Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный бисер»
рабочая программа

Актуальность:      

Отражает общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей.

         Предметом изучения в программе является работа с бисером, который в последние годы вновь вошёл в моду и стал занимать важное место  в ряду с другими видами декоративно-прикладного искусства. Программа отвечает выявленному спросу учащихся, их интересу к бисероплетению, как популярному в настоящее время занятию, в нашем Третьяковском районе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_biser.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества"

Принята на педагогическом

совете

Протокол №______________

от «____»____________20__г.

Утверждена приказом директора

____________ «___________»

Приказ №________________

от «____»____________20__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Волшебный бисер»

Возраст учащихся: 7 - 9 лет.

Срок реализации: 2 года.

Автор (-ы)-составитель (-и):

Рюмкина Людмила Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы        

1.1. Пояснительная записка        

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты        

1.3. Содержание программы        

2. Комплекс организационно - педагогических условий        

2.1. Календарный учебный график        

2.2. Условия реализации программы        

2.3. Формы аттестации        

2.4. Оценочные материалы        

2.5. Методические материалы        

2.6. Список литературы        


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края   от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении  методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
  • Приказ комитета администрации Третьяковского района об образовании от 13.10.2014 года №206-а "Об утверждении положения об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Третьяковского района"

Актуальность:

Отражает общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей.

         Предметом изучения в программе является работа с бисером, который в последние годы вновь вошёл в моду и стал занимать важное место  в ряду с другими видами декоративно-прикладного искусства. Программа отвечает выявленному спросу учащихся, их интересу к бисероплетению, как популярному в настоящее время занятию, в нашем Третьяковском районе.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

  • Бисеронизание

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и  уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..

Направленность ДООП:

Художественная.

Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 7 - 9 лет.

Срок и объем освоения ДООП:

2 года, 180 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
  • «Базовый уровень» - 1 год, 36 педагогических часов;

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.

Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Вводное занятие

1 час в неделю;

1 час в год.

-

Плетение на проволоке

2 часа в неделю;

37 часов в год.

-

Объемные изделия из бисера

2 часа в неделю;

17 часов в год.

-

Подарки, сюрпризы

2 часа в неделю;

16 часов в год.

-

Итоговое занятие

1 час в неделю;

1 час в год.

-

Вводное занятие

-

1 час в неделю;

1 час в год.

Плоские изделия из бисера

-

1 час в неделю;

17 часов в год.

Подарки, сюрпризы

-

1 час в неделю;

17 часов в год.

Итоговое занятие

-

1 час в неделю;

1 час в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель:

Способствовать обучению обучающих основам бисероплетения путем вовлечения их в активную творческую деятельность.

Задачи:

Личностные:

  • Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Совершенствовать навыки владения различными инструментами и материалами;
  • Развивать аккуратность в изделии;
  • Развивать художественный вкус, чувство цвета, формы; развивать пространственное мышление; развивать познавательно-творческую активность обучающихся;
  • Самостоятельно работать с литературой, схемами.

Метапредметные:

  • Формировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям бисероплетения;
  • Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность;
  • Формирование умения работать со схемами (выполнять инструкцию точно или вносить свои изменения);
  • Формировать желание участвовать в выставках, конкурсах различного уровня.

Образовательные (предметные):

  • Обучение основным техникам низания бисера на проволоку и нить;
  • Самостоятельно выбирать и выполнять изделия в изученных техниках бисероплетения;самостоятельно выбирать и выполнять изделия в изученных техниках бисероплетения;
  • Правильно организовывать рабочее место.

Ожидаемые результаты:

Стартовый уровень

Базовый уровень

Знать

  • Простейшие навыки низания бисера, правила техники безопасности
  • Сочетание цвета при выполнении изделий, новая техника низания бисера (полотно, ткачество), классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам.

Уметь

  • Пользоваться ножницами, иголками, булавками, схемой (простейшей).
  • Самостоятельно, аккуратно выполнять задания, воспринимать прекрасное и эстетически оценивать окружающую действительность.

Владеть

  • Изготовление работ из бисера с помощью проволоки
  • Выполнение работ из бисера с помощью иголки и нитки.

