Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»
рабочая программа на тему
Программа «Волшебная мастерская»
Возраст обучающихся: 11 – 14 лет.
Срок реализации: 2 года.
Для детей инвалидов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_masterskaya.docx | 78.52 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета директор МБУ ДО «ДТДиМ»
от 13.09.2016 г. ____________ Рябикова Е.А.
Протокол № 1 «___» __________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная мастерская»
Возраст обучающихся: 11 – 14 лет.
Срок реализации: 2 года.
Для детей инвалидов
Автор – составитель:
Мелкозерова Ирина Витальевна,
педагог дополнительного образования
г. Топки, 2016
Аннотация
Программа «Волшебная мастерская» имеет декоративно – прикладной характер, носит художественную направленность. Программа реализуется в творческом объединении «Волшебная мастерская».
Главная цель программы – создание условий для развития личности, способной к творческому труду.
Задачи:
Обучающая:
- Формирование у обучающихся определенных программой знаний, умений, навыков и закрепление их на практике.
Развивающая:
- Развить у ребенка творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательная:
- Воспитание жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (чувство самостоятельности, самоутверждение, ответственности).
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения 144 часа– 72 часа первый год обучения, 72 часа второй год обучения Программа разработана для детей- инвалидов, проживающих в детском доме «Островок» от 11 до 14 лет. Уровень освоения программы базовый.
Программа состоит из 3-х разделов-блоков. Каждый блок может работать как самостоятельный со своим количеством часов и последовательностью тем, что дает возможность компоновать эти блоки по определенной схеме при работе с разновозрастными детьми.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. К учащимся применяется личностный подход. Занятия проводятся 2 часа в неделю с перерывом в 10 минут для детей от 11 до 14 лет.
Программой предусмотрены такие формы подведения итогов, как выставки, открытые мероприятия, конкурсы, фестивали.
Пояснительная записка
Программа «Волшебная мастерская» имеет декоративно – прикладной характер, носит художественную направленность. Программа реализуется в творческом объединении «Волшебная мастерская».
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Дети - инвалиды с удовольствием делают поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально- положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно- творческих способностей. Кроме этого у ребенка развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом.
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат ребенка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Актуальность программы заключается в том, что ручная работа высоко ценится в современном мире. Эксклюзивные украшения и панно, игрушки из фоамирана пользуются большим спросом, могут служить прекрасным подарком и украшением одежды и интерьера. Кроме практического применения результатов обучения по настоящей программе, дети соприкасаются с миром прекрасного, учатся мастерству и в процессе обучения становятся творческой личностью.
Данная программа рассчитана для детей инвалидов. Для таких детей существенное значение имеет индивидуальное обучение, в процессе которого, происходит овладение ребенком умений и навыков работы с различными материалами.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и носит коррекционный характер. В процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья не только получают определенные программой знания, умения, навыки, но и исправляют свои недостатки.
Главная цель программы – создание условий для развития личности, способной к творческому труду.
Задачи:
Обучающая:
- Формирование у обучающихся определенных программой знаний, умений, навыков и закрепление их на практике.
Развивающая:
- Развить у ребенка творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательная:
- Воспитание жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (чувство самостоятельности, самоутверждение, ответственности).
Отличительные особенности данной программы
Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в ряде важных факторов: технология выполнения работ имеет вариативный характер, что способствует созданию уникальных, оригинальных авторских изделий. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей ребенка. Использование художественного слова, игровых методов и приемов способствует формированию у ребенка изобразительных умений и навыков, созданию детьми ярких, неповторимых образов в собственной художественно-продуктивной деятельности, развитию творческих способностей детей.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная программа относится к модульным, она составлена из трёх самостоятельных блоков, что позволяет компоновать их в зависимости от данного контингента учащихся.
Программа состоит из 3-х разделов-блоков. Каждый блок может работать как самостоятельный со своим количеством часов и последовательностью тем, что дает возможность компоновать эти блоки по определенной схеме при работе с разновозрастными детьми.
И в то же время, это целостная программа, последовательность разделов-блоков которой обеспечивает наилучшее достижение конечного результата: творческое развитие личности ребенка. Каждый блок программы дает возможность развития творческих способностей учащихся на своем уровне.
