети смогут получить отправляясь в увлекательное путешествие. Использование игровых технологий на уроке поможет более глубокому погружению в учебный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План- конспект интегрированного урока ИЗО и Окружающего мира.4 класс. | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка плана-конспекта урока
по изобразительному искусству и окружающему миру
4 класс.
по теме:
"Образ культуры Древней Греции"
выполнили
учитель изобразительного искусства Давыдова Е.Е.,
учитель начальных классов Новикова Е.А.
МБОУ " СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№55 имени А.Невского" г. Курска.
2013 год
Тема урока: Образ культуры Древней Греции
Тип урока
Обобщение и систематизация пройденного материала.
Вид урока (организационная форма):
Урок-путешествие.
Форма организации познавательной деятельности:
Работа в группах.
Цель урока:
Сформировать представление о своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры Древней Греции.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обобщение и систематизация знаний об особенностях культуры Древней Греции (конструктивность, эстетизм, гуманизм, идеализм).
Дальнейшее формирование понятий пространственных представлений на основе использования в практической деятельности комплекса приёмов: плановость, загораживание, группировка.
Закрепление и развитие умений применять полученные знания по построению многофигурной композиции на основе сформированности понятий.
Метопредметные результаты
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, перерабатывать полученную информацию, анализировать, сравнивать и группировать; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать; формирование способности осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно- творческих задач; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении задачи.
Личностные:
Воспитывать эмоционально-ценностное восприятие произведений разных видов изобразительного искусства.
Формировать нравственные и эстетические качества личности обучающихся, способствующие формированию целостного мировоззрения.
Средства обучения:
Литературный ряд: «Мифы Древней Греции», древнегреческая поэзия.
Зрительный ряд: слайд-фильм «Культура Древней Греции», методическое пособие «Многофигурная композиция», карта Древней Греции, гипсовые орнаменты, скульптура, вазы.
Музыкальный ряд: Х.Глюк Опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты), народная греческая музыка.
Атрибутика: венок из лавра, призы
Оборудование для учащихся: работы, выполненные на предыдущих уроках по теме «Пейзаж Древней Греции», « Архитектура Древней Греции», «Образ человека в искусстве Древней Греции», ножницы, клей, фломастеры, карандаши, бумага.
Основные этапы урока:
Подготовительная работа
Поисковая работа по содержанию темы, собирается текстовый и зрительный ряд в виде слайдов, репродукций, атрибутики урока. Распределение ролей: географ, знатоки, ведущий (учитель). Подготовка учеников по темам: географ-изучение карты; знатоки- сообщения по видам изобразительного искусства Древней Греции; путешественники - чтение мифов.
1 Организационный этап.
Приветствие учителя. Решение организационных вопросов: формирование игровых групп, распределение ролей, выбор жюри.
Вхождение в ситуацию. Ролевая игра
2 Актуализация на основе сформированных знаний.
Сообщение учителя.
1-е задание: « Смысловая цепочка" для командиров, «Незавершенный рисунок» для команд.
2-е задание: кроссворд « Древнегреческий храм»
3-е задание: сообщение о памятниках архитектуры и скульптуры Акрополя. Восприятия архитектурного объектов Акрополя, осознание заложенной в них информации.
4-е задание « Акропольский музей».
-Путешествие на Олимпийские игры. Что рассказывают древнегреческие вазы. Сообщение знатока .
3 Осмысление, обобщение и систематизация.
Эвристическая беседа с учащимися с использованием зрительного, литературного, музыкального рядов.
4 Выполнение практической работы. Подготовка, инструктаж. Коллективное панно «Олимпийские игры». Эстетическая оценка работ.
5 Итоги урока. Рефлексия.
План урока:
1Организационный момент-5мин.
2 Актуализация -15-20мин.
3 Обобщение и систематизация- 5мин.
4 Практическая работа-7-10мин
5 Итоги урока, рефлексия - 3- 5мин.
Ход урока
1 Организационный этап.
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительное занятие знакомства с удивительной культурой Древней Греции. Мы проведем сегодня это занятие как путешествие - состязание.
В путешествие мы отправимся на кораблях (их будет три),
поэтому давайте разделимся на 3 команды и выберем капитанов, придумаем название команд, выберем жюри. Справиться с трудностями в путешествии, стать лучшей командой вам помогут знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Команды будут получать очки (от 1 до 5) за выполненные в течение путешествия задания. В порту нас ждут греческие торговые корабли - диремы и триаты, возвращающиеся на родину (макеты, выполненные в технике бумажной пластики) На кораблях пишем название команды.