1.3. Содержание программы

«Вводное занятие»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

-

1.1

Азбука низания

1

1

0

-

Итого:

1

1

0

         -

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие

1.1. Азбука низания

Теория:

Знакомство с искусством бисеронизания. Решение организационных вопросов. Цель и задачи объединения. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Техника безопасности.

Содержание учебного плана

«Плетение на проволоке»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Плетение на проволоке

37

9

28

1.1

Плоские фигуры животных и насекомых

37

9

28

Итого:

37

9

28

Содержание учебного плана

1. Плетение на проволоке

1.1. Плоские фигуры животных и насекомых

Теория:

Приемы бисеронизания, используемые для плетения фигурок животных и насекомых на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, лапок, усиков.

Практика:

Изготовление бабочки, стрекозы, паука. Сочетание цвета и формы.

Содержание учебного плана

«Объемные изделия из бисера»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Объемные изделия из бисера

17

1

16

1.1

Цветы из бисера

17

1

16

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка

Итого:

17

1

16

Содержание учебного плана

1. Объемные изделия из бисера

1.1. Цветы из бисера

Теория:

Приемы бисеронизания, используемые для изготовления цветов: параллельное, игольчатое плетение. Техника выполнения серединки, лепестков, листьев

Практика:

Изготовление васильков, астр, незабудок. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Оформление букетов.

Содержание учебного плана

«Подарки, сюрпризы»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Подарки, сюрпризы

16

1

15

1.1

Сувениры, композиции

16

1

15

  • Выставка

Итого:

16

1

15

Содержание учебного плана

1. Подарки, сюрпризы

1.1. Сувениры, композиции

Теория:

Составление композиций. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем.

Практика:

Плетение изделий на основе изученных приемов.

Содержание учебного плана

«Итоговое занятие»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Итоговое занятие

1

0

1

1.1

Чтение схем, выполнение работ

1

0

1

  • выставка

Итого:

1

0

1

Содержание учебного плана

1. Итоговое занятие

1.1. Чтение схем, выполнение работ

Практика:

Итоги деятельности обучающихся на 1 уровне обучения «Стартовом». Техника безопасности

Содержание учебного плана

Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

1.1

Развитие бисеронизания в России

1

1

0

Итого:

1

1

0

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие

1.1. Развитие бисеронизания в России

Теория:

Ознакомление с программой обучения на учебный год. Современные направления бисеронизания. Организационные вопросы. Технология изготовления бисера в  16-17 веках, первые заводы по изготовлению бисера и стекляруса. Современные технологии. Техника безопасности.

Содержание учебного плана

«Плоские изделия из бисера»

Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Плоские изделия из бисера

17

5

12

1.1

Плетение на нитке

17

5

12

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка

Итого:

17

5

12

Содержание учебного плана

1. Плоские изделия из бисера

1.1. Плетение на нитке

Теория:

Приемы бисеронизания «одной иглой»: цепочки ромбами, зубчиками, мозаикой, фонариками, соты и т. д.

Практика:

Изготовление простых «фенечек» и цепочек.

Содержание учебного плана

«Подарки, сюрпризы»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Подарки, сюрпризы

17

3

14

1.1

Выполнение изделий. Сувениры, композиции.

17

3

14

  • Выставка

Итого:

17

3

14

Содержание учебного плана

1. Подарки, сюрпризы

1.1. Выполнение изделий. Сувениры, композиции.

Теория:

Анализ образцов украшений. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практика:

Изготовление комплекта украшений. Оформление. Прикрепление застежки.

                             Содержание учебного плана

«Итоговое занятие»

Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Итоговое занятие

1

0

1

1.1

Чтение схем, выполнение работ по шаблону

1

0

1

  • Выставка

Итого:

1

0

1

Содержание учебного плана

1. Итоговое занятие

1.1. Чтение схем, выполнение работ по шаблону

Практика:

Итоги деятельности обучающихся на 2 уровне обучения «Базовом». Техника безопасности.

