Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации» создана для эстетического и художественного развития дошкольников, воспитания творческой личности с активной жизненной позицией, развития мелкой моторики рук дошкольников, удовлетворения потребностей детей в изготовлении сувениров и подарков своими руками, проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volsheb._mir_applik.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЗЛОВСКИЙ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «ПЧЁЛКА»
КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол № ___ от _______ 20___ года | УТВЕРЖДЕНА: Приказом МАДОУ «Козловский ЦРР- детский сад «Пчёлка» № __ от ______20___года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебный мир аппликации»
детского творческого объединения
«Золотые руки» для детей 4-7 лет
срок реализации 3 года
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Сидякова Татьяна Ильдусовна, педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Козловка – 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации» составлена в соответствии с нормативно-правовыми, экономическими требованиями и закреплена в следующих нормативных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в− РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей− (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ− от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Реализуемая программа обеспечивает формированию интереса к аппликации детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой комплекс занятий, разделенных на три возрастные группы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир аппликации» создана для эстетического и художественного развития дошкольников, воспитания творческой личности с активной жизненной позицией, развития мелкой моторики рук дошкольников, удовлетворения потребностей детей в изготовлении сувениров и подарков своими руками, проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка. Во время работы аппликацией из бумаги у детей развиваются умственные и творческие способности. Данные занятия развивают мелкую моторику пальцев рук, воспитывают терпение и усидчивость, учат пространственному мышлению.
Учебно-воспитательный процесс имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Программа рассчитана на воспитанников кружка в том числе и для одарённых детей, и детей с ограниченными возможностями.
Обучение по программе ведется от простого к сложному, с использование инновационных технологий: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, внедрение здоровьесберегающих технологий, личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих способностей.
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы по аппликации заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно – прикладного искусства.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и развитие у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Программа рассчитана на воспитанников кружка, в том числе и для одарённых детей, и детей с ограниченными возможностями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно;
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир аппликации»:
- по целевому обеспечению – развивающая;
-по образовательному обеспечению – технологическая;
-по уровню освоения – общекультурный уровень и - по форме организации – творческие мастерские, групповая, индивидуальная;
- по характеру деятельности – творческая, совместная деятельность педагога и детей;
- по ступеням образовательной модели – детские группы;
- по возрастным особенностям – разновозрастная, для детей 4-7 лет;
- по временным показателям – на 3 года обучения;
- количество учебных часов в неделю на группу:
первого года обучения – 4-5 лет (1 занятие по 20 мин.- 1 раз в неделю);
второго года обучения – 5-6 лет (1 занятие по 25 мин.- 1 раз в неделю);
третьего года обучения – 6-7 лет (2 занятия по 30 мин.- 1 раз в неделю);
-количество учебных часов:
группа 1-го и 2-го года обучения – по 38 учебных часа в год;
группа 3-го года обучения – 76 учебных часов в год;
-количество воспитанников в группах:
группа 1-го года обучения – 12-15 человек;
группа 2-го года обучения – 10-12 человек;
группа 3-го года обучения – 10-12 человек;
-при необходимости могут формироваться разновозрастные группы;
-процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
1 год обучения – начальной подготовки, дети 4- 5 года;
2 год обучения – учебно-творческий, дети 5-6 лет;
3 год обучения – учебно-творческий, дети 6-7 лет.
- состав учебной группы – постоянно-переменный;
-особенности набора детей – свободный;
-форма занятий – групповая, разновозрастная, индивидуальная;
-место проведения – учебный кабинет Центра, детского сада.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты предусматривают умения:
- назвать разновидности бумаги их отличительные особенности;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- выполнять несложные приемы по изготовлению изделия;
- уважительное отношение к своему и к чужому труду и его результатам.