Путешествие по карте (музыкальное сопровождение «звуки моря»)
Географ:
-Мы с вами на берегу древнего Понта Евксинского (Черного моря). Путешествие дальнее и опасное.
-Вот мы и в море. Ветер надувает паруса, и корабли весело бегут по волнам. (Макеты кораблей)
- Мы подходим к проливу Босфор. Много дней плыли корабли через Пропонтиды (Мраморное море), через пролив Дарданеллы вышли в Эгейское море к берегам Древней Греции, проплыли мимо островов и вот входят в гавань и порт Перей. Перед нами на холмах столица Греции- Афины.
2 Актуализация на основе сформированных знаний.
Учитель:
-Vвек до нашей эры - время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Начинается расцвет искусства «Во славу богам и в украшение городов и жилищ».
«Город, увенчанный фиалками
Который должен был воспет в песне…
Твердыня эллинов Афина».
Пиндар vв. До н.э.
- Древние греки считали, что рядом с ними их страну населяет мир бессмертных человекоподобных богов. Самые могущественные из богов живут на горе Олимп. По отдельным мифам можно воссоздать картину мира, как представляли её древние греки. Чтобы мы смогли войти в город богиня мудрости и войны Афина - покровительница города требует выкуп. Капитаны команд должны выполнить задание.
1-е задание.
Разбейте слова и словосочетания по группам в соответствии с представлениями древних греков: хаос, порядок, зло, добро, боги, титаны, стихийные силы природы, разумная природа.
1 Хаос - зло - стихийные силы природы - титаны.
2 Порядок – добро - разумная природа - боги.
2-е Задание для команд: дорисовать недостающий элемент рисунка, объяснить свой рисунок.
Зевс-бог Громовержец, царь Олимпийцев (орел.)
Посейдон- бог морей (трезубец)
Аполлон- покровитель музыки и поэзии (арфа)
Учитель:
-Продолжим наше путешествие.
В v веке до н. э. на центральном из трех холмов, вокруг которых расположился город, построен кремль, крепость, жилище богов -Акрополь Он был олицетворением величия морской державы, воплощением духа свободы и мерного порядка. Греки выбирали для своих храмов самые красивые места. Красота вселенной раскрывалась им в непосредственном созерцании природы. С Акрополя открывается далекий вид на равнину. Нарциссы, оранжевые крокусы и дикие анемоны, голубые, ярко-красные и белые напоминают легенду об Адонисе, из капель, крови которого выросли цветы. Волной поднимаются лилово- красные горы на горизонте. Свет кажется разлитым в воздухе и немыслимо светел.
Группа стройных кипарисов, окружающих холм, служат хорошим обрамлением храмов. Поднимаемся к главному входу. Попасть туда можно лишь с одной стороны через скрытую колоннаду, Пропилеи.
У входа нам вручают ключ- кроссворд
3-е Задание: кроссворд «Древнегреческий храм»
1Порядок расположения и соотношения частей храма - ордер
2 Система идеальных соотношений человеческого тела, разработанная греческим скульптором Поликлетом – канон.
3Треугольное пространство между двумя скатами крыш и карнизом часто украшаемое рельефом - фронтон
4«Голова », венчающая колонну храма — капитель
5 Скульптуры девушек, заменившие колонны в греческом храме - кариатиды
Учитель: Экскурсоводы каждой команды помогут нам совершить путешествие по Акропольскому архитектурному ансамблю, используя карту.
4-е задание. Каждая команда путешественников составляет свой маленький творческий рассказ об архитектуре
рассказ знатока (1-я команда)
- Древние устраивали торжественное шествие на Акрополь в главный праздник - Панафенеи. Перед вступившим на Акрополь возникает бронзовая 9- метровая статуя Афины- воительницы, покровительницы города.
По мере приближения путника к статуе ему открывается вид на храм Афины-девы Парфенон, причем с наиболее лучшей точки зрения. Парфенон стал совершеннейшим созданием греческой архитектуры. Он величественно возвышается над Акрополем, подобно тому, как Акрополь возвышается над городом. Построили Парфенон замечательные архитекторы Иктин и Калликрат. В основе образа лежит героизация и возвеличивание человека. Мощные дорические колонны выражают героический дух, а бороздки-каннелюры на их стволах, как складки тонкой ткани добавляют возвышенность и достоинство. Остановившись перед главным входом процессия, несущая дары Афине созерцала торжественную скульптурную композицию фронтона. Она была посвящена олимпийским богам и рождению Афины из головы Зевса. Треугольник фронтона как бы уподобляется небосводу, охватывающему землю. В левом углу изображены кони богини ночи Никс. Изображено как бы одно мгновение-уход ночи и приход зари. Мастера с необычайной свободой передают пластику форм, ощущение живого движения человеческого тела. Шествие завершалось созерцанием помещенной внутри храма спокойно-торжественной 12-метровой статуи Афины- девы, выполненной из мрамора, слоновой кости и золота. Жрец принимал здесь праздничную одежду- пеплос, которую благородные девы города выткали для резной богини. В основе конструкции храма лежит симметрия, строгое соотношение размеров всех частей, ритм. Человек в своих творениях утверждал , что мера, разум , симметрия заложена в природе мира , а следовательно и зданий, как части мира.
