ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Лаборатория рассказа: мастерская публичных выступлений"
рабочая программа (11 класс)
Аннотация к программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена с целью развития навыков публичных выступлений у старшеклассников.
Программа курса предполагает выработку у обучающихся компетенций, связанных с особыми типами устной и письменной речи. Большое внимание будет уделено именно публичным выступлениям, их типам, основным приемам, особенностям невербального поведения. Программа имеет преимущественно прикладной характер с элементами теории. Курс предполагает ознакомление обучащихся с особенностями различных видов речей, анализом этих особенностей и использованием этих приемов на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_rasskaza.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Лаборатория рассказа: мастерская публичных выступлений
Целевая аудитория
Целевой аудиторией курса являются старшеклассники 10-11 классов, которые уже имеют опыт поиска научной литературы, подготовки докладов и работы над научно-исследовательскими и прикладными проектными, но не имеют достаточного опыта публичных выступлений.
Требовани
Навык письменных работ, навык анализа литературных произведений, способность формулировать свое мнение, общие представления о публичных выступлениях, общая начитанность. Ключевым навыком является способность школьника самостоятельно находить необходимую литературу по теме выступления и анализа достоверности информации и авторитетности источника.
Аннотация
Курс «Лаборатория рассказа: мастерская публичных выступлений» предназначен для дополнительного образования школьников 10-11 классов. Программа курса предполагает выработку у обучающихся компетенций, связанных с особыми типами устной и письменной речи. Большое внимание будет уделено именно публичным выступлениям, их типам, основным приемам, особенностям невербального поведения. Программа имеет преимущественно прикладной характер с элементами теории. Курс предполагает ознакомление обучащихся с особенностями различных видов речей, анализом этих особенностей и использованием этих приемов на практике. Идеальным количеством учеников в группе считается 10 человек, так как такое количество участников позволит активно участвовать в процессе всем. Программа курса рассчитана на 10 занятий. 8 уроков являются общими, одно занятие представляет собой индивидуальные консультации с преподавателем и одно занятие является отчетным и проводится в формате TED-конференции. Каждое общее занятие проводится в течение двух академических часов (итого 16 академических часов). Общие занятия посвящены дискуссиям, индивидуальным и групповым заданиям, изучению предоставленных преподавателем материалов и небольшим лекционным вставкам. Большое внимание уделяется самостоятельной работе по поиску информации и созданию контента (текста, выступления, презентации) в формате домашних заданий. Индивидуальные консультации рассчитаны на 30 минут (итого 6 академических часов в расчете на 10 человек в группе). На них предполагается обсуждение итогового выступления, внесение замечаний и предложений, помощь в поиске информации и её структурировании. Индивидуальные консультации проводятся в период после занятия №8 и до отчетного мероприятия (неделя). На отчетное занятие отводится 3 академических часа (по 10-15 минут на одно выступление из расчета на 10 человек в группе).
Целевое назначение программы
Слушатели курса изучат различные виды речей с помощью текстового материала, визуального контента, аудиозаписей. На основе изученного материала обучающиеся смогут четко определять специфику различных видов высказываний, выделят особенные приемы каждого типа высказывания. При поддержке преподавателя слушатели курса научатся планировать выступление и формулировать публичные высказывания, при этом слушатели курса научатся грамотно структурировать информацию, использовать невербальные способы коммуникации с аудиторией. Обучающиеся научатся четко аргументировать свое мнение, ставить проблемные вопросы, обсуждать их и делать заключения на основании аргументации. Курс также будет способствовать раскрепощению обучающихся, их уверенности в себе, снятию стресса перед большой аудиторией.