Метапредметными результатами являются умения:
- Выполнять простые по композиции аппликации;
- Организовывать рабочее место;
- Соблюдать правила безопасности работы с инструментами и приспособлениями.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года воспитанники 1 года обучения должны:
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
- составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
К концу учебного года воспитанники 2 года обучения должны:
– иметь представления о различных видах бумаги в целом;
- иметь представление о технике безопасности и организации рабочего места;
- ознакомится с материалами различных видов, включая природный материал, цветовой гаммой;
- развить мелкую моторику рук;
- ознакомится с основными приёмами художественной обработки бумаги;
- ознакомится с техникой оригами;
-ознакомится с основными приемами работы в технике «обратная» аппликация;
– уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
– уметь работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
К концу учебного года воспитанники 3 года обучения должны:
- знать правила техники безопасности и организации рабочего места;
- уметь четко работать с инструментами;
- переводить шаблоны на бумагу;
- знать технологический процесс изготовления аппликаций;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки;
- уметь эстетично оформить творческую работу;
- уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ, портфолио учащихся.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
первого года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
Тема 1 Вводное занятие. «Дары осени» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 2 «Золотая осень» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 3 «Насекомые» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 4 «Зимние мотивы» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 5 «Животный мир» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 6 «Транспорт» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 7 «Птицы» | 1 | 2 | 3 | |
Тема 8 «Сувениры к праздникам» | 1 | 6 | 7 | |
Тема 9 «Геометрические фигуры» | 1 | 2+1 (резерв) | 4 | |
Итого | 9 | 29 | 38 |
второго года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
Тема 1 Вводное занятие. «Дары осени» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 2 «Золотая осень» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 3 «Насекомые» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 4 «Зимние мотивы» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 5 «Животный мир» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 6 «Национальные орнаменты» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 7 «Птицы» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 8 «Объёмная аппликация» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 9 «Сувениры к праздникам» | 1 | 3 | 4 | |
Резерв | 2 | |||
Итого | 9 | 27 | 38 |
третьего года обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | ||
Тема 1 Вводное занятие. «Дары осени» | 1 | 7 | 8 | |
Тема 2 «Золотая осень» | 1 | 7 | 8 | |
Тема 3 «Насекомые» | 1 | 7 | 8 | |
Тема 4 «Зимние мотивы» | 1 | 7 | 8 | |
Тема 5 «Объёмная аппликация» | 1 | 7 | 8 | |
Тема 6 «В гостях у сказки» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 7 «Мир профессий» | 1 | 7 | 8 | |
Тема 8 «Объёмные работы из втулок» | 1 | 3 | 4 | |
Тема 9 «Открытки к праздникам» | 1 | 17+ 2(резерв) | 20 | |
Итого | 9 | 67 | 76 |
Примечание: по каждой теме для закрепления знаний, умений и навыков детей допускается изготовление вариативных видов творческих работ: аппликация по выбору учащегося согласно теме учебно-тематического плана.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Теоретические сведения. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Общие понятия, требования. История возникновения бумаги. Разновидности бумаги и картона, их отличительные особенности. Правила использования клея.
Практическая работа. Просмотр сортов и разновидностей бумаги и картона.
«Дары осени» (3 ч.)
Теоретические сведения. Развитие пространственных представлений и ориентировок - «в центре», «с края», «слева», «справа», «спереди», «сзади, «между», «около», «на одинаковом расстоянии». Знания о форме, цвете их полезные свойства.
Практическая работа. Изготовление овощей и фруктов (яблоко, вишенка, огурец, помидор).
Тема 2. «Золотая осень» (4 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с понятием золотая осень. Подбор бумаги, подходящий по цвету, размеру, форме.
Практическая работа. Изготовление гриб «Масленок», ёжик, осеннее дерево из кружочков, туча с дождиком.
Тема 3 . «Насекомые» (4 ч.)
Теоретические сведения. Место и условия обитания насекомых.
Практическая работа. Изготовление насекомых (стрекоза, бабочка, муравей, улитка).
Тема 4. «Зимние мотивы» (4 ч.)
Теоретические сведения. Фантазия и творчество в изготовлении зимних мотивов - требования для подбора необходимых материалов и аксессуаров, их характеристики.