Последовательность блоков и тем в блоках обеспечивает постепенное увеличение нагрузки на мышцы руки, по мере усложнения заданий, а развитие активности кисти и пальцев рук является стимулом для развития высших психических функций.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения – 72 часа первый год обучения. 72 часа второй год обучения Программа разработана для детей- инвалидов от 11 до 14 лет. Уровень освоения программы базовый.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемого, принцип сознательности и творческой активности обучаемого, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. К учащимся применяется личностный подход. Занятия проводятся 2 часа в неделю с перерывом в 10 минут для детей от 11 до 14 лет.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов.
Методы работы педагога зависят от возрастной и индивидуальных особенностей учащихся. Задания даются как в простом варианте, так и с усложненным вариантом изучения данной темы. Т. о. учащиеся могут выполнять одинаковые задания, но различные по степени сложности.
В процессе реализации программы главная цель воспитания и образования – развитие творческой личности – осуществляется путем применения современных педагогических технологий. Обычно учебный процесс, строится так, что конструируется некоторая комбинированная технология, которая интегрирует ряд элементов различных монотехнологий.
Красной нитью через все занятия проходят здоровьесберегающие технологии, т.к. сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, является очень важной задачей. Ведение постоянного контроля за соблюдением техники безопасности, обеспечение двигательной активности на занятии, создание творческой атмосферы и благоприятного психологического климата способствует повышению работоспособности, уменьшению или отсутствию конфликтных ситуаций, повышению интереса к занятиям, улучшению качества обучения, созданию положительного эмоционального настроя и, как следствие, укреплению физического и психического здоровья.
Применение технологии коррекционно-развивающего обучения позволяет учащимся не только усваивать учебный материал, но и исправлять свои недостатки. В процессе занятий происходит формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, что является важным стимулом развития высших психических функций (мышление, память, речь). Для укрепления мышц руки увеличение нагрузки происходит постепенно по мере усложнения заданий.
Методы и приемы:
- учет возрастных особенностей;
- индивидуальный подход;
- наглядность (красочные работы, оформление);
- использование современных технических средств;
- активизация познавательной деятельности:
- смена видов деятельности;
-заинтересованность в работе;
-дидактические игры, занимательные упражнения;
- самостоятельная работа.
Занятия должны соответствовать принципам: доступность, наглядность, коррекционная направленность, индивидуальный подход.
При использовании коррекционно-развивающей технологии происходят положительные изменения не только личностного характера.
Технология организации «ситуации успеха» позволяет снять агрессию, создать обстановку эмоциональной стабильности, психологической комфортности.
Применение технологии «Дифференцированного обучения по интересам детей» дает возможность осуществить ребенку выбор в пределах программы и идти к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Это создает такую атмосферу, в которой дети чувствуют себя «как дома», в которой повышается интерес к занятиям и улучшается качество образования.
В работе с детьми- инвалидами часто применяются «Игровые технологии», при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения. Игровая форма занятий позволяет значительно активизировать учебный процесс. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат, кроме того игра не терпит принуждения и создает атмосферу свободного и радостного творчества.
Работа педагога направлена на максимальное развитие высших психических функций ребенка на основе доступной и интересной практической деятельности. Большое внимание уделяется обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.
В воспитании используется каждая ситуация для формирования у ребенка правильного (социально адекватного) поведения, для обучения точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных местах, в том числе в кабинете.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Достижение поставленной цели – воспитание творческой личности – обеспечивается решением следующих основных задач:
- приобретение ребенком необходимых знаний, умений и практических навыков, позволяющих проявить себя в творческой деятельности;
- формирование в процессе специально организованной деятельности таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, вежливость;
- развитие познавательной деятельности и всех психических функций детей в процессе обучения и коррекция отклонений развития. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на развитие высших психических функций (мышление, память, речь), которое напрямую связано с развитием двигательной активности кисти руки и пальцев рук.
Программой предусмотрены такие формы подведения итогов, как выставки, открытые мероприятия, конкурсы, фестивали.
В качестве способов отслеживания результатов используется:
- мониторинг исследования повышения уровня знаний, умений и навыков учащихся по триместрам учебного года;
- мониторинг развития творческих способностей учащихся (репродуктивный и креативный уровень способностей);
- перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом (сравнительный анализ приобретения положительных личностных качеств учащихся по триместрам учебного года).
Межпредметные связи
1.Процесс сборки лепестков, накручивание определённого количества витков закрепляет навыки порядкового и количественного счета – математика;
2.Рисование эскизов, выбор цветовой гаммы – изобразительная деятельность.
3. Материаловедение – окружающий мир.
Пройдя полный курс, предусмотренный данной образовательной программой, формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу.
В основу работы над изготовлением и декорированием предметов и изделий положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.
После освоения данной программы, обучающиеся 1 – го года обучения овладеют:
знаниями:
- о правилах использования и правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- название основных техник фоамирана, области применения;
- о правилах композиционного построения изображений.
умениями:
- пользоваться инструментами и приспособлениями, знать область их применения;
-создавать композиции, сочетание цветов и оттенков цветового круга;
- работать с искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник.
навыками:
- использования схем при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
После освоения данной программы, обучающиеся 2– го года обучения овладеют:
знаниями:
- о правилах использования и правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- понимать значение терминов: фоамиран, тонировка, декор, композиция, красители, лаки, грунт; замысел, основа для фоамирана;
умениями:
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, молдами, клеевым пистолетом, поролоновыми тампонами;
- использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративного изделия.
- применять различные виды декорирования.
навыками:
- использования схем при изготовлении поделок;
- использования различных техник декорирования: воздействие нагрева на фоамиран, формирование изделий скруткой, тонировка и многое другое;
- работы с различными материалами и в различных техниках;
- учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом;
- пользоваться трафаретами, молдами и декорировать изделия;
- применять полученные знания на практике;
- экономно расходовать материалы;
- качественно с технологической точки зрения выполнять изделия;
- сочетать элементы из фоамирана с отделкой (бусины, тычинки);
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно.
Основными критериями оценки работ являются:
- внешний вид изделия;
- соблюдение технологии изготовления и декорирования;
- самостоятельность в выполнении работы;
- продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
- качество выполненной работы;
- культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.
Формы подведения итогов
Формами начальной диагностики детей являются собеседование с ребенком, тестирование детей, анкетирование и беседы с ребенком, результаты фиксируются как начальный уровень подготовки.
В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя наблюдение за практической деятельностью ребенка.
Контроль усвоения темы проводится в формах:
- Самостоятельного комментария ребенком своих действий в ходе работы;
-Презентацией индивидуальных проектов с подробным анализом;
-Самостоятельно подготовленного обучающимся сообщения по выбранной теме в занимательной форме;
-Самостоятельно выполненных работ, выставляемых после каждой темы.
В середине и в конце года проводится диагностика в различных формах:
-В форме тестов, устных опросов, дидактических заданий;
-В форме игрового тестирования;
-В форме графических диктантов, рисунков, чтения и составления схем;
-В форме дидактических и свободных самостоятельных построений в различных предметно – игровых средах;
-В форме непосредственного участия в различных видах тематических игр.
Полученные данные фиксируются в сводных таблицах при помощи простых и понятных символов, составляется мониторинг индивидуального роста обучающихся в рамках программы.
В конце года проходят выставки детских работ, оформление кабинета работами детей, которые занимаются в творческом объединении. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры | Критерии |
Образовательные результаты | Освоение учащимися содержания образования 1. Разнообразие умений и навыков. 2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения. 3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб). 5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание). |
Эффективность воспитательных воздействий | 1. Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений к педагогу. |
Социально-педагогические результаты | 1. Забота о здоровье. |
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в областных, муниципальных, в рамках детского дома.
Средний (2 балла): участвует в выставках муниципальных, в рамках детского дома.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри детского дома.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов в таблице
Образовательные результаты
Ф.И. возраст | Стартовый сентябрь октябрь ноябрь | Промежуточный декабрь январь февраль | Итоговый март апрель май | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений с педагогом
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в работе.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется применять инициативу.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться с педагогом.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий
Эффективность воспитательных воздействий
Ф.И. возраст | Стартовый (сентябрь, октябрь, ноябрь) | Промежуточный (декабрь, январь, февраль) | Итоговый (март, апрель, май) | |||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.
Форма фиксации социально-педагогических результатов
Социально-педагогические результаты
Ф.И. возраст | Стартовый сентябрь, октябрь, ноябрь | Промежуточный декабрь, январь, февраль | Итоговый март, апрель, май |
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
Лист оценки
№ | ФИО | Уровень |
1 | Организация рабочего места | |
2 | Основы цветоведения | |
3 | Умение пользоваться приспособлениями и инструментами | |
4 | Владение разнообразными техниками фоамирана | |
5 | Умение применять термины | |
6 | Умение создавать панно в круге, квадрате | |
7 | Умение производить отбор предметов для декорирования | |
8 | Умение использовать материалы (клей, трафареты, пастель) | |
9 | Технические умения и навыки выполнения работы |
Учебный план
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | прак- тика | |||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | игра |
2 | Фоамиран в различных изделиях. | 30 | 8 | 22 | Опрос |
3 | Игрушки из фоамирана. | 26 | 4 | 22 | беседа |
4 | Изготовление различных цветов из фоамирана | 12 | 2 | 10 | Выставка работ |
Итого: | 72 | 16 | 56 |
Календарный план
1-й год обучения
№ п/п | Месяц | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия, место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п. |
4 | Вводное занятие | ||||
1 | беседа | 2 | Вводное занятие. История фоамирана. | ||
2 | Занятие - сказка | 2 | Основные понятия, инструменты, материалы. Дизайнерские возможности. | ||
30 | Фоамиран в различных изделиях. | ||||
3 | Устный журнал | 2 | История фоамирана | ||
4 | Устный журнал | 2 | Свойства фоамирана и работа с ним. | ||
5 | Игра - путешествие | 2 | Понятие композиции. Сочетание цветов. Цветовой круг. | ||
6 | Игра - путешествие | 2 | Понятие композиции. Сочетание цветов. Цветовой круг | ||
7 | Игра - путешествие | 2 | Изготовление цветов и приклеивание их на изделие | ||
8 | презентация | 2 | Изготовление цветов и приклеивание их на изделие | ||
9 | презентация | 2 | Фоамиран на стекле: «Ваза» | ||
10 | занятие-путешествие | 2 | Фоамиран на стекле: «Ваза» | ||
11 | Защита проекта | 2 | Панно из фоамирана: «Цветы в вазе» | ||
12 | Защита проекта | 2 | Панно из фоамирана: «Цветы в вазе» | ||
13 | Устный журнал | 2 | Фоамиран на пенопласте «Мишка» Подготовка основы. Информация по изготовлению. | ||
14 | Устный журнал | 2 | Фоамиран на пенопласте «Мишка» Подготовка основы. Информация по изготовлению. | ||
15 | Устный журнал | 2 | Фоамиран на пластике: «Ободок» | ||
16 | аукцион | 2 | Фоамиран на пластике: «Ободок» | ||
17 | Самостоятельная работа | 2 | Итоговое занятие по теме | ||
26 | Игрушки из фоамирана | ||||
18 | Обучающие игры | 2 | Магнит: «Бабочка» | ||
19 | Конкурс мастерства | 2 | Магнит: «Бабочка» | ||
20 | выставка | 2 | Магнит: «Ангел» | ||
21 | Занятие - сказка | 2 | Магнит: «Ангел» | ||
22 | беседа | 2 | Магнит: «Ангел» | ||
23 | занятие-путешествие | 2 | Цветочный шар из фоамирана на пенопласте | ||
24 | викторина | 2 | Цветочный шар из фоамирана на пенопласте | ||
25 | КВН | 2 | Цветочный шар из фоамирана на пенопласте | ||
26 | Занятие - сказка | 2 | Ёлка из фоамирана на пенопласте | ||
27 | Обучающие игры | 2 | Ёлка из фоамирана на пенопласте | ||
28 | викторина | 2 | Ёлка из фоамирана на пенопласте | ||
29 | Заочное путешествие | 2 | Игра – путешествие в мир фоамирана | ||
30 | Ролевая игра | 2 | Викторина - контрольное занятие по теме «Игрушки из фоамирана» | ||
12 | Изготовление различных цветов из фоамирана | ||||
31 | Ролевая игра | 2 | Цветы из фоамирана Вырезание по трафарету | ||
32 | Ролевая игра | 2 | Тонировка, формирование и сборка деталей. Хризантема | ||
33 | Конкурс мастерства | 2 | Тонировка, формирование и сборка деталей. Хризантема | ||
34 | выставка | 2 | Изготовление ромашки | ||
35 | Обучающие игры | 2 | Изготовление мака | ||
36 | беседа | 2 | «Чудесная картинка» (Итоговое занятие) |
Содержание 1 – го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Введение в образовательную программу. Знакомство с кабинетом. Правила поведения. Содержание программы занятий. Инструктаж по охране труда. Демонстрация изделий.
Практика: игра «Шар знакомства»
Раздел 2. Фоамиран в различных изделиях.
Теория: Основные понятия, инструменты, материалы. Дизайнерские возможности. История фоамирана. Понятие цвета и цветового круга.
Практика: Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета цветового круга. Ахроматические и хроматичские цвета. Насыщенность цвета. Яркость. закладка.
Практика: Тонирование заготовленных деталей и получение новых оттенков
Расположение мотивов. Наклеивание мотивов из фоамирана на готовую поверхность различными способами. Подрисовка фона и деталей, декорирование бусинами, тычинками и т. д. - использование элементов для декора. Способы финишной обработки изделия.
Раздел 3. Игрушки из фоамирана
Теория: Основные инструменты и материалы. Что можно сделать из фоамирана. Дизайнерские возможности фоамирана.
Практика: Магниты из фамирана. Вырезание по трафарету, тонировка, формирование и сборка деталей. Обтягивание пенопласта материалом. Фиксирование. Декорирование.
Раздел 4. Изготовление различных цветов из фоамирана
Теория: Основные инструменты и материалы. Какие цветы можно сделать из фоамирана. Дизайнерские возможности фоамирана.
Практика: Цветок –хризантема, ромашка, мак. Вырезание по трафарету, тонировка, формирование и сборка деталей. Фиксирование. Декорирование.
Учебный план
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | прак- тика | |||
1 | Вводное занятие | 4 | 2 | 2 | игра |
2 | Фоамиран в различных изделиях. | 30 | 8 | 22 | Опрос |
3 | Игрушки из фоамирана. | 26 | 4 | 22 | беседа |
4 | Изготовление различных цветов из фоамирана | 12 | 2 | 10 | Выставка работ |
Итого: | 72 | 16 | 56 |
Календарный план
2-й год обучения
№ п/п | Месяц | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия, место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п. |
4 | Вводное занятие | ||||
1 | беседа | 2 | Вводное занятие. Правила поведения. Содержание программы занятий.. | ||
2 | Занятие - сказка | 2 | Инструктаж по охране труда. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами предыдущего года обучения | ||
30 | Фоамиран в различных изделиях. | ||||
3 | Устный журнал | 2 | Сочетание цветов. Цветовой круг. | ||
4 | Устный журнал | 2 | Сочетание цветов. Цветовой круг. | ||
5 | Игра - путешествие | 2 | Физическое и эмоционально-психическое значение цвета. Свойства пастели. Получение новых оттенков. | ||
6 | Игра - путешествие | 2 | Физическое и эмоционально-психическое значение цвета. Свойства пастели. Получение новых оттенков. | ||
7 | Игра - путешествие | 2 | Особенности фоамирана на различных поверхностях: дереве, металле, пластике, стекле, пенопласте. | ||
8 | презентация | 2 | Подготовка деталей к декору: грунтовка, тонировка, нагрев и закручивание материала | ||
9 | презентация | 2 | Подготовка деталей к декору: грунтовка, тонировка, нагрев и закручивание материала | ||
10 | занятие-путешествие | 2 | Расположение мотивов. Наклеивание мотивов из фоамирана на готовую поверхность различными способами. | ||
11 | Защита проекта | 2 | Расположение мотивов. Наклеивание мотивов из фоамирана на готовую поверхность различными способами. | ||
12 | Защита проекта | 2 | Подрисовка фона и деталей, декорирование бусинами, тычинками и т. д. - использование элементов для декора. | ||
13 | Устный журнал | 2 | Подрисовка фона и деталей, декорирование бусинами, тычинками и т. д. - использование элементов для декора. | ||
14 | Устный журнал | 2 | Способы финишной обработки изделия. | ||
15 | Устный журнал | 2 | Способы финишной обработки изделия. | ||
16 | аукцион | 2 | Фоамиран на пластике: « Топиарий» | ||
17 | Самостоятельная работа | 2 | Итоговое занятие по теме | ||
26 | Игрушки из фоамирана | ||||
18 | Обучающие игры | 2 | Изготовление куклы на ручку Нарезание деталей определённого размера. | ||
19 | Конкурс мастерства | 2 | Изготовление куклы на ручку Обтягивание пенопласта материалом. Фиксирование | ||
20 | выставка | 2 | Тонирование и декор изделий. | ||
21 | Занятие - сказка | 2 | Кукла - шкатулка | ||
22 | беседа | 2 | Кукла - шкатулка | ||
23 | занятие-путешествие | 2 | Кукла - шкатулка | ||
24 | викторина | 2 | Кукла - игольница | ||
25 | КВН | 2 | Кукла - игольница | ||
26 | Занятие - сказка | 2 | Кукла - игольница | ||
27 | Обучающие игры | 2 | Кукла - ангел | ||
28 | викторина | 2 | Кукла - ангел | ||
29 | Заочное путешествие | 2 | Кукла - ангел | ||
30 | Ролевая игра | 2 | Кроссворд - контрольное занятие по теме «Игрушки из фоамирана» | ||
12 | Изготовление различных цветов из фоамирана | ||||
31 | Ролевая игра | 2 | Цветы из фоамирана Вырезание по трафарету | ||
32 | Ролевая игра | 2 | Тонировка, формирование и сборка деталей. Роза | ||
33 | Конкурс мастерства | 2 | Тонировка, формирование и сборка деталей. Роза | ||
34 | выставка | 2 | Изготовление венка из роз | ||
35 | Обучающие игры | 2 | Изготовление венка из роз | ||
36 | беседа | 2 | «Весна» (Итоговое занятие) |
Содержание 2 – го года обучения
Раздел 1. Введение
Теория: Введение в образовательную программу. Правила поведения. Содержание программы занятий. Инструктаж по охране труда. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами предыдущего года обучения.
Практика: Закладка.
Раздел 2. Фоамиран в различных изделиях.
Теория: Сочетание цветов. Цветовой круг. Физическое и эмоционально-психическое значение цвета. Свойства пастели. Получение новых оттенков. Особенности фоамирана на различных поверхностях: дереве, металле, пластике, стекле, пенопласте.
Практика: Подготовка деталей к декору: грунтовка, тонировка, нагрев и закручивание материала. Заколка «Роза»
Расположение мотивов. Наклеивание мотивов из фоамирана на готовую поверхность различными способами. Подрисовка фона и деталей, декорирование бусинами, тычинками и т. д. - использование элементов для декора. Способы финишной обработки изделия.
Раздел 3. Игрушки из фоамирана
Теория: Основные инструменты и материалы. Что можно сделать из фоамирана. Дизайнерские возможности фоамирана.
Практика: Кукла – шкатулка, игольница, ангел, кукла на ручку Вырезание по трафарету, тонировка, формирование и сборка деталей. Изготовление куклы на ручку. Обтягивание пенопласта материалом. Фиксирование. Декорирование.
Раздел 4. Изготовление различных цветов из фоамирана
Теория: Основные инструменты и материалы. Какие цветы можно сделать из фоамирана. Дизайнерские возможности фоамирана.
Практика: Цветок –роза. Вырезание по трафарету, тонировка, формирование и сборка деталей. Изготовление венка из роз. Обтягивание венка лентами. Фиксирование. Декорирование.
Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо следующее:
-дидактический материал;
- папки обобщения опыта;
- фото и видеоматериалы;
- наглядные пособия;
- раздаточный материал (трафареты, фоамиран, образцы готовых изделий).
Материально-техническое обеспечение
- бисер, стеклярус, бусины;
- проволока диаметром 0,18-0,25 мм;
- ножницы;
- клеевой пистолет;
- пастель;
- акриловые краски:
- разноцветный материал из фоамирана;
- клей;
- молды;
- шерстяные нитки, кружево, тесьма.
Список литературы для педагога
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
- Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Фоамиран. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
- Давыдова Г.Н. Фоамиран. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
- Давыдова Г.Н. Фоамиран – 2. М.: «Скрипторий 2003», 2008г
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г
- Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г
Список литературы для детей
1.Отрывки из сказок А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»;
3.Сказка «Как бабочка стала разноцветной» (Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Фоамиран., М., 2010, стр. 61).
стихи:
4. И. Токмакова «Где спит рыбка»; «Стой зайчонок»;
5. Е. Благинина «Есть одна игра для вас», «Снегурка»,
- А.Белова «Песенка Снегурочки»;
- Т. Белозеров «Снегири», "Заяц";
- Г. Абрамов «Снегирь»;
- П.Воронько «Снегири»;
- А. Картина, Н. Сторожкова, С. Маршак, Алан Милин «Три пингвина»;
- А. Коваленков «Почему медведь зимой спит»;
- С. Маршак «Где обедал воробей»
- Загадки ("1000 загадок" сост. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: Академия развития, 2014 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»
Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:цветоделие, бумагопластика» ра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская рукоделия". Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество. Срок реализации: 3 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный бисер»
Актуальность: Отражает общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации» создана для эстетического и художестве...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Лаборатория рассказа: мастерская публичных выступлений"
Аннотация к программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена с целью развития навыков публичных выступлений у старшеклассников.Программа курса предполагает выработку у...