Ведущие идеи
В российской системе образования отсутствует упор на практику устной речи, хотя отсутствие уверенного навыка публичных выступлений ведет к проблемам с анализом данных и, следовательно, мешает развитию критического мышления. При этом компетенции, необходимые для освоения образовательной программы старшей школы, подразумевают способность выпускника публично представлять результаты своей проектной деятельности. Данный курс основывается на возможности старшеклассников высказывать собственное мнение, демонстрировать собственные знания, а так же, на идее того, что навык публичного общения с аудиторией посредством текстов разного формата (письменный, вербальный, видео и аудио, графический, язык жестов) является одной из наиболее необходимых компетенций в современном обществе. Изучение логики рассказа и построение своего собственного выступления смогут помочь школьникам не только подготавливать материал для своего выступления, но и общаться с аудиторией, понимать ее.
Ключевые понятия
Сторителлинг. Аргументация. Тезис. Вывод. Рассуждение. Структура высказывания. Функции высказывания. Риторика. Взаимодействие с аудиторией. Язык тела и язык жестов. История. Проблемный вопрос.
Проблемные вопросы теоретического характера, которые будут решены в процессе освоения курса
Как с помощью занятий по развитию вербальной речи улучшить коммуникативные навыки, поспособствовать развитию аналитических способностей обучающегося и побороть страх сцены? Вопросы внутри курса: какие виды публичных выступлений бывают, и из каких компонентов состоит успех таких выступлений.
Формы организации учебного процесса
В ходе курса используются: Дискуссии, дебаты, проектирование, просмотр видео и аудио, создание декораций, чтение пьесы по ролям, индивидуальная и групповая работа с текстами, лекции, индивидуальная работа по поиску источников.
Перечень используемых образовательных технологий
Технология | Причина использования | Занятие | |
Технология критического мышления (Будет выражаться в методике ПМИ Эдварда де Боно и методе поиска ключевых слов) | Технология применяется для чтения текстов и их обсуждения, так как она позволяет объективно воспринимать текст (соглашаться, оспаривать мнение автора, задавать вопросы тексту). Развитие критического мышления стимулирует поиск новых решений и идей при решении задач. Кроме того, эта технология позволяет преподавателю выступать в равной позиции по отношению к ученикам, при этом курируя дискуссию. | 1. «Разговор о текстах» 2.«Письмо» | |
Технология КСО (будет выражаться в парных и групповых работах по поиску материала, его осмыслению и передаче некоторой информации партнеру) | Коллективные способы обучения помогут ученикам раскрепоститься при рассказывании личных историй, понять, как и что рассказывать так, чтобы тебя понятии, как задавать вопросы. Кроме того, групповая работа в театральной постановке поможет ученикам почувствовать партнерство друг друга. | 3.«Слух» 4.«Визуальное» 5.«Театр» 6.«Дебаты» 8.«История» | |
Технологи игрового обучения (Используется в игре «Снежный ком», если группа состоит из незнакомых учеников, и в театральной постановке; отчасти эта технология используется при парной работе по пересказу личных историй). | Игровые технологии призваны раскрепостить участников курса, сплотить их, познакомить друг с другом, понять особенности склада характера партнера и почувствовать аудиторию. | 1. «Разговор о текстах» 5.«Театр» 8.«История» |
Ресурсное обеспечение программы:
Оборудование
Проектор, сцена, доска, колонки, компьютер с выходом в сеть Интернет, материал для создания декораций, реквизита и костюма, бумага, принтер, канцелярские принадлежности.
Временные затраты
Программа рассчитана на 20 академических часов аудиторной работы, 18 астрономических часов индивидуальной работы и 14 астрономических часов дополнительной работы преподавателя.
Таблица временных затрат
Занятие | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Дополнительная работа преподавателя |
1. «Разговор о текстах» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
2.«Письмо» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
3.«Слух» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
4.«Визуальное» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
5.«Театр» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
6.«Дебаты» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
7.«Политика» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
8.«История» | 2 ак.ч. | 2 аст. ч. | 1 аст. ч. |
9.«Репетиция» (Индивидуальные консультации преподавателя) | - | 2 аст. ч. | 30 минут/10 учеников (итого 5 ак.ч.) |
10.«Выступление» (Представление в стиле TED) | 3 ак.ч. | 1 ак.ч. |
Формы промежуточного контроля
Каждое занятие будет начинаться с демонстрации самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося и её обсуждения.