Практическая работа. Изготовление зимних мотивов (узор на шапочке, новогодняя рукавичка, ёлочная игрушка, праздничная ёлочка).
Тема 5. «Животный мир» (4 ч.)
Теоретические сведения. Место и условия обитания животных, обитателей морей.
Практическая работа. Изготовление животных (лиса, медведь), символ года. Морских обитателей (осьминог, касатка, дельфин).
Тема 6. «Транспорт» (4 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с транспортами. Научить различать по внешнему виду, знание основных частей.
Практическая работа. Изготовление грузовой машины, кораблик из квадратов, легковая машина, паровоз).
Тема 7. «Птицы» (3 ч.)
Теоретические сведения. Место и условия обитания птиц.
Практическая работа. Изготовление птиц (сова, утка, курочка).
Тема 8. «Сувениры к праздникам» (7 ч.)
Теоретические сведения. История праздников, народные традиции. Способы изготовления сувениров из бумаги, картона.
Практическая работа. Изготовление открытки ко дню Народного единства, дню Матери, символ года, дню Валентина, 23 февраля, 8 марта, сувенир к Пасхе, дню космонавтики, 1 мая, день Победы.
Тема 9. «Геометрические фигуры» (4 ч.)
Теоретические сведения. Геометрические фигуры в окружающих нас предметах. Классифицировать их по размеру и цвету.
Практическая работа. Изготовление пирамидки, воздушный змей, гусеницы, цыпленка, мороженое.
Диагностика первого года обучения:
1. Создают изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшают заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умение аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Волшебный мир аппликации» выставка работ.
II –года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Общие понятия, требования. Правила ТБ и ПБ. Понятие об аппликации
Теоретические сведения. Сведения об охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Правила безопасности труда при работе с ножницами. Способы создания аппликации. История возникновения.
«Дары осени» (3 ч.)
Теоретические сведения. Закрепить знания о форме, цвете овощей их полезные свойства.
Практическая работа. Изготовление овощей и фруктов (груша, виноград, морковь, свекла).
Тема 2. «Золотая осень» (4 ч.)
Теоретические сведения. Подбор бумаги, подходящий по цвету, размеру, форме.
Практическая работа. Изготовление грибов (лисичка, мухомор), ваза с осенними листьями, объёмный ёжик, разноцветный зонтик.
Тема 3 . «Насекомые» (4 ч.)
Теоретические сведения. Повторение пройденного материала: место и условия обитания насекомых и птиц.
Практическая работа. Изготовление насекомых (божья – коровка, кузнечик, змей, жук).
Тема 4. «Зимние мотивы» (4 ч.)
Теоретические сведения. Фантазия и творчество в изготовлении зимних мотивов.
Практическая работа. Изготовление новогоднего колокольчика, снежинки, снегирь на ветке, ёлочка со звездой, синичка.
Тема 5. «Животный мир» (4 ч.)
Теоретические сведения. Повторение пройденного материала: место и условия обитания домашних и диких животных, обитателей морей.
Практическая работа. Изготовление животных (белочка, заяц или поросенок), морских обитателей (пингвин, черепаха, дельфин).
Тема 6. «Национальные орнаменты» (4 ч.)
Теоретические сведения. История и знакомство с национальными орнаментами в декоративной аппликации. Чувашские орнаменты и их значения.
Практическая работа. Изготовление русского, чувашского, татарского, казахского орнамента.
Тема 7 . «Птицы» (4 ч.)
Теоретические сведения. Повторение пройденного материала: место и условия обитания птиц.
Практическая работа. Изготовление птиц (попугай, жар-птица, страус).
Тема 8. «Объёмная аппликация» (4 ч.)
Теоретические сведения. Ознакомление с понятием объемная аппликация. Объемное моделирование на плоскости из цветной бумаги.
Практическая работа. Изготовление объёмной аппликации (одуванчик, цветущая яблоня, ласточка).