Учитель:
- Ансамбль Акрополя образовывался из нескольких сооружений, создан-
ных в таких пропорциях и размещенных в таких пунктах, что вступая в
зрительное взаимодействие, друг с другом, они создавали богатую архи-
тектурную композицию.
Рассказ знатока (2-я команда)
По дороге к главному входу в Парфенон участники процессии видели слева и чуть впереди живописный, изящно - стройный Эрехтейон. Храм был построен на месте где, как считалось, когда-то давным-давно произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней Афиной за первенство в греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей. А Афина, вонзив копье в землю создала оливковое дерево. Греки отдали предпочтение богине Афине, назвав город в её честь. Храм посвящен этому событию.
Архитектор использовал здесь художественное сопоставление рядом с ясным Парфеноном непринужденный, составленный из нескольких объемов, Эрехтейон. У него несколько частей-портиков. Контраст проявился и в сопоставлении дорической колоннады Парфенона и в изящной стройности ионийских колонн Арехтейона. Один портик вместо колонн поддерживают величавые фигуры кор-кариатид. Фигуры четко вырисовываются на фоне неба и словно купаются в пронизанном светом воздухе. Складки на их одеждах напоминают желобки-каннелюры на колоннах. Так выявляется скульптором некое сходство между прямостоящей колонной и человеческой фигурой. Статуи кор придают особую утонченность храму.
Учитель:
-Говорят, что скульптур в Афинах больше чем людей. Скульптуры возвышаются в храмах и на площадях. На фоне безоблачного синего неба и освещенные полдневным солнцем Греции, статуи белеют, как снег, подобно проплывающим мимо облакам.
Каковы же особенности античной скульптуры? Давайте выясним это, выполнив следующее задание.
4-е задании «Акропольский музей" (музыкальное сопровождение опера «Орфей иЭвридика» Х.Глюк, фрагменты)
Помогите сотрудникам Акропольского музея отобрать скульптуры греческих мастеров для выставки. (Командам раздаются изображения скульптур разных эпох), объясните свой выбор , составьте рассказ-описание.
Учитель: продолжим экскурсию по музею.
1 рассказ (1-я команда)
Самые прославленные скульпторы создавали мраморные и бронзовые статуи богов и победителей Олимпийских игр.
«Дорифор»- скульптура Поликлета. Спокойный, сильный юноша с копьем в руках. Фигура находится в покое. Но полна скрытого движения.
Идеал прекрасной доблести и благолепия раскрывался в соразмерной красоте, гармоничности человеческого тела. Имя Поликлета связано с созданием системы отношений и норм, определяющих совершенные соотношения человеческого тела, - так называемым каноном.
Греки увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенный порядок. Облик человека в скульптуре приближался к божественному.
2рассказ(2-я команда)
« Дискобол»- скульптура Мирона. Юноша весь в движении, ещё мгновение—и полетит , кружась над стадионом, каменный диск. Мирон передает через определенное действие, движение тела внутреннее состояние духа. Создание совершенного образа всесторонне развитого человека решалось путем выявления красоты движения.
3рассказ (3-я команда)
« Венера Милосская»— мраморная статуя богини любви и красоты – Афродиты. Вот она, рожденная из морской пены, выходит на берег. Там где богиня ступает, поднимаются травы и распускаются розы. Венера излучала пронизывающую весь мир любовь, и никто не мог избежать ее власти, даже боги. Ясная и возвышенная красота- идеал греческого искусства.
Учитель:
-Греческое искусство- это искусство сначала во славу богам и позднее самим людям. В честь бога Олимпии Зевса проводился и самый большой праздник Древней Греции - Олимпийские игры.
Рассказ знатока (3-я команда)
По одной из легенд Игры основал древнегреческий герой Геракл. Авгий, царь Элиды был несметно богат, особенно многочисленны были его стада. Вот Геракл и предложил Авгию очистить в один день весь его царский двор, в обмен на десятую часть стада. Авгий согласился, считая, что Геракл не справится в обговоренный срок. Но герой проявил смекалку, сломал с двух сторон стены и отвел в него воды реки. Река сделала задуманное Гераклом, за один день унесла всю грязь со скотного двора. А когда Геракл пришел требовать награду, то царь его выгнал. В честной битве Геракл одолел царя Элиды и в честь победы принес всю добычу в жертву олимпийским богам и учредил Олимпийские игры.