Формы итогового контроля
В рамках TED-конференции обучающиеся представят свои работы в виде публичных выступлений. Критериями успешного выступления будут выступать несколько пунктов:
- Уверенное и интересное выступление
- Качественное визуальное сопровождение в виде презентации, декораций, реквизита, костюма
- Использование приёмов в стиле TED (сторителлинг, повторения, эмоциональность, новизна, юмор, ошеломительные эффекты, незабываемость, воздействие на несколько органов чувств – по книге Кармин Галло «Презентации в стиле TED: 9 приёмов лучших выступлений»)
Оценка освоения программы
Формальную оценку выставляет преподаватель с учетом оценки аудитории (по аплодисментам). Кроме того, после окончания занятий обучающийся предоставляет обратную связь преподавателю, в которой он должен оценить сам, насколько успешно он освоил программу, и в какой степени он удовлетворен курсом в целом. Прошедшие курс могут получить грамоту об освоении материала.
Перечень основных источников, которые будут освоены учеником
Тема занятия | Источники |
«Разговор о текстах» |
|
«Письмо» |
|
«Слух» |
|
«Визуальное» |
|
«Театр» |
|
«Дебаты» |
(дата обращения – 24.12.18) |
«Наука» |
«Научпок: Можно ли улучшить память?» https://www.youtube.com/watch?v=9tgQH-5a6bI (дата обращения - 29.04.19) |
«Личная история» |
|
Тематический план занятий программы курса
Типы интеллекта:
- Вербально-лингвистический
- Логико-математический
- Визуально-пространственный
- Телесно-кинестетический
- Аудио-музыкальный
- Естественно-научный
- Внутриличностный
- Межличностный
- Экзистенциальный
Тема занятия | План занятия | Источники и оборудование | Задания | Компетенции |
«Разговор о текстах и смыслах» Занятие посвящено введению в курс, разговору о типах публичных речей, типах текстов (вербальных, невербальных), о функциях речи. | Представление преподавателя и рассказ о курсе Игра в снежный ком (знакомство, раскрепощение) Дискуссия о текстах письменных(все рассказывают про любимые книги, про смешную и запоминающуюся рекламу, про лозунги) Разговор о других видах текстов (преподаватель говорит о том, что любой предмет и действие может быть высказыванием, а, значит, тексом) Разговор о значениях Пример: мультфильм «Гравити Фолз» | Литература по теме (Деррида, Фуко) презентация с примерами текстов Оборудование: проектор, компьютер | Найти текст на заданную тематику по парам: Видео (влог, речь политика, трейлер фильма, клип, вирусное видео) Аудио (запись речи политика, отрывок из аудиокниги, аудиоспектакль, песня) Письменный (рассказ, статья, листовка, плакат) Задание: как можно более подробно описать идеологию высказывания, цели и задачи текста, приемы, реализующие эти цели и задачи. Подготовить выступление на 5 минут, в котором будет раскрываться суть значения подобных высказываний (социальная реклама, вирусные видео, реклама в Instagram, реклама букмекерских организаций и т.п.) | Участники поймут структуру курса, научатся понимать тип текстов и тип публичного выступления, смогут анализировать текст с точки зрения значений, дискурса |
«Письмо» На занятии разговор сфокусируется на письменных высказываниях различного характера (рассказы, манифесты, нормативные документы, философские изречения) | Представление домашнего задания (обсуждение) Освящение преподавателем темы занятия Разговор об особенностях языка различных текстов (все обсуждают стилистику тексов, предложенных преподавателем, например ТЕКСТ концовки произведений разной стилистики) Обсуждение Задание на стилистику (ученики должны будут написать в двух-трех предложениях текст, похожий по стилю на один вид текста) | Макс Фрай «Идеальный роман» - отрывок «Парнас дыбом» концовки романов Оборудование: принтер (распечатать материалы) | Придумать текст (несоответствие стиля текста и его презентации) и отыграть его как монолог (подобрать костюм, важно именно передать стиль повествования так, чтобы другие могли понять, какой это текст письменный и какой – аудиально-визуальный) | В ходе занятия ученики смогут анализировать стилистические особенности особых видов выражений (деловой стиль, публицистический, художественный, научный) |