Тема 9. «Сувениры к праздникам» (4 ч.)
Теоретические сведения. История праздников, народные традиции. Способы изготовления сувениров из бумаги.
Практическая работа. Изготовление открытки ко дню Народного единства, дню Матери, символ года, дню Валентина, 23 февраля, 8 марта, сувенир к Пасхе, дню космонавтики, 1 мая, день Победы.
Диагностика второго года обучения:
1. Создают сюжет из вырезанных фигур.
2. Украшают заготовки в мозаичной технике.
3. Составляют несложные композиции, используя разнообразные приемы обрезания и обрывания.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Волшебный мир аппликации» выставка работ.
III –года обучения
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Общие понятия, требования. Правила ТБ и ПБ. Понятие об аппликации
Теоретические сведения. Сведения об охране труда и санитарно-гигиеническим требованиям. Правила безопасности труда при работе с ножницами. Способы создания аппликации. История возникновения.
«Дары осени» (7 ч.)
Теоретические сведения. Закрепить знания о форме, цвете овощей их полезные свойства.
Практическая работа. Изготовление фруктов и овощей (арбуз в разрезе, ящик с яблоками, фруктовый натюрморт, овощи на тарелке).
Тема 2. «Золотая осень» (8 ч.)
Теоретические сведения. Подбор бумаги, подходящий по цвету, размеру, форме.
Практическая работа. Изготовление объёмного осеннего дерева, объёмный ёжик с яблоком, тыква с мышкой, девочка с зонтиком.
Тема 3 . «Насекомые» (8 ч.)
Теоретические сведения. Повторение пройденного материала: место и условия обитания насекомых и птиц.
Практическая работа. Изготовление насекомых (гусеница, пчела, жар-птица, жук-олень).
Тема 4. «Зимние мотивы» (8 ч.)
Теоретические сведения. Фантазия и творчество в изготовлении зимних мотивов.
Практическая работа. Изготовление новогодний сапожок, зимнее кружевное дерево, объёмный Дед Мороз, символ года.
Тема 5 . «Объёмная аппликация» (8ч.)
Теоретические сведения. Ознакомление с понятием объёмная аппликация. Объёмное моделирование на плоскости из цветной бумаги и картона.
Практическая работа. Изготовление снегиря, синички, ангелочка, божьи -коровки, бабочки.
Тема 6. «В гостях у сказки» (4ч.)
Теоретические сведения. История и знакомство со сказочными персонажами. Практическая работа. Изготовление персонажей из сказок "Лиса и волк", "Теремок".
Тема 7. «Мир профессий» (8 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с профессиями.
Практическая работа. Изготовление доктора, повара, строителя, парикмахера.
Тема 8. «Объёмные работы из втулок» (4 ч.)
Теоретические сведения. Знакомство с техникой изготовления различных поделок из втулок. Возможности использования бросового материала.
Практическая работа. Изготовление поделок (божья – коровка, львенок).
Тема 9. «Открытки к праздникам» (20 ч.)
Теоретические сведения. История праздников, народные традиции. Способы изготовления сувениров из бумаги, картона.
Практическая работа. Изготовление открытки ко дню Народного единства, дню Матери, Нового года, дню Валентина, 23 февраля, 8 марта, сувенир к Пасхе, дню космонавтики, 1 мая, день Победы.
Диагностика третьего года обучения:
1. Создают сюжет из вырезанных фигур.
2. Украшают заготовки в различных техниках.
3. Составляют несложные композиции, используя разнообразные приемы обрезания и обрывания.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Аттестация по итогам усвоения учебной программы «Волшебный мир аппликации» выставка работ.
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I –год обучения (4-5 лет)
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. «Дары осени» | 1 | |
Яблоко | 1 | ||
Вишня | 1 | ||
Помидор | 1 | ||
Огурец | 1 | ||
октябрь | «Золотая осень» | ||
Гриб маслёнок | 1 | ||
Ёжик (простой) | 1 | ||
Осеннее дерево из кружочков | 1 | ||
Туча с дождиком | 1 | ||
ноябрь | Изготовление флага России ко дню Народного единства | 1 | |
«Насекомые» | |||
Стрекоза | 1 | ||
Бабочка | 1 | ||
Муравей | 1 | ||
Открытка ко дню Матери | 1 | ||
декабрь | «Зимние мотивы» | ||
Узор на шапочке | 1 | ||
Новогодняя рукавичка | 1 | ||
Ёлочная игрушка | 1 | ||
Праздничная ёлочка | 1 | ||
январь | «Животный мир» | ||
Символ года | 1 | ||
Лиса | 1 | ||
Кошечка | 1 | ||
Морские обитатели | |||
Осьминог | 1 | ||
февраль | Касатка | 1 | |
Изготовление Валентинки | 1 | ||
«Транспорт» | |||
Грузовая машина | 1 | ||
Кораблик из квадратов (открытка ко дню 23 февраля) | 1 | ||
март | Легковая машина | 1 | |
Открытки на 8 марта | 1 | ||
Троллейбус | 1 | ||
«Птицы» | |||
Сова | 1 | ||
апрель | Уточка (курочка) | 1 | |
Открытка ко дню космонавтики | 1 | ||
Открытка на Пасху | 1 | ||
«Геометрические фигуры» | |||
Пирамида | 1 | ||
май | Гусеница | 1 | |
Открытка на 9 мая | 1 | ||
Воздушный змей | 1 | ||
Цыплёнок | 1 | ||
Итого | 38 |
II -год обучения (5-6 лет)
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. «Дары осени» | 1 | |
Груша | 1 | ||
Виноград | 1 | ||
Морковка | 1 | ||
Свекла (баклажан) | 1 | ||
октябрь | «Золотая осень» | ||
гриб «Лисичка» | 1 | ||
Ваза с осенними листьями | 1 | ||
Объёмный ёжик | 1 | ||
Разноцветный зонтик | 1 | ||
ноябрь | Изготовление флага России ко дню Народного единства | 1 | |
«Насекомые» | |||
Божья – коровка | 1 | ||
Кузнечик | 1 | ||
Жук (змея) | 1 | ||
Изготовление открытки ко дню Матери | 1 | ||
декабрь | «Зимние мотивы» | ||
Новогодний колокольчик | 1 | ||
Снежинка | 1 | ||
Снегирь на ветке | 1 | ||
Изготовление новогодней открытки | 1 | ||
январь | «Животный мир» | ||
Символ года | 1 | ||
Заяц | 1 | ||
Белочка | 1 | ||
Морские обитатели | |||
Пингвин | 1 | ||
февраль | Черепаха | 1 | |
Изготовление Валентинки | 1 | ||
Изготовление открытки на 23 февраля | 1 | ||
«Национальные орнаменты» | |||
Изготовление русского орнамента | 1 | ||
март | Изготовление чувашского орнамента | 1 | |
Изготовление открытки на 8 марта | 1 | ||
Изготовление татарского орнамента | 1 | ||
Изготовление казахского орнамента | 1 | ||
апрель | «Птицы» | ||
Попугай | 1 | ||
Изготовление открытки ко дню космонавтики | 1 | ||
Веточка вербы | 1 | ||
Изготовление открытки «Светлая Пасха» | 1 | ||
май | Ласточка | 1 | |
Изготовление открытки ко дню Победы | 1 | ||
«Объёмная аппликация» | |||
Одуванчик | 1 | ||
Цветущая яблоня | 1 | ||
Итого | 38 |
III -года обучения (6-7 лет)
месяц | № | Тема занятия | Кол – во часов |
сентябрь | Вводное занятие. «Дары осени» Арбуз в разрезе | 2 | |
Ящик с яблоками | 2 | ||
Фруктовый натюрморт | 2 | ||
Овощи на тарелке | 2 | ||
октябрь | Открытка ко дню пожилого человека | 2 | |
«Золотая осень» Объёмное осеннее дерево | 2 | ||
Объёмный ёжик с яблоком | 2 | ||
Тыква с мышкой | 2 | ||
Гусеница | 2 | ||
ноябрь | Изготовление флага России ко дню Народного единства | 2 | |
«Насекомые» | |||
Бабочки с объёмными крылышками | 2 | ||
Пчёлка | 2 | ||
Жук-олень | 2 | ||
Открытка ко дню Матери | 2 | ||
декабрь | «Зимние мотивы» | ||
Новогодний сапожок | 2 | ||
Зимнее кружевное дерево | 2 | ||
Объёмный Дед Мороз, | 2 | ||
Новогодняя открытка символ года | 2 | ||
январь | «Объёмная аппликация» | ||
Ангелочек | 2 | ||
Синичка | 2 | ||
Снегирь | 2 | ||
Бабочка | 2 | ||
февраль | «В гостях у сказки» | ||
Лиса и волк | 2 | ||
Открытка ко дню Валентина | 2 | ||
Открытка на 23 февраля | 2 | ||
Теремок | 2 | ||
март | Открытка на 8 марта | 2 | |
«Мир профессий» | |||
Доктор | 2 | ||
Повар | 2 | ||
Строитель | 2 | ||
апрель | Парикмахер | 2 | |
Открытка ко дню космонавтики | 2 | ||
Верба в вазе | 2 | ||
Открытка на Пасху | 2 | ||
май | Открытка к празднику весны и труда (1 мая) | 2 | |
Открытка ко дню Победы | 2 | ||
«Объёмные работы из втулок» | |||
Божья – коровка | 2 | ||
Львёнок | 2 | ||
Итого | 76 |
Примечание: по каждой теме для закрепления знаний, умений и навыков детей допускается изготовление вариативных видов творческих работ: аппликация по выбору учащегося согласно теме учебно-тематического плана.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- классное помещение: просторное, хорошо отапливаемое и освещенное;
- мебель: столы, стулья;
- наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий;
- желание детей заниматься.
Материалы и оборудование по аппликации
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий:
• цветную бумагу, картон;
• ножницы;
• клей;
• кисточку;
• подставку для кисточки;
• клеенка для намазывания фигур;
• коробочку для обрезков;
• чистую салфетку.
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.
Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх.
Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.
Наклеивают фигуры клеем ПВА или клеем – карандашом. При работе с клеем нужно выполнять правила техники безопасности:
Фигуры намазывают клеем на клеенке.
Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.
Материальные затраты.
Работа детского творческого объединения «Волшебный мир аппликации», требует достаточных материальных затрат. Необходимые материалы и инструменты для успешной работы кружка: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, клеенка, салфетки. А также необходима различная учебная и методическая литература, наглядные учебные пособия.
Объем и источники финансирования: помощь администрации МА ДОУ «Козловский ЦРР - детский сад «Пчёлка», спонсорская помощь родителей.
Формы обучения: на первом этапе фронтальный; на втором этапе фронтально-индивидуальный; на третьем этапе групповой.
Методы обучения. Выбор форм и методов обучения зависит от степени сложности изучаемого материала, уровня подготовки воспитанников, эмоционального настроя группы и желания воспитанников работать. Используются:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.
Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Диалогический метод: диалог между воспитанником и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов.
Эвристический метод: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия, творческие работы, проводят поиск новых решений.
Проблемно-исследовательские методы: воспитанники совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.
Игровые методы: занятие-путешествие, игра, соревнование.
Педагог должен стремиться к созданию на занятиях атмосферы увлеченности и творческой активности детей, этому способствует возможность коллективного выполнения работ и игровой метод обучения.
На каждом занятии проводятся оздоровительные минутки (игры и упражнения для снятия утомляемости, напряжения, выработки правильной осанки).
Критерии достижения цели программы.
Ожидается, что за три года обучения воспитанники детского творческого объединения «Волшебный мир аппликации» усвоят учебную программу в полном объёме. Ребята научатся пользоваться различными приспособлениями, соблюдая технику безопасности, смогут правильно организовать свое рабочее место, самостоятельно (при минимальной помощи взрослого) или по учебной литературе выполнить аппликацию, несложные сувениры и подарки, выполнить творческую работу для своего возраста.
Механизм определения результативности программы.
Оценка реализации дополнительной общеразвивающей программы зависит от успешности усвоения воспитанниками содержания учебной программы. Способами и формами выявления результатов усвоения учебной программы «Волшебный мир аппликации» являются беседа, опрос, наблюдение, выставки, конкурсы, диагностические игры, тестирование. О степени усвоения учебной программы можно судить по результатам промежуточной (в середине декабря) и итоговой (в середине мая) аттестации учащихся. Способами оценивания уровня достижений учащихся, степени усвоения учебной программы является аттестация воспитанников в форме практической работы, а также мониторинг участия детей в конкурсах различного уровня.
Формами фиксации результатов обучения являются записи достижений воспитанников в журнале кружковой работы, оформление портфолио – Грамоты, Дипломы, Сертификаты, Благодарности по итогам участия в конкурсах, итоговые выставки готовых работ, отзывы родителей и детей, данные мониторинга в электронной базе данных.
Работа с родителями.
Один раз в полугодие проводятся родительские собрания, открытые занятия, промежуточные и итоговые выставки воспитанников с приглашением родителей. Также с родителями проводится беседы "Развитие творческих способностей в процессе декоративной аппликации", "Детское творчество в вашей семье"; памятки "Как организовать занятия аппликацией дома", "10 заповедей родителям по развитию творческих способностей детей"; папки-передвижки с методическими рекомендациями.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Участие в массовых районных, городских, республиканских и всероссийских мероприятиях, благотворительной деятельности. | в течение года |
2 | Внедрение здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, упражнения для глаз, для осанки, пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук. | в течение года |
3 | Открытые занятия для родителей, итоговые выставки детских работ. | 1 раз в полугодие |
4 | Постоянно поддерживать связь с родителями | в течение года |
5 | Провести беседы: - «Знай и соблюдай правила дорожного движения»; - беседа о противопожарной безопасности «Что предпринять в чрезвычайной ситуации»; - «Осторожно, тонкий лед!»; - «Антитеррористическая безопасность»; - беседа «Здоровое питание» | в течение года |
VIII . ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА:
- повышать свой педагогический опыт через методическую литературу, интернет, курсы повышения квалификации и широко использовать ее в работе;
- работа с сайтом (фото воспитанников, наградные материалы, доклад, воспитательную работу с родителями, открытое занятие);
- совершенствовать свое мастерство, широко использовать в работе инновационные технологии и материалы;
- принимать участие в конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»;
посещать открытые занятия педагогов;
- выступление на педагогических и методических советах;
- размещение статьи, фото кружковцев в журналах, газете «Знамя»;
- перенимать передовой педагогический опыт, рассматриваемый на педагогических и методических советах.
IX. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Для педагога
- Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия развития», 1999.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
- Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2015.
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2018.
Для детей и родителей
- Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
- Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги» Москва, «АЙРИС-пресс», 2008.
- Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2016.
- Коллекция идей. ЗОА «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». Серия журналов: № 2, № 7-12, 2003. № 7-12, 2004. № 1-3, 5, 6, 2005. № 7-17, 2007. № 1-12, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года
Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир поделок" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 7-14 лет сроком реализации 2 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир поделок» создана для обучения детей 7-14 лет сроком реализации 2 года, разработан...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Художественные изделия из фоамирана и изолона» для детей 10-15 лет
Через знакомство и приобщение обучающихся к декоративно - прикладному искусству, оказывается влияние на формирование художественного вкуса и открывается простор для последующего совершенствования твор...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года
Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года
Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Говорим по-английски» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года
Программа «Говорим по-английски» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего и среднего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению и...