О том, что происходило на Олимпийских играх нам могут рассказать керамические краснофигурные и чернофигурные вазы: гидрия, с тремя ручками, на которую смотрели, спускаясь к ручью с водой, или мирно лежащая амфора. Праздник начинался торжественным шествием-поклонением в храм Зевса.
Бег, прыжки, греко-римская борьба, бросание металлического диска, бросание в цель копья соревнование на колесницах и другие состязания ожидали участников. Олимпийские игры объединяли людей, сюда съезжались художники, поэты, которые декламировали стихи, философы вели свои беседы.
«Нет другой звезды благороднее Солнца,
Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба,
Что всех игр благородней,- Олимпийские игры».
( Пиндар v в. до н.э.)
4 Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
- Греческое искусство «агальма», что в древнегреческом языке означало – украшение.
Вопросы к командам:
- Какая цель древнегреческого искусства? ( Цель его - наслаждение прекрасным.)
-Как изображается человек в древнегреческом искусстве? (Человек в греческом искусстве изображается в его физическом и моральном совершенстве.)
- Каковы основные черты культуры Древней Греции? ( Стремление к красоте; порядок, как мера красоты; возвышенность; цельность.)
4 Выполнение практической работы.
Подготовка, инструктаж:
-Давайте представим, как же всё происходило на празднике. Каждая команда выполнит панно на тему « Олимпийские игры». Панно мы будем создавать из работ, сделанных на прошлых уроках. ( Изображения архитектуры, фигуры людей, пейзажи на больших листах)
- На фоне-пейзаже, на заднем плане размещаем постройки: храмы, дома.
- На втором плане - фигурки зрителей.
З. На переднем плане разложим выразительно фигурки спортсменов, чтобы получились живые сцены.
-При работе необходимо помнить правила композиции:
- фигуры компоновать по группам, в группе одна фигура может заслонять другую;
- главных героев лучше располагать на переднем плане;
- не забудьте, что маленькие фигуры надо разместить выше, а крупные ниже;
- клеить детали только после того, как продумана вся композиция
Эстетическая оценка работ (Музыкальное сопровождение. Народная греческая музыка.)
Учитель:
- Рассмотрим панно команд. Все вы дружно работали. Расскажите, что вы хотели изобразить на своих панно и как вам удалось передать художественный образ Древней Греции?
5 Итоги урока. Рефлексия.
Учитель:
-Наше путешествие подходит к концу. На этих уроках вы узнали о культуре древнейшей цивилизации, которую называют колыбелью культуры европейских стран. Её общими чертами можно назвать:
-стремление к упорядоченности, цельности, гармоничности.
-ценность красоты. Жизнь древнегреческого полиса была поразительна эстетична.
-человек выступает здесь, как центр вселенной и мера всех вещей.
Подведение итогов. Команда- победительница награждается призом (венок из лавра и медалями- шоколадками), отмечаются наиболее активные участники.
Используемая литература.
Программы «Изобразительное искусство и художественный труд" Б.М. Неменский. Москва. Изд. «Просвещение»2008г.
«Художественные проблемы Древней Греции» М.В.Алпатов Москва. Изд. «Искусство»1987г.
«Уроки изобразительного искусства в начальной школе» О.В. Островская. Москва изд. «Владос» 2004г.
«Необычные уроки в начальной школе" Т.П. Лакоценина. Ростов - на - Дону 2008г.
«Легенды и мифы Древней Греции» Н.Кун. Изд. «Феникс»2010г
«Великое наследие античной Эллады» Ю.Д. Колпинский. Москва « Изобразительное искусство» 1988г.
«Поэзия Древней Греции и Древнего Рима» изд. «Экмо»2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Представлена разработка мини - проекта по изобразительному искусству, рассчитанная на 3 урока. В мини - проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над про...
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 3 класса "Что сделал художник на улицах моего города"
Для достижения учебной и воспитательной цели используется коммуникативная технология. Просутствует сочетание различных форм учебной деятельности, осуществляется принцип развивающего обучен...
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Пейзаж родной земли"
Для активизации деятельности учащихся на уроке и повышения эффективности учебного процесса используется технология личностно - ориентированного и развивающего обучения....
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....
План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"
Нестандартный урок направлен на развитие мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска....
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
Целью данного урока является развиватие способности у детей воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....