«Слух» | Представление домашнего задания Дискуссионный вопрос: что влияет на восприятие речи? (обсуждение домашнего задания, свести тему к восприятию на слух) Прослушивание музыки и записей речей политиков и комиков (обсуждение подачи текста аудиально, тембр голоса, произношение, какие эмоции вызывает текст на слух) Создание таблицы эмоций в группах (ученики вспоминают десять песен различной тематики (можно по жанрам разбить на группы) записывают свои ощущения от различный речей с характеристиками поведения – интонация, паузы, произношение) Кино наоборот (отрывки фильмов и сериалов прослушиваются без изображения, обсуждаются эмоции от саундтрека, после этого другие отрывки просматриваются без звука и снова обсуждаются) | Записи выступлений известных политиков, музыка для разных возрастов и разных стилей, эмоций. Отрывки из известных фильмов и сериалов, но не самые важные сцены. Некоторые фрагменты не должны узнаваться с первых секунд по звуку или картинке. Оборудование: бумага, фломастеры цветные, компьютер, проектор, колонки | Задание: рубрика «В человеке все должно быть внезапно» из программы «Вечерний Ургант». Подготовка собственного монолога и ролей.
| Ученики поймут, как управлять голосом так, чтобы передавать различные эмоции, смогут четко формулировать свои ощущения от прослушанного. |
«Визуальное» | Представление домашнего задания и его обсуждение Чего не хватает. Дискуссионный вопрос (костюм, декорации, презентация, графики, таблицы) Задание на инфографику (предлагается текст и необходимо придумать к нему иллюстрацию с графиком) | Презентация Статистика восприятия «Презентации в стиле ТЕД» Оборудование: компьютер, проектор, колонки, доска, бумага и цветные фломастеры Материалы Esprezo | Сделать групповой доклад про какого-то публичного человека, который хорошо выступает и сделать презентацию с инфографикой (можно нарисовать от руки) Прочитать статью Esprezo про использование иконок | Учащиеся научатся понимать принципы визуального оформления своих выступлений, узнают о принципах построения инфографики, о правилах создания качественной презентации |
«Театр» | ЗАНЯТИЕ ВНЕ АУДИТОРИИ (АКТОВЫЙ ЗАЛ ИЛИ НА УЛИЦЕ) Представление домашнего задания и его обсуждение Дискуссия о страхе сцены с заданиями на доверие (занятие связано с движением, пластикой, позированием, жестами) Небольшая театральная постановка (раздается текст диалогов, некоторые являются массовкой или изображают декорации) | ДРУГОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ИЛИ УЛИЦА Текст о театральном представлении Текст о снятии страха сцены с приемами Текст представления Оборудование: пространство для движения, атрибуты выступлений (например, предложить ученикам прийти на занятие в странных костюмах), принтер для распечатки текстов | Придумать проект декораций, реквизита, костюма для своего выступления и представить его в визуальном формате (например, эскиз) | На занятии преподаватель постарается психологически помочь снять страх сцены + ученики научатся раскрепощеннее вести себя перед публикой Учащиеся научатся основам театрального представления, смогут примерить на себя разные роли и поймут их важность (даже вместо декораций), могут придумать свой проект визуального оформления своей презентации |
«Дебаты» | Представление домашнего задания и обсуждение Игра в Дебаты (групповое) | Материалы по правилам игры в дебаты, Оборудование: доска, бумага | Провести исследование по какому-то проблемному вопросу, составить список «за» и «против» и представить свое исследование в форме доклада (возможно, групповой) | Ученики научатся отстаивать разные точки зрения, заняие настроено на приобретение навыков небинарного мышления Задание проверяет способность слушателя курса самостоятельно находить достоверную информацию по теме исследования |