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

- 36

Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул

0

Даты начала и окончания учебного года

с 15 сентября по 31 мая

Сроки промежуточной аттестации

февраль

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май

2.2. Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика (заполнить)

Материально-техническое обеспечение

  • Эстетическое оформление кабинета;
  • Соответствие освещения нормам САНПИН(а);
  • Учебная аудитория;
  • Столы и необходимое количество стульев;
  • Шкаф для хранения литературы и образцов;
  • Стенды для размещения образцов и проведения выставок.
  • Бисер, стеклярус, бусы
  • Иглы для бисеронизания;
  • Ножницы;
  • Карты-схемы, бумага;
  • Образцы изделий;
  • Цветные карандаши и фломастеры, ластик;
  • Цветные нитки;
  • Тонкая проволока, леска;

Информационное обеспечение

  • Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”
  • 1.   Техника параллельного плетения бисером на проволоке
  • http://www.rukodelie.by/content/?id=2558
  • 2.    Петельная техника плетения бисером
  • http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/
  • 3.    Игольчатая техника плетения бисером
  • http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera
  • 4.    Инструменты и материалы для бисероплетения
  • http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
  • 5.    Бисерная цепочка «пупырышки»
  • http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
  • 6.    Цепочка «зигзаг»
  • http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
  • 7.    Цепочка «змейка».
  • http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
  • 8.    Цепочка с цветами из шести лепестков
  • http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279
  • 9.    Низание бисера «в крестик»
  • http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html
  • 10.   История бисера
  • http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html
  • 11.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
  • http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html
  • 12.    Использование бисера в народном костюме
  • http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html
  • 13.    Материалы и инструменты для работы с бисером
  • http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html
  • 14.    Подготовка рабочего места для работы с бисером
  • http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html
  • 15.    Полезные советы при работе с бисером
  • http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html

Кадровое обеспечение

  • педагог дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка

2.4. Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала обучающихся

  • Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта обучающихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья обучающихся

  • «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки обучающихся

  • Приложение 1

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

  • ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  • Мониторинг Приложение 2

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Открытое занятие
  • Беседа
  • Встреча с интересными людьми
  • Выставка
  • Гостиная
  • Защита проекта
  • Игра
  • Презентация
  • Мастер-класс
  • Ярмарка

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Инструкции
  • образцы изделий

2.6. Список литературы

  1. Афонькин, С.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей [Текст]: учебное пособие / С. Ю. Афонькин. – М.: Оникс, 2019. – 120 с.
  2. Лыкова, И.А. Серия книг «Лепка из пластилина» [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз» 2015 г.
  3. «Коллекция идей» №№1-24 (2015 г.) [Текст] / Журнал. - Издательство: КОН-Лига Пресс. Серия: Журнал для нескучной жизни. ISBN: 1681-8415-04011
  4. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - М.: Генезис, 2015. - 480 c.
  5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 100 c.
  6. Творческий потенциал ребенка [Электронный ресурс] : сайт «Детская психология, воспитание детей». - Режим доступа: https://www.eti-deti.ru/det-test/80.html
  7. ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой) [Электронный ресурс]: сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/02/07/izuchenie-udovletvorennosti-roditeley-rabotoy
  8. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких [Электронный ресурс]: сайт «Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-obrazovatelnaya-sreda-i-faktory-prepyatstvuyuschie-ee-sozdaniyu
  9. Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) [Электронный ресурс] : сайт «МегаЛекции». - Режим доступа: https://megalektsii.ru/s49703t3.html

Экспресс-метод Д. Джонсона [Электронный ресурс] : сайт «ВикиЧтение. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/10275

Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 2007.

10. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.

11. Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.

12. Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.

13. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,2009.

Третьяковский район 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»

Программа «Волшебная мастерская»Возраст обучающихся: 11 – 14 лет. Срок реализации: 2 года.Для детей инвалидов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный текстиль» (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный текстиль» носит практико-ориентированный характер. Уровень освоения программы общекультурный (стартовый).П...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный лоскуток"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа художественной направленности "Волшебный лоскуток". По данной программе мы с ребятами выполняем работы в технике Кин...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (Стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность,  относится  к  стартовому  уровню,  что  является  первой ступ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" (базовый уровень, 7-11 лет, 72 часа)

Программа  «Волшебный  завиток»  имеет  художественную направленность, относится к базовому уровню.Актуальность  -  работая с тонкими полосками бумаги, закруч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный узелок"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный узелок" предназначена для обучающихся 7-14 лет. Срок  и объем освоения программы 5 ...