«Наука» | Представление домашнего задания и обсуждение. Просмотр и обсуждение видео выступлений разных ученых и популяризаторов + задание на выявление особенностей их выступления. Обсуждение эмоций, которые возникают у аудитории. Обсуждение стиля речи, тематики лекций, популяризации науки в целом | Видео выступлений ученых, например, с форума «Ученые против мифов» Оборудование: Компьютер, проектор | Подготовить популяризационную лекцию на 7 минут | На занятии обучающиеся смогут отследить собственное восприятие популяризационных лекций, как аудитории, научатся анализировать принипы организации публичной лекции |
«Личная история» | Представление домашнего задания и его обсуждение. Парная работа (рассказать личную историю – веселую или грустную, потом пересказать работу своего партнера аудитории так, чтобы передать эмоции) Небольшая лекция с помощью обучающихся о приемах сторителлинга (участники сначала слушают партнера, потом лекцию, а потом пересказывают историю) | Видео с TED talks «Презентации в стиле TED» | Подготовка выступления и представление проекта преподавателю в индивидуальной форме | Обучающиеся познакомятся с приемами сторителлинга и научатся их применять в выступлениях разных форматов |
«Репетиция» | Индивидуальные консультации преподавателя | Обучающиеся получат обратную связь от преподавателя | ||
«Выступление» | Представление в стиле TED. В Аудитории со сценой каждый выступающий прочитает свое выступление используя полученные навыки (выступления будут записываться на видео) | Обучающиеся научатся выступать перед аудиторией и продемонстрируют навыки невербальной презентации |
Список литературы
- Деррида Ж., Автономова Н. С. О грамматологии. – Ad marginem, 2000. – С. 011-011.
- Фуко М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук : перевод с французского / Мишель Фуко ; [вступ. статья Н.С. Автономовой, с. 7-27]. - Санкт-Петербург : A-cad АОЗТ "Талисман", 1994. - 405, [1] с. : портр. ; 23 см. - (Для научных библиотек)
- Жижек С. Киногид извращенца: Кино, философия, идеология: сборник эссе //Екатеринбург: Гонзо. – 2014.
- Фрай М. Идеальный роман. // [Электронный ресурс] (URL: http://www.etextlib.ru/Book/Details/532 дата обращения - 15.11.18)
- Паперная Э. С. Парнас дыбом: Литературные пародии. // [Электронный ресурс] (URL: https://royallib.com/book/papernaya_ester/parnas_dibom.html дата обращения - 15.11.18)
- Галло К. Презентации в стиле TED: 8 приемов лучших в мире выступлений. – Альпина Паблишер, 2014.
- 5 психологических исследований по восприятию визуальной информации // Статья на портале LPGenerator [Электронный ресурс] (URL: https://lpgenerator.ru/blog/2015/12/18/5-psihologicheskih-issledovanij-po-vospriyatiyu-vizualnoj-informacii/ дата обращения - 17.11.18)
- Инфографика об инфографике // Статья на портале Sputnik Ossetia [Электронный ресурс] (URL: https://sputnik-ossetia.ru/infographics/20181221/7781660/Infografika-ob-infografike.html дата обращения - 25.04.19)
- Язык иконок: самоучитель // Статья на портале Esprezo [Электронный ресурс] (URL: http://why.esprezo.ru/how_to_use_icons дата обращения - 20.04.19)
- Аристотель. Риторика ; Поэтика / Аристотель; пер. с древнегреч. Олега Цыбенко, [В.Г. Аппельрота]. - Москва : Лабиринт, 2011. - 208 с.
- Режиссерские системы в театральном искусстве ХХ века // Статья на портале Lektsii.com [Электронный ресурс] (URL: https://lektsii.com/2-55180.html дата обращения - 25.04.19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»
Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...
Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"
Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Лаборатория «Физика» (базовый уровень)
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику курса «Физика»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская рукоделия". Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество. Срок реализации: 3 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говори публично"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говори публично» разработана на основе программы внеурочной деятельности «Учимся выступать публично», автор Е.В.Ми...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Инженерная лаборатория"
Актуальность и целесообразность программы заключается в том, что человